Традиционно научно-исследовательскую работу студентов подразделяют на два вида:
- включенную в учебный процесс и поэтому проводимую в учебное время;
- выполняемую студентами во внеучебное время.
В многолетней практике работы кафедры неорганической химии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России (ПМФИ) накоплен достаточно большой опыт организации научно-исследовательской работы студентов-первокурсников. Целями развития системы научно-исследовательской работы студентов и поиска новых эффективных форм ее реализации профессорско-преподавательский состав кафедры неорганической химии ПМФИ считает осуществление принципа единства обучения и научного творчества студентов, реализацию их творческих способностей, стимулирование самостоятельности и инициативности, выявление одаренных студентов для продолжения научно-исследовательской деятельности на старших курсах и в перспективе возможного обучения в аспирантуре.
Одной из форм научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой в учебное время, является выполнение студентами учебно-исследовательских работ. Более 50% лабораторных и практических занятий на кафедре неорганической химии ПМФИ проводятся в форме учебно-исследовательских работ студентов (УИРС) или с элементами УИРС по индивидуальным заданиям под руководством преподавателя. Основной задачей выполнения таких работ является формирование у студентов способности самостоятельно обосновывать предполагаемые результаты опытов, умения экспериментально их подтверждать и формулировать обобщающие выводы [5]. В рамках выполнения УИРС у студентов-первокурсников закладываются начальные навыки выполнения экспериментальных научных работ, а также в наибольшей степени реализуется уровень усвоения учебного материала [3].
Система организации научно-исследовательской работы студентов в вузе должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всех лет обучения. При этом следует учитывать, что уровень сложности выполняемых студентами работ должен возрастать постепенно, от курса к курсу [1]. Для студентов I курса возможности участия в экспериментальной научно-исследовательской работе ограничены отсутствием практических навыков, поэтому на данном этапе более актуальным является освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации, навыков работы с литературой, поиска литературных источников, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления и пр. Поэтому научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, реализуется путём их участия в подготовке научных рефератов на заданные темы, в работе студенческого научного общества (СНО), в студенческих научных конференциях и олимпиаде по химии, проводимых кафедрой в течение учебного года. Основная деятельность студентов I курса в рамках работы СНО заключается в подготовке и обсуждении докладов и рефератов по заданным темам общей, неорганической и бионеорганической химии. На заседаниях кружка СНО заслушиваются проблемные доклады и реферативные работы студентов, лучшие из которых представляются на ежегодные студенческие конференции ПМФИ. Студенты-первокурсники также активно участвуют в подготовке и проведении кафедрой неорганической химии уже ставших традиционными «Менделеевских чтений» и студенческих конференций по различным тематикам: «Знаменательные даты выдающихся химиков», «Знаменательные даты великих открытий», «Химия и нанотехнологии», «Биосистемы и металлы-токсиканты». В рамках подготовки к конференциям проводится конкурс на лучший устный доклад, лучшие презентации и стенгазеты по заданным темам. В процессе подготовки таких работ студенты делают первые шаги к самостоятельной научной деятельности. Они приобретают навыки поиска литературных источников, учатся работать с научной литературой, критически отбирать и анализировать необходимую информацию. Все работы студенты выполняют в тесной взаимосвязи и под руководством преподавателей учебных групп. Победители конкурса докладов выступают на конференции, приобретая уже на I курсе опыт устного выступления перед большой аудиторией, минимальная численность которой составляет 100 человек. Призовые презентации и стенгазеты также демонстрируются на конференциях. Победители награждаются почетными грамотами. С целью большего привлечения студентов к непосредственному участию и максимальной концентрации внимания слушателей каждая конференция традиционно завершается письменным тестированием по соответствующей теме. А для повышения мотивации студентов все формы участия поощряются дополнительными баллами рейтинга [2].
В курсе изучения вариативной части дисциплины «Основы бионеорганической химии» практикуются краткие выступления студентов в учебных группах в форме устных сообщений (мини-докладов) по актуальным вопросам темы текущего практического занятия. Данная форма работы ориентирована на осознанную деятельность студентов, позволяет расширять их кругозор, а также удачно дополняет материал занятия.
В арсенале кафедры неорганической химии ПМФИ присутствует еще одна эффективная форма самостоятельной творческой работы студентов во внеучебное время - это система занятий по индивидуальному плану, в соответствии с которой студенты, обучающиеся по специальности «Фармация» и имеющие достаточно высокий уровень подготовки, во втором семестре выполняют под контролем преподавателей ряд письменных заданий с элементами проблемности, требующих не только знаний, но и логического мышления, умения анализировать информацию и аргументировать свой ответ. В результате у студентов развиваются навыки поиска и анализа информации, проявляются элементы критического мышления, формируется познавательная самостоятельность.
Итоговым мероприятием состязательного характера в организации научно-исследовательской работы на кафедре неорганической химии является олимпиада по химии, которая проводится для студентов-первокурсников в конце учебного года.
Профессорско-преподавательский состав кафедры неорганической химии ПМФИ поддерживает существующее мнение, что внеучебная форма научно-исследовательской работы является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов-первокурсников. При участии студентов именно в этой форме работы наиболее ярко выражены внутренние мотивы научно-исследовательской деятельности, которыми являются интерес к процессу обучения и к способам деятельности, желание получить как можно больше знаний, интерес к содержанию учебного материала, стремление к систематизации знаний, интерес к самостоятельному выполнению работы, стремление к преодолению трудностей, стремление получить удовольствие от интеллектуальной исследовательской работы [4].
Возрастающее значение научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе актуализирует задачи поиска и внедрения новых эффективных форм ее организации, решение которых непрерывно осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры неорганической химии ПМФИ.
Рецензенты:
Говердовская Е.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России, заместитель директора по последипломному и дополнительному образованию, г. Пятигорск;
Компанцев В.А., д.фарм.н., профессор кафедры неорганической химии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Минздрава России, г. Пятигорск.
Библиографическая ссылка
Зяблицева Н.С., Щербакова Л.И., Белоусова А.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ПЯТИГОРСКОГО МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18120 (дата обращения: 02.04.2025).