Формирование профессиональных компетенций студентов вузов рассматривается в работах А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Дж. Равена, Н.А. Селезневой, А.В. Хуторского. Профессионализм современного выпускника педагогического вуза определяется степенью овладения набором профессиональных компетенций, которые проявляются в умениях практически применять полученные знания для решения профессиональных педагогических задач [2].
Ведущие специалисты в сфере физической культуры и спорта В.Д. Фискалов, В.И. Лях, В.М. Зациорский утверждают, что повседневная работа учителя физической культуры или тренера в спорте направлена на повышение адаптационных возможностей, развитие физических качеств, технической подготовленности, повышение психологической устойчивости в условиях соревновательной борьбы [5]. При этом В.П. Губа, В.Б. Коренберг, Л.Е. Садовский, А.Л. Садовский отмечают важную роль математики в профессиональной деятельности учителей физической культуры и тренеров, которая заключается в анализе построения учебного (тренировочного) процесса, анализе учебных (спортивных и тренировочных) результатов, моделировании ситуаций в спорте, прогнозировании спортивных результатов, учете психологического состояния.
В процессе обучения будущих учителей физической культуры и тренеров предполагается овладение рядом вероятностно-статистических компетенций, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности, анализа и прогноза результатов деятельности [3]. Данный набор компетенций формируется в процессе изучения ряда дисциплин: «Методика обучения предмету физическая культура», «Спортивная метрология», «Основы научно-методической деятельности».
В то же время В.Д. Шадриков определяет, что педагогическая деятельность есть единство обучения и воспитания, что позволяет констатировать взаимопересечение и взаимодополнение данных двух процессов.
Под вероятностно-статистическими компетенциями будущих учителей физической культуры и тренеров в спорте будем понимать интегративные личностно-профессиональные качества выпускников вузов, проявляющиеся в теоретической и практической готовности и способности к применению в профессиональной деятельности усвоенных вероятностно-статистических знаний, умений, навыков в процессе принятия управленческих решений [3].
Вероятностно-статистические компетенции есть группа компетенций, которая отражает специфику будущей профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры и тренеров. При этом возникает потребность в дисциплине, которая интегрировала бы всю группу вероятностно-статистических компетенций в единый процесс подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров. Формирование вероятностно-статистических компетенций должно осуществляться на основе решения задач и проблем, возникающих в будущей профессиональной деятельности в ходе теоретических занятий, построенных на математических знаниях и способах практической деятельности (умений и навыков) и мотивационно-ценностных отношениях (личностные качества) в предметной области с использованием активных методов обучения [1; 4], а также особое внимание должно уделяться самостоятельной исследовательской деятельности.
Для формирования данного набора компетенций предлагается включить в процесс подготовки будущих учителей физической культуры и тренеров учебный курс «Статистика в спорте», который строится на основе модульной технологии.
Модуль 1. Тестовый контроль в физической культуре и спорте.
Цель данного модуля - рассмотреть технологии тестирования как в учебном, так и тренировочном процессах; является основой для организации следующих модулей.
Модуль 2. Статистические методы в анализе спортивных результатов.
Цель данного модуля - рассмотреть технологии математической обработки результатов тестирования.
Модуль 3. Моделирование в спорте.
Представляется возможности применения моделирования в спорте на примере индивидуальных видов спорта. Предлагаются авторские модели реальных соревнований.
Модуль 4. Прогнозирование спортивных результатов.
Использование факторного анализа и линии регрессии показывает возможности и надежность прогнозирования спортивных результатов.
Такой подход обеспечивает открытость курса, позволяет варьировать его содержание и при соответствующей корректировке может использоваться не только для подготовки будущих учителей физической культуры, но и для других профилей обучения.
Формирование компетенций определяется следующими условиями:
- наличием у студентов элементарных знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для ее формирования (целостность системы);
- осуществлением умственной и предметной деятельности обучающихся, приводящей к интеграции знаний, умений, навыков и способностей;
- сформированностью ее системоопределяющего элемента - способности достигать результата деятельности.
Следует отметить, что процесс формирования вероятностно-статистических компетенций должен сопровождаться систематическим оцениванием. На схеме 1 представлен процесс освоения дисциплины «Статистика в спорте», дифференциация деятельности будущего учителя физической культуры и тренера при формировании вероятностно-статистических компетенций с промежуточным и итоговым контролем.
Схема 1. Процесс освоения дисциплины «Статистика в спорте».
При разработке системы контрольно-измерительного материала по выявлению уровня сформированности вероятностно-статистических компетенций в курсе «Статистика в спорте» исходим из следующих положений.
Во-первых, для будущего учителя физической культуры важную роль играет знание фундаментальных законов, теорий, закономерностей, систем понятий теории вероятностей и математической статистики, обеспечивающих осознанное усвоение учебного материала. Именно система фундаментальных математических знаний служит основой для формирования у будущих учителей физической культуры и тренеров в спорте мировоззрения, вероятностно-статистического мышления, интеллекта и ценностного отношения к учению. Поэтому в структуре вероятностно-статистических компетенций мы выделяем когнитивный компонент.
Во-вторых, знания только тогда становятся инструментом для добывания новых знаний, когда они осваиваются в деятельности, а самостоятельная познавательная деятельность выступает ключевой составляющей когнитивного компонента. Поэтому деятельностный компонент должен присутствовать в структуре вероятностно-статистических компетенций.
В-третьих, учебная деятельность по усвоению фундаментальных математических знаний структурирована на основе внутренней психологической структуры и в качестве одного из составляющих включает мотив деятельности. Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия на выполнение учебной деятельности. Поэтому третьим компонентом в структуре вероятностно-статистических компетенций является мотивационный, который отражает готовность личности к актуализации вероятностно-статистических компетенций и компетентности в целом.
Таким образом, структура вероятностно-статистических компетенций представлена тремя компонентами - когнитивным, деятельностным и мотивационным - и, по сути, является интегральной характеристикой личности, о степени проявления которой можно судить по уровням сформированности ее компонентов. В таблице 1 представлены компоненты вероятностно-статистических компетенций.
Таблица 1 - Компоненты вероятностно-статистических компетенций
Компоненты вероятностно-статистических кометенций |
||
Когнитивный |
Деятельностный |
Мотивационный |
Знание основ теории вероятностей и математической статистики, принципы отбора и ориентации, моделирование и прогнозирование в спорте, аналитические, логические, алгоритмические, прогностические умения |
Способность и готовность решать задачи по отбору и ориентации в спорте, прогнозирование спортивных результатов, интегрального оценивания спортивных показателей, применение вероятностно-статистических знаний для решения задач в профессиональной и повседневной деятельности |
Мотивы и интересы к изучению математики и её применение в будущей профессии, ценностные установки личности, стремление к самообразованию и творческому саморазвитию |
Все выделенные компоненты вероятностно-статистических компетенций формируются у обучающихся в процессе решения ими тех или иных предметно-профессиональных задач и проблем.
Процесс выявления уровня сформированности компетенции является трудоемкой процедурой, требующей определения показателей сформированности вероятностно-статистических компетенций, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели сформированности вероятностно-статистических компетенций
Математическая компетенция |
Вероятностная компетенция |
Статистическая компетенция |
Функциональная компетенция |
Проектная компетенция |
Психологическая компетенция |
Репродуктивный уровень |
|||||
Знание основ математического аппарата |
Знание основных приемов теории вероятностей |
Знание основных приемов обработки экспериментальных данных, умелое использование статистических методов сбора и обработки данных |
Знание основных функциональных зависимостей и возможностей организма |
Умение составлять план (алгоритм) действий |
Знание психических и психомоторных особенностей личности спортсмена |
Продуктивный уровень |
|||||
Умение составления математических моделей |
Умение интерпретировать вероятностные процессы на графах |
Умение интерпретировать статистические результаты обработки спортивных данных |
Умение использовать функциональные зависимости и возможности организма; при исследовании спортивных, учебно-тренировочных процессов и моделировании |
Умение конструировать и применять математическую модель процесса, физиологическую и педагогическую |
Умелое использование интеллектуально-тактических особенностей |
Творческий уровень |
|||||
Способность адаптировать математический аппарат к спортивным ситуациям |
Навыки построения моделей спортивных процессов и явлений |
Навыки оценки статистической достоверности результатов деятельности |
Навыки прогноза спортивных достижений |
Умение компенсировать недостающие знания и вносить изменения в учебно-тренировочный процесс |
Навыки прогнозирования и корректирования действий команды или спортсмена |
В процессе освоения курса «Статистика в спорте» текущий контроль осуществлялся посредством решения кейс-измерителя разбора конкретной ситуации, профессиональной задачи. Кейс-метод интегрирует формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых, имеет потенциальные возможности для формирования необходимых общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. В кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариативности эффективных действий.
Итоговый контроль по оценке сформированности вероятностно-статистических компетенций в процессе освоения курса «Статистика в спорте» включает оценку всех компонентов вероятностно-статистических компетенций:
- когнитивный компонент осуществляется посредством тестирования, включающего всю группу вероятностно-статистических компетенций;
- деятельностная составляющая реализуется посредством кейс-измерителя, который в полной мере моделирует профессиональные задачи;
- изменения в мотивационной сфере проявляются наиболее эффективно при анкетировании.
Рецензенты:
Афанасьев В.В., д.п.н., профессор, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль;
Смирнов Е.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математического анализа Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль.
Библиографическая ссылка
Смирнов Е.А. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18147 (дата обращения: 02.04.2025).