Проанализируем выполнение основных показателей, заложенных в Прогнозный план приватизации государственного имущества Чувашской Республики в период с 2011-2013 г. [4].
Таблица 1
Выполнение основных показателей Прогнозного плана приватизации государственного имущества Чувашской Республики за 2011-2013 гг.
Показатели |
План |
Факт |
Выполнение (отношение факта к плану), % |
||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
Всего приватизированных объектов, шт. |
29 |
33 |
24 |
15 |
23 |
17 |
51,7 |
69,7 |
70,8 |
1.1. Пакеты акций (доли) хозяйственных обществ |
11 |
13 |
13 |
6 |
6 |
7 |
54,5 |
46,2 |
53,8 |
1.2. Государственные унитарные предприятия |
5 |
3 |
1 |
5 |
3 |
1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
1.3. Объекты недвижимости: |
13 |
17 |
10 |
7 |
14 |
6 |
53,8 |
82,4 |
60,0 |
В 2013 г. из 24 объектов, включенных в Программу приватизации, приватизировано 17 объекта, выполнение Программы приватизации составило 71%.
Для сравнения: в 2012 г. были приватизированы 23 из 33 объектов - выполнение Программы приватизации на 70 %, в 2011 г. 15 из 29 объектов - выполнение программы на 51,7 %.
Выполнение Плана приватизации по государственным унитарным предприятиям составило 100%.
Выполнение Программы приватизации на 2013 г. по пакетам акций составило 53,8 % (отношение проданных пакетов акций к пакетам акций, планируемым к приватизации), в 2012 г. - 46%, в 2011 г. -54,5%. Таким образом, результативность продаж акций открытых акционерных обществ снижается. Основными причинами такого снижения являлись несостоявшиеся аукционы в связи с отсутствием заявок на участие в торгах и наличием единственного участника.
Что качается объектов недвижимости, то за анализируемый период произошло увеличение как количества приватизированных объектов недвижимости (в 1,5 раза), так и темпов их приватизации (с 50% до 60%).
В 2013 г. обеспечено поступление средств в республиканский бюджет Чувашской Республики от приватизации государственного имущества Чувашской Республики в размере 559,2 млн рублей (в 3,4 раза превышает объем поступлений в 2012 г.), в том числе от продажи акций 415,5 млн рублей, иного имущества - 143,7 млн рублей.
Для сравнения: поступление средств от приватизации государственного имущества Чувашской Республики в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2012 г. составило 165,2 млн рублей, 2011 г. - 136,2 млн рублей.
Рассчитаем результативность продаж, проводимых Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в 2011-2013 гг. Результативность продаж будем рассчитывать как отношение проданных пакетов акций (объектов недвижимости) к выставленным на продажу пакетам акций (объектам).
Таблица 2
Результативность продаж акций ОАО и объектов недвижимости, проводимых Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики за 2011-2013 гг.
Год |
Объявлено к продаже, шт. |
Продано, шт. |
Результативность (продано / объявлено), % |
|||
Пакеты акций ОАО |
Объекты недвижимости |
Пакеты акций ОАО |
Объекты недвижимости |
Пакеты акций ОАО |
Объекты недвижимости |
|
2011 |
11 |
11 |
6 |
3 |
54,5 |
27,3 |
2012 |
13 |
17 |
6 |
13 |
46,2 |
76,5 |
2013 |
13 |
10 |
7 |
4 |
53,8 |
40,0 |
В 2011 г. результативность проведенных аукционов по объектам недвижимости была самой низкой за весь анализируемый период. Причина состоит в том, что 4 объекта недвижимости были проданы по договору купли-продажи с субъектами малого и среднего предпринимательства, т. е. аукционы по ним не проводились и они приобретались по рыночной стоимости продаваемого имущества.
Для сравнения: в 2012 г. продажа объектов недвижимости осуществлялась только на аукционах. В 2013 г. только 2 объекта недвижимости были приватизированы субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации преимущественного права.
Основной причиной снижения результативности продаж пакетов акций является то, что аукционы признаются несостоявшимися в связи с наличием одного участника либо отсутствием заявок.
Проанализировав деятельность отдела в области приватизации государственного имущества Чувашской Республики за рассматриваемый период, мы выделили ряд проблем в данном направлении.
1. Торги по продаже ряда объектов по предложенной цене не состоялись.
Основной причиной, не позволившей реализовать все выставленные на продажу объекты приватизации, является несовпадение ценовых ожиданий инвесторов с рыночной стоимостью объектов. Данная проблема ведет к дополнительным затратам бюджетных средств на рыночную оценку стоимости объектов приватизации и дополнительным затратам трудовых ресурсов работников отдела.
2. Низкая результативность проведенных аукционов по продаже пакетов акций открытых акционерных обществ. За анализируемый период наблюдается динамика снижения результативности проведенных аукционов. В 2013 и 2012 гг. она составила 53,8% и 46,2% соответственно, что ниже значения за 2011 г. Основной причиной снижения результативности продаж пакетов акций является то, что аукционы признаются несостоявшимися в связи с наличием одного участника либо отсутствием заявок.
3. Отсутствие законодательно закрепленных показателей и методики расчета эффективности деятельности органов исполнительной власти в области приватизации государственного имущества как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Одним из основных направлений совершенствования приватизационного процесса является трансформация целей приватизации. Если раньше приватизация отождествлялась прежде всего с продажей имущества, главной целью были доходы от продажи, основным критерием продажи являлась быстрота сделки. Сейчас же приватизация должна быть не только источником пополнения бюджета, но и способом привлечения инвестиций в модернизацию предприятий, развития конкуренции и вовлечения не работающего на экономику имущества в хозяйственный оборот.
В целях повышения эффективности приватизации государственного имущества предлагаем внести изменения в законодательство о приватизации.
1. Предусмотреть возможность заключения с единственным участником договора купли-продажи государственного имущества по начальной (минимальной) цене договора, если аукцион (торги) признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки и признания участником торгов только одного претендента.
Введение данной нормы позволит существенно сократить срок проведения приватизации и затраты на предпродажную подготовку, а также увеличить эффективность продажи государственного имущества.
Таблица 3
Эффективность проведенных аукционов в 2011-2013 гг.
|
Всего проведено аукционов, шт. |
Состоявшиеся аукционы, шт. |
Несостоявшиеся по причине подачи 1 заявки, шт. |
Эффективность проведенных аукционов, % |
Предполагаемая эффективность проведенных аукционов, % |
2011 |
52 |
9 |
4 |
17,3 |
25,0 |
2012 |
45 |
18 |
4 |
40,0 |
48,9 |
2013 |
32 |
14 |
1 |
43,8 |
46,9 |
2. Рассмотреть возможность внесения изменений в ФЗ № 178, предусматривающих предоставление рассрочки по оплате приватизированного государственного имущества субъектам предпринимательства, реализующим социально-значимые инвестиционные проекты, значимость которых определяется Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием.
В настоящее время данным Законом предоставление рассрочки только в случае продажи имущества способом - без объявления цены, в случае проведения торгов иными способами - не предусмотрено. Тем самым сдерживаются реализация инвестиционных проектов субъектов предпринимательства и развитие бизнеса в России.
Одним из наиболее важных и приоритетных направлений совершенствования деятельности органов исполнительной власти является внедрение оценки эффективности деятельности органов власти, на которые возложено управление и распоряжение имуществом.
Концепция по управлению федеральным имуществом до 2018 г. предлагает в области приватизации государственного имущества рассчитывать результативность приватизации государственного имущества с помощью следующих показателей [2]:
- доля преобразованных государственных унитарных предприятий в отчетном году;
- доля приватизированных пакетов акций открытых акционерных обществ;
- соотношение доходов от приватизации и расходов на обеспечение приватизации.
К дополнению к указанному перечню показателей мы предлагаем добавить еще один - эффективность проведенных продаж (превышение цены продажи объектов приватизации над начальной ценой), который характеризует качество предпродажной подготовки объекта к аукциону.
За анализируемый период произошло значительное увеличение эффективности проведенных продаж объектов приватизации. Если в 2011 г. превышение начальной цены составило всего 16%, то к 2013 г. данный показатель вырос до 60%. Причем в 2011 г. продажная цена пакетов акций акционерных обществ снизилась на 10%, так как один объект был продан посредством публичного предложения, в результате чего цена на него уменьшилась на 9 млн рублей.
Высокие показатели эффективности продаж государственного имущества Чувашской Республике в истекшем году объясняются высоким уровнем предпродажной подготовки объектов приватизации. Минимуществом Чувашии были проведены все необходимые мероприятия по предпродажной подготовке объектов приватизации, поиску потенциальных инвесторов, исследованию рынка, информационному обеспечению приватизации, рекламированию объектов приватизации.
Концепция управления федеральным имуществом и государственная программа «Управление федеральным имуществом» не закрепила конкретные значения по данным показателям. Таким образом, необходимо принять нормативный акт, в котором будет прописана подробная методика расчета вышеуказанных показателей, а также даны их пороговые значения.
Рецензенты:
Данилов И.П., д.э.н., профессор, заместитель директора по науке ЧФ МГЭИ, г. Чебоксары;
Тумаланов Н.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ЧГУ им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Антоновская Е.А. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18195 (дата обращения: 04.12.2024).