Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА В РЕГИОНЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР

Шоранова З.В. 1 Баева С.Р. 1 Разова С.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
В статье дается попытка изучения региональных аспектов социальной защиты детства в Кабардино-Балкарской республике. Региональная политика в своей основе опирается на федеральные установки Российской Федерации, в частности на Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Это позволяет выработать собственную стратегию социальной защиты детей, в основе которой лежит профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия. Наряду с анализом государственных мер, в статье рассматриваются основные проблемы в области защиты детей в республике и предлагаются практические рекомендацию по улучшению их положения. В частности, для повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в статье обосн6овывается необходимость укрепления учебной и материальной базы специальных (коррекционных) интернатных учреждений, развитие системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной помощи детям младенческого и младшего дошкольного возраста, совершенствование в образовательных учреждениях республики психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. С целью профилактики социального сиротства необходимо расширить практику использования новых методик медико-психологических консультаций рожениц, в том числе со всеми членами семьи женщины, принимающей решение об отказе от ребенка.
социальная защита
детство
дети-сироты
региональная политика
профилактика семейного неблагополучия
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
2. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Кабардино-Балкарской республике. 2012. – Нальчик: МТСР КБР, 2013.
3. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей в Кабардино-Балкарской республике. 2013. – Нальчик: МТСР КБР, 2014.
4. Государственный доклад. Указ. Раб. – С. 130.
5. Государственный доклад. Указ. Раб. – С. 131.
6. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. – М.: ВЛАДОС, 2008. –С.68.
7. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», http://base.garant.ru/70183566.
8. Хубиев Б.Б., Кильберг-Шахзадова Н.В., Кушхова А.Ф. Теоретические проблемы семьеведения. Учебное пособие. – Нальчик: Каб.-Бал.у-т, 2014. –123 с.
9. Щеглова С.Н. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей// Журнал исследований социальной политики. – Т.2. - №2. – С. 175-183.
10. Щеглова С.Н. Указ. раб. – С. 183.
Признание приоритетности социальной политики в области защиты детства является одной из актуальных тенденций государственного управления в нашей стране. Дети как наиболее уязвимая часть социума требуют особого внимания со стороны государства и гражданского общества и должны стать объектом особой социальной заботы. В последние два десятилетия в России произошли изменения социального, экономического, политического характера, которые не могли не отразиться на снижении рождаемости, распаде семей, росте числа безнадзорных детей, детей-сирот, детской преступности, алкоголизма и наркомании среди подростков, падение нравственности в целом. Состояние данной проблемы в регионах до сих пор не стало предметом специального изучения. Отдельные аспекты проблем детей и вопросы их социальной защиты анализируются в работах С.Н. Щегловой [9], И.П. Варывдина В.А. и Клемантович [1]. Заслуживает внимания система интегральных показателей социального благополучия/неблагополучия детей в Российской Федерации, разработанная Е.М. Рыбинским и С. И. Мосягиным, которая включает широкий спектр индикаторов показателей: здоровья, питания, образования, материального положения, досуговых услуг [10]. Дивицина Н.Ф., в свою очередь, ставит задачу необходимости обоснования и выявления показателей субъективного характера, которые позволили бы судить о степени удовлетворенности /неудовлетворенности самих детей и взрослых [6]. В теоретическом аспекте ценный материал содержится в работах местных авторов Б.Б. Хубиева, Н.В. Кильберг-Шахзадовой [8]. Вместе с тем, вопросы социального благополучия, положения детей и их социальной защиты в целом в регионе не получили до сих пор теоретического осмысления. Данная статья в определенной степени восполняет этот пробел.

Практической реализацией многих теоретических подходов в решении вопросов детства стала «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» Она определяет ключевые принципы дальнейших мероприятий государства и социальных органов, в том числе реализация основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье; защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала ребенка; сохранение их здоровья; использование технологий помощи, ориентированных на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка [7].

Инструментом практического решения многих обозначенных и других социальных задач должны стать регионы, на которые возложена реализация федеральных установок с учетом специфики проблем, характерных для каждого из них. Так, в настоящее время в Кабардино-Балкарской республике разработаны и продолжают совершенствоваться законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей, особенно, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. Нормативно-правовая база социальной защиты детства в регионе охватывает решение широкого круга проблем, предполагающего: повышение материального уровня семей с детьми; улучшение основных демографических показателей, особенно уровня рождаемости, детской и младенческой смертности; оказание квалифицированной медицинской помощи детям и развитие сети педиатрических и летне-оздоровительных учреждений; соблюдение прав детей на образование, в том числе детей с ограниченными возможностями развития; социально-правовое обеспечение занятости несовершеннолетних; развитие сети социальных учреждений по работе с семьями, детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

Решение вопросов полноценного, всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка возложено на все социальные институты общества, в том числе семьи, школы, государства, социальных учреждений. Возможность такого развития во многом зависит от условий, в которых проживает отдельно взятый ребенок, от социально-экономических и психо-социально-педагогических характеристик его семьи. Наши исследования показывают, что не во всех семьях удается сохранить благоприятный микроклимат в семье, результатом чего часто становится лишение родительских прав. Так, из 342 детей, занесенных в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 93% составили социальные сироты [4]. Данные показатели являются результатом ослабления традиционных форм поведения и воспитания в национальных семьях Кабардино-Балкарии, увеличения алкоголизации и безнравственного поведения родителей. В последние годы в республике, как и по всей России, развивается новая форма семейного устройства - приемная семья. По данным за 2014 год оформлено 52 приемных семьи, в которых воспитывается 105 детей [5]. Органами опеки и попечительства осуществляется сопровождение замещающих семей, а также контроль за условиями содержания и воспитания детей в замещающих семьях.

Для профилактики семейного неблагополучия и защиты законных интересов детей органами социальной защиты проводятся общереспубликанские мероприятия: тематические конференции, благотворительные акции, праздничные концерты. Особый интерес вызывают вечера отдыха и культурно-спортивные мероприятия «Папа, мама и я - спортивная семья», «Счастливый возраст-детство», «Все лучшее на свете связано с именем твоим, мама», а также встречи семейных команд «Неразлучные друзья - взрослые и дети, конкурс на лучшее знание традиций и обычаев своего народа и пр. Проблема социального сиротства является общечеловеческой. В современных условиях развития общества она становится все более распространенной, в том числе и в развитых странах, и рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. Причиной тому, как свидетельствуют многие ученые, является то, что родительский дом, семья уже не становятся гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. В современных условиях многие семьи не смогли адаптировать и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат, как в семье, так и в обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, экономические трудности, увеличение количества новорожденных детей с патологиями - всё это привело к обострению такой актуальной проблемы, как социальное сиротство. Это явление свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на развитие личности ребенка.

Со вступлением человечества в XXI век изменилась жизнь, нравы, ценности. Но проблемы сиротства по-прежнему актуальны и прогрессивны. Сейчас детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Одновременно растет число беспризорных детей. Складывающаяся общемировая тенденция требует новых технологий при решении вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, органы социальной защиты в регионах, в частности в Кабардино-Балкарской республике, стараются передавать детей на воспитание, соблюдая принцип принадлежности к определенному роду, фамилии, что способствует возрождению добрых семейных традиций народов Кавказа и большей интеграции детей в семьи.

Обеспечение социальной защиты невозможно без наличия соответствующей организационно-административной базы. Так, в систему социального обслуживания семьи и детей входят учреждения Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР, в том числе "Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр "Радуга"; "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Намыс"; "Республиканский центр социальной помощи семье и детям в Урванском муниципальном районе", отделения психолого-педагогической помощи семье и детям при комплексных центрах социального обслуживания населения, осуществляющие функции по профилактике детского и семейного неблагополучия.

Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей нацелена на обеспечение своевременной и полной реализации законодательных актов и целевых программ, направленных на поддержку семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактику безнадзорности и беспризорности, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, комплексного и адресного предоставления социальной помощи. Согласно законодательству, учреждения осуществляют такие виды услуг как: помощь гражданам в воспитании и обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов; патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально - педагогические условия; психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений; диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе; психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности у граждан, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям; организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, "круглых столов" и т.д.

По оценкам специалистов, в регионе подтверждается общероссийская тенденция положительной динамики роста рождаемости и снижения смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, создания условий для рождения здоровых детей, снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья детей и подростков, расширения форм и способов получения дошкольного образования, обеспечения реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов [2], [3].

Для обеспечения дальнейшей положительный динамики социальной защиты детства требуется дальнейшее улучшение материального положения семей, чему не способствует низкий уровень оплаты труда взрослого населения региона. Для повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья следует активно их приобщать к различным формам работы, что будет способствовать формированию у детей данной категории мотивации к знаниям, развитию интеллекта. Для обеспечения их интеграции в общество необходимо: продолжить работу по дальнейшему укреплению учебной и материальной базы специальных (коррекционных) интернатных учреждений; развивать систему раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной помощи детям; совершенствовать в образовательных учреждениях республики психолого-педагогическое и медико-социальное, программно-методическое сопровождение. С целью профилактики социального сиротства важное значение имеет использование новых методик медико-психологических консультаций матерей, повышение ответственности родительства в целом.

Рецензенты:

Хубиев Б.Б., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы КБГУ, г. Нальчик;

Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы КБГУ, г. Нальчик.


Библиографическая ссылка

Шоранова З.В., Баева С.Р., Разова С.Г. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА В РЕГИОНЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18196 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674