В России идетактивная модернизация организационно-правовых, технологических, методологических, ценностно-целевых основ здравоохранения: с принятием 1 ноября 2011 г. Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» начала обновляться нормативно-правовая база охраны здоровья; ведется активная реализация приоритетного нацпроекта «Здоровье», программ модернизации здравоохранения («Здоровая Россия», «Дети России»,«Родовой сертификат»,«Развитие здравоохранения»); формируется трехуровневая система оказания медицинской помощи; ведется работа по диспансеризации населения, вакцинации и лечебно-оздоровительных мероприятий, пропаганде здорового образа жизни; реализуется Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года; укрепляется материально-техническая база медицинских учреждений, внедряются современные информационные системы (электронное рабочее место врача, Федеральная электронная медицинская библиотека, технологии дистанционного консультирования, спутниковая навигация ГЛОНАСС для машин скорой помощи [3]). Приоритетными направлениями социальной политики Российской Федерации в области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья являются повышение доступности и качества всех видов медико-санитарной помощи, поэтапное создание системы медицинской профилактики, формирование поведения здоровьесбережения. Приоритет профилактикии формирования здоровьесберегающего поведения имеет принципиальное значение, поскольку существует хронологически близкая и бесспорная корреляция профилактических мер и наблюдаемых улучшений в показателях заболеваемости и смертности россиян. В 59 субъектах Российской Федерации в 2013 г. отмечено снижение смертности; показатель ожидаемой продолжительности жизни на 2013 г. достиг 70,8 года (Росстат); продолжительность жизни женщин достигла 76,6 лет; мужчин - 65 лет [3]; ВЦИОМ и Росстат отмечают снижение числа россиян-курильщиков.
Тем не менее состояние здоровья населения России по многим показателям продолжает ухудшаться, остается высокой смертность лиц трудоактивного возраста. В структуре причин смерти в 2013 г. первое место занимают болезни системы кровообращения (53,2 % или 696,5 на 100 тыс. населения), на втором месте - новообразования (15,4 %), далее внешние причины, болезни органов пищеварения, дыхания и пр. В структуре общей заболеваемости населения стоят болезни органов дыхания (24,2 %), кровообращения (14,2 %), костно-мышечной системы (8,3 %); отмечается рост злокачественных новообразований. По итогам диспансеризации взрослого населения в 2013 г. почти 44 % взрослого населения имеют хронические неинфекционные заболевания, еще 23 % - высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний по совокупности факторов риска; к I группе здоровья отнесены 32,8 % обследованных [3]. Отмечается ухудшение показателей здоровья женщин (рост расстройств менструации, женского бесплодия, онкозаболеваний); высоким сохраняется число абортов. В 2013 г. положительные изменения по всем показателям абортов явились прямым результатом улучшения медицины и профилактических мер (прежде всего, работы специалистов по социальной работе, психологов в кабинетах медико-социальной помощи на базе женских консультаций). С 2008 г. ежегодно регистрируется свыше 24 тыс. новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией среди женщин, в т.ч. беременных [4]; при значительном снижении числа больных туберкулезом растет заболеваемость туберкулезом в сочетании с ВИЧ [3]. В 2013 г. зарегистрировано почти 3 млн россиян с наркологическими расстройствами (2 % населения; большинство - больные алкоголизмом; пациентов с наркоманией - 18,2 %; токсикоманией и употребляющих ненаркотические психоактивные вещества - 1,0 %, но показатель заболеваемости токсикоманией растет [3]). Растет показатель общей заболеваемости детей и подростков, на первом месте болезни органов дыхания, пищеварения, костно-мышечной системы. Еще острее стоит проблема здоровья детей-сирот: по результатам диспансеризации 2012 г. более половины детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации отнесены к 3, 4 и 5 группам здоровья (имеют хронические заболевания и инвалидность), лишь 4,7 % практически здоровы (1 группа), 33,3 % имеют риски хронической патологии и функциональные нарушения [5]; в домах ребенка большинство детей отстает в развитии, 25 % - дети-инвалиды [3].
Тенденции ухудшения здоровья россиян обоснованно объясняются индивидуальным фактором: многочисленные исследования общественного мнения показывают «малоценность» и невнимание граждан к своему здоровью, размытость, низкий уровень знаний и мотивации к здоровому образу жизни представителей всех социально-демографических групп. Высокий объяснительный потенциал данного феномена представляет комбинация институционального и социокультурного подхода в сочетании с теориями «общества риска». Социальная система как динамическая дифференцированная система социального действия («мотивированного поведения» индивидов - действующих субъектов и объектов), существенно направляет (мотивирует) социальное действие (преимущественно через институциональные/нормативные и неинституциональные/неформальные модели), а направленность (вектор) придает система культуры через содержание ценностей, норм, ролевых предписаний и ожиданий, социальный контроль и пр. (Т. Парсонс). Проходя этап идентификации с теми или иными институциональными моделями, индивиды присваивают ценности и установки этих моделей, формируя основы для собственного социального поведения. Поскольку содержание культурных и социальных ценностей, норм и правил институциональных и неинституциональных моделей может не совпадать, это часто приводит к конфликту и деструктивным формам поведения на уровне индивида, социальных групп, институтов и всего социума. В контексте проблемы формирования здоровьесберегающего поведения мы наблюдаем недостаточную согласованность институциональных факторов, а также несоответствие формальных и неформальных институциональных усилий. С одной стороны, институциональными средствами государство формирует действенную систему здравоохранения, с другой стороны, эти усилия тормозятся как существующей системой отношений, так и традиционными для России бюрократическими и коррупционными механизмами, трудовой и исполнительской этикой («этика праздности»), слабым взаимопроникновением теории и практики нормотворчества и правоприменения, зачаточной формой практики социального программирования, неформальной доминантой бумажного планирования и отчетности над реализацией и действенным формальным контролем.
В последние годы предпринимаются попытки формировать здоровьесберегающее общественное сознание и поведение посредством информационно-просветительских, образовательно-воспитательных средств. В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения и Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 гг. принят закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ); Минздрав России утвердил информационно-коммуникационную стратегию по формированию здорового образа жизни на период до 2020 г.; усиливается уголовная и административная ответственность за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (от 21.12.2013 г. № 365-Ф3); продолжается антинаркотическая пропаганда в средствах массовой информации и сети Интернет, информирование и обучение педагогов и родителей современным формам и методам выявления и профилактики наркомании среди детей и подростков; на государственном уровне организовано проведение социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях (приказ Минздрава РФ от 21.12.2012 г. № 1346н). Ежегодно в субъектах Российской Федерации организуются информационно-пропагандистские кампании в поддержку инициатив ВОЗ; в целях сохранения здоровья детского населения с 2010 г. работают центры здоровья для детей, где помимо обследований ведется обучение гигиеническим навыкам, мотивация к здоровому образу жизни, ответственному родительству; в 2013 г. принята государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», определены дифференцированные подходы к занятиям физкультурой здоровых и больных детей. На базе женских консультаций на основе межведомственного взаимодействия организуются акции, лекции, беседы специалистов о вреде абортов, правильном сексуальном поведении, психологическом настрое на материнство. Минздравом России в 2013 г. был проведен открытый конкурс по созданию и размещению информационно-разъяснительных материалов на телевидении, радиостанциях, Интернет-ресурсах, наружной рекламе в целях профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов [3]. Субъектами РФ ведется активная работа по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.; в школьное образование включены программы «Разговор о правильном питании», работают школы здоровья, ведутся тематические консультации для ответственных лиц, школьников, родителей о культуре здорового питания. Периодические печатные издания много внимания уделяют теме спорта, ЗОЖ, профилактике здоровьеразрушения: ярко в СМИ прошло освещение подготовки и проведения Олимпиады 2014 г.; в 2013 г. по решению Экспертного совета Роспечати были поддержаны 36 социально-значимых проектов, пропагандирующих здоровый образ жизни, физкультуру и спорт. В 2013 г. создан ряд телевизионных фильмов, затрагивающих тему формирования здорового образа жизни населения (д/ф «Кольца мира», ТК «Россия 1»; д/ф «Жизнь как дистанция», ТК «Звезда»); работает информационно-публицистический портал «Нет - наркотикам» (www/narkotiki.ru). Из средств федерального бюджета в 2013 г. на мероприятия по формированию здорового образа жизни, отказу от алкоголя и табака у граждан Российской Федерации выделено 475 443,3 тыс. рублей [3]. Тем не менее практически весь Интернет и львиная доля телеэфира бесконтрольны и наполнены информацией, в лучшем случае не имеющей здоровьесберегающей идеи, а часто продолжающей явное или неявное продвижение здоровьеразрушающих продуктов и образа жизни; в информационном пространстве слабо разработаны механизмы эффективной социальной рекламы в сфере здоровьесбережения; система общего, среднего и высшего образования развивает здоровьесбережение экстенсивными методами, предпочитая увеличение учебных часов внедрению конструктивно новых форм и методов (начиная с развития спортивно-рекреационной инфраструктуры и организации здоровьесберегающего образовательного пространства до внедрения игровых, проектных форм, специализированных интерактивных курсов); до сих пор в стране практически отсутствует детская литература и, по сути, целе- и ценностноориентированный государственный заказ на ее развитие, в том числе здоровьесберегающей и шире - социализирующей направленности.
Анализ неинституциональных факторов можно начинать с типичного реактивного характера социального поведения россиян, когда активность начинается постфактум, как реакция на случившееся, без внимания к профилактике рисков и угроз, что тормозит развитие профилактических механизмов и в сфере здоровья. Традиционное для россиян нищелюбие преобразовалось в жалость, «понимание», своего рода «молчаливое одобрение» социальных девиаций, в т.ч. здоровьеразрушающих (алкоголизм, наркомания, суицид). Традиции и ценности отечественной культуры, групповые нормы нормативных и ненормативных субкультур, правила неформальных отношений практически не содержат здоровьесберегающих установок. Так, забота о здоровье считается обычно атрибутом старости и болезни; нарушение норм безопасности, охраны труда допускается на всех уровнях и во всех сферах труда; риск своим здоровьем и жизнью без цели и необходимости часто расценивается как героизм (например, общеизвестны анекдоты и семейные легенды о «геройствах» людей в состоянии алкогольного опьянения). Чаще всего о здоровье начинают заботиться, когда проявляются серьезные заболевания, болезненные ощущения, хронические формы, когда заболевание излечить не в силах ни сам человек, ни самая развитая медицина.
Складывается парадоксальная ситуация: главное условие индивидуального и общественного развития, личного успеха и самой жизни - здоровье, понимается современным человеком «общества риска» (А.Тоффлер, Н.Луман, У.Бек) как инструментальная ценность, безрефлексивно, или даже отстраненно, как «фантом»,«гиперреальность» (Ж.Бодрийяр [2]). В погоне за благами и удовольствиями, безудержно поглощая «дары» научно-технического прогресса, человечество множит риски, угрожающие, прежде всего, его собственному здоровью и самой жизни (У.Бек [1]). Современное общество переживает кризис ценностного отношения к жизни: массовое сознание общества потребления, информационная пресыщенность, эксплуатация феномена смерти (в играх, СМИ, биомедицине) формируют малоценное отношение к жизни и здоровью. Человек, привыкший жить в ситуации риска (ядерные, экологические, суперинфекций, конца света, терроризма), воспринимает угрозы как абстрактные, виртуальные, а не реальные. Само информационное общество усиливает эти риски: в открытом доступе в сети Интернет имеется информация о том, как приготовить наркотики, как совершить самоубийство, доступны порнография, сайты субкультур садомазохистов и религиозных сект, национал-фашистов, террористов, ролики паркура с трагическим финалом, драк, экстремальных форм досуга. И в этом хаосе ценностей, вседозволенности и многообразии развлечений человек привычкой рисковать (выпивка, курение, наркотики) создает иллюзию полноты жизни. Ситуацию усугубляет компьютеризация мира: выросший на играх человек считает нормой иметь несколько жизней, разбить автомобиль, вступить в драку с монстром - гиперреальность компьютерного мира переносится в мир настоящий, формируя психологию иллюзорности бытия, где можно «переиграть» даже жизнь и здоровье.
Это крайне остро актуализирует задачу укрепления ценности жизни и здоровья населения и человека как задачи не столько медицинской, сколько государственной и общественной через системное планирование и синхронную реализацию комплекса институциональных и неинституциональных мер. Характерно, что молодежь передовых стран Европы, к примеру, сегодня предпочитает проводить свой досуг уже не в кинотеатрах или барах, а на стадионах, в финтес-центрах, занимаясь спортом в парках и на улицах городов. Это является результатом общественных инициатив и многолетней целенаправленной государственной политики, задающих стандарт ценности здоровья и транслирующих его посредством СМИ, социальной рекламы, развития спортивно-оздоровительной и культурно-рекреационной инфраструктуры. В современной России такая политика должна развиваться активнее, опираясь на приоритет формирования идеала и нормы активной жизнедеятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья в массовом и индивидуальном сознании. Формирование здорового образа жизни как системы преодоления факторов риска в системе ценностей человека, на уровне индивидуального и общественного здоровьесберегающего сознания и поведения, возможно посредством: 1) системного мониторинга отношения к здоровью и ЗОЖ; 2) организации здоровьесберегающих условий труда, учебы, повседневной жизни; 3) развития здоровьесберегающей спортивно-досуговой, социокультурной, рекреационно-развлекательной инфраструктуры; 4) формирования здоровьесберегающих мотиваций, убеждений, потребностей всех социально-демографических категорий, стимулирования активных форм досуга; 5) формирования адекватного отношения к больным и инвалидам; 6) развитие экосознания и экокультуры; 7) повышения статуса здравоохранения, доверия к медицине, мотивации сознательного участия в лечебно-профилактических мероприятиях; 8) трансляции ценности здоровья с использованием ресурсов духовной и материальной культуры, информационного общества (сайты, СМИ, компьютерные игры, художественная литература, живопись, музыка, кино, мультипликация, социальная реклама); 9) широкого социального образования, развития образовательных и информационных программ и проектов, конкурсов, форумов по вопросам здорового образа жизни и здоровьесбережения; 10) роста финансирования профилактической, гигиенической медицины, информационных кампаний, социальной рекламы в сфере ЗОЖ. Результатом комплекса институциональных и неинституциональных мер должно стать формирование поколения, ответственного за свое здоровье, обладающего навыками социально и экологически ответственного поведения и эффективного воспроизводства духовных и материальных ценностей и человеческого капитала.
Рецензенты:
Агапов Е.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальных технологий Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону;
Циткилов П.Я., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории и философии факультета социальной работы и профессионального образования Новочеркасского инженерно-мелиоративного института им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет», г. Новочеркасск.
Библиографическая ссылка
Киенко Т.С. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18094 (дата обращения: 12.10.2024).