Ф. Ницше придавал большую значимость воле, воплотив идею о воле как первооснове всего существующего. Его взгляды развивались под влиянием пессимизма А. Шопенгауэра [10], дарвиновской эволюционной концепции и вагнеровской музыки. Осуществление попытки привести разные психические состояния (интеллект, эмоции, инстинкты) к единому основанию вылились в формирование идеи «воля к власти», которую он рассматривал как движущую силу мирового процесса. Понятие «воля к власти» появилось в его ранних произведениях и постепенно заняло одно из центральных мест в его философии жизни.
Ф. Ницше в начале своего пути опирался на идеи А. Шопенгауэра, утверждающего, что в основе мира находится воля, которая является причиной наличия в нем неразумного, случайного и необъяснимого. А. Шопенгауэр рассматривал волю как совокупность желаний, инстинктов, страстей, которые проявляются как бессознательные побуждения или неконтролируемые действия. По его убеждению, воля формируется благодаря слепому инстинкту, или воле к жизни. С точки зрения А. Шопенгауэра, человек, будучи разумным существом, по сути, являются рабом воли, которая превращает его жизнь в вечную борьбу [10]. Оттолкнувшись от идей А. Шопенгауэра, Ницше рассматривал «волю к власти» как иррациональное, естественное начало всего, что в мире существует, утверждая, что она формируется из подавленной агрессии, вытесненной в бессознательное. Наличием воли он объяснял и иррациональность мира. По Ницше, способность живых существ выживать обусловлена их способностью побеждать в борьбе воль; всем живым существам присуща воля к власти. Позиция Ницше заключалась в следующем: воля не может быть сведена к простому инстинкту или к желанию, в основе всякого желания лежит воля. Воля как основная черта всего живого представляет «единство трех модусов: я хочу, я могу, я должен», что и есть власть [6, с. 222]. Власть в то же время является сущностью воли. «Воля к власти» является сутью бытия вещей и рассматривается как основополагающее стремление к жизни всего сущего. Следовательно, у Ницше происходит отождествление понятий «власть» и «жизнь». Понятие «жизнь» трактовалось им как «инстинкт роста,... и накопления сил, власти». Он утверждал, что там, «где отсутствует воля к власти, там декаданс », а там, где «воля к власти», там и обнаруживается «воля к жизни» [4, с. 178].
Гармоничное устройство мира, в основе которого лежит разум, А. Шопенгауэр определял как мировую волю, эксплицирующую стремление к цели. По убеждению Шопенгауэра, мировая воля разумна, разум является ее порождением и находится на службе воли. В то же время и причину всех человеческих страданий Шопенгауэр видел в воле. Искренне веря в то, что, отказавшись от «воли к жизни», человечество обретет спасение, он призывал противостоять воле, освобождаться от нее через аскетизм [10, с. 478].
В понимании Ницше жизнь представляет «жизненный поток» непрерывных падений, становлений, взлетов. Для того чтобы выстоять, проходя через этот поток, все живые существа должны обладать стремлением и усилием. Усилие расценивается им как неразрывное единство «сохранения и возрастания» жизни. Стремление к росту является условием существования, а сама жизнь является сутью становления.
Выражение «воля к власти» появилось в произведении «Происхождение трагедии из духа музыки» и вначале трактовалось как власть художника, способного творить новые образы. В этом произведении вагнеровская музыка становится для Ницше выражением «мировой воли» А. Шопенгауэра. В «Веселой науке» он развивает идею «воля к власти»: «Благодеянием и злодеянием упражняются в своей власти над другими», отождествляя «волю к власти» и стремление к знаниям [4, с. 253]. Позднее в его творчестве понятия «религия» и «мораль» рассматриваются как формы воли к власти, из чего следует, что понятие «воля к власти» Ф. Ницше распространял на все сферы жизни. Ницше понимал волю к власти как становление, как игру «большого количества природных сил, где нет ни добра, ни зла» [5]. Как утверждал философ, «признание жизни как воли к власти может стать основой правильного воспитания». Сильным человека делает «жестокость и беспощадность ко всему, что становится слабым и старым» в человеке, а существующие «моральные запреты ограничивают поведение человека, делают его слабым, нечестным, нежизнеспособным» [5, с. 261]. Ницше считал, что стремление к власти не заложено в природе человека, воля формируется в процессе жизни. Сама жизнь является волей к власти, «везде, где... живое, там ...воля к власти». Ницше отождествляет понятия «воля к власти», «становление», «жизнь», «бытие», но высшей властью он называет становление, которое рассматривает как «игру стихийных сил бытия» [3, с. 573-599]. В его понимании жизнь в пределах становления складывается в определенные центры воли к власти, осуществляющие господство. К центрам воли он отнес основные формы духовной жизни общества: искусство, религию, науку [6].
С точки зрения Ницше, воля к власти может быть как активной, так и реактивной, направленной против себя. У слабых людей воля к власти подавляется, вытесняется, меняет формы, становится бессознательной. Он считал христианство религией «рабов, презревших волю к жизни», и в этом видел причину упадка, в чем наши позиции не совпадают. Мыслитель видел в христианстве «ненависть к уму, гордости, мужеству, свободе», желание обрести «господство над дикими зверями,... сделать их слабыми» [4, с. 207] . Он обвиняет христианскую мораль в лицемерии, в сокрытии истины, где с именем Бога на устах оправдывалось насилие. Ницше осуждает христианство за подавление свободы, духовных сил в человеке и обвиняет в создании благоприятных условий для появления людей с комплексом неполноценности (рессентимента). Антихристианскую позицию Ницше резко осуждал В. Соловьев, указывая на то, что идеи Ницше у многих «возбуждают досаду». В. Соловьев критиковал его, считая идею «антихриста» трагичной [8, c. 88]. В его творчестве появляется работа «Исторические дела философии», где Соловьев обращается к идее «воля к свободе», но ничего общего с идеей Ницше «воля к власти» в ней не обнаруживается.
Позиция осуждения Ф. Ницше христианской морали, обвинение иудеев в использовании «Иисуса... в качестве орудия мести» и в совершении «восстания рабов в морали», противоречит нашей. Он отмечал, что с принятием христианских понятий «аристократическое уравнение ценностей (хороший, знатный, могучий, счастливый) было вывернуто наизнанку», произошла переоценка всех ценностей [6, с. 111-121]. В понимании Ницше мораль разрушает волю к власти, но ценность определяет смысл существования человека. Философия Ницше пронизана отрицанием добродетели, которая, по его убеждению, поддерживает слабых и провозглашает справедливость как волю к власти. Ницше утверждал, что любое существо стремится к утверждению своего господства, а воля к власти чаще проявляется в стремлении подчинить себе все и всех: людей, природу, стихии. По глубокому убеждению мыслителя, воля к власти представляет собой принцип господства, обнаруживающегося во всех сферах на всех ступенях существования: в искусстве, науке, религии, политике. Воля к власти людей, находящихся в рабстве, рассматривается им как стремление к свободе, к господству над теми, кто более силен и свободен. В противоположность им, у сильных, независимых людей «воля к власти проявляется через любовь к человечеству, к ближнему, к Богу». Ницше писал, что самые влиятельные и всемогущие «преклонялись перед святым, чувствуя в нем силу, которую он обрел через преодоление себя» [7, с. 341-350].
К нашему удовлетворению, у Ницше «воля к власти» не сводится только к внешнему господству. С его точки зрения, воля к власти является и внутренней сущностью бытия, которая предписывает человеку стремиться к лучшему, расти духовно, создавать ценности. Основная идея заключается в императиве: «Прежде чем осуществлять господство над другими, научись властвовать над собой». Эта позиция не противоречит нашей. Следовательно, «волю к власти» нужно рассматривать как способность к самовластвованию, где в «единстве трех модусов воли: хочу, могу и должен - основополагающим должен быть "я могу"». Человека, обладающего волей к власти, Ницше назвал сверхчеловеком [6, с. 474-520].
В понимании философа «сверхчеловек» - это высшее совершенство, уничтожившее в себе животные инстинкты, выступающее как цель для всего человечества. Человек, согласно мыслителю, на пути к «сверхчеловеку», проходит три стадии управления волей. На первой стадии воля человека еще находится в плену нравов, иллюзий, идеалов современного общества. На второй - воля постепенно освобождается от морального плена, создаются новые ценности. На заключительном этапе воля освобождается, происходит рождение творца, что возвышает индивида до идеала сверхчеловека [2]. По Аристотелю, именно свободная воля делает человека ответственным за свою судьбу [1].
По Ницше, сверхчеловек - это личность, в которой воля к жизни, к увеличению жизненной и творческой силы достигает наивысшей точки своего развития. В процессе восхождения к сверхчеловеку необходимо отречься от всего мелкого, ничтожного; освободиться от негативных эмоций: злобы, зависти, ненависти; развивать в себе «волю к мощи» как природную добродетель, как влечение души к творческой силе через преодоление своего «я»; формировать чувство любви не только к ближнему своему, но и к «дальнему» [7, с. 292]. Идеал сверхчеловека представляет собой символический образ человека, сумевшего избавиться от пороков через реализацию собственной воли, в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с попыткой определения новых смысложизненных ориентаций [ 2].
Волей современных людей управляют инстинкты, в сознании формируется искаженное представление о действительности. В противоположность им сверхчеловек способен управлять своими эмоциями. В нашем представлении «сверхчеловек» - это совершенная личность, чья воля ориентируется на преодоление собственных страстей, на реализацию заложенных в себе возможностей и способностей, на достижение высоких социально значимых целей. Сверхчеловек - это нравственный идеал, в котором соединены все высшие добродетели, благородство, величие духа, и объединены в одном лице мудрец, воин, созидатель-творец, нацеленный на устроение мирового порядка [2, c. 2311]. Суть учения воли к власти содержится в изречении: «мир есть то, что мы с ним сделали» [6, с. 735], следовательно, в нашей воле сделать все, чтобы он стал совершеннее.
Рецензенты:
Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор, профессор Тюменской государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень;
Шабатура Л.Н., д.филос.н., профессор, профессор Института менеджмента и бизнеса ТюмГНГУ, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Исаченко Н.Н. ФИЛОСОФИЯ ВОЛИ К ВЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18166 (дата обращения: 14.09.2024).