В связи с вышесказанным целью исследования является изучение особенностей ценностных ориентаций и жизненных смыслов в период взрослости. В экспериментальном исследовании применялись методика М. Рокича «Ценностные ориентации» и методика исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова. Исследование проводилось на базе бухгалтерского центра ОАО МТС. Участие приняли 60 человек (34 женщин и 26 мужчин) в возрасте от 23 до 55 лет. Все сотрудники БЦ имеют высшее образование, характеризуются разным социальным положением, состоянием здоровья и т.д., поэтому испытуемые отбирались случайным способом. Исследование проводилось в естественных условиях жизни и деятельности испытуемых. Поскольку «кризисы развития зрелой личности неизбежно сопровождаются перестройкой системы ценностей» (А.Г. Асмолов), то выборку мы условно разделили на 3 группы по принципу - от кризиса до кризиса: 1-я группа состоит из людей от 23 до 29 лет, 2-я группа - из людей от 30 до 39 лет и 3-я группа - испытуемые от 40 до 55 лет. Это позволило нам проследить динамику жизненных перспектив внутри взрослого возраста. Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрических методов: критерия Манна-Уитни и критерия Спирмена. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ SPSS. Учитывались только достоверные связи.
Анализ полученных данных показал, что для людей периода взрослости наиболее значимой терминальной ценностью является «здоровье» (физическое и психическое) - 67,5 % респондентов. Причем и для женщин, и для мужчин здоровье является важнейшим жизненным приоритетом человека, определяющим возможность реализовать все свои устремления. Более того, чем взрослее человек, тем большую важность для него имеет данная ценность. Приоритет выбранных ценностей обусловлен особенностями возраста: в зрелом возрасте физическое здоровье начинает ухудшаться и, как следствие, требует определенных действий для его поддержания. Более того, в последнее время культивируется мода на здоровый образ жизни, что повышает значимость данной ценности.
Второе ранговое место занимает «счастливая семейная жизнь» - 45%, а третье - «любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком) - 40%. Эти результаты еще раз подтверждают, что, несмотря на кризис семьи, она еще долго сохранит свои социально-психологические функции для индивида (удовлетворение потребности в интимном общении, эмоциональном контакте, взаимопонимании и т. д.). Чуть ниже по важности располагается уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) - 30 %.
Проследив динамику ценностей, можно отметить, что с возрастом такие ценности, как «познание», «развитие», «продуктивная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших друзей», имеют прямую тенденцию к спаду. Так, ценность «развитие себя» занимает примерно среднюю позицию среди всех ценностей. Высшее значение она приобретает в раннем взрослом возрасте, что обусловлено стремлением реализовать свои возможности и высокий потенциал. В последующем эта ценность теряет свое значение. Возможно, это связано с возрастными зажимами, когда человек начинает считать, будто бы поздно что-то в себе менять, либо с тем, что многие люди не знают о существовании своего потенциала или не понимают пользы саморазвития. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для саморазвития.
Ценность «продуктивная жизнь» является особенно важной в период ранней и средней взрослости. В этот период человек отдает много времени своей работе, включается в решение всех производственных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни. Человеку в этом возрасте максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей необходимо для гармонизации жизни. Спад профессиональной продуктивности начинается в период от 41 до 55 лет, что обусловлено характером профессии: когда мастерство, знание и опыт должны сочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности.
Меньшее значение в 23-30 лет придается сфере семейной жизни, а к 30-40 годам значение этой сферы резко возрастает и имеет максимальный показатель. С этого возраста для человека высокую значимость имеет все то, что связано с жизнью его семьи, он отдает много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье. В дальнейшем ценность данной сферы значительно снижается. Обнажаются проблемы во взаимоотношениях супругов: супружеская любовь утрачивает былую страсть, блекнет в мелочах быта; дети, цементировавшие семью, вырастают и предпочитают жить собственной жизнью, а круг внесемейного общения с годами сужается и приобретает известную монотонность. В некоторых семьях явственно обнаруживается, что личные отношения утрачены, семья держалась на чувстве долга перед детьми. Многие психологи описывают феномен «опустевшего гнезда», когда младший ребенок покидает родительский дом. Родители, лишаясь привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.
В период ранней взрослости для человека немалую значимость имеют активные социальные контакты, «хорошие друзья»; на последующих этапах рейтинг данной ценности снижается. В первые периоды зрелого возраста человеку важно расширить круг социальных связей, а в последующие периоды он становится более избирательным в общении и довольствуется собственной семьей, которой вполне достаточно для удовлетворения потребности в общении, эмоциональной близости и поддержке.
Анализ различий по непараметрическому критерию Манна-Уитни выявил, что достоверно мужчины и женщины различаются по показателю «счастливая семейная жизнь» (для женщин среднее значение занимаемого места ценности 5,9 , у мужчин - 10,8); «любовь» (для женщин - среднее значение занимаемого места ценности 6,1, а у мужчин - 8,5). Более того, мужчины отмечают высокую ценность следующих категорий: «интересная работа», «продуктивная жизнь», «развитие». Ценности семьи и любви характерны для женщин, особенно в зрелом возрасте, что соответствует принятым в обществе нормам, так же как и ориентация мужчин на внешнюю по отношению к семье активность - на работу, самореализацию.
Представляет интерес содержательный анализ рейтинга жизненных сфер, которые оцениваются испытуемыми как обладающие низкой привлекательностью. Самыми непривлекательными являются следующие ценности: «счастье других» - 42,5% обследуемых, «развлечения» - 55% и «творчество» - 62,5%. На наш взгляд, это связано с монотонным характером работы бухгалтера, в которой проявление творческого начала минимально - «сухие» расчеты, одни и те же из месяца в месяц. На такую работу изначально подбирают аккуратных, серьезных исполнителей. Ценность «творчество» доминирует у людей раннего периода взрослости, а в последующие периоды снижается, что говорит о важности творческого отношения к жизни в ранней взрослости. Пока человек еще молод, он стремится к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. С годами человек все больше следует устоявшимся нормам и ценностям, приобретает консерватизм. Схожую тенденцию имеет ценность «развитие». Нельзя не отметить то, что ценность «счастье других» размещается в числе отвергаемых, что указывает на ориентированность большинства на современные ценности индивидуализма, эгоизма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности.
И тем не менее у мужчин как активного начала ценности «творчество» и «счастье других людей» выше, чем у женщин (например, среднее значение ценности «счастье других» у мужчин 9,3, тогда как у женщин - 14,3). Можно предположить, что женщин меньше беспокоит счастье других по той причине, что их больше волнует вопрос о личном счастье, что статически подтверждается лидирующим положением таких ценностей, как «счастливая семейная жизнь» и «любовь».
Картина оценивания непривлекательности ценностей в ряде случаев меняется с возрастом. Так, ценность «развлечения» теряет свою значимость к 50 годам (в период ранней взрослости среднее значение по данному параметру составляет 14,2; в 31-40 лет - 14,9 и к 41-55 годам - 16). Это обусловлено направленностью на общественный труд и семейную жизнь, что соответствует возрастным нормам.
Анализ инструментальных ценностей показал, что наиболее значимыми являются: ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) - 57,5% респондентов, жизнерадостность (чувство юмора) - 30%; рационализм - 27,5%. На наш взгляд, эти данные подтверждают психологическую зрелость испытуемых: они ответственно подходят к своей жизни: действуют на основании обдуманных рациональных решений и принимают на себя ответственность за результаты этой деятельности. Наличие в качестве ведущего средства достижения своих целей, чувства юмора может говорить о психологическом здоровье и достаточно высокой степени удовлетворенности своей жизнью.
Наименьшей привлекательностью обладают ценности: смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов - 30% респондентов; высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) - 45%, непримиримость к недостаткам в себе и других - 72,5%. Низкая значимость инструментальной ценности - «смелость в отстаивании своего мнения» - может говорить о позиции пассивного исполнителя, об удовлетворенности тем, что есть, и об отсутствии желания что-либо менять в своей жизни. Можно предположить, что такому коллективу будет тяжело перестроиться при технологических, структурных и других изменениях в организации.
Что касается такой ценности, как «высокие запросы», то она все-таки чаще наблюдаются в юности, при небольшом жизненном опыте, зрелая личность выставляет разумные требования и притязания к себе, к другим людям и жизни в целом. В результате с возрастом значимость данной ценности уменьшается (23-30 лет - 14,3; 31-40 лет - 14,4; 41-55 лет - 15).
Ценность «непримиримость к недостаткам в себе и других» также теряет свою значимость с возрастом. С опытом, работой над собой формируется умение «прощать, понять, принять» себя и других людей. В проведенном исследовании 72,5% респондентов отдали ей последнее место в списке инструментальных ценностей. Данную позицию испытуемых подтверждает средняя значимость таких ценностей, как «воспитанность», «терпимость», «широта взглядов», «чуткость».
Влияние фактора возраста на значимость для человека инструментальных ценностей показало, что с возрастом люди начинают больше ценить чуткость, самоконтроль, ответственность, рационализм, образованность. Такие ценности, как «аккуратность», «независимость», наоборот, характеризуются снижением их значимости для человека. Это может свидетельствовать о растущей зрелости отношения к жизни, оптимальном соотношении затраченных усилий и полученного результата, желании быть сопричастным к жизни своей семьи, трудового коллектива. Более того, в средней возрастной группе возрастает ответственность и за подрастающих детей, и за стареющих родителей, а чувство юмора помогает справляться с трудными ситуациями. Хочется отметить динамику инструментальной ценности «жизнерадостность»: в молодости оно занимает среднее значение - 8,7; в возрастной группе 31-40 лет ценность возрастает до 5,7; и в группе 41-55 лет среднее значение падает до 11,8. В меньшей степени возрастным изменениям подвержены такие ценности, как «воспитанность», «исполнительность» и «честность». На протяжении всего зрелого периода они стабильно занимают важное место в жизни и говорят о высоких моральных качествах и осознанности испытуемых.
Анализ различий по критерию Манна-Уитни выявил, что имеют место гендерные различия в представленных инструментальных ценностях: женщины «воспитанность» (хорошие манеры) и «исполнительность», «терпимость» и «чуткость» ценят выше мужчин. Из результатов тестирования можно сделать вывод, что женская психика более гибкая и устойчивая за счет той же «терпимости», «жизнерадостности» (среднее значение у женщин - 7,4, у мужчин - 14). А мужчинам в качестве регулятора остаются «независимость» (среднее место - 7,8, у женщин - 9,8) и самоконтроль (у мужчин - 5,3, у женщин - 10,2).
Анализ связей между инструментальными и терминальными ценностями, выполненный методом ранговой корреляции по критерию Спирмена, показал, что для людей периода взрослости характерны ценности «здоровье» (физическое и психическое), «счастливая семейная жизнь», «любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком) и «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), которые подкрепляются жизнерадостностью (чувство юмора), рационализмом, ответственностью, чувством долга, обязательностью и несгибаемой убежденностью в своей осведомленности.
В заключение проанализируем результаты исследования по тесту В. Котлякова. В системе жизненных смыслов преобладает семейная категория, на втором месте по приоритетности находится категория самореализации. Также ведущими являются коммуникативные и экзистенциальные категории жизненных смыслов. С возрастом представленность категорий жизненных смыслов меняется. Возрастная динамика совпадает с данными, полученными при проведении методики Рокича. В группе 23-30 лет преобладают семейные ценности, ценности самореализации, чуть в меньшей степени важны вопросы бытия и общения, и самую малую долю в системе ценностей занимают забота о других и собственное удовольствие. В группе 31-40 лет многие представители этой группы переживают кризис середины жизни, идет перестройка системы ценности. В результате повышается значение общения (в качестве доминирующей эту категорию указывают уже не 17,4%, а 38,5% респондентов), ценности семьи и получение удовольствия от жизни (наблюдается рост последней категории с 13% до 15,4%); резко падает значение ценности самореализации (с 52,2% до 15,4 %). И, как следствие, снижается представленность ценности альтруизма. В группе 41-55 лет остаются ведущими (при незначительном снижении) ценности семьи, общения. Возвращается интерес к самореализации: во многом это связано с уходом выросших детей из родительской семьи, и человек ищет новые смыслы жизни. В равной степени проявляется интерес к экзистенциальной категории жизненных смыслов (указали в качестве доминирующей 25% респондентов).
Таким образом, анализ полученных данных показал следующее.
1. Для людей периода взрослости характерны ценности «здоровье» (физическое и психическое), «счастливая семейная жизнь», «любовь» (духовная и физическая близость с любимым человеком) и «уверенность в себе» (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), которые подкрепляются ответственностью (чувство долга, умение держать свое слово), жизнерадостностью (чувство юмора), рационализмом.
2. С возрастом система ценностей претерпевает изменения, а именно: в группе 23-30 лет наряду с ценностями семьи важными являются самореализация, развитие себя, активные социальные контакты; в группе 31-40 лет повышается значение семейных ценностей, близких контактов, жизненной мудрости, растет интерес к философским вопросам о смысле жизни, своем месте в этом мире; в группе 41-55 лет отмечается рост ценности здоровья и спад таких ценностей, как «познание, развитие, продуктивная жизнь, наличие хороших и верных друзей».
3. Наблюдаются различия в приоритетах по половому признаку: для мужчин большое значение имеют такие цели, как «продуктивная жизнь», «развитие», «интересная работа», «активная деятельная жизнь»; для женщин - «счастливая семейная жизнь», «любовь», «уверенность в себе». Различаются и ценности-средства. Мужчины ценят самоконтроль, честность, непримиримость к недостаткам в себе и в других. Для женщин являются важными жизнерадостность, рационализм и воспитанность.
4. Сотрудники БЦ ОАО МТС имеют сформированные схожие системы ценностей, что является благоприятным фактором формирования корпоративной культуры. Высокую значимость некоторых ценностей можно использовать при проведении мотивационных программ сотрудников.
Рецензенты:
Гапонова С.А., д.псх.н., профессор каф. социальной и организационной психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород;
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Батюта М.Б., Пепеляева С.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18187 (дата обращения: 13.10.2024).