Социальная работа - одно из функциональных выражений социально-экономической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением.
Являясь организационно-деятельностным воплощением социальной политики государства, социальная работа выдвигает в качестве одной из своих основных функций - развитие и регулирование системы социальных отношений, складывающихся в рамках существующей социальной структуры общества.
Как известно, социальные отношения - это отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Более того, только в рамках этих отношений социальные слои и группы могут существовать и проявлять себя в обществе. Это определяет целостность общества и его функционирование как единого социального организма.
В реальной жизни формой осуществления социальных отношений выступают социальные потребности. В самом широком смысле потребность можно охарактеризовать как нужду субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходима та или иная форма активности. Можно сказать, что потребность есть нужда в поддержании равновесного состояния в системе «субъект-среда».
Критериями выделения потребностей являются основные цели деятельности субъекта и выполнение им функций, связанных с его положением в социальной структуре общества. Другими словами, сущностные потребности социальных групп могут быть определены в связи с их позициями в социальной структуре общества и тенденциями развития последней.
Исходя из этого, потребности клиентов социальной работы можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которые они стремятся, но не всегда могут сами преодолеть в связи с объективными (безработица, бедность и т.д.) и субъективными (старость, инвалидность, сиротство и др.) причинами. Именно это состояние неудовлетворенности, нуждаемости заставляет субъектов социальной работы (государство, общество, социальных работников и др.), а также самих клиентов (человека, семью, категории общества, нуждающихся в социальных услугах и помощи) осуществлять социальные отношения для решения возникающих социальных проблем.
Государство как главный субъект реализации социальной работы создает нормативно-правовую базу и экономические условия, направленные на удовлетворение потребностей населения, и прежде всего, социально уязвимых его категорий. Иными словами, экономико-правовое регулирование социальной работы выступает в социальной действительности как системообразующий фактор в процессе регулирования социальных отношений. Это форма системного государственного вмешательства не только для формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения, но и средство преодоления социальной напряженности и оптимизации социальной структуры.
Принципиальные положения, регулирующие социальные отношения, организацию и деятельность в сфере социальной защиты населения закреплены в законодательстве и других нормативно-правовых документах Российской Федерации. Экономические основы социальной работы, в свою очередь, представляют собой финансовый фундамент, связанный с материальным благосостоянием общества, который отражает совокупность производственных, в том числе финансовых, материальных и организационно-управленческих отношений субъектов и объектов социальной работы.
В новых экономических условиях, в ходе разгосударствления и признания множественности форм собственности, возникла объективная необходимость новых иных организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения.
Понятие «система социальной защиты» заменило понятие «социальное обеспечение», которое использовалось в советской экономике и характеризовало специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
На современном этапе развития российского общества новая цель нормативного регулирования в полной мере присуща Конституции. Она решает не только конкретно юридические, но и широкие социально-экономические задачи, путем установления общих правил и введения единообразия и стабильности в социальную жизнь. Конституция исполняет активную роль в создании не только единой, но и длительной во времени, устойчивой системы урегулированности и порядка.
Базовые формулировки, касающиеся механизма регулирования социальных прав человека в современной России, содержатся в основных актах, провозглашающих цели российского общества и российского государства в социальной сфере. Самая общая из них, как записано в статье 7 Конституции РФ - «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Применительно к индивиду общая конституционная формула определяет центральное социальное право каждого человека - право на личное свободное развитие и достойную жизнь, а также право непосредственно пользоваться условиями, которые должно создать для этого государство.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации несет в себе внутренние противоречия и предпосылки собственного неприятия и даже отчуждения. Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России.
Государство, определенное в Конституции как «социальное», в силу поспешного разрушения преемственности с социалистическими достижениями и расхождения рыночных и социальных приоритетов, оказалось как бы только в начале большого пути. Этот путь начат как движение к социальному правовому государству.
Чрезвычайно существенным здесь следует отметить то обстоятельство, что демократическая система социально-экономических прав не сводится только к государственной защите граждан. Такой механизм регулирования может действовать только в том случае, если государственные гарантии ее осуществления подкрепляются и утверждаются социальной самостоятельностью населения. В зрелых демократиях с правами, обозначающими социально-экономические идеалы и конкретные социально-экономические блага, которые должны быть доступны нормальному человеку, соседствуют права, гарантирующие людям возможность самостоятельных усилий для реального получения этих благ.
Иными словами, если перенести вышесказанное на российскую почву, государственная защита социальных интересов рядовых людей приобретает огромное и растущее значение. Значимость эта определяется существом социальных отношений, возникающих на основе тенденций развития социальной структуры современного российского социума, естественным следствием которых явился медленный рост или даже снижение жизненного уровня трудящихся, усугубляемые расширением пропасти между ними и верхами общества.
Таким образом, необходимой предпосылкой здорового развития общества оказывается создание условий, возмещающих стихийное неравенство социальных отношений. Развитие, оформление и утверждение системы социальных прав человека, составляющих один из главных элементов социальной политики, необходимо для того, чтобы возместить исходное неравенство общественных сил в индустриальном производстве. В России, стремящейся перейти к демократии и социальному государству, социальные права, их соблюдение или несоблюдение носит животрепещущий характер.
Формирование системы социальной защиты невозможно без прочной экономической основы общества.
В реализации функции по решению проблем достойного существования человека экономика служит интегрирующим фактором в системе социальной защиты и социальной работы. В зависимости от объема произведенного продукта и накопленного в государстве богатства, производственного потенциала страны, способов распределения национального дохода разные страны имеют различные показатели расслоения в уровне доходов и, следовательно, различные когорты «социально слабых».
Государство как основной субъект реализации экономической функции создает нормативно-правовые условия для того, чтобы человек, работая, мог обеспечить достойный уровень жизни своей семье. Здесь человек выступает субъектом самообеспечения. А для экономической поддержки тех, кто объективно не может трудиться, государство создает систему служб поддержки. Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании возникающих экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения.
Существуют три основные причины заинтересованности государства в поддержке «социально слабых»:
1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и, согласно Конституции, обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни», исходя из своих экономических возможностей в данный период развития;
2) заинтересованность государства в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы, ибо рабочая сила относится к воспроизводимым ресурсам экономики, т.е. необходимым средствам обеспечения производства, которые могут быть воспроизведены;
3) социально-экономическая поддержка «слабых» групп населения направлена на снижение социального напряжения в обществе за счет нивелирования их экономического и социального статуса.
Именно эти социальные, экономические и политические причины подвигают государство на создание системы социальной защиты.
В настоящее время, когда четверть населения России имеет доходы ниже величины прожиточного минимума, экономическая функция продолжает оставаться основной в системе социальной защиты населения.
В период становления рыночной экономики не были спрогнозированы социальная направленность экономической реформы и ее последствия, учтены интеграционные тенденции воспроизводства экономических условий и факторов жизнеобеспечения населения. Как следствие становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников способствовали не только росту дифференциации доходов, но и резкому полярному экономическому и социальному расслоению общества.
Сложность настоящего момента состоит также в том, что прошедший процесс разгосударствления и приватизации собственности привел к значительному сокращению бюджета государства. Либерализация цен и «шоковая терапия» начала 90-х гг. XX века не только привели к обеднению огромных масс населения, но уничтожили основной субъект поддержки трудящихся и членов их семей - предприятие с его социальными фондами, социальными программами, социальной инфраструктурой.
Государство было вынуждено создавать систему служб социальной поддержки населения и финансировать ее за счет налоговых поступлений. Иначе говоря, рост потребности населения в поддержке в условиях значительного сокращения ресурсов - одна из особенностей существования социальной работы в России.
Поэтому сейчас в условиях произошедшего спада производства и снижения уровня потребления населения, выросшей тенденции экономической самостоятельности регионов усиливается необходимость усиления системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Реализация этой поддержки - обязанность социальных служб посредством экономической функции. Как экономическое понятие экономическая функция социальной работы - это деятельность субъектов системы социальной защиты населения по формированию и рациональному распределению социально-экономических ресурсов, комплекса условий, обеспечивающих жизнедеятельность личности и семьи. Программы социально-экономической поддержки призваны смягчить различия в уровне доходов, связанные с причинами, находящимися вне процессов труда.
Таким образом, формирование системы социальной защиты невозможно без прочной экономической основы общества и действенной системы осуществления социальных прав человека, которые являются сцепляющими элементами в конструкции реализации социальной политики государством.
Рецензенты:
Кильберг-Шахзадова Н.В., д.филос.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;
Кочесоков Р.Х., д.филос.н., профессор, зав. кафедры философии, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Захохова М.Р., Ханова М.Н., Шогенова Ф.З. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18257 (дата обращения: 10.10.2024).