Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Кононова Т.М. 1 Горева О.М. 2
1 Тюменский государственный институт культуры
2 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В статье представлены определения следующих концептуальных понятий: знание, культура, обучение, образование. Авторы приводят аргументацию существования ранних форм дистанционного образования. Кроме того, изложен факт дифференциации концептов знание, обучение и образование. Категория информация детерминируется в содержании статьи в связи с тем, что дается характеристика информационной цивилизации. Несомненный интерес представляют цитаты из работ Дж. Масиониса Э. Гидденса, П. Штомпки, И.Г. Гердера. В содержании статьи отражены процессы, происходящие в институте образования в ходе цивилизаций. Авторы прослеживают функционирование данного социального института в различные периоды его становления и развития. Приведенный анализ вышеуказанных процессов и категорий позволяет сделать ряд выводов и заключений о важности, исторической обусловленности и актуальности компонента и вида системы образования в эпоху информационной цивилизации – дистанционного образования.
знаниевая парадигма
непрерывное образование
культура
информационная цивилизация
информатизация
компьютеризация
Постиндустриальное общество
информация
знание
дистанционное образование
дистанционное обучение
1. Гидденс Э. Социология. – 2-е изд. – М.: УРСС, 2005. – 632 с.
2. Грицанов А.А. Дж. Вико. / Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и составитель А.А. Грицанов. – М.: АСТ, 2001. – 1312 с.
3. Дорошевич Э.К., Абушенко В.Л. Знание. Всемирная энциклопедия: Философия. / Гл. науч. ред. и составитель А.А. Грицанов. – М.: АСТ, 2001. – 1312 с. – С. 373-375.
4. Знание. Краткая философская энциклопедия. / ред. сост. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. – М.: Прогресс, 1994. – 5769 с. – С. 166.
5. Кононова Т. М. Культура, творчество, интеллект личности: теоретические дискуссии в поиске истины: монография / Т.М. Кононова. – Тюмень: Вектор Бук, 2005. – 270 с.
6. Кононова Т.М., Горева О.М. Роль интернет-технологий в системе непрерывного образования: история, традиции и процессы модернизации / Т.М. Кононова, О.М. Горева // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. – 2013. - №4. – С. 93-95.
7. Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. – М.: Народное образование, 2004. – 376 с.
8. Ладодо И.В. Информация. Социологическая энциклопедия. / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. Т.1. М.: Мысль, 2003. – 864 с.– С. 390.
9. Масионис Дж. Социология. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 752 с.
10. Образование. Краткая философская энциклопедия / ред. сост. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. – М.: Прогресс, 1994. – 5769 с. – С. 311.
11. Румянцева Т.Г. И.Г. Гердер /Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и составитель А.А. Грицанов. – М.: АСТ, 2001. – 1312 с. – с. 228-229.
12. Семенков О.И. Информация. / Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и составитель А.А. Грицанов. – М.: АСТ, 2001. – 1312 с. – С. 428-430, 429.
13. Соловов, А.В. Введение в проблематику ДО. – Самара, 1999. [Электронный ресурс] http://cnit.ssau.ru/do/reviev/do_world/index.htm.
14. Тихомиров В.П. Технологии дистанционного образования в России. // Дистанционное образование. – 1998. - №1. – С. 4-9.
15. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: пер. с пол. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2005. – 664 с.
Проблема формирования дистанционного обучения стала предметом исследования многих российских и зарубежных авторов. Прежде всего, рассматривались этапы процесса формирования дистанционного образования, а затем его содержательные характеристики и методы практической реализации. Как правило, историческое возникновение данной формы образования связывают с деятельностью Яна Амоса Коменского (XVI-XVII вв.). Современные авторы, такие, как В.П. Тихомиров, А.В. Соловов, В.В. Кумарин и др. считают, что фактически дистанционное образование появилось в конце XIX века и получило широкое распространение в системе образовательных процессов XX века. [14, 13, 7]. Но анализ исторической практики образовательных процессов свидетельствует о том, что существовали более ранние формы дистанционного образования, которые обусловили возможность познавательной деятельности человека с момента его появления на нашей планете.

Знание и образование являются не только результатом деятельности определенных социальных институтов (школ, вузов, научных, философских, религиозных структур), но и практической жизнедеятельности человека. Учитывая, что категория «знание» является многогранной, Э.К. Дорошевич рассматривает сущность данной категории с позиции различных критериев, в зависимости от которых выделяются два уровня знания по направленности его функционирования - 1) обыденное и 2) научное, религиозное, философское. В данном случае знание и образование являются не только результатом деятельности определенных социальных институтов, но и практической жизнедеятельности человека. Более того, они представляют собой элемент «второй природы» или «инобытия природы» - культуры, которая, являясь способом и результатом деятельности человека, обуславливает его становление и развитие [3].

Аналогично трактуются «знание» и «образование» в Краткой философской энциклопедии (ред. сост. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А.): знание является проверенным практикой результатом познания действительности [4], а образование представляет собой духовный облик человека, формирующийся под влиянием моральных и духовных ценностей той или иной социальной общности, с одной стороны, а, с другой - является результатом практической деятельности определенного влияния, самовоспитания, создающих внутренний и внешний облик человека [10].

Целесообразно ввести в структуру познавательного процесса еще одну категорию - «информация», которая представляет собой базовую основу знания. В настоящее время информацию трактуют, как правило, с позиций системно-кибернетического подхода, определяя ее существенным признаком формирования информационной цивилизации. Но такое понимание информации недостаточно полно раскрывает сущностные содержательные ее характеристики.

Как подчеркивает О.И. Семенков, абсолютный характер информации «выражается в том, что нет таких материальных образований (объектов), которые не обладали бы таким свойством, как информация» [12, с. 429]. При этом любой объект является источником информации, имея отношение к другому определенному и взаимодействующему с ним субъекту, который способен в конкретных условиях использовать эту информацию в своих целях [12]. Наиболее привычным носителем информации является знак, слово, любой текст или устный или письменный. Более того, к носителям информации для человека можно отнести вообще любую вещь, жесты человека, мимику и др. [8].

Спецификой современного этапа постиндустриального общества является процесс становления информационной цивилизации. В этой связи в системе образования важнейшей становится дистанционная форма вузовского образования.

Учитывая вышеприведенные характеристики категорий информации, знания, образования и культуры, можно сделать вывод, что становление и развитие человека изначально проходило на основе получения знаний в процессе различных форм образования, в том числе и дистанционного. Так, например, распределение функций между детьми, женщинами, мужчинами на этапе родоплеменных отношений заключалось в обучении их конкретным операциям, и уже на этом этапе появился первый тип дистанционного обучения: пометки на деревьях, наскальные ориентиры, рисунки, несущие определенную информацию и др. Человеческое общество не могло развиваться без создания, хранения, передачи информации, понимание которой происходило в своеобразной форме прямых и дистанционных образовательных процессов.

Э. Гидденс, раскрывая роль культуры в становлении и развитии человека, акцентировал внимание на том факте, что движущей силой этих процессов является речь и письменность. Но письменные документы на первых этапах жизнедеятельности человека были весьма своеобразны. Они существовали в виде определенных таблиц, которые вырезались на дереве, глине, камне, в виде определенных пометок, картинок, изображений [1].

Дж. Масионис, определяя ролевые функции культуры, отмечает, что именно благодаря ее воздействию 12 млн. лет тому назад на нашей планете появились люди. Естественно, что на этом этапе основным компонентом познания, общения, преобразования, действия были символы или сигналы, несущие определенную информацию. И только в дальнейшем, с развитием цивилизации появляются ценности, убеждения, язык, нормы, технологии и т.д. [9].

Важную роль в системе взаимодействия людей друг с другом играет язык. В современном мире язык ассоциируется с лингвистикой, диалектологией, языкознанием, грамматикой, культурой речи и т.д. Но так было не всегда, было время, когда существовал язык знаков. Фактически, язык, по мнению Дж. Масиониса, является ключом к миру культуры и представляет собой систему символов, которая является средством общения людей друг с другом [9]. Язык символов, язык знаков может дать такую же информацию, которую несет в себе сама вещь.

Таким образом, становление человека как биосоциального индивидуума в структуре первобытно-общинного строя и родоплеменных взаимодействий людей происходило на основе эмоционально-чувственного образа мира, сложившегося в результате непосредственного и опосредованного получения информации, знаний и образования в процессе его жизнедеятельности.

Итак, экскурс в историю становления человека подтверждает роль знаков, символов, несущих определенную информацию, в приобретении им знания, обеспечивающего различные формы жизнедеятельности в далеко не простом мире. Своеобразной была и система образовательных процессов, поскольку и сам процесс трансформаций человеческого общества на нашей планете был длительным и сложным. Для его анализа необходимо применение ретроспективного обзора этапов исторического развития. Как подчеркивал П. Штомпка, «любые представления и понятия вне времени, в статике, являются всего лишь аналитической абстракцией, необходимой, но недостаточной, чтобы выявить важнейшие особенности и характерные черты социальной действительности... Любой статический анализ общества - это всего лишь описание того состояния, которое минуту тому назад выглядело иначе, а спустя еще мгновение будет уже другим. Общество не столько существует, сколько делается, формируется, преображается» [15, с. 407-408]. Человечество, так же как и природа, развивались и развиваются в соответствии с имманентно присущими им законами и закономерностями.

Содержательные характеристики категории исторической причинности и закономерности были даны И.Г. Гердером в его работе «Идеи к философии истории человечества», где он показал, что каждая ступень общественного развития подчинена общей закономерности воспроизведения в настоящем элементов прошлого, а в будущем - результат настоящего. При этом он акцентировал внимание на том, что все исторические события необходимо рассматривать как детерминированные определенными причинами процесса движения, являющегося результатом имманентно присущих тому или иному этапу движущих сил [11].

Проблема закономерности развития общества была основой философского учения Дж. Вико. Общество, по его мнению, представляет собой результат деятельности человека. Поэтому человек, с одной стороны, является следствием этой деятельности, в процессе которой реализуется закономерность становления человеческого общества и самого человека, а, с другой - субъектом познания этой закономерности, как инструмента ее развития. Проведенная Дж. Вико систематизация проблем законов и закономерностей в обществе на основе взглядов предшественников была фактически первым научным исследованием этих основополагающих философских категорий. А.А. Грицанов подчеркнул, что его главное произведение «Основание новой науки об Общей природе Наций» представляет собой первый в европейской интеллектуальной традиции труд, посвященный анализу проблем философии истории. За основу классификации этапов развития человечества: «божественный, героический и человеческий» Дж. Вико взял закономерный процесс формирования познавательных, интеллектуальных, творческих способностей человека (от незнания к инстинктам, от инстинктов к эмоционально-чувственному знанию, от эмоционально-чувственного к логическому интеллектуальному знанию) [2, с. 165-166].

Динамика развития общества обусловлена необходимостью удовлетворения постоянно растущих потребностей человека в процессе его трудовой деятельности, фундаментальной основой которой является постепенное приобретение знаний - от примитивных, непосредственно связанных с конкретными видами труда: собирательство, охота, рыболовство и др., к более сложным, зависимым от специальной, а затем и профессиональной подготовки. Таким образом, формируется система образования, обуславливающая прогрессивное развитие истории человечества, фундаментом которого стало взаимодействие определенного типа образования с жизнедеятельностью человека.

Функционирование социального института «образование» происходит в различных эпохах и цивилизациях, в процессе получения знаний осуществляется закрепление и трансляция социально-исторического опыта. В истории цивилизаций институт образования менялся, это зависело от степени развития общества, от уровня культуры, религиозных аспектов, институтов власти, от специфики той или иной формации и многих иных причин. Так, особенно значим расцвет образования в традиционных цивилизациях, в Древней Греции, в Римской империи. Индустриализация и рост городов оказали огромное воздействие на развитие системы. В связи с быстрым развитием промышленности возникла необходимость в специализированном школьном обучении. Процессы, происходившие в обществе Х1Хв., способствовали становлению современного образования. Развивались печатные средства массовой информации, что было столь же отличительной чертой индустриального общества, как фабрики и производство. Согласно ряду теорий, компьютеризация, информатизация расширили возможности сферы образования, позволяя работать самостоятельно, используя интернет-материалы. Тем не менее, значительная часть процесса образования сочетает личный контакт студента с преподавателем, коллективную работу и самостоятельное изучение предмета. Заочная форма обучения, например, уже дала людям возможность получать образование вне формальной обстановки образовательных учреждений, Открытый университет, основанный в Великобритании в 1971 году, стал впервые использовать телевидение при дистанционной форме получения высшего образования. Его программы транслируются Би-БИ-Си. Занятия проходят в изучении научной литературы, переписке с преподавателями. Этот вуз стал крупнейшим в Великобритании, где возможности Интернета используются в полной мере, но сохраняется и такая форма, как встречи преподавателей со студентами [5].

Обучение на протяжении всей жизни играет большую роль в движении к обществу знания. Примером может служить «университет третьего возраста», благодаря которому пенсионеры имеют возможность получить то образование, какое хотят, обучаясь тем предметам, какие представляют для них интерес [5].

Значительное воздействие на идеи, формы, методы, процессы, управление и иные сферы непрерывного образования оказали принципы организации Интернет-ресурсов на базе современных технологий. Таким образом, современные технологии в образовании обновили саму идею образования в общепринятом значении этого понятия, сделав процесс получения знаний общедоступным, внесли неоценимый вклад в систему образования на протяжении всей жизни, значительным образом повысили эффективность обучения. В связи с тем, что общество предъявляет к специалисту любой сферы высокие требования, изменение традиционных форм, использование дистанционного обучения помогает решить трудности, такие как обучение на рабочем месте, или в домашней обстановке [6].

Учитывая все вышеизложенные факторы, можно сделать выводы о том, что именно закономерности развития общества обусловили качественно различные этапы его перехода от одной цивилизационной формы к другой (от доиндустриальной к индустриальной, затем к постиндустриальной, современная стадия которой характеризуется как информационная). Все эти исторические этапы имеют свою специфику в содержании жизнедеятельности различных групп населения, обусловленной определенным положением в социально-классовой структуре общества, в системе управления, и, следовательно, в социально-экономических, социально-политических и социокультурных системах. Современная информационная цивилизация ускоряет различные социальные процессы, меняет приоритетность тех или иных ценностей и ролевых функций социальных групп в обществе, основным капиталом которого становятся образованность, знания, интеллект человека. Поэтому образовательные процессы охватывают все большее количество населения, меняя свою целевую направленность - от знаниевой парадигмы к творческо-интеллектуальной с применением различных форм обучения, в том числе и дистанционной.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень;

Мехришвили Л.Л., д.с.н., профессор кафедры социологии Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Кононова Т.М., Горева О.М. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18245 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674