Физическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, рассматривается как компонент того вида культуры, который связан с деятельностью, направленной на умение и преобразование человека, общества или отношения между людьми [7].
Сущностная цель физической культуры воспроизводить человека, личность; становление специфического личностного состояния - физической культуры личности субъекта (Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов). Задачами следует считать создание системы материальных и духовных ценностей в этой сфере; создание условий для овладения ими человека; дальнейшая трансляция и трансформация в социум для реализации общей цели на основе удовлетворения потребностей человека (А.А. Гужаловский) [3].
Л.В. Жаров рассматривал проблему телесности человека в контексте совокупной человеческой деятельности как феномен культуры. Мы разделяем точку зрения о том, что телесность человека, будучи философским понятием, далеко выходит за рамки анализа собственного тела человека. Автор считает, что телесность можно определить «как общественный способ бытия человеческого тела и обращение его в общественном сознании с феноменом культуры. Тело человека может реально функционировать только в своем социальном бытии, где природная основа обретает социальное рождение». Эти рассуждения представляют для нас особый интерес, так как физическая культура может быть примером «социального бытия человеческого тела» [8].
Использование ценностей физической культуры для обеспечения должной подготовленности специалиста к осуществлению конкретной профессиональной деятельности получило достаточное теоретико-методологическое обоснование в поле концепции профессиональной физической культуры (С.С. Коровин, В.А. Кабачков), в соответствии с которой профессиональная физическая культура призвана обеспечивать совершенствование процесса и системы профессионального образования учащейся молодежи, становление специфической культуры личности в связи с учебной и профессиональной деятельностью; формирование социально и личностно востребуемой категории «личность профессионала» [6].
Использование ценностей физической культуры в процессе подготовки специалистов в сфере дошкольного образования обеспечит их способность к эффективной трансляции физической культуры в процесс образования дошкольников. Специфика самой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и возрастные особенности жизни и деятельности дошкольников ещё более актуализируют проблему формирования профессиональной физической культуры специалиста.
Эффективное совершенствование системы и процесса профессионального образования сопряжено с его либерализацией и гуманизацией, осуществляемыми на основе единства всестороннего обучения, воспитания и развития личности учащейся молодежи, и, прежде всего, за счет ценностей культуры. Всё большую актуальность для эффективного становления учащихся обретает формирование специальных знаний, общей и физической культуры, профессионализма, ценностных ориентаций и направленности на овладение совокупностью культурных ценностей в профессиональной деятельности.
Признавая основной целью профессионального образования профессиональное становление личности, необходимо создать комплекс педагогических условий для решения двух взаимосвязанных задач:
- обеспечения на основе развития профессионально важных качеств высокого уровня подготовленности учащейся молодежи к эффективной конкретной трудовой деятельности;
- формирования социокультурной личности, включенной в культурно-исторический процесс по овладению и преобразованию культурных потенций общества в конкретной профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, И.Н. Мошкова, С.Л. Малов).
Как показывают результаты исследований в сфере общей и спортивной педагогики, теории и методике физического воспитания, в которых рассматриваются взаимосвязь и взаимообусловленность ценностей физической культуры и профессиональной подготовленности, такое интегральное преобразование личности возможно и необходимо связано с направленным использованием ценностного потенциала культуры физической. Это обеспечивает оптимальное соотношение и соответствие физического (телесного, биологического), социального (более духовного) статуса личности требованиям социума, профессионального образования, конкретной профессиональной деятельности и, самое главное, самой личности (С.С. Коровин) [5].
Сущностная цель физической культуры - становление специфического личностного состояния - физической культуры личности субъекта.
Основными же задачами следует считать: создание системы материальных и духовных ценностей в этой сфере; создание условий для овладения ими человеком; дальнейшая трансляция и трансформация в социум для реализации общей цели на основе удовлетворения потребностей человека. Не все ценности физической культуры в равной мере обеспечивают формирование каких-либо специфических потребностей и способностей, характерных и необходимых для осуществления конкретной деятельности (в том числе - профессиональной), и, таким образом, возникает социальная потребность теоретико-методологического обоснования системы направленного использования ценностей физической культуры, обеспечивающих становление в личности, во-первых, характерных признаков базовой культуры человека и, во-вторых, системы телесно-душевно-духовных потребностей и способностей, умений конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная физическая культура (ПФК) есть рационально организованная профессионально-прикладная физкультурная деятельность (ППФД); направленная на овладение материальными и духовными ценностями, необходимыми в социальном и личностном аспектах в связи с профессиональным образованием.
ПФК функционально направлена на производство личности и является целеполагающей; это способ формирования специфической культуры личности как совокупности её специфических потребностей и способностей.
Структура процесса формирования ПФК относительно компонентного состава достаточно обширна и предусматривает реализацию характерных физкультурных воздействий в различных жизненных проявлениях (учебная и профессиональная деятельность, отдых, развлечения, восстановление творческих сил и т.п.).
Главной характеристикой ПФК личности является её профессионально-прикладная подготовленность, понимаемая достаточно широко: от нормального физического развития до знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни и физкультурного самосовершенствования (В.А. Пономарчук).
Структура ПФК представлена профессиональным физическим образованием (ПФО), профессионально-прикладным спортом (ППС), профессиональной физической рекреацией и реабилитацией (ПФРек и ПФРеа).
Главный результирующий показатель эффективности процесса ПФО - профессионал, то есть личность, овладевшая ценностями ПФК и обладающая специфическим комплексом высокоразвитых потребностей и способностей, обеспечивающих успешность осуществления профессиональной деятельности и решения бытовых задач. При этом важнейшей характеристикой категории «личность профессионала» является сформированность образовательного, аксиологического и психофизического компонентов ПФК личности.
Таблица 1
Сформированность ценностных ориентаций личности студентов опытной и контрольной групп в сфере физической культуры в педагогическом эксперименте
Компоненты ЦОЛ |
Группы исследуемых |
Р,% |
|
Опытная (n= 31) M ± m |
Контрольн. (n= 30) M ± m |
||
1. Информационно-познавательный |
12,3 ± 0,91 |
9,1 ± 1,04 |
‹ 0,05 |
2. Оценочно-мотивационный |
11,4 ± 0,79 |
7,4 ± 0,93 |
‹ 0,05 |
3. Потенциально-деятельностный |
10,9 ± 0,62 |
6,7 ± 0,87 |
‹ 0,05 |
4. Реально-деятельностный |
8,9 ± 0,63 |
7,9 ± 0,74 |
› 0,05 |
5. Обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры |
20,7 ± 3,21 |
15,9 ± 3,09 |
› 0,05 |
Данные результаты свидетельствуют, что обобщенный показатель ЦОЛ в сфере физической и профессиональной физической культуры в опытных группах студентов выше на 30,2% (Р ‹ 0,05) в сравнении с контрольными. Установлено также, что в опытной группе, по сравнению с контрольной, информативно-познавательный, оценочно-мотивационный и потенциально-деятельностный компоненты ЦОЛ выше как в абсолютном, так и в процентном выражении.
Это отражает, главным образом, осознание студентами опытной группы роли физической культуры в профессиональном становлении («знаю, что делать»); сформированность мотивации и потребности на овладение физической культурой («хочу делать»); потенциальную готовность «включения» в ППФД («могу делать»). Однако реальная и самостоятельная включенность в процесс ППФД и самосовершенствование в ней («делаю») в опытных и контрольных группах остается недостаточной, что в существенной мере может быть обусловлено высокой загруженностью студентов в ходе целостного образовательного процесса, негативным отношением окружения.
В ходе специально организованных педагогических наблюдений за деятельностью дошкольных педагогов установлено:
1) профессиональная деятельность специалистов дошкольного образования сопряжена с достаточно высокой двигательной активностью, которая связана с организацией различных видов деятельности детей (приготовление различного инвентаря; уборка его; перемещение; наведение порядка; физическая помощь и т.д.);
2) дошкольные педагоги должны обладать высокой физической подготовленностью (общей выносливостью), обеспечивающей качественное выполнение связанных с двигательной активностью обязанностей по уходу за детьми;
3) профессиональная деятельность в сфере дошкольного образования предъявляет высокие требования к гибкости, ловкости и координации движений специалистов, что необходимо для дифференцирования пространственно-временных и динамических характеристик действий в отношении маленьких детей и специфических предметов обихода (мебель, посуда, инвентарь и т.п.);
4) особые требования предъявляются к профессионально-методической подготовленности в сфере физической культуры, за счет которой обеспечивается качество процесса формирования физической культуры личности дошкольников (принципы, формы организации, методы, средства);
5) дошкольным педагогам необходима статическая выносливость мышц шеи, спины, ног и рук, что сопряжено с организацией и осуществлением иных образовательных занятий.
Проводя свое исследование, мы понимали, что представления действующих специалистов дошкольного образования о ценностях физической культуры вообще и ПФК в частности не соответствуют должному. Поэтому, организуя ППФД участников эксперимента, мы ориентировались на их более глубокое приобщение к ценностям ПФК, чем большинство работающих специалистов. Отметим, что к ключевым составляющим объектной сферы ПФК, ценностное освоение которых в процессе ППФД должны осуществлять (и осуществляли по ходу участия в нашей экспериментальной работе) учащиеся, следует отнести соответствующие требованиям профессиональной деятельности и профессионального образования здоровье и физическое развитие личности, её способности и ценностные ориентации в сфере физкультурной деятельности, а также знание основ теории и методики физической культуры дошкольников.
Полагаем, что полученные результаты свидетельствуют об эффективности работы по обучению студентов дошкольного факультета выполнению стандартных профессионально-педагогических двигательных действий, по теории и методике физической культуры дошкольников. Статистически фиксируемое равенство студентов опытной группы со студентами контрольной группы по качеству выполнения всех оценивавшихся действий свидетельствует, в свою очередь, о достаточно высокой эффективности реализованной экспериментальной модели ПФО. При этом следует признать целесообразность совершенствования как данной модели, так и иных составляющих процесса профессиональной подготовки студентов.
Таблица 2
Показатели специально-профессиональной подготовленности студентов опытной и контрольной групп в педагогическом эксперименте
Содержание специально-профессиональной подготовленности |
Группы исследуемых Оценка (баллы) |
Р, % |
|
Опытн. (n=31) M ± m |
Контр. (n=30) M ± m |
||
Выполнение комплекса мероприятий в режиме дня детского сада по выполнению режимных моментов в первой и во второй половине дня: - одевание и раздевание детей на прогулку и с прогулки; - подготовка к приему пищи |
4,2 ± 0,6
4.3 ± 0,5 |
4,1 ± 0,5
4,2 ± 0,6 |
› 0,05
0,05 |
Выполнение комплекса мероприятий по подготовке и проведению прогулки: - организации игровой деятельности детей; - организация и проведение подвижных игр |
4,2 ± 0,4 4,4 ± 0,6 |
4,1 ± 0,4 4,3 ± 0,3 |
› 0,05 › 0,05 |
Выполнение комплекса мероприятий по сбору и подготовке групповой комнаты к другому виду деятельности |
4,3 ± 0,5 |
4,2 ± 0,6 |
› 0,05 |
Примечание: Р‹ 0,05 при t › 2,1
Сформированность комплекса широких, глубоких, гибких и прочных профессио- и спортографических знаний, знаний основ теории и методики физической культуры явится основой осознанного их применения в процессе профессионального образования и, как следствие - предпосылкой становления личности профессионала.
Рецензенты:
Коровин С.С., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Михайлова Н.В. К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ – В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18188 (дата обращения: 15.10.2024).