Яков Абрамов родился и вырос в Ставрополе. В 1878 году он переехал в Петербург, где его порекомендовали М.Е. Салтыкову-Щедрину - редактору известного журнала «Отечественные записки». С середины 1881 г. Яков Абрамов стал его сотрудником. Молодому публицисту посчастливилось работать с целым созвездием знаменитых писателей и публицистов того времени: В.М. Гаршиным, В.А. Зайцевым, В.Г. Короленко, Д.Н. Маминым-Сибиряком, Д.Д. Минаевым, Н.К. Михайловским, А.М. Скабичевским, В.А. Слепцовым, Г.И. Успенским, А.Н. Энгельгардтом и многими другими.
В зените своей известности, в 1890 году, Яков Абрамов вернулся к себе на родину и был избран гласным Ставропольской городской думы. Будучи грамотным юристом и экономистом, он неоднократно избирался в различные комиссии, проводил общественные собрания, выступал с лекциями, участвовал в организации общественных школ, был членом общества помощи неграмотным и общества для распространения народного образования. Несмотря на деятельное участие Абрамова в социокультурной жизни родного города, он никогда не оставлял публицистику. На протяжении всей жизни он постоянно сотрудничал с крупнейшими российскими газетами и журналами, помещая в них статьи о важнейших общественно-политических и социальных проблемах эпохи. Неоднократно он являлся составителем сборников («Сельский календарь», «Популярная юридическая библиотека» и др.), выпускал брошюры в серии «Жизнь замечательных людей» [3, с. 38].
Публикации Я.В. Абрамова мы встречаем в разных по идейным направлениям и типологическим характеристикам журналах и газетах [2]. Среди них столичные (журналы «Отечественные записки», «Дело», «Русская мысль», «Устои», «Северный вестник», газеты «Сын Отечества», «Неделя» и др.) и провинциальные издания («Северный Кавказ» - г. Ставрополь, «Приазовский край» - г. Ростов-на-Дону, «Терек» - г. Владикавказ, «Бессарабец» - г. Кишинев и др.). Участие публициста в столь различных изданиях объясняется широтой его взглядов и стремлением проповедовать свои идеи всеми доступными способами.
Вероятно, обнаружены ещё не все издания, в которых работал Яков Абрамов. Сам публицист в одной из статей в 1897 году писал: «Я работаю в провинциальной печати более 15 лет. Один раз я заведовал отделением одной из самых распространенных провинциальных газет и два раза заведовал редакциями провинциальных изданий. У меня есть ещё опыт, явившийся результатом постоянных сношений с деятелями провинциальной прессы и чтения важнейших провинциальных изданий беспрерывно в течение более 15 лет» (Провинциальная печать // Бессарабец. - 1897. - № 248).
Сегодня возрос интерес к личности и творчеству Якова Абрамова, особенно на его малой родине - г. Ставрополе. С 2008 года кафедрой отечественной и мировой литературы факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Северо-Кавказского федерального университета совместно с краевой библиотекой им. М.Ю. Лермонтова проводятся «Абрамовские чтения», которые в основном сосредоточены на изучении его как общественного деятеля и литератора. Однако его богатое публицистическое наследие, в котором отразились многие общественно-политические проблемы конца XIX - начала ХХ столетий, остается незаслуженно забытым.
Этим обстоятельством объясняется выбор темы нашего исследования, цель которого заключается в выявлении проблемно-тематической направленности публицистики Якова Абрамова в газете «Сын Отечества» в период с 1897 по 1898 гг.
Материалом для анализа послужили журналистские тексты Я.В. Абрамова, отобранные методом сплошного исследования подшивки газеты «Сын Отечества» в период участия публициста в указанном издании. В работе также использовались описательный метод, методы обобщения и научного анализа и синтеза, которые позволили выявить ведущие идейно-тематические линии журналистского творчества Абрамова в газете «Сын Отечества».
В нашем исследовании мы проанализировали публикации Якова Абрамова в «политической, ученой и литературной» газете «Сын Отечества», с которой он сотрудничал в течение года - с апреля 1897 г. по апрель 1898 года. Эта газета была в лучшие годы, по мнению современных исследователей, «прообразом массовых изданий, в основе которых была социальная ориентация печатного органа, адресованного читателю среднего, «недостаточного», сословия и совмещавшего в себе черты идейно-просветительской и информативной буржуазной газеты» [5, с. 400]. С 1882 г. «Сын Отечества» выходил в 2-х изданиях, из которых дешевое было очень распространено в провинции [6, с. 209]. Это было крайне важно для Абрамова, так как он, родившись в отдаленном от столицы губернском городе Ставрополе-Кавказском, искренне любил провинцию и много надежд возлагал на ее развитие. Этот факт подтверждает и отношение публициста к местной печати, сотрудничество с которой было важной составляющей его творческой биографии, поскольку, как он утверждал, «провинциальные газеты всегда ближе к жизни, нежели столичные, и оттого там работа для журналиста всегда много интереснее, нежели в столичных редакциях» (Читатель и газета // Сын Отечества. - 1897. - №314).
Газета «Сын Отечества» выходила ежедневно, и публикации Абрамова в указанный период встречаются практически в каждом втором номере: методом сплошного исследования подшивки издания нами было обнаружено 149 текстов, подписанных его именем. Согласно найденным нами сведениям, Абрамов был не только деятельным и талантливым публицистом «Сына Отечества», но и одним из его редакторов. Об этом писали в портретном очерке о публицисте в юбилейном номере газеты «Бессарабец» за 1902 год (К портретам // Бессарабец. - 1902. - №30).
Свою гражданскую и профессиональную позицию, выражавшуюся в его редакторской и публицистической практике, Абрамов заявил в тексте «Читатель и газета»: «Газета - это та кафедра, с которой газетный сотрудник сообщает публике фактические сведения и распространяет свои убеждения. Газетная деятельность - просветительская по преимуществу» (Читатель и газета // Сын Отечества. - 1897. - №314).
Первый его материал в «Сыне Отечества» был откликом на отчет о судебном процессе в Минске, напечатанный в «Санкт-Петербургских ведомостях». Абрамов представил «ужасающие факты» жизни работниц спичечной фабрики, которых, по его словам, принуждали «составлять гарем служащих на этой фабрике», а в случае отказа подвергали «всевозможным оскорблениям, преследованиям, побоям, а при окончательном упорстве - и изгнанию с фабрики» (Несчастные // Сын Отечества. - 1897. - №98). При этом, по словам публициста, «указанное зло существовало повсеместно» (Там же).
Публикация показала направленность абрамовской публицистики, нацеленной на защиту «униженных и оскорбленных», поддержку дискриминируемых социальных групп, выявление социальных патологий, борьбу с общественной несправедливостью. Публицист не ограничивался простым перечислением проблем, но акцентировал внимание на путях их решения. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению Абрамова, являлось создание института фабричных инспектрис - по примеру опыта Англии и Америки. Важная составляющая абрамовских текстов - призыв читателей к содействию: «необходимо, чтобы на борьбу со злом выступили добрые души» (Там же).
Тематическое пространство публицистики Абрамова в «Сыне Отечества» характеризует его как многопрофильного журналиста. В то же время идейно-тематические линии его творчества связаны между собой, поскольку любая проблема анализировалась им с позиций демократического просветительства и защиты угнетенных слоев населения. Неудивительно, что основной массив абрамовских текстов в газете составляли материалы, освещающие проблемы социальной сферы жизни.
29 публикаций он посвятил образованию, поскольку считал его важнейшим вопросом современности, «без разрешения которого невозможно движение вперед ни в какой области нашей жизни» (Народный кредит // Сын Отечества. - 1897. - №21). Функция, которую выполняет просвещение, утверждал Абрамов, «наиболее важная в общественном смысле» (Наш народный учитель // Сын Отечества. - 1897. - №183). По мнению публициста, работать для просвещения народа - это осознанная обязанность интеллигенции, и она «все чаще и чаще осуществляет это сознание на деле - в фактах создания того или иного просветительного учреждения» (Просветительные общества // Сын Отечества. - 1897. - №126).
Я.В. Абрамов неоднократно отмечал слабость системы российского образования. Его волновало недостаточное число школ, нежелание местных администраций содействовать открытию новых учебных заведений. Критиковал он и образовательные программы, указывая на их абсурдность и оторванность от жизни. Испытав на себе тяготы жизни учителя, он возмущался материальным положением педагогов: «оно бедственно до самой последней степени» (Наш народный учитель // Сын Отечества. - 1897. - №183).
Вторым важным блоком в его публицистике были материалы об отечественном законодательстве и судебной практике (21 текст), которые решали задачу правового просвещения аудитории. Абрамов тщательно изучал принимаемые законы и давал им аргументированную оценку, признавая их необходимость или вред. Так, проект земского устройства для неземских губерний он называл «реформою, которая ничего не реформирует» (Курьезный проект // Сын Отечества. - 1897. - №5).
Яков Абрамов разъяснял тонкости судебных разбирательств, рассматривал громкие дела, отмечал юридическую неграмотность населения и называл пути ее преодоления, требовал изменения форм судопроизводства над малолетними.
Экономическая тематика в творчестве публициста занимала третье место: за год работы в «Сыне Отечества» Абрамов поместил на страницах издания 17 материалов на эту тему. Специфика ее освещения заключалась в избранном угле зрения, в ее подчиненности социожурналистике: публицист не только демонстрировал адекватное представление об экономических процессах, но и оценивал, как они отражаются на жизни россиян как участников экономических отношений. Абрамов писал о городских банках, ломбардах, кредитах и иностранных капиталах, отмечал экономическую активность крестьянского населения: «В народе уже родился тип такого хозяина, который желает сознательно вести свое хозяйство» (Крестьянские бюджеты // Сын Отечества. - 1897. - №106). Его публикации на экономическую тематику полны разного рода предложений и призывов: «Настало время освободить местные бюджеты от расходов общего значения» (Важная весть для городов // Сын Отечества. - 1897. - №102), «Промышленность не пострадает и если ее обложение удвоится или даже утроится» (Доходность нашей промышленности // Сын Отечества. - 1897. - №191), «Почему до сих пор ипотечный кредит не сделан государственной регалией?» (Ипотечный кредит // Сын Отечества. - 1897. - №193).
Отдельной темой в газетной публицистике Якова Абрамова проходило положение социально уязвимых слоев общества (в 16 публикациях). Обращаясь к крестьянскому сословию, журналист отмечал его «умственный и нравственный подъем», способность к самоорганизации, выступал на защите его интересов, категорически возражал против попыток восстановления крепостного права, с удовлетворением писал о том, что телесные наказания крестьян «отживают свой век» (Отживающий институт // Сын Отечества. - 1897. - №211). Работники фабрик и заводов, по словам публициста, подвергались нещадной эксплуатации и представляли собой социально незащищенный класс. Мещанство он называл «забытым сословием», отмечая тяжесть его материального и социального положения: «мещане-земледельцы отличаются от крестьян только тем, что у них нет собственного клочка земли, и потому они по существу дела являются настоящими нищими, которых могут каждую минуту прогнать с земли» (Забытое сословие // Сын Отечества. - 1897. - №122).
В центре внимания Я.В. Абрамова - все «униженные и оскорбленные», поэтому 6 его публикаций посвящено социальной защите и оказанию помощи «обездоленным» - бродягам, невинно осужденным, малолетним преступникам и другим нуждающимся. Публицист боролся с несправедливостью, при этом давал и практические советы (как вести себя при катастрофе на предприятии, к кому обращаться за помощью и т.д.). Выступая против лицемерной благотворительности, он отстаивал необходимость действенной помощи нуждающимся.
Анализ абрамовской публицистики в газете «Сын Отечества» убедительно свидетельствует о его стремлении выявить факты общественного неблагополучия в разных сферах жизни народа. 11 публикаций Абрамов посвятил промышленности, 4 - сельскому хозяйству. В 6 материалах говорил о проблемах городов, одной из которых, принявших «характер настоящего общественного бедствия», назвал недостаток квартир (Еще о квартирном бедствии // Сын Отечества. - 1897. - №240). 12 раз писал Я.В. Абрамов о культуре, 10 раз - о земствах, трижды поднимал вопросы здравоохранения, дважды коснулся темы высокой социальной ответственности журналистики. В публикации «Плоды особого просвещения» Абрамов резко выступил против националистических настроений в современной ему печати. По словам публициста, некоторые газеты занимались «травлей разных национальностей, населяющих нашу родину» и способствовали возникновению холерных бунтов и еврейских разгромов. Такую журналистику он называл «проповедью человеконенавистничества», а авторов националистических выступлений - «кликушами, впавшими в состояние маниакального бешенства» (Плоды особого просвещения // Сын Отечества. - 1897. - №114).
Будучи демократически ориентированным журналистом, Я.В. Абрамов не мог не откликнуться на нашумевшее дело Дрейфуса и связанную с этим статью Эмиля Золя «Я обвиняю». Защищая писателя от российских обвинителей, он утверждал, что «им будет гордиться человечество», «его именем будет украшено наше столетие» (Позорное поведение // Сын Отечества. - 1897. - №18).
Акцентируя внимание на социальных проблемах в стране, знаменитый ставрополец как один из факторов их существования обозначил нежелание россиян решать свои проблемы самостоятельно. «Мы так привыкли, чтобы за нас думало всегда и во всем начальство, что совершенно не хотим позаботиться о самих себе» (Самопомощь // Сын Отечества. - 1898. - №63), - писал Абрамов. Осознавая необходимость перемен, публицист выступал против того, что тормозило процесс общественных преобразований. Одним из таких обстоятельств он называл распространенность в российском обществе типа «непримиримого человека», который «остается при своем убеждении в полной негодности всего того, что сделано в эпоху реформ, всех приобретений жизни и настаивает на необходимости полного возвращения к дореформенным порядкам» (Непримиримые // Сын Отечества. - 1897. - №132).
Несмотря на то, что зачастую Абрамов предлагал пути решения проблем, обращаясь к зарубежному опыту, в целом, иностранная тематика практически не входила в область его информационного внимания и нашла отражение всего в 6 публикациях. Показательным для понимания его профессионализма можно считать осознаваемое им царившее в мире напряжение, которое менее чем через два десятилетия привело к мировой войне. Отмечая существование двух крупных экономических и политических центров - Старого света (Европы) и Нового света (Америки), публицист обращал внимание на усиливающееся влияние Нового света на политической арене, его технический прогресс, рост экономики. Позднее Абрамов раскрыл эту тему в масштабном цикле публикаций «Итоги века», напечатанном в газете «Бессарабец» и посвященном важнейшим вехам исторического прошлого и перспективам развития общества в дальнейшем [5].
Наконец, еще одно направление его публицистического осмысления связано с современной ему литературой и периодикой и представлено рецензиями и обзорами печати. Следуя своей демократической позиции, Абрамов подверг беспощадной критике газету «Московские ведомости» за то, что она, по его мнению, «в борьбе со всем, что является украшением русской жизни» использовала грязные приемы: «говорить заведомую неправду», «правильную мысль переворачивать совсем не в ту сторону, в которую она была направлена» (Денной грабеж// Сын Отечества. - 1897. - №108).
В материалах о литературе публицист неоднократно обращался к творчеству и личности своего современника В.М. Гаршина. К 10-летию со дня его смерти Абрамов опубликовал очерк, в котором подчеркнул, что «близко знал этого симпатичного писателя» (Памяти Гаршина // Сын Отечества. - 1898. - №80). Абрамов восхищался не только его произведениями, но и незаурядными человеческими качествами: «Душа Гаршина, равно как и вся его жизнь, были настолько чистыми, без малейшего пятнышка, что перед ними невольно останавливаешься в изумлении». Абрамова и Гаршина объединяла не только дружба, но и общность интересов - оба в своем творчестве осуждали социальную несправедливость и выступали в защиту угнетенных и обездоленных людей. Стоит добавить, что Абрамов был первым биографом Гаршина и одним из редакторов посмертного сборника его произведений.
Таким образом, публикации в газете «Сын Отечества», с которой Яков Абрамов плодотворно сотрудничал в 1897-1898 гг., характеризуют его, прежде всего, как демократического журналиста, настроенного на критический анализ рисков и угроз в социальной сфере жизни страны. Его текстам был присущ аналитизм. Он словно расчленял целое на составные элементы. Отталкиваясь от информационного повода, которым становились, например, принятие нового закона, земская сессия или взрыв в Макеевских копях, он выявлял систему, в которую встроена эта проблема, придавал ей общероссийское звучание. Характеристику проблемы публицист сочетал с выявлением причинно-следственных связей, определением способов ее решения и прогнозированием развития ситуации.
Рецензенты:
Станько А.И., д.фил.н., профессор, профессор кафедры истории журналистики Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону;
Лепилкина О.И., д.фил.н., профессор, зав. кафедрой истории и теории журналистики факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Мельник Л.Р. ЯКОВ АБРАМОВ – ПУБЛИЦИСТ ГАЗЕТЫ «СЫН ОТЕЧЕСТВА» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18233 (дата обращения: 15.10.2024).