Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О НЕСОВЕРШЕНСТВЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УЧАСТИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Домовец С.С. 1 Синкевич В.В. 1
1 ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье рассматриваются некоторые аспекты производства следственных действий: допроса, очной ставки, проверки показаний на месте, предъявления для опознания, следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в свете изменений, внесенных в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве». Анализируется производство перечисленных выше следственных действий как на стадии предварительного расследования, так и в ходе судебного следствия. В работе авторы обращают внимание на пробелы в уголовно-процессуальном законодательстве, регулирующем участие несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в отдельных следственных действиях, и предлагают определенные пути их устранения посредством внесения изменений в статьи 191, 280, 425 УПК РФ. Статьи УПК РФ исследуются не только на предмет создания должного механизма правового регулирования вопросов, связанных с участием несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства в отдельных следственных действиях, но и с точки зрения грамматической нормы.
следственный эксперимент
проверка показаний на месте
допрос
очная ставка
предъявление для опознания
следственные действия
обвиняемый
подозреваемый
свидетель
потерпевший
несовершеннолетний
1. Бабанов А.А., Резников Е.В. Интеграционный аспект психолого-правового анализа дефиниции «правовая идентичность». Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 4 (23) 2012: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. – С. 9.
2. Булгаков В. Г. Особенности предъявления для опознания человека по его динамическим признакам. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 3 (18) 2011: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2011. – С. 108.
3. Домовец С.С. Особенности расследования уклонения от уплаты налогов строительными организациями: дисс... канд. юрид, наук. - Волгоград, 2008.
4. Казначей И.В. Использование технических средств коммуникации в целях получения сведений доказательственного значения при производстве следственных действий / Казначей И.В. Вестник Московского университета МВД России. Выпуск № 9 2014: научно-практический журнал. – Московский университет МВД России. – 2014. – С. 146-148.
5. Колосович М.С., Колосович О.С. Электронная форма заявления как повод для возбуждения уголовного дела//Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 3 (18) 2011: научно-методический журнал.-Волгоград: ВА МВД России, 2011. С.124-129.
6. Ларичев В.Д. Понятие оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере экономики. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 4 (23) 2012: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. – С. 109.
7. Подробнее о понятия термина «институт» см.: Кабельков С.Н. О правомерности использования понятия «институт» в контексте оснований прекращения уголовного дела. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 4 (27) 2013: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. – С. 9.
8. Прокурова С.В. О роли невербального общения в профессиональной деятельности следователя. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 4 (23) 2012: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. – С. 128-129.
9. Синкевич В.В. О несовершенстве уголовно-процессуального законодательства об участии несовершеннолетних в следственных действиях. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 2 2014: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2014. – С. 9.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» / Российская газета, N 295, 30.12.2013.

На протяжении последних нескольких лет Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ) часто подвергался различным изменениям и дополнениям: были введены новые институты [7], формы предварительного расследования, изменен порядок производства отдельных следственных действий.

28 декабря 2013 года Федеральным законом от N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» [10] внесены существенные изменения в УПК РФ (далее Закон).

Пункт 12 Закона (вступил в силу с 15 января 2015 года) предусматривает изменение порядка производства некоторых следственных действий с несовершеннолетними участниками уголовного судопроизводства: потерпевшим и свидетелем, а также формулирование иного наименования статьи 191 УПК РФ. Анализ ст. 191 УПК РФ позволяет тезисно выделить три трансформации.

Во-первых, расширен перечень следственных действий, проводимых с несовершеннолетними потерпевшим и (или) свидетелем, не достигшими возраста шестнадцати лет, при обязательном участии педагога или психолога, а также введены иные особенности относительно привлечения последних к следственным действиям.

Во-вторых, в зависимости от возраста несовершеннолетних потерпевшего и (или) свидетеля установлена продолжительность отдельных следственных действий.

В-третьих, предусматривается обязательное применение видеозаписи и киносъемки в ходе всех следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевшего и (или) свидетеля. Подробно об использовании при производстве следственных действий технических средств рассматривается в работах ряда авторов [4], [5].

Оценивать данные изменения, на наш взгляд, следует положительно. Однако законодателю не удалось избежать ошибок редакционного характера, не допустить противоречий с иными нормами УПК РФ. Налицо вместе с благоприятными последствиями таких изменений и образование пробелов, связанных, в том числе с ущемлением прав подозреваемого, обвиняемого при производстве отдельных следственных действий, что в условиях состязательности уголовного процесса недопустимо.

Говоря об ошибках редакционного характера, необходимо указать на само наименование статьи 191 УПК РФ «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего». Изучение положений нормы позволяет сделать вывод, что речь идет только о таких участниках уголовного судопроизводства, как свидетель и потерпевший, хотя несовершеннолетними участниками также являются подозреваемый и обвиняемый, особенности производства допроса которых регламентируется в ст. 425 УПК РФ. А также обратимся к ст. 191 УПК РФ до внесенных в нее изменений: она называлась «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля». Таким образом, представляется необходимым в наименовании анализируемой нормы указать конкретных участников: свидетеля и потерпевшего. Не согласуется название ст. 191 УПК РФ и с иными нормами УПК РФ в части именования следственных действий: «Предъявление для опознания» указывается как опознание; «Проверка показаний на месте» - как проверка показаний. Думается, при формулировании наименования нормы необходимо указывать полные наименования следственных действий.

Существенные изменения претерпела ч. 1 ст. 191 УПК РФ. С 15 января 2015 года производство не только допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего в возрасте до 16 лет [1], но и очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте проводится с обязательным участием педагога или психолога. Кроме того, с учетом психологических особенностей несовершеннолетние потерпевший и свидетель подразделены в разные возрастные группы: не достигший семилетнего возраста, от семи до четырнадцати лет, старше четырнадцати лет. Такое деление легло в основу определения продолжительности вышеперечисленных следственных действий. Таким образом, с 15 января 2015 года допрос, очная ставка, проверка показаний на месте, предъявление для опознания с участием несовершеннолетних потерпевшего и (или) свидетеля в возрасте до 7 лет без перерыва могут проводиться не более 30 минут, а в общей сложности - не более одного часа, в возрасте от 7 до 14 лет - не более одного часа, а в общей сложности - не более двух часов, в возрасте старше 14 лет - не более двух часов, а в общей сложности - не более четырех часов в день.

Говоря об имеющей место градации несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства на определенные возрастные группы, следует пояснить причину этого. Известно, что разному возрасту человека соответствуют различные характерные особенности и деление на возрастные группы до 7 лет, от 7 до 14, от 14 и выше совершенно обоснованно. Так или иначе, участие в следственных действиях, особенно таких, как допрос, очная ставка, предъявление для опознания, требуют от человека значительных волевых, эмоциональных стараний и затрат, это стрессовая ситуация, заставляющая вспоминать неприятные обстоятельства, напрягать память, что-то скрывать или лгать [3]. С такой ситуацией не всегда удается справиться взрослому человеку, не говоря уже о несовершеннолетнем или малолетнем. В силу психологических и физиологических особенностей ребенку до 7 лет сложно сосредоточиться долго на чем-то одном, зачастую неинтересном ему действии. Его внимание рассеяно, он склонен воспринимать действительность совсем иначе, отлично от взрослых людей, его пугают многие ситуации, в частности общение в непривычной обстановке с незнакомыми людьми. В этом возрасте дети умышленно не склонны ко лжи, однако в силу необъективного незрелого восприятия действительности способны искажать пережитые или наблюдаемые обстоятельства, поэтому показания таких участников должны изучаться следователем с особым вниманием. По вышеуказанным причинам отведение законодателем на допрос и иные следственные действия детей до 7 лет 30 минут без перерыва, а в общей сложности час вполне уместно. В случае превышения данного временного лимита получение достоверных показаний маловероятно. В возрасте от 7 до 14 лет подростки уже более способны к продолжительному общению, они имеют собственное представление о каких-либо обстоятельствах (зачастую не подкрепленное жизненным опытом), однако им присущи такие психологические особенности, как несамостоятельность мышления и рассуждений, зависимость от мнения окружающих, стеснение. По достижении 14 лет организм ребенка переживает сложную «ломку», как физическую, так и психологическую. В этот период подросткам характерна агрессия, неадекватность поведения и реакций на происходящее, нигилизм, протест, в то же время они способны фокусировать свое внимание на беседе, достаточно объективно воспринимать получаемую информацию и быть источником достоверной информации при грамотном выстраивании общения с ними. Все это свидетельствует о точности высказывания А.А. Бабанова и Е.В. Резникова: «Предметные поля юридической науки и психологии имеют явные сферы пересечения...»[1].

Правильно обращает внимание В.Г. Булгаков, говоря о предъявлении для опознания: «Немаловажным является создание для опознаваемого лица доброжелательной, спокойной и психологически комфортной атмосферы в процессе производства следственного действия, что будет способствовать снятию состояния тревожности, «зажатости» и скованности» [2]. Безусловно, такая «атмосфера» желательна при производстве не только предъявления для опознания, но и иных следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних и не только в ходе досудебного, но и судебного производства. О значимости отдельных психологических аспектов проведения следственный действий писали С.В. Прокурова [8], В.Д. Ларичев[6].

Однако законодатель, совершенствуя права потерпевших, несколько «пренебрег» принципом состязательности. Анализ нормы 425 УПК РФ позволяет заключить, что в отличие от несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля, несовершеннолетние подозреваемый и обвиняемый лишены возможности производства с их участием двухчасовых без перерыва и четырехчасовых с перерывом на один час очной ставки, проверки показаний на месте и предъявления для опознания. Если законодатель исходил из особенностей психики несовершеннолетних, то непонятно, почему права другой стороны-стороны защиты - ущемлены. Также возникает вопрос об обязательном участии педагога или психолога в таких следственных действиях и применения видеозаписи и киносъемки. Думается, это существенный пробел в уголовно-процессуальном законодательстве, требующий устранения.

Также следует отметить, что в ст. 191 УПК РФ представлен, на наш взгляд, неполный перечень следственных действий. В норме перечисляются следственные действия, которые так или иначе связаны с получением, проверкой, уточнением показаний свидетеля и потерпевшего и других доказательств, имеющих значение по уголовному делу, в их перечень необходимо включить и следственный эксперимент. Целью следственного эксперимента тоже является получение, уточнение, а также проверка показаний или действий участников уголовного судопроизводства. Как известно, данное следственное действие производится в целях проверки возможности восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Соответственно, помимо опытных действий в ходе следственного эксперимента происходит и вербальный контакт между следователем и допрашиваемым лицом, требующий от последнего определенных психологических, эмоциональных затрат.

Стоит обратить внимание и на то, что потерпевший и свидетель являются участниками не только досудебного, но и судебного производства. Ст. 280 УПК РФ регламентирует особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля. Существуют и иные нормы в главе 37 УПК РФ, регламентирующие те или иные следственные действия, в которых могут участвовать несовершеннолетние потерпевшие и свидетели: ст. 288 УПК РФ «Следственный эксперимент», ст. 289 УПК РФ «Предъявление для опознания». И если ст. 191 УПК РФ предусматривает возрастную градацию при производстве отдельных следственных действий, то ст. 280 УПК РФ таких положений не содержит. Участие как в ходе предварительного расследования, так и в судебном процессе, это определенный стресс для малолетнего ребенка, и, если исходя из психологических особенностей возрастных групп, законодатель указывает на определенную специфику тех или иных следственных действий, это должно найти свое отражение не только при расследовании преступления, но и в судебном разбирательстве дела[9].

Подводя итог вышеизложенному, предлагаем внести следующие изменения в УПК РФ:

1. Ст. 191 УПК РФ именовать: «Особенности проведения допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте и следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля».

2. Ч. 1 ст. 191 УПК РФ изложить в следующей редакции:

«1. При проведении допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте, следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно». Далее по тексту.

3. Ст. 425 УПК РФ представить следующим образом:

ч. 1. При проведении допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте и следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в возрасте старше шестнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.

ч. 3. При проведении допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте, следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

ч. 4 Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе, очной ставке, предъявлении для опознания, проверке показаний на месте с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Также дополнить ст. 425 УПК РФ положением об обязательном применении при производстве следственных действий видеозаписи или киносъемки.

4. Ч. 1 ст. 280 УПК РФ изложить в следующей редакции:

1. При участии в допросе, предъявлении для опознания, следственном эксперименте потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, участвует педагог. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, имеющего физические или психические недостатки, присутствие педагога обязательно. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Думается, подобные изменения благоприятно скажутся на практике применения норм, регулирующих производство следственных действий с участием несовершеннолетних.

Рецензенты:

Шматов М.А., д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград;

Печников Г.А., д.ю.н., доцент, профессор кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград.


[1] Ч. 1 ст. 191 УПК РФ в редакции Федерального Закона № 432 от 28.12.2013 года в отличие от предыдущей редакции увеличивает возраст несовершеннолетних потерпевшего и (или) свидетеля, допрос которых проводился с обязательным участием педагога или психолога с 14 до 16 лет.


Библиографическая ссылка

Домовец С.С., Синкевич В.В. О НЕСОВЕРШЕНСТВЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УЧАСТИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18098 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674