Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Масягина Н.В. 1
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта
На сегодняшний день в образовании индивидуализация процесса обучения играет существенное значение. Становится актуальным реализация индивидуального подхода в образовании, где процесс обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности. Особенно это относится к поствузовскому образованию, когда специалист чувствует необходимость получения новых знаний – причём, каждый специалист нуждается в собственной программе и собственных формах обучения. В статье проведен анализ организации учебного процесса учебно-спортивного центра по подготовке и переподготовке сотрудников физкультурно-спортивных организаций Москомспорта, выявлены особенности построения образовательных программ, гибко реагирующих на социальный заказ общества по подготовке специалистов для физической культуры и спорта, и на запросы обучающихся, удовлетворяя потребности в знаниях и умениях, необходимых для решения профессиональных задач.
система
физкультурно-спортивная деятельность
повышение квалификации
специалист
индивидуальная траектория обучения
образовательный модуль
1. Масягина Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11384 (дата обращения: 24.02.2015).
2. Начинская С.В. Физическая культура и спорт: непрерывное образование: монография / С.В. Начинская, Н.В. Масягина. – М., Нац. книжный центр, 2012. – 92 с.
3. Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник статей. /Московский педагогический государственный университет. – М., 2010. – 403 с.
4. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: опыт, проблемы и пути совершенствования. Материалы учебно-методического семинара. / Издательство РАГС. – М., 2002. – 303 с.
5. Обучение государственных служащих. Современное состояние и перспективы. Учебное пособие. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. М., Изд. Дело, 2002., 249 с.
6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.

Актуальность. В прошлом веке образовательный процесс как в ВУЗе, так и в любом другом образовательном учреждении, носил исключительно коллективный характер. Так, каждый курс ВУЗа состоял из студенческих групп, где одновременно по одной и той же программе обучались 20-30 учащихся. Программа предполагала одни и те же лекции и практические занятия, зачёты, экзамены, практические тренинги. Индивидуальная работа студентов наблюдалась только в самостоятельных письменных работах и в ответах учащихся на зачётах и экзаменах. На сегодняшний день в образовании индивидуализация процесса обучения имеет важное значение. Становится актуальным реализация индивидуального подхода в образовании. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности. Особенно это относится к поствузовскому образованию, когда специалист чувствует необходимость получения новых знаний - причём, каждый специалист нуждается в собственной программе и собственных формах обучения.

В идеальном виде индивидуальное образование предполагает наличие строго индивидуальной программы обучения и индивидуальной формы работы с учащимся. Однако такой вид обучения сопряжён с огромными затратами и предполагает наличие очень большого количества высококвалифицированных преподавателей, большого количества мест обучения и других необходимых затрат, но гибкость индивидуальных траекторий обучения перекрывает все эти недостатки.

Цель исследования. Изучение закономерностей проектирования индивидуальной траектории обучения, способствующей улучшению подготовки кадрового резерва для физкультурно-спортивной отрасли.

Методы исследования. Изучение и анализ научно-методической литературы, педагогические исследования, оценка работы центра, наблюдения в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведенного анализа образовательного процесса повышения квалификации специалистов, работающих в физкультурно-спортивной отрасли города Москва, мы пришли к выводу, что оказываемся перед фактом противоречивого свойства: коллективная форма обучения не в полной мере удовлетворяет запросы обучающихся, а индивидуальная форма обучения слишком затратна, но она гибко реагирует как на социальный заказ общества по подготовке специалистов для физической культуры и спорта, так и на запросы обучающихся, удовлетворяя потребности в знаниях и умениях, необходимых для решения профессиональных задач.

Нами предлагается иной подход к образованию, алгоритм которого сводится к следующему:

  • изучению подлежат только те учебные предметы, которые имеют собственные, установленные теоретически и апробированные практически закономерности;
  • каждый предмет расчленяется на логически связанные между собой части, числом как можно больше;
  • выявленные части предметов получают собственное наименование, отражающее содержательный материал;
  • индивидуальная программа учащихся комплектуется из выявленных частей, а их наименования позволяют придать программе индивидуальное направление;
  • полученная программа дополняется последними нововведениями, позволяющими придать обучению современный характер.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:

1. Аудиторные занятия. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своей группе, может быть организовано обучение с другой группой по интересующей тематике.

2. Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.

3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает учащийся в процессе выполнения заданий.

4. Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных профильных организациях и учреждениях.

Рассматриваемая система образования предлагает принять вузовское образование как основу индивидуального. В практике физической культуры и спорта модули программ играют чрезвычайно важную роль. Объясняется это многогранностью физкультурно-спортивных процессов и наличием многих контингентов обучения.

Так, например, в настоящее время изучение учебной дисциплины «Психология» в физкультурно-спортивных ВУЗах представляет собой обучение общей психологии с соответствующими примерами из практики физической культуры и спорта. Между тем, в современной психологии намечается развитие многих разделов, имеющих кардинальное значение для специалистов физкультурно-спортивной отрасли. К ним относятся:

  • общая психология (с представлением современного психологического тестирования, т.е. практическая психология);
  • спортивная психология;
  • психология дошкольника;
  • психология подростка;
  • психология спортсмена;
  • психологическое тестирование;
  • практическая психология в области физической культуры и спорта;
  • психология пожилого населения с позиций привлечения к занятиям физической культурой и т.д.

Все эти разделы быстро развиваются и представляют существенный интерес для тех специалистов физической культуры и спорта, которые практически работают с различными контингентами населения.

Рассмотрим примеры с другими учебными дисциплинами. Так, далеко от базовых ушли разделы экономических дисциплин. От первоначальной экономики в физической культуре и спорте, которая занималась призывом к спортсменам о бережливом отношении к спортивным сооружениям и спортивному инвентарю, экономика спорта перешла к рыночной, которая пересмотрела весь арсенал экономических проблем в области физической культуры и спорта. От общей экономики спортивная отрасль быстро переключилась на отдельные части, имеющие в настоящее время самостоятельное и весьма существенное значение. К ним, в частности, относятся:

  • общая экономика;
  • участие государственных органов в работе физкультурно-спортивных организаций;
  • экономика физической культуры и спорта;
  • маркетинг в физической культуре и спорте;
  • финансирование физической культуры и спорта;
  • кадровая политика спортивных организаций;
  • оплата труда в области физической культуры;
  • коммерциализация профессионального спорта;
  • организация спортивных зрелищ;
  • подготовка спортивных резервов;
  • экономика спорта в зарубежных странах;
  • деятельность Олимпийского комитета России;
  • материально-техническая база физкультуры и спорта;
  • деятельность фитнес-клубов;
  • рекламная деятельность в спорте;
  • экономические особенности различных видов спорта;
  • международные отношения в спорте и т.д.

Немало инноваций наблюдается и в самой сфере физической культуры и спорте. Так, например, большие усилия прилагают государственные служащие и наши специалисты к привлечению населения, особенно взрослого населения, к занятиям физической культурой по месту жительства. В связи с этой проблемой разрабатываются такие современные темы:

  • условия, определяющие физическую культуру взрослого населения России;
  • физическая рекреация;
  • двигательная реабилитация;
  • лечебная физическая культура для взрослых;
  • деятельность ветеранов спорта;
  • соревнования по месту жительства;
  • средства и методы занятий физической культурой взрослых;
  • формы и организация контроля взрослых и спортсменов и др.

Особенно важным и необходимым в жизни нашего государства являются занятия физической культурой и спортом с учащейся молодёжью, в связи с чем, возникает необходимость привлечь нашу молодёжь к двигательной активности, что в настоящее время является самым действенным и значимым способом повышения уровня физического здоровья молодых людей. Очень часто эта тема перекликается с вопросами здорового образа жизни, в основу которого положены систематические занятия физическими упражнениями. Исходя из запросов молодежи, может быть принята следующая тематика курсов повышения квалификации:

  • социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни;
  • индивидуальные особенности человека: генотипические, гендерные, возрастные;
  • здоровый образ жизни и факторы, которые его определяют;
  • формирование компетенций специалиста физической культуры, занятого повышением уровня здоровья населения;
  • технологии формирования баз данных по мониторингам;
  • тестирование  населения по общепринятым тестам;
  • подбор тренажёров для занятий с направленностью на оздоровление сердечно-сосудистой системы;
  • программно-методическое обеспечение занятий на тренажёрах;
  • пропаганда и агитация  в пользу занятий физической культурой и спортом;
  • методы некоммерческой рекламы на службе привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом;
  • организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства населения;
  • двигательная активность в жизнедеятельности человека;
  • психическое здоровье человека и методы его оценки;
  • планирование и организация рациональной жизнедеятельности человека и др.

Чрезвычайно важной и значимой для нашего общества является тема подготовки спортивного резерва страны. Эта тема имеет несколько направлений, каждое из которых имеет существенное значение. Так, самой актуальной является тема подготовки спортивного резерва. Эта тема содержит организационные и методические основы и включает такие основные разделы:

  • спортивный отбор;
  • возрастные особенности юных спортсменов;
  • развитие физических качеств юных спортсменов;
  • общеразвивающие и специальные упражнения в тренировке юных спортсменов;
  • построение тренировочных занятий;
  • педагогический контроль в подготовке юных спортсменов;
  • построение многолетней спортивной тренировки;
  • управление процессом подготовки юных спортсменов;
  • соревновательная деятельность юных спортсменов;
  • оценка уровня физического развития юных спортсменов и др.

Есть ещё одна весьма существенная тема, имеющая большой резонанс в области физической культуры и спорта. Эта тема касается деятельности физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов). Строительство и эксплуатация физкультурно-оздоровительных комплексов в г. Москва, показало, что комплексы значительно выгоднее экономически и значительно привлекательней для занимающихся, чем отдельно строящиеся спортивные сооружения, такие как бассейны, корты, стадионы, манежи и т.д. В связи с этим, в последние годы в стране развернулось полномасштабное строительство ФОКов, а это, в свою очередь, потребовало новых подходов к формам и содержанию практических занятий. Всё это создаёт новые требования к подготовке кадров, ведущих занятия с населением. Отсюда следует, что тематика занятий с учащимися поствузовского образования должна содержать эти новые подходы и готовить кадры с новым представлением об участии государственных органов в создании условий для занятий населения физической культурой и спортом.

Нам представляется рациональным в связи с этим включить в занятия для индивидуальной работы с учащимися курсов повышения квалификации такие темы:

  • параметры деятельности физкультурно-оздоровительного комплекса;
  • услуги физкультурно-оздоровительного комплекса;
  • маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг ФОКа;
  • сегментация потребителей ФОКа;
  • финансовое обеспечение деятельности ФОКа;
  • разработка инновационных форм работы ФОКа;
  • источники финансирования ФОКа;
  • работа ФОКа с инвесторами и спонсорами;
  • рекламная деятельность ФОКа и др.

Представленные выше темы могут служить основой для разработки соответствующих программ, в интересах разворота индивидуального обучения учащихся. Освоение материала по таким программам должно быть дополнительным к основному профессиональному обучению.

Выводы: Таким образом, индивидуальные траектории обучения в деятельности учебно-спортивного центра выражается в оперативном изменении целевых установок, ориентированных на многочисленные физкультурно-спортивные специализации, при условии гибкости системы непрерывного образования, позволяющих совершенствовать систему непрерывного образования, и способствовать формированию квалифицированного кадрового резерва для физкультурно-спортивной отрасли.

Рецензенты:

Абаев А.М., д.п.н., доцент, заместитель председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», г. Москва;

Начинская С.В., д.п.н., д.э.н., профессор, начальник методического отдела ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Масягина Н.В. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18179 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674