Процесс мышления в спортивной практике совершается в экстремальных условиях состязания и непосредственно направлен на решение конкретных тактических задач. Для мышления спортсмена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых событий [1].
Индивидуальные особенности спортивного мышления заключаются в следующих качествах:
- самостоятельность мышления, т.е. умение увидеть новую проблему и поставить новый вопрос, а затем решить задачи своими силами, а также способность принимать решения и действовать в соответствии с собственными взглядами;
- глубина мышления, которая характеризует степень проникновения в сущность явления, процесса, понимание сути спортивных ситуаций и предвидение их развития;
- широта мышления или возможность держать под контролем большое количество связей между предметами, явлениями, использовать при решении задачи различные предметные знания;
- гибкость мышления характеризуется умением изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет тем условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи;
- критичность мышления, т.е. способность правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, больше отвечающий условиям деятельности;
- быстрота мышления характеризуется способностью мгновенно находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.
Своеобразное сочетание различных качеств мышления, их устойчивое проявление в соревновательных условиях характеризуют стиль умственной деятельности спортсмена. Тенденции развития физической культуры и спорта на современном этапе обусловлены высоким уровнем требований, предъявляемых к личностным возможностям субъектов спортивной деятельности. Важнейшим предназначением, как тренера, так и отдельно взятого спортсмена становиться его способность справиться со сложными задачами, возникающими в спортивно-соревновательной практике, в соответствии с квалификацией, опытом, психологическими ресурсами личности, а также творческим потенциалом [2].
Поэтому одной из главных проблем в современном спорте является необходимость активации творческого потенциала личности для достижения высоких результатов. В быстроменяющихся условиях соревновательной деятельности тренеры и спортсмены должны уметь использовать продуктивные методы деятельности, принимать нестандартные решения, создавать необычные, оригинальные идеи.
Цель исследования заключалась в поиске инновационных методов совершенствования процесса творческого мышления в спортивной практике.
Объектом нашего исследования являлась соревновательная деятельность баскетболистов на этапе спортивного совершенствования.
Предметом исследования выступал творческий процесс решения спортивно-двигательных задач, программирование технико-тактических действий в баскетболе.
Задачи исследования:
1. Определить основные положения процесса программирования технико-тактических действий в баскетболе.
2. Выявить методы мышления, способствующие повышению творческого потенциала участников спортивной деятельности.
3. Разработать практические рекомендации использования методов творческого мышления в спортивной деятельности баскетболистов на этапе спортивного совершенствования.
Каждодневная работа на баскетбольной площадке направлена на планирование игровой деятельности, которая включает в себя следующие составные части: получение информации о команде соперников, знание индивидуальных и командных возможностей своей команды в нападении и защите и подготовка команды к предстоящей игре, создание игрового плана на отдельный матч, представление данных о сопернике своей команде.
Во время игрового сезона нападающие и защитные взаимодействия становятся менее эффективными в результате ответных движений команд соперников, которые внимательно изучают все сильные и слабые стороны игры команды. Однако не следует кардинально менять философию командной игры и каждую неделю применять различные схемы атаки и защиты, хотя, с другой стороны, это необходимо. С целью нахождения баланса между этими двумя ситуациями возможно использовать одинаковое начало любого игрового действия и большое количество различных завершающих действий.
Таким образом, необходимо одновременно сохранить основную канву игры и изменить технико-тактические действия баскетболистов с учетом следующих моментов:
- правильного выбора времени для смены своих действий в защите и нападении;
- реальной оценки возможностей оппонентов приспособиться к изменениям игровых действий вашей команды;
- правильного вывода о возможности игроков вашей команды сделать необходимые шаги для изменения игрового ритма;
- точного определения важности конкретной игры для показа новых технико-тактических взаимодействий потенциальным соперникам.
Игровой план является предсказанием тренера, как сложится предстоящая игра. Он проигрывает матч у себя в голове, предполагая, с какой системой защиты столкнется, какую защиту, в какие игровые моменты и с какими игроками будет играть его команда, какого игрока будет чаще всего задействовать в нападении, какие игроки смогут эффективно атаковать кольцо при определенных защитных действиях противоположной команды. А также как следует реагировать на изменения игровых действий соперников, следует ли использовать смену игроками в защите, в том числе только между высокорослыми игроками или между центровыми и игроками периметра.
Составление плана на предстоящую игру является мысленной моделью действий, направленной на это поиск ответа на вопрос: «как достигнуть победы или возможно лучшего результата?». Ответ заключается в предвидении препятствий различной степени трудности, которые могут возникнуть в ходе соревнования (такими препятствиями могут быть, например, новинки в действиях уже известного противника и др.), а также в осознании и выборе путей, средств, способов, необходимых для достижения цели. Разработка игрового плана представляет собой творческий процесс. Он заключается в создании на основе имеющихся знаний образов различных игровых ситуаций. Все это является продуктом мышления, отличающегося гибкостью, критичностью, носящего преимущественно дедуктивный характер, основанного на долговременной памяти, на динамике представлений памяти и воображения. Планирование технико-тактических действий - процесс не только интеллектуальный, но и эмоционально-волевой, сопровождаемый различными переживаниями и требующий проявления волевых усилий.
Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, в каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этом круговороте скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными мячами [3].
В качестве простой идеи, которая позволит навести порядок в «кладовой мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности, можно предложить основы мышления британского психолога, эксперта в области творческого мышления Эдварда де Боно. Предлагаемая им идея использования шести «мыслеварительных» шляп позволяет умело дирижировать оркестром возникающих мыслей, дает возможность управлять мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен.
Наличие коллекции мыслеварительных шляп оказывает немаловажную помощь: при обсуждении любой темы, когда возникает необходимость отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту - думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему. Метод латерального мышления, предложенный Эдвардом де Боно, представляет собой простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений [4].
Использование в спортивной практике данного метода мышления и, прежде всего, в процессе программирования технико-тактических действий будет заключаться в принятии конкретных решений на основе использования 6 шляп мышления. В первую очередь, применяя белую шляпу и соответствующий ей образ мыслей, основанный на оперировании точными данными можно достичь высоких результатов. При этом общая направленность спортивного мышления определяется стремлением к накоплению достоверной информации. Применение белой шляпы заключается в изучении протоколов статистических отчетов, видеозаписей прошедших игр, таблиц сдачи нормативов физической и технической подготовленности баскетболистов. На основе данного вида мышления, возможно, достаточно точно определить уровень физической, технической и тактической подготовленности игроков, варианты нападающих и защитных взаимодействий баскетболистов, в том числе результативно ли используется быстрый прорыв, меняются ли типы защитных систем, как защищаются против комбинации pick-and-roll, умеют ли высокорослые игроки выполнять эффективные нападающие действия со средней и дальней дистанции от кольца [5].
Использование красной шляпы мышления позволяет уменьшить число конфликтных ситуаций, связанных с выяснением отношений между игроками, между игроками и тренером, что достаточно распространено в спортивной деятельности. Красный цвет символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение. Если чувствам и эмоциям «закрыт прямой доступ» к процессу мышления, они будут воздействовать на него в косвенном порядке. Укрыться от их влияния чрезвычайно сложно, если возможно вообще. После того как благодаря стратегии «красной шляпы» накопленные эмоции оказались выпущенными на свободу, наступает момент, когда появляется возможность трезво размыслить над причиной возникновения проблемы и подумать о том, что можно здесь изменить. Использование данной шляпы наиболее актуально в командных видах спорта, когда наличие взаимопонимания и взаимоуважения между игроками способствует достижению высоких результатов.
Мышление в черной шляпе, хотя и не сосредоточено исключительно на поиске мрачных сторон жизни, тем не менее, всегда сумеет отыскать во всем именно эту, самую темную сторону. Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своих позиций. Такой тип мышления направлен на поиск логического опровержения всему сущему; он ищет, «почему это не будет - и не должно быть». Надевающий ее человек сосредоточивает свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме, в данном случае в технико-тактическом плане на предстоящую игру.
Желтая шляпа мышления полна оптимизма, почти каждому человеку свойственно устремлять свой взгляд в будущее с надеждой и ожиданием лучшего результата. Основная задача мышления в желтой шляпе, заключается в обнаружении положительных сторон в любом деле и их логическом обосновании, в стремлении выявить возможные преимущества данной ситуации и подыскать им достойное объяснение. Данное положительное обоснование призвано укрепить наши ожидания в отношении ценности предложенной идеи, и являет собой стимул к ее дальнейшему развитию.
Мышление в зеленой шляпе стремится отыскать новые пути совершенствования соревновательной деятельности баскетболистов. Оно несет полную ответственность за рождение новых идей и нетрадиционных взглядов на вещи и события, является творцом любого рода перемен и настраивает спортсмена, надевшего шляпу вдохновения, применять новые методы и инновационные средства для достижения высокого спортивного результата.
В практической жизни вместо настойчивых стремлений очертить круг проблем нередко оказывается более результативным определить спектр их наиболее вероятных решений. И в этом - задача мышления в синей шляпе. Располагая набором мыслеварительных шляп, можно при необходимости обратиться к своим собеседникам с просьбой сменить тот или иной головной убор мышления и посмотреть на проблему с другой точки зрения. Шляпы можно использовать как по отдельности на любой стадии мышления, так последовательно две-три шляпы. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы.
Применяя метод латерального мышления, тренер или спортсмен получает возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему. Либо с позиции белой шляпы, беспристрастно и объективно, оценивая протоколы статистических отчетов, видеозаписей прошедших игр, либо с позиции красной шляпы выражая свой гнев, ярость и внутреннее напряжение, чтобы затем трезво поразмыслить над пробудившей их к жизни причиной и подумать о том, как можно что то здесь изменить, либо используя черную шляпу, направляя свое мышление на поиск логического опровержения всему сущему, сосредоточивая свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.
Таким образом, в современном спорте невозможно добиться высоких результатов только за счет возрастания объема и интенсивности тренировочных нагрузок и поэтому, особую актуальность приобретает поиск новых методов повышения творческого потенциала всех участников процесса подготовки спортсменов. Использование основ творческого мышления Эдвардо де Боно на всех этапах подготовки баскетболистов позволит наиболее эффективно решать проблемы создания команды и подбор баскетболистов различных амплуа, определения технико-тактических взаимодействий между игроками в нападении и защите, создания игрового плана в конкретных игровых условиях.
Рецензенты:
Бобриков В.Н., д.п.н., декан Факультета фундаментальной подготовки, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово;
Зникина Л.С., д.п.н., заведующий кафедрой иностранных языков, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово.
Библиографическая ссылка
Скворцова М.Ю. К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В БАСКЕТБОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18115 (дата обращения: 15.10.2024).