Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРКТИЧЕСКИМ РЕГИОНОМ

Родионова И.А. 1 Липина С.А. 2 Журавель В.П. 3 Пушкарев В.А. 4
1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
2 ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) Минэкономразвития России и РАН
3 Институт Европы Российской академии наук
4 Некоммерческое партнерство «Российский Центр освоения Арктики»
Важнейшими задачами государственного управления в настоящее время являются обеспечение экологической безопасности страны, сохранение ресурсов государства для будущих поколений, поиск путей безопасного развития. В статье подчеркивается, что реализация стратегии развития Арктической зоны России, а также региональная и муниципальная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку социальное и экологическое благополучие и здоровье населения находятся в неразрывном единстве. Базовым принципом обеспечения экологической безопасности Арктики является приоритет экологических проблем в реализации экономических мероприятий, которые должны давать как экономические, так и экологические выгоды. Работа по очистке Российской Арктики от загрязнений в настоящее время стали важнейшими в деятельности не только экологов, но и представителей власти и бизнеса Арктического региона.
недропользование
природопользование
стратегическое планирование
Арктический совет
Арктика
экологическая безопасность
государственное управление
1. Арктический совет. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us/arctic-council/history
2. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"». Электронный ресурс. Режим доступа: http://government.ru/docs/11967/
3. Путин В.В. Приветственное слово //Материалы Международной конференции «Актуальные проблемы устойчивого развития и обеспечения безопасности в Арктике», Совет безопасности РФ, Нарьян-Мар, 2014 г.
4. Родионова И.А., Лиманская Е.М. Дифференциация регионов Крайнего Севера России по уровню и качеству жизни населения // Региональная экономика: теория и практика, № 3 (138) – 2010. С. 77‒86 С.
5. Сморчкова В.И., Сулимова Т.С. Социальная ответственность бизнеса в северных регионах России //Социальная политика и социальное партнерство, 2014. № 7. С. 13‒30.
6. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации будут обнародованы с целью общественного обсуждения //Экология производства. Научно-практический портал. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ecoindustry.ru/news/view/39994.html
7. Трескин В. Липина С. Региональная специфика экономического развития Российского Севера и проблемы геоэкологической безопасности (на примере Ненецкого автономного округа) //Современные производительные силы, № 4, 2013. С.44‒58
8. Третий Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» //Информационный архив Русского географического общества. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.rgo.ru/otkroj-rossiyu/arctic/
9. Шевчук А.В., Липина С.А. Экологические аспекты развития Арктической зоны Российской Федерации //Арктические ведомости. М.: Международный издательский дом «Арктика» (ООО ИД «Арктика»), № 2, 2014. С. 170‒175.
Важнейшими задачами государственного управления в настоящее время являются обеспечение экологической безопасности страны, сохранение ресурсов государства для будущих поколений, поиск путей безопасного развития. Экологическая составляющая занимает ныне центральное место в системе характеристик и оценок состояния экономики не только государств, но и отдельных регионов мира, поскольку индикаторы других групп (природно-ресурсные, экономические, социальные и др.) способны в настоящее время объективно характеризовать направление развития территории только при контроле за окружающей средой и в соотнесении со значениями экологических индикаторов.

Недостаточный учет экологического фактора при планировании развития промышленности в предыдущие годы, накопленные характерные экологические, экономические, социальные проблемы диктуют поиск новых подходов к стратегическому планированию с принятием неотложных и эффективных мер по стимулированию инвестиций в инновационные экотехнологии и продукты, чтобы обеспечить синергизм между тремя основными уровнями развития - экономическим ростом, социальным благополучием и охраной окружающей среды и здоровья людей. Так, для обеспечения выполнения поручения Президента Российской Федерации о разработке проектов Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и плана ее реализации (подп. 1.1 п. 1 Протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 20.11.2013 г., утвержден Президентом Российской Федерации 04.12.2013 г. № Пр-2844) в целях разработки проектов стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и плана ее реализации распоряжением Минприроды России от 30.04.2014 г. № 12-р была образована межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители аппарата Совета Безопасности РФ, Российской академии наук, Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России, федеральных органов исполнительной власти (Минприроды России, Минздрава России, Минэкономразвития России, ФСБ России, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Росгидромета, ФАНО России) и других организаций. Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН стали основными разработчиками Проекта Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. [6].

В представленном проекте Стратегии экологической безопасности России на период до 2025 г. по итогам предложений РАН, федеральных министерств и ведомств отмечается, что экологическая безопасность определяется как состояние защищенности природной среды, граждан, хозяйствующих субъектов, общества и государства в целом от негативных последствий и потенциальных угроз, которые связаны с происходящими и будущими изменениями окружающей среды. Она является составной частью национальной безопасности РФ. Необходимость обеспечения экологической безопасности гражданина России следует из его прав на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации) и регламентируется основными требованиями к качеству окружающей природной среды (Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»).

Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Арктики

Концептуальные положения Стратегии базируются на фундаментальной взаимосвязи процессов обеспечения экологической безопасности, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и перехода на принципы «зеленой» экономики и «зеленого» роста, в том числе с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, основываются на особой роли России в обеспечении глобальной экологической безопасности, защите национальных интересов во внешнеполитической сфере. Настоящий документ учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Конференции ООН по устойчивому развитию РИО+20, 2012 г. и иных международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

Безусловно, каждый регион Российской Федерации на сегодняшний день должен задуматься о планировании деятельности в сфере обеспечения экологической безопасности. Кризисные явления последних лет и формирование новой экономической модели в постиндустриальных странах заставили многие международные организации и институты активизировать исследования самого качества современного экономического роста для поиска инновационных моделей, обеспечивающих гармоничное развитие природы и человека. В работах по проблемам устойчивого развития начинает использоваться все чаще именно такой системный подход, при котором рассматривается сложная структура показателей, включающая в себя общественную и экологическую системы, социальное, экономическое и природное взаимодействие.

Особо актуальна постановка этой задачи для Арктического региона, где решение экологических проблем должно осуществляться через строгие ограничения на хозяйственную, научную и туристическую деятельность, активное резервирование новых территорий в Арктике, таких как национальные парки, заповедники, использование стратегических резервов нации и использование высоких технологий в базовых, ресурсных отраслях и секторе услуг. Крупные инвестиционные проекты в Арктике должны в обязательном порядке подвергаться комплексной государственной экспертизе, позволяющей учесть в совокупности экономические, социальные, экологические, оборонные и политические факторы для принятия решений. Поиск баланса между освоением ресурсов Арктики и сохранением уникальных особенностей этой уникальной в мире экосистемы - действительно глобальный вызов. Арктика является одним из наиболее чувствительных к загрязнению окружающей среды регионов. Как следует из научных отчетов проекта ЮНЕП/ГЭФ НПД-Арктика (2005-2010 гг.), значительные природоохранные проблемы в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) связаны в основном с наличием в регионе так называемых горячих точек - экологически опасных для ландшафтов, где велась интенсивная хозяйственная деятельность, из которых наиболее опасны загрязнение нефтью и нефтепродуктами, химическое загрязнение тяжелыми металлами, стойкими органическими загрязнителями, твердыми отходами и т.д. Отметим, что необходимость решения задачи по оценке реального состояния всех загрязненных территорий в качестве стартового уровня для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба определена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г.

Арктика на сегодняшний день, пожалуй, как никогда ранее нуждается в особом внимании и бережном отношении. Рост экологических рисков и ответственность недропользователей при освоении месторождений, в том числе Арктического шельфа, являются теми краеугольными проблемами, которые возникают при использовании природных ресурсов и расширении сырьевой базы углеводородов на этих хрупких и экологических уязвимых северных территориях [5]. Поэтому, сознавая ответственность за сохранение экологической стабильности в районах Крайнего Севера, российским правительством принята Стратегическая программа действий по охране окружающей среды Арктической зоны. Разработана и утверждена «Государственная программа социально-экономического развития российской Арктики на период до 2020 года», где предусматривается и установление особых режимов природопользования [3]. А это значит, что приоритетом, а также ключевым принципом освоения Арктики, развития ее территории должно быть природосбережение. Обеспечение баланса между антропологическим воздействием и сохранением окружающей среды должно обеспечивать следующие меры: организация системы безопасного обращения с отходами, охрана водных объектов, ликвидация накопленного экологического ущерба и анализ экологической ситуации в недропользовании и в том числе - утилизация попутного нефтяного газа [7]. При этом право добывать нефть в местах, где ледяной покров сохраняется большую часть времени года, должны получать такие компании, которые имеют самые современные, инновационные технологии добычи и обладают финансовыми ресурсами для реализации системообразующих нефтегазовых проектов.

В частности, Президент РФ В.В. Путин на III Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» 24-25 сентября 2013 г. в г. Салехарде напомнил, что Россия планирует расширить особоохраняемые природные территории в регионе и что в настоящий момент их площадь составляет 322 тыс. кв. км, т. е. 6% территории всей российской Арктики [8]. При этом Владимир Путин призвал международных партнеров, наших соседей по арктической зоне, присоединиться к решению экологических проблем уникального арктического региона.

Для обсуждения совместных мер по защите окружающей среды Арктики еще 25 лет назад собирались в Финляндии должностные лица восьми арктических государств. О создании Арктического совета (АС) была подписана Декларация в Оттаве (Канада) 19 сентября 1996 г. представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции. В соответствии с Оттавской декларацией АС является межправительственным форумом высокого уровня, обеспечивающим содействие сотрудничеству, согласованной деятельности и взаимодействию между арктическими государствами с привлечением коренных общин и остальных жителей Арктики к работе над общими проблемами арктического региона, особенно в сфере устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике [1]. Одним из важнейших достижений работы АС стала Стратегия защиты окружающей среды Арктики, в которой разработчиками и непосредственными исполнителями являлись восемь арктических государств: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки. Также в разработке этого важного международного документа принимали участие и наблюдатели: Приполярная конференция инуитов, Северный совет саамов, Ассоциация малых народов Севера СССР (Российской Федерации), Федеративная Республика Германия, Польша, Соединенное Королевство, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде и Международный арктический научный комитет. Следует пояснить, что Стратегию охраны окружающей среды Арктики (AEPS) разработали участники Рованиемского процесса в 1991 г., т. е. еще до создания Арктического Совета. Но потом в Арктическом совете были созданы рабочие группы в соответствии с основными направлениями этой стратегии. АС разрабатывал региональную программу устойчивого развития, в рамках которой каждая страна разрабатывала свой Национальный План действий по защите морей Арктики от антропогенного загрязнения - НПД-Арктика.

Российская Федерация ведет активную работу в целях содействия сотрудничеству государств Арктического региона в сфере устойчивого развития и защиты окружающей среды Арктики. Занимая активную позицию в АС, принимая непосредственное участие во всех его мероприятиях, Россия инициирует проведение международных встреч высоких представителей государств - членов АС, стран - наблюдателей АС и зарубежной научной общественности под эгидой аппарата Совета Безопасности РФ. Так, первая международная встреча состоялась в рамках перехода на атомном ледоколе «Ямал» в августе 2011 г. по трассе Северного морского пути и позволила ознакомиться с разными точками зрения экспертов по всему комплексу проблем Арктики, обозначить приоритеты сотрудничества в этом непростом и стратегически важном регионе. На второй встрече в 2012 г. в Мурманской области участники ознакомились с условиями несения службы российскими пограничниками в самом северном пограничном отделении ФСБ России «Нагурское». В 2013 г. плодотворно прошла третья встреча в Салехарде. Участники побывали на дрейфующей станции «Барнео» и на Северном полюсе. 5-7 августа 2014 г. в Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ) прошел уже 4-й форум. Международная встреча была посвящена определению новых приоритетов, обоснованию новых путей развития, природосбережению Арктических территорий, сохранению экологической стабильности в районах Крайнего Севера, сохранению, поддержанию природных систем Арктики, обеспечению безопасности национальных информационных инфраструктур, усилению мер по обеспечению комплексной безопасности северного макрорегиона, а самое главное - заботливому государственному отношению к малочисленным коренным народам Севера.

Важно отметить, что развитие Арктической территории России сегодня выступает важнейшим фактором стабилизации экономики страны, является решающим в обеспечении национальной экономической безопасности. Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3,7 млн кв. км, т. е. 18% всей территории нашей страны. Здесь проживает в общей сложности около 2,5 млн человек. В этом же регионе, по оценкам экспертов, сосредоточено 80% российских запасов газа, 70% нефти и 50% угля [4].

В Приветственном слове Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина к участникам международной встречи отмечается: «Россия уделяет особое внимание вопросам всестороннего развития северных территорий. Среди наших приоритетов - формирование бережного, цивилизованного отношения к богатейшим природным ресурсам Арктики, сохранение самобытной культуры и обычаев коренных народов Севера, развитие транспортной системы Северного морского пути и городов Заполярья» [3]. Итоги международной встречи в г. Нарьян-Мар еще раз убедительно показали, что важнейшим национальным приоритетом России в Арктике является развитие этого региона как зоны мирного сотрудничества со странами Арктического совета и другими государствами. Представители всех государств-участников подчеркнули важность таких крупных межгосударственных мероприятий, отметили особую заслугу России в подготовке и проведении данной международной встречи. Следующая встреча в таком формате состоится в г. Архангельске в сентябре 2015 г.

Практические шаги по ликвидации накопленных в районах Арктики загрязнений

Инвентаризация загрязненных и нарушенных территорий и объектов (или так называемых горячих точек) является приоритетом экологического партнерства стран, входящих в АС. Например, США уже длительное время ведут подобного рода работы по очистке территории на Аляске. Ведутся похожие работы в Канаде, Норвегии на территориях, из которых были выведены войсковые части. Виды загрязнений зарубежных территорий практически такие же, как на российских, которые были подвержены антропогенному воздействию. В рамках программы AMAP (Arctic Monitoringand Assessment Program) в арктической зоне США, Канады, Норвегии и других стран было выявлено более 2500 «горячих точек». В этот перечень были включены как крупные, так и мелкие источники техногенного воздействия на арктическую природную среду и соответствующие загрязненные (нарушенные) территории и объекты.

Сохранение уникальных арктических экосистем и ликвидация накопленных загрязнений в районах Арктики является ключевой задачей государственной политики и выполнения международных обязательств РФ. Приоритетность изучения и экологической реабилитации загрязненных (нарушенных) природных объектов и экосистем согласуется с задачей сбережения уникальных экологических систем данного региона, определенной в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г.

В Арктической зоне РФ (АЗРФ) и на прилегающих территориях работа по выявлению и идентификации экологических «горячих точек» была начата еще в конце 1990-х гг. (в рамках подготовительного этапа проекта) и продолжена в 2008 г. в процессе реализации проекта ЮНЕП/ГЭФ «Российская Федерация - Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды» (проект НПД-Арктика). Эта работа стала начальным этапом выявления и анализа проблемы НЭУ в Российской Арктике.

В результате в регионе выявлено около 100 «горячих точек». При этом было выделено пять основных экологических проблем: загрязнение окружающей среды; изменение биологического разнообразия и сокращение запасов биоресурсов; деградация земель и нарушение условий землепользования; ухудшение среды обитания коренного населения АЗРФ и условий их традиционного природопользования; негативные последствия и угрозы происходящих глобальных изменений климата.

Работа по очистке Российской Арктики от загрязнений в настоящее время стали важнейшими в деятельности не только экологов, но и представителей власти и бизнеса арктического региона. Так, например, в проект подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» включено мероприятие «Обеспечение экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации» с реализацией в 2014-2020 гг. В его рамках предусмотрены следующие работы: «Экологическая реабилитация мест базирования воинских частей и других объектов Вооруженных Сил, оставленных в результате их сокращения, реформирования, технического перевооружения и по другим причинам» и «Ликвидация прошлого экологического ущерба на островах архипелага Земля Франца‒Иосифа, накопленного за предыдущие периоды».

Кроме того, предусмотрено: внедрение новых технологий, в том числе для очистки территории островов, прибрежных зон и акваторий арктических морей от антропогенных загрязнений; проведение научных исследований по оценке номенклатуры и количественных характеристик негативных воздействий (рисков) на окружающую среду; проведение прогнозных оценок типов и количества образующихся опасных отходов, выбросов вредных веществ; создание технологии сбора и переработки накопленных опасных отходов в условиях арктического побережья с использованием модульного транспортабельного комплекса.

В июне 2014 г. в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) было создано некоммерческое партнерство «Российский Центр освоения Арктики», которое свою работу начало на территории острова Белый в Карском море (Остров Белый находится в Карском море, отделен проливом Малыгина от полуострова Ямал, ширина которого в самом узком месте 9 км. Является одной из самых северных точек муниципального образования Ямальского района ЯНАО). Оперативно была организована экспедиция ученых на полуостров Ямал к месту природного феномена, связанного с выбросом газа. Ведется изучение данного явления в рамках деятельности Центра и совершенствования его научной инфраструктуры. Ранее в 2012‒2014 гг. в целях очистки территории острова Белый проводились экологические экспедиции, организованные руководством округа. Остров является местом массового гнездования перелетных птиц; обитания белого медведя, северного оленя, песца, моржей и других животных. На острове Белый расположено несколько священных мест коренных народов Севера, один из главных- Сэр Ири ‒ хранитель всего Ямала.

Так, итогами работы экологической экспедиции летом 2012 г. явился детальный анализ нанесенного экологии острова вреда. Был составлен план действий на период непосредственной очистки в 2013 г. с учетом особенностей применения спецсредств, максимально подходящих для работы в условиях ранимой арктической природы (табл. 1). Первоочередной задачей было обследование наиболее загрязненной территории метеостанции и воинской части, разработка плана действий по очистке территории.

Таблица 1

Сводные данные по загрязнениям о.Белый

№ п/п

Вид загрязнения

Единица измерения

Количество

1

Общее количество загрязненных участков

шт.

5

2

Общее количество бочек

шт.

5000

3

Общее количество резервуаров

шт.

1

4

Общее количество автотехники

шт.

27

7

Общее количество зданий, сооружения технического и хозяйственно-бытового назначения

шт.

24

8

Аккумуляторы свинцовые, отработанные и брак

шт.

46

9

Баллоны кислородные

шт.

23

11

Бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме

Куб. м

15

12

Бытовые отходы

Куб. м

48

14

Дизельное топливо

Куб. м

0,5

15

Известь

Куб. м

2

16

Каменный уголь

Куб. м

15

19

Лом и отходы цветных металлов и сплавов несортированный

тонн

3

20

Лом и отходы черных металлов

тонн

500

21

Мусор строительный от разборки зданий

Куб. м

45

23

Отработанные масла

Куб. м

0,7

26

Отходы буровых растворов

Куб. м

12

28

Отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений

Куб. м

485 000

29

Отходы изолированных проводов и кабелей

Куб. м

17

30

Отходы кирпича (включая шамотный кирпич)

Куб. м

35

32

Отходы рубероида, толи и бумаги, пропитанной битумом

Куб. м

14

33

Отходы тканей, старая одежда

Куб. м

3

34

Отходы упакованных газов (пропан)

шт.

24

37

Смазочные масла неотработанные

Куб. м

0,6

38

Смазочные материалы (твердые смазки)

Куб. м

0,1

39

Стеклянные отходы

Куб. м

10

40

Твердые отходы резины

Куб. м

8

41

Шифер

Куб. м

14

42

Электрическое оборудование, приборы, устройства и их части

шт.

18

Как уже было отмечено выше, в Арктическом регионе основная экологическая проблема связана с накоплением загрязнения окружающей среды в местах концентрации объектов промышленности, транспорта, энергетики и социальной сферы на ограниченных пространствах в районах Арктики, где осваиваются месторождения полезных ископаемых, осуществляются переработка сырья и их транспортировка. Самые значительные накопления загрязняющих веществ и нарушения арктических природных ландшафтов происходили еще в 19301‒980-х гг., когда шел процесс интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов в регионах Севера России. В те годы удельный вес предприятий по добыче и переработке природных ресурсов, функционирование которых сопровождалось образованием значительного количества твердых, жидких и газообразных отходов, составлял около 70% среди общей массы объектов. Экологические и социальные последствия от очагового промышленного освоения и развития в тот период не подсчитывались, что привело к формированию импактных районов с сильными техногенными нарушениями природной среды. Это сказывалось не только на перспективах сохранения природно-ресурсного потенциала, но и на здоровье и благополучии населения, включая коренных жителей Арктики.

В Российской Федерации в последние годы значительно активизировалась работа по защите окружающей среды. Так, Минприроды России проводит серьезную практическую работу в части ликвидации накопленного экологического ущерба. По итогам инвентаризации загрязненных мест было выделено порядка 200 «горячих точек» по всей территории страны, включая объекты, которые расположены в Арктике. Определены к финансированию специальные проекты, в том числе выделена Архангельская область, где отмечены работы, связанные с ликвидацией ущерба на архипелаге Земля Франца‒Иосифа. Экспедиция Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития Российской Федерации Российской академии наук (СОПС) в полевые сезоны 2011‒2012 гг. провела геоэкологическое обследование 6 загрязненных островов архипелага (о. Земля Александры, о. Гофмана, о. Греэм-Белл, о. Гукера, о. Хейса и о. Рудольфа), где раньше располагались военные базы, полигоны, системы ПВО, находились гидрометеостанции и пр. Начиная с 2012 г. по программе, разработанной СОПС, начались работы по очистке территории архипелага Земля Франца‒Иосифа, ведется аналогичная деятельность и в других районах Арктики: остров Врангеля, поселок Амдерма и др.[9].

Заключение

Значимость Российской Арктики обусловлено многими факторами. Это и наличие здесь большей части разведанных запасов углеводородов нашей страны, в том числе на арктическом шельфе, и возможности использования разнообразных природных ресурсов в целях социально-экономического развития, и возрастающее в условиях глобализации значение Северного морского пути, и имеющие место процессы интеграции арктических регионов мира с участием их в международном разделении труда, и др. Иными словам, речь идет о перспективах освоения и сохранения северных территорий России с уже имеющимся и даже увеличивающимся комплексом проблем.

Важно отметить, что по оценкам зарубежных и российских ученых и экспертов окружающая среда большей части Арктической зоны России остается менее загрязненной и сравнительно мало нарушенной, в отличие от многих районов Северного полушария на территории других арктических стран. Это подтверждает и космический мониторинг обстановки.

Отрадно видеть, что есть в нашей стране четко очерченная государственная политика в отношении регионов Крайнего Севера России и приравненных к ним территорий, имеющих свою специфику и требующих бережного к себе отношения. Безусловно, мы все надеемся на улучшение состояния окружающей среды, в том числе и по линии международных обязательств, развития новых направлений, включая инфраструктурные объекты. Особо важно при осуществлении проектов и любого вида промышленных работ в арктической зоне выполнять требования экологической безопасности, минимизировать их негативное воздействие на природу Арктики.

Рецензенты:

Сморчкова В.И., д.э.н., профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС, руководитель программы подготовки управленческих кадров для Севера и Арктики РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва;

Шкваря Л.В., д.э.н., профессор, кафедра политической экономии, экономический факультет, Российский университет дружбы народов, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Родионова И.А., Липина С.А., Журавель В.П., Пушкарев В.А. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРКТИЧЕСКИМ РЕГИОНОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18260 (дата обращения: 16.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674