Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КИТАЕ: ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Цзун Ч.Ц. 1
1 Хэйхэский университет КНР
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы развития в Китае системы дошкольного воспитания. Представлен опыт создания первых детских садов, вопросы методологического обоснования национальной системы воспитания маленьких детей. Раскрыты проблемы в организации современных моделей дошкольных учреждений, рассматриваются аспекты методического обеспечения дошкольного воспитания. Определены виды детской деятельности, раскрывающие конкретное содержание дошкольного воспитания КНР. Затронуты вопросы государственной поддержки развития системы дошкольного образования КНР, отмечены важнейшие за последнее время правительственные документы, касающиеся успешного функционирования системы дошкольного воспитания. Определяется роль зарубежного опыта в организации дошкольного воспитания Китая. Анализируется уровень профессиональной подготовки кадров для детских садов КНР. Уделено внимание формам повышения квалификации педагогов детского сада, которые стали актуальны в последнее время.
образовательная система
подготовка специалистов
содержание дошкольного воспитания
виды детских садов
дошкольное воспитание КНР
1. Денисова Р.Р. Личностное развитие старших дошкольников: теоретический аспект: Монография. – М.: Прометей, 2005. – 120 с.
2. Лян Ш. Детский сад: сборник учебных материалов (теоретический аспект). – Пекин: Коммерческий Пресс, 1935. – 65 с.
3. Хуан Ж. Наука о дошкольном образовании: учебник для студентов высшего образования. – Пекин, 2001. – 23 с.
4. Ху Г. Аспекты детского воспитания и проблемы воспитания: теория и практика// Исследование образования. – 1988. – 72 с.
5. Чэн Х. Полный сборник трудов Чэн Хэчиня: теоретический аспект: Монография: Цзянсу: Цзянсуское образование,1989. – Т. 2. – 75 с.
6. Чэнь Ч, Цзу М. О некоторых проблемах управления детским садом и рабочие моменты жизни детского сада (пробная реализация): теория и современность. – Чжэцзян: Детское образование, 1990. – 45 с.
Высокие темпы экономического развития Китая привели к возросшему спросу на дошкольные образовательные услуги. В стране с полуторамиллиардным населением ежегодно рождается около 20 млн детей, которые нуждаются в дошкольных учреждениях. Однако система дошкольного воспитания в Китае начала складываться недавно. Согласно архивной информации первый детский сад был открыт в 1903 г. в городе Ухань провинции Хубэй. Содержание, методы обучения и воспитания маленьких детей копировали японскую модель. Вместе с тем по всей стране стали появляться частные детские сады, ориентированные на популярные европейские идеи о развитии дошкольников.

Создание Китайской Народной Республики активизировало работу по расширению сети детских дошкольных учреждений. Работу в детских садах Нового Китая организовывали  в большей степени по советской системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Первые шаги в создании учебных программ для государственных китайских детских садов были сделаны в конце 1930-х гг. Этот период по праву считается началом реформ в области просвещения. Первые попытки связывают со стремлением отразить китайскую специфику в дошкольных учебных планах, отказаться от слепого копирования зарубежных программ.

Отсутствие единых требований к дошкольному воспитанию требовало объединить усилия прогрессивной педагогической общественности по этому вопросу. Поэтому созванная в мае 1928 г. в городе Нанкине первая конференция по образованию, где выступили  известные ученые Тао Синьджи и Чэнь Хэцинь, предложила редактировать программы для детского сада, взяв за основу классические примеры. Министерство образования КНР поручило Чэнь Хэцинь и еще 11 экспертам разработать общие требования и необходимые учебные программы. Итогом работы явились представленные Министерством образования в октябре 1932 г. учебные программы для детского сада в виде образовательных стандартов. Они были разделены на три части: общие положения, цели и методы обучения. Цели деятельности в первую очередь связывались с формированием физического и психического здоровья детей, созданием положительной психологической атмосферы и развитием  основных навыков для жизни в обществе и учебе. Указывалось на помощь семьям в воспитании дошкольников, основным стремлением было улучшить качество семейного воспитания.

Учебная программа для дошкольников включала в себя использование различных видов деятельности, среди которых музыкальная, игровая, развитие устной речи и мышления, организация работы и  отдыха и т.д. В каждой из перечисленных областей  были сформулированы минимальные требования к содержанию образования. В содержании конкретной части указывали подробные методы работы. Всего было сформулировано 17 учебных методов, в том числе использование межпредметных связей, внедрение педагогики дизайн-центра, природосообразности и т.д. Обосновывалась главенствующая роль педагога в деятельности детей. Таким образом, реформирование методической системы дошкольного воспитания Китая происходило на научной основе. При этом создатели руководствовались личным опытом, изучали вопросы составления учебных программ, пытались соединить теорию и практику.

В истории развития китайского народного детского сада можно выделить значимые моменты, связанные с методологическим обоснованием национальной системы воспитания маленьких детей. Они в первую очередь основаны на идеях известных педагогов. Среди них Чжан Сюэ, который выделил широкий спектр навыков, умений, знаний, интересов, моральных, физических качества детей дошкольного возраста. Джан Цзунлинь указывал на  широкое включение в воспитание разнообразных видов детской деятельности. Тао Синджи обобщил многие изыскания и пришел к выводу, что программы для детского сада должны соответствовать природным особенностям ребенка, а содержанием образования в этом возрасте является окружающая ребенка жизнь.

В рамках представленных идей разрабатывался метод «И». Он заключался в том, что в детском саду следует сделать акцент на непосредственный детский опыт. Упор делался на психологическое и физическое развитие детей, плавный переход ребенка из  детского сада в начальную школу.

Первые программы для детского сада включали обучение таким видам ручного труда, как рисование, бумагопластика, обучение основам строительства, обучение столярному мастерству, игре с песком, шитью, садоводству, привитие навыков здорового образа жизни. Таким образом, маленькому человеку прививали конкретные как индивидуальные, так и социальные навыки. Кроме того, на каждый день, неделю, месяц, полугодие и год жизни было составлено подробное расписание мероприятий с указанием его целей и задач.

Обмен опытом, теоретические исследования и экспериментальная работа в области дошкольного воспитания способствовали тому, что первоначальное образование стало более реальным, стало иметь конкретное содержание и учебную модель. Педагоги часто писали статьи в газеты и представляли на обсуждение теоретические положения и свои практические исследования. Более того, такой энтузиазм стимулировал желание самостоятельно изучать зарубежные передовые идеи в области образования. В этот период вышли в свет основные труды таких ученых, как Чжан Сюэ «Детский сад», «Детский сад. Разработка учебных программ» (Издательство «Коммерческий Пресс», 1931 г.), «Природосообразный детский сад» (Издательство «Детская литература», 1934 г.), Лян Шицзе «Детский сад: сборник учебных материалов» (Издательство «Коммерческий Пресс», 1935 г.).

Таким образом, первые дошкольные учебные программы отражали новый взгляд на национальные условия физического и психического развития детей. Это, несомненно, усилило позиции детского сада в системе школьного образования. Несмотря на значительные изменения в методическом оснащении детских садов, первые программы по дошкольному воспитанию имели некоторые проблемы: цели образования не являлись достаточно полным, не были указаны цели эстетического развития, отсутствовало усложнение содержания воспитания в зависимости от возраста детей, игнорировался принцип доступности знаний, не существовало единой модели учебных планов, были предложены только формы организации жизни детей. Но вместе с тем Министерство образования КНР взяло курс на дошкольное образование, которое стало планомерно развиваться в последующие годы.

Сегодня в Китае насчитывается около 150 тыс. детских садов, и только 30% детей соответствующего возраста проходят в них обучение. Обычно в китайские детские сады принимают малышей 3-6 лет.

Социальный аспект системы дошкольного образования очень важен, так как родителям предоставляется возможность активно включиться в социально-экономические и общественные отношения. Современный китайский классический детский сад представляет собой гармоничный синтез образовательного учреждения и службы по предоставлению образовательных услуг. Режим функционирования детского сада отвечает запросам родителей и учитывает специфику их трудовой деятельности. Дети в свою очередь получают в саду полноценное сбалансированное питание, медицинское обслуживание, активно включаются в образовательный процесс. Основные задачи функционирования дошкольных учреждений Китая - содействие нормальному физическому росту детей; развитие интеллектуальных способностей, первоначальных практических и эстетических навыков, формирование стремлений к знаниям; воспитание патриотизма.

В числе дошкольных учреждений самым распространенным на сегодняшний день является детский сад. Кроме того, в КНР существуют следующие виды дошкольных учреждений:

1) дошкольные учреждения государственного образца, т. е. сады, созданные по инициативе Министерства образования;

2) частные детские сады, созданные силами населения;

3) детские дошкольные учреждения, финансируемые совместно правительством и предприятиями.

Недостаток дошкольных учреждений государство старается расширить за счет сети частных детских садов, нахождения дополнительных источников финансирования государственных ДОУ, поиска оптимального сочетания родительской оплаты и других субсидий.

Расширять дошкольные образовательные услуги государство также предлагает в виде организации групп кратковременного пребывания или предшкольной подготовки. Данные формы по сути идентичны, отличаются лишь организацией и временем пребывания ребенка.

Вместе с тем классическая форма детского сада, занимая сегодня доминирующие позиции, не может быть единственной. Для обеспечения доступности дошкольного образования работа ведется по нескольким направлениям. Параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования начали активно развиваться такие новые модели, как дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Приоритетным направлением остается создание вариативных форм дошкольного образования через организацию детских садов для детей раннего возраста; групп общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов; групп совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя (центры игровой поддержки ребенка, адаптационные группы), открываемых на базе детских садов, учреждений дополнительного образования.

Несмотря на отсутствие единых государственных образовательных программ, концептуально-методического обеспечения вопросов воспитания и образования детей в дошкольных учреждениях, пристальное внимание со стороны контролирующих органов обращается на управление детскими дошкольными учреждениями, поддерживаются идеи, связанные с созданием новых воспитательно-образовательных концепций. Обучение в детских садах не является обязательным, но абсолютное большинство детских дошкольных учреждений имеет свои программы дошкольного образования.

Министерство образования Китая разработало специальную программу для детей разного возраста, согласно которой учреждения дошкольного воспитания ведут обучение в области сенсорного развития ребенка, формирования языковых навыков у воспитанников, азов арифметики, важных социальных умений и т.д. Таким образом, реализация этой программы направлена на успешную адаптацию детей в школе.

Особое внимание в Китае уделяется развитию дошкольного воспитания в сельской местности. Расширение ресурсов происходит за счет появления новых детских садов, создания детских садов (групп), частично выполняющих функции начальной школы. В последнее время активно поддерживается развитие дошкольного воспитания в бедных районах страны.

Качество дошкольного образования неуклонно повышается. Так, в «Государственном среднесрочном и долгосрочном плане реформы и развития в области образования» (2010 г.) отмечалось, что дошкольное воспитание необходимо активно развивать и осуществлять на основе научных принципов, ориентированных на нормы психического и физического состояния детей. Согласно этому документу в КНР к 2020 г. планируется ввести годичное дошкольное воспитание маленьких детей, которое будет начинаться за 1 год до начальной школы. Планируется популяризировать воспитание дошкольников за 2 года до школы, а районам, имеющим благоприятные образовательные условия, рекомендовано осуществлять предварительное трехлетнее воспитание детей.

Таким образом, в долгосрочных государственных проектах серьезное значение уделяется воспитанию детей дошкольного возраста. Однако не остается без внимания категория детей от 0 до 3 лет. Ответственность правительства по этому вопросу связана с расширением сети городских дошкольных учреждений. В связи с этим планируются создание системы частных и государственных детских садов с привлечением средств общественности, увеличение государственных расходов на дошкольное воспитание, прием в дошкольные учреждения детей из малообеспеченных семей и выдача им субсидий.

Стремительный рост дошкольных учреждений породил ряд проблем. Одна из них - острая потребность в квалифицированных педагогических кадрах. В последние годы предъявляются серьезные требования к подготовке специалистов дошкольного профиля. В этом направлении уже сделаны важные шаги, государство выработало цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В профессиональном образовании Китая учреждены специальности по дошкольному воспитанию, работает система повышения квалификации педагогов дошкольного воспитания. В стране открыто 67 педагогических училищ, которые осуществляют подготовку соответствующих специалистов. Слушатели изучают основы педиатрии, психологии, методику раннего воспитания детей.

В ходе профессиональной подготовки и переподготовки кадров используются активные методы обучения, например показ-аттестация, когда каждый студент или воспитатель планирует и проводит какую-либо образовательную деятельность, а затем коллеги анализируют увиденное.

Для расширения профессионального общения ежемесячно по всей стране организуются педагогические форумы, где воспитатели могут обмениваться опытом. Во время каникул (январь, июнь, июль) обычно каждый детский сад проводит переподготовку своих педагогов с целью повышения их знаний, умений в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Для изучения зарубежного опыта по организации дошкольного дела воспитателей часто направляют на стажировку за границу. Таким образом, процесс подготовки и переподготовки способствует улучшению качества работы педагогов и проходит под девизом «Учиться всю жизнь».

Анализ состояния дошкольного образования в КНР показывает, что китайская система дошкольного образования неуклонно развивается. Благодаря принятым на государственном уровне документам («Правила управления детскими садами», «Порядок работы в детских садах» и др.) управление детсадами поставлено на научную и систематизированную основу. Перспективы дальнейшего совершенствования дошкольного воспитания связаны с организацией широкой сети частных детских садов, грамотным использованием в детских учреждениях различных программ и возможностей массового получения дошкольного образования в вариативных садах. Таким образом, система дошкольного образования КНР должна быть гибкой, разноплановой, отвечать возросшим социальным запросам, а зарубежный опыт станет хорошим стимулом для модернизации китайского дошкольного образования.

Рецензенты:

Лейфа А.В., д.п.н., профессор, и.о. ректора ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск;

Денисова Р. Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой  специальной и дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.


Библиографическая ссылка

Цзун Ч.Ц. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КИТАЕ: ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18235 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674