Практической реализацией многих теоретических подходов в решении вопросов детства стала «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» Она определяет ключевые принципы дальнейших мероприятий государства и социальных органов, в том числе реализация основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье; защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала ребенка; сохранение их здоровья; использование технологий помощи, ориентированных на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка [7].
Инструментом практического решения многих обозначенных и других социальных задач должны стать регионы, на которые возложена реализация федеральных установок с учетом специфики проблем, характерных для каждого из них. Так, в настоящее время в Кабардино-Балкарской республике разработаны и продолжают совершенствоваться законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей, особенно, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. Нормативно-правовая база социальной защиты детства в регионе охватывает решение широкого круга проблем, предполагающего: повышение материального уровня семей с детьми; улучшение основных демографических показателей, особенно уровня рождаемости, детской и младенческой смертности; оказание квалифицированной медицинской помощи детям и развитие сети педиатрических и летне-оздоровительных учреждений; соблюдение прав детей на образование, в том числе детей с ограниченными возможностями развития; социально-правовое обеспечение занятости несовершеннолетних; развитие сети социальных учреждений по работе с семьями, детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.
Решение вопросов полноценного, всестороннего, гармоничного развития каждого ребенка возложено на все социальные институты общества, в том числе семьи, школы, государства, социальных учреждений. Возможность такого развития во многом зависит от условий, в которых проживает отдельно взятый ребенок, от социально-экономических и психо-социально-педагогических характеристик его семьи. Наши исследования показывают, что не во всех семьях удается сохранить благоприятный микроклимат в семье, результатом чего часто становится лишение родительских прав. Так, из 342 детей, занесенных в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 93% составили социальные сироты [4]. Данные показатели являются результатом ослабления традиционных форм поведения и воспитания в национальных семьях Кабардино-Балкарии, увеличения алкоголизации и безнравственного поведения родителей. В последние годы в республике, как и по всей России, развивается новая форма семейного устройства - приемная семья. По данным за 2014 год оформлено 52 приемных семьи, в которых воспитывается 105 детей [5]. Органами опеки и попечительства осуществляется сопровождение замещающих семей, а также контроль за условиями содержания и воспитания детей в замещающих семьях.
Для профилактики семейного неблагополучия и защиты законных интересов детей органами социальной защиты проводятся общереспубликанские мероприятия: тематические конференции, благотворительные акции, праздничные концерты. Особый интерес вызывают вечера отдыха и культурно-спортивные мероприятия «Папа, мама и я - спортивная семья», «Счастливый возраст-детство», «Все лучшее на свете связано с именем твоим, мама», а также встречи семейных команд «Неразлучные друзья - взрослые и дети, конкурс на лучшее знание традиций и обычаев своего народа и пр. Проблема социального сиротства является общечеловеческой. В современных условиях развития общества она становится все более распространенной, в том числе и в развитых странах, и рассматривается не в отдельных случаях, а как особое явление современного социума. Причиной тому, как свидетельствуют многие ученые, является то, что родительский дом, семья уже не становятся гарантами стабильности и надежности в изменчивом мире. В современных условиях многие семьи не смогли адаптировать и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат, как в семье, так и в обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, экономические трудности, увеличение количества новорожденных детей с патологиями - всё это привело к обострению такой актуальной проблемы, как социальное сиротство. Это явление свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на развитие личности ребенка.
Со вступлением человечества в XXI век изменилась жизнь, нравы, ценности. Но проблемы сиротства по-прежнему актуальны и прогрессивны. Сейчас детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. Одновременно растет число беспризорных детей. Складывающаяся общемировая тенденция требует новых технологий при решении вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, органы социальной защиты в регионах, в частности в Кабардино-Балкарской республике, стараются передавать детей на воспитание, соблюдая принцип принадлежности к определенному роду, фамилии, что способствует возрождению добрых семейных традиций народов Кавказа и большей интеграции детей в семьи.
Обеспечение социальной защиты невозможно без наличия соответствующей организационно-административной базы. Так, в систему социального обслуживания семьи и детей входят учреждения Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР, в том числе "Базовый республиканский детский социально-реабилитационный центр "Радуга"; "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Намыс"; "Республиканский центр социальной помощи семье и детям в Урванском муниципальном районе", отделения психолого-педагогической помощи семье и детям при комплексных центрах социального обслуживания населения, осуществляющие функции по профилактике детского и семейного неблагополучия.
Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей нацелена на обеспечение своевременной и полной реализации законодательных актов и целевых программ, направленных на поддержку семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактику безнадзорности и беспризорности, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, комплексного и адресного предоставления социальной помощи. Согласно законодательству, учреждения осуществляют такие виды услуг как: помощь гражданам в воспитании и обучении детей и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов; патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально - педагогические условия; психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений; диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе; психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности у граждан, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям; организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, "круглых столов" и т.д.
По оценкам специалистов, в регионе подтверждается общероссийская тенденция положительной динамики роста рождаемости и снижения смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, создания условий для рождения здоровых детей, снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья детей и подростков, расширения форм и способов получения дошкольного образования, обеспечения реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов [2], [3].
Для обеспечения дальнейшей положительный динамики социальной защиты детства требуется дальнейшее улучшение материального положения семей, чему не способствует низкий уровень оплаты труда взрослого населения региона. Для повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья следует активно их приобщать к различным формам работы, что будет способствовать формированию у детей данной категории мотивации к знаниям, развитию интеллекта. Для обеспечения их интеграции в общество необходимо: продолжить работу по дальнейшему укреплению учебной и материальной базы специальных (коррекционных) интернатных учреждений; развивать систему раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной помощи детям; совершенствовать в образовательных учреждениях республики психолого-педагогическое и медико-социальное, программно-методическое сопровождение. С целью профилактики социального сиротства важное значение имеет использование новых методик медико-психологических консультаций матерей, повышение ответственности родительства в целом.
Рецензенты:
Хубиев Б.Б., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы КБГУ, г. Нальчик;
Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы КБГУ, г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Шоранова З.В., Баева С.Р., Разова С.Г. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА В РЕГИОНЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18196 (дата обращения: 11.10.2024).