Анализ состояния данной проблемы показывает, что сегодня наблюдается недостаточная компетентность будущих учителей в сфере готовности к развитию информационно-компьютерной культуры учащихся, что порождает явное противоречие между теорией и объективными потребностями практики. Именно на решение этой проблемы направлены научные изыскания отечественных исследователей. Так, они рассматривают в своих работах следующие аспекты информатизации образования и развития информационно-компьютерной культуры личности: проблема информационно-аналитической культуры личности (Н.А. Сляднев) [14]; информационность образовательной среды школы (Ю.Г. Коротенков) [8]; информационная компетентность современных учителей (А.А. Кузнецов) [9]; внедрение информационных технологий в образование (С.В. Панюкова) [112]; использование компьютеров в образовании и обучении (В.П. Беспалько) [1]; персонификация информационных технологий в вузе (Ш.М. Каланова) [7]; организационные аспекты информационной подготовки студентов (С.К. Голубева) [6]; компьютеризация процесса обучения в образовательных учреждениях (Ю.С. Брановский) [2]; информационная компетентность специалистов (А.В. Хуторской и С.В. Тришина) [15]; использование информатики при предметной подготовке будущих специалистов (И.Ю. Морозов) [11] и др. Таким образом, взгляды на проблему формирования профессиональной компетентности будущих учителей, которые должны уметь осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях информатизации и компьютеризации системы образования, претерпевают определенные изменения.
Цель настоящей статьи: выявить и раскрыть образовательные возможности развития информационно-компьютерной культуры студентов в контексте информатизации образования.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий с целью совершенствования содержания, функций, форм и методов образовательной деятельности в вузе; изучение и обобщение передового опыта; наблюдение.
Результаты исследования
Информатизацию образования сегодня связывают с социально-педагогическими преобразованиями с привлечением в образовательные системы информационных средств и технологий, а также с внедрением в учебные заведения информационных средств, основанных на микропроцессорной технике. Таким образом, информатизация образования (от лат. informatio - разъяснение, изложение) как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания, стала представлять собой следующее:
- создание методических систем обучения, ориентированных на интеллектуальное развитие учащихся;
- совершенствование методологии по отбору содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, которые соответствовали бы задачам развития личности в условиях информатизации общества;
- создание и использование диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний учащихся на основе компьютерной техники;
- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированного банка данных.
Однако действительность такова, что отсутствие информационно-компьютерной культуры автоматически создает ряд проблем, например проблему баланса между объемом информации, предоставляемой компьютером, и объемом сведений, которые индивиду приходится одновременно мысленно охватить, осмыслить и усвоить. Этот аспект в контексте информатизации образования и связан как раз с новым путем познания (по сравнению с традиционным путем учебного познания, который заключается в понимании сущности явлений в алгоритме «от простого к сложному»), когда информационные потоки, насыщенные конкретикой (т.е. объемом фактов), требуют ускоренного прохождения этапов систематизации и классификации информации и четкой ориентации в ней. Вот почему так важно сегодня введение в образование информационных технологий, которые являются важнейшим компонентам современных образовательных систем при реализации в них образовательных процессов. Внедрение и использование информационных технологий в образовании (а это необходимо и тем, кто получает образование, и тем, кто обучает и воспитывает, и тем, кто организует и управляет образованием, и т.д.) открывает следующие возможности:
- ускоряет обновление содержания образования в рамках разработок новой учебной и методической литературы;
- повышает эффективность в достижении студентами установленных требований к качеству образования;
- увеличивает дополнительное время у студентов для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей для совершенствования образовательного процесса;
- сокращает время на поиск необходимой учебной и научной информации;
- способствует использованию программных средств информационных технологий в качестве дидактического средства обучения для повышения наглядности при изложении учебного материала;
- помогает реализации различных форм обучения: индивидуального, коллективного, самостоятельного и дистанционного обучения;
- решает проблему автоматизации обучения с применением современных автоматизированных обучающих систем;
- осуществляет качественный мониторинг усвоения знаний и т.д. [2; 3; 5; 13].
Использование информационных технологий способствует также и развитию информационной культуры студентов, к основным факторам которого мы бы отнесли следующие:
- повышение экономического уровня страны, где материальные возможности людей зависят от использования современных информационных технических средств (компьютеров, электронных средств коммуникации, телевизоров и т.д.);
- расширение информационной инфраструктуры в любой среде общества, что умножает возможности людей получать, хранить, передавать и использовать информацию;
- модернизация системы образования, определяющей повышение уровня интеллектуального развития обучающихся [4].
Информационную культуру часто рассматривают как в психологическом, так и в педагогическом контексте, т.е. как наличие объективных и субъективных условий эффективного овладения информацией, а значит и способности адаптироваться к социокультурным реалиям. Иначе говоря, информационная культура представляет собой социокультурную реальность, создаваемую человеком, которая вместе с тем реально воздействует на поведение конкретного индивида, определяя его потребности и мотивы. Информационная культура с точки зрения социокультурной реальности становится предметом и философии культуры, выделяющей следующие критерии информационной культуры индивида: умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве; умение мотивировать свои потребности в информации; умение осуществлять продуктивное информационное взаимодействие; умение преобразовывать учебно-профессиональную деятельность; умение вести индивидуальные информационно-поисковые системы; умение реализовывать компьютерную грамотность; умение осознавать роль информации в обществе, понимать законы информационной среды и своего места в ней; совершенствовать владение новыми информационными технологиями; умение проявлять личностный фактор профессиональной компетентности как способность к организации учебного пространства и времени и самоорганизации и т.д.
Что касается овладения компьютерной культурой, то это можно считать одним из главных сегодня современных требований, а значит одной из наиболее актуальных задач образования. От того, насколько успешно будет она решена, зависит эффективность продуктивного использования вычислительной техники и в конечном счете подъема научно-технического и социально-экономического развития общества.
Как известно, на формирование и развитие компьютерной культуры индивида воздействуют определенные факторы. К числу объективных факторов можно, в частности, отнести уровень развития учащейся молодежи и в этой связи функционирование самой системы образования в эпоху информатизации общества и т.д. К числу субъективных факторов обычно относят как личный опыт использования компьютера (например, в системе сети Интернет), так и уровень материального благополучия индивида, его социальный статус и т.д.
В связи с этим, если провести социокультурный анализ компьютерной культуры, то мы увидим, что она как система позволяет индивиду получать всю необходимую информацию в нужное время и в нужном месте; придавать своей информации публичный характер, влияя тем самым на формирование ценностных ориентаций общества; способствовать пониманию индивидом своего места и своей роли в социуме и т.д. Это говорит о том, что компьютерная культура может формировать культурное бытие человека, его виды общения и взаимодействия, трансформировать самому культурную коммуникацию. Для этого и необходима выработка не только новых знаний, умений и навыков, но и формирование новой системы ценностей и норм с тем, чтобы накапливать опыт с последующей реализацией его в деятельности и поведении. Исходя из этого, компьютерная культура индивида так или иначе всегда будет связана с его образованием, поскольку деятельность его сегодня осуществляется в информационном обществе, где необходимо умение добывать и обрабатывать информацию. Именно компьютеризация предоставляет такие возможности, как сокращение времени на доступ к необходимой учебной и научной информации; высвобождение дополнительного времени для индивидуальной самостоятельной работы; ускорение в достижениях, предъявляемых современным рынком к качеству образования, и т.д.
Касательно идеи применения компьютера в сфере образования отметим, что роль и место его в учебном процессе изменились кардинально. К началу 90-х годов уже были созданы десятки тысяч различных обучающих систем, среди которых:
- проблемное обучение (связано с обучением решению задач на основе непрямого управления);
- игровые программы (выступают в качестве средств обучения);
- тренировочные программы (ориентированы на закрепление умений и навыков);
- имитационные и моделирующие программы (связаны с повышением понимания учебного материала, выработкой профессиональных умений и навыков и т.д.);
- наставнические программы (ориентированы на усвоение понятий).
Для формирования компьютерной культуры сегодня существуют различные направления применения информационных технологий в обучении, как-то:
- автоматизация обучения с применением автоматизированных обучающих систем;
- реализация таких форм обучения, как: индивидуальная, коллективная, самостоятельная и на основе дистанционного обучения;
- разработка компьютерных учебных курсов и связанных с ними программно-методических комплексов по учебным дисциплинам;
- использование программных средств информационных технологий в качестве дидактического приложения к процессу обучения;
- применение компьютерных телекоммуникаций в процессе обучения;
- разработка компьютерных учебных программ и т.д.
Согласно точке зрения исследователя Е.И. Машбиц, все это способствует формированию двух основных направлений компьютеризации обучения: 1) использование компьютера как объекта обучения; 2) овладение всеми способами применения компьютера в качестве средства учебной деятельности [10]. В связи с этим компьютерная культура так или иначе связана с применением компьютерных технологий и различных комплексов программно-аппаратных средств, применяемых в образовательной сфере, о которых студенты должны иметь хотя бы общее представление. С учетом всех положений под компьютерной культурой можно понимать способность индивида к творческому конструированию новых продуктов интеллектуальной направленности в рамках компьютерной коммуникации с целью применения компьютера в познавательной деятельности, организации самообучения и качественного решения задач, возникающих в процессе поиска и обработки информации, а также выбора оптимальных программных средств для конкретной работы.
Отсюда компьютеризация и информатизация образовательного процесса на всех его уровнях требует сегодня от его участников качественного развития информационно-компьютерной культуры, включающей компьютерную грамотность и культуру, а также информационную культуру и компетентность. Информационно-компьютерная культура невозможна без личностного развития студента и его готовности к саморазвитию, которое строится на основании познания и самопознания [8, с. 106].
Итак, информатизация образования и развитие информационно-компьютерной культуры тесно взаимосвязаны, поскольку, с одной стороны, повышение уровня информационной и компьютерной грамотности существенно влияет на эффективность использования информационных технологий во всех сферах педагогической деятельности; а с другой - информатизация образования способствует формированию информационно-компьютерной культуры каждого субъекта образовательного процесса, что существенно способствует стимулированию саморазвития их информационно-компьютерной компетентности. В связи с этим информатизация образования повышает эффективность всех видов образовательной деятельности ввиду грамотного использования субъектами образования различных информационных и телекоммуникационных технологий.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что информатизация образования как основа развития информационно-компьютерной культуры представляет собой сложный многоуровневый процесс, направленный на повышение эффективности всех видов образовательной деятельности в ходе использования информационных и телекоммуникационных технологий с целью совершенствования содержания, функций, форм и методов педагогического труда в направлении формирования информационной культуры преподавателей для работы на всех уровнях учебного процесса на основе повышения качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.
Становление информационного общества привело саму образовательную систему к необходимости динамичных изменений в ней, что выражается в настоящее время в развитии новых информационных технологий, организации информационного образования, а отсюда и в повышении информационной и компьютерной культуры личности.
Рецензенты:
Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань;
Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Юнусова Г.Р. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18161 (дата обращения: 12.12.2024).