Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Осяк С.А. 1 Газизова Т.В. 1 Колокольникова З.У. 1 Лобанова О.Б. 1 Храмова Л.Н. 1 Коршунова В.В. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ)
В статье рассматриваются сущность, причины, компоненты и эффекты сетевого взаимодействия как современной высокоэффективной инновационной технологии в педагогическом образовании. В статье представлены некоторые результаты исполнения проекта, разворачивающегося на территории Красноярского края «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» в соответствии с Государственным контрактом №05.043.12.0031 от 18.06.2014г., реализуемого Сибирским федеральным университетом. В статье авторами описаны результаты собственных исследований в области совершенствования сетевого взаимодействия в сфере образования как развивающегося процесса в теории и практике.
сетевой партнер
педагогическое образование
сетевое взаимодействие в образовании
проект
1. Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Коршунова В.В. Деятельностный подход в обучении будущих учителей начальных классов (прикладной бакалавриат) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15787 (дата обращения: 09.12.2014).
2. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. …канд. пед. наук. – Омск, 2009. – 150 с.
3. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в со- временных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. – М.: АПКиППРО, 2007.
4. Гончарова Н.Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Новокузецк, 2009. – 23 с.
5. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э., Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (дата обращения: 08.12.2015).
6. Доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php (дата обращения: 08.12.2015).
7. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие как механизм интеграции образования, науки, производства и оценка его результативности: автореф. дис. …канд. экон. наук. – Новосибирск, 2013. – 22 с.
8. Нетерина Е.А. Сетевое взаимодействие – основа динамического развития вузов // Высшее образование в России. – 2013. - №4. – С.128-133.
9. Панкратова Т.Б. Сетевое взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда: дисс. …канд. пед.наук. – Томск, 2011. – 170 с.
10. Прудников В.В. Развитие инновационной среды на основе сетевых форм и способов интеграционного взаимодействия бизнеса и образования: автореф. дис. …канд. экон. наук. – Орел., 2013. – 22 с.
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок и  идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом [6]. 

В настоящее время Институтом педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» реализуется проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» в рамках исполнения работ в соответствии с Государственным контрактом №05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. В рамках проекта по разворачиванию в Красноярском крае новых программ подготовки учителей начальных классов командой преподавателей  ИППС СФУ, Лесосибирского педагогического института СФУ и Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького была разработана и реализуется принципиально новая модель подготовки бакалав­ров - учителей начальных классов. Модель разработана на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и среднего профессионального образования под руководством доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО О.Г. Смоляниновой [1]. Командой преподавателей были подготовлены пять образовательных модулей, которые апробируются с сентября 2014 г.: «Гуманитарный и экономический цикл», «Математический и естественнонаучный цикл», «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Психология и педагогика развития детей», «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». Вопрос сетевого взаимодействия был поднят  экспертами модулей образовательной программы - участниками курсов повышения квалификации: в модулях слабо отражен сетевой принцип организации образовательного процесса. Возникла необходимость более глубокого исследования вопроса реализации сетевого взаимодействия в педагогическом образовании.

Современные исследования Бугровой Н.С., Гончаровой, Н.Ю., Маковеевой В.В., Нетериной Е.А., Панкратовой Т.Б. и др. раскрывают историю появления термина «сетевое взаимодействие» в педагогике, компоненты, условия, формы, результаты и эффекты сетевого взаимодействия. В последние годы в диссертационных исследованиях отражены различные аспекты сетевого взаимодействия:  сетевое  взаимодействие педагогов в различной форме (в Интернете, повышении квалификации сообществом нескольких учреждений, распространении инновационного опыта) (Гончарова Н.Ю.); сетевое  взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и службы занятости (Панкратова Т.Б.); механизмом интеграции бизнеса и образования (Маковеева В.В., Прудников В.В.).

Под понятием «сеть», «сети» следует понимать систему, совокупность, множество, однородность, пространство, переплетённость. По мнению Е.В. Василевской, сетевая организация - это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путём включения всё новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придаёт данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети - значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счёт других узлов сети приобретает дополнительные ресурсы [3].

Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов [5].

Причины, по которым говорят о необходимости сетевого взаимодействия, достаточно прозрачны: есть проблемы образования, которые сложно решить в отдельном образовательном учреждении, их более успешно можно решить в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений. В.В. Маковеева в своем диссертационном исследовании выделяет следующие преимущества сетевого взаимодействия: отсутствие территориальной ограниченности, фокусирование участников на развитие ключевых компетенций, привлечение к совместной деятельности компетентных партнеров, возможность формирования объединений для реализации сложных проектов с множеством участников, высокий уровень инновационной активности и др. [7]. Как отмечают Т.В. Глубокова и И.Э.Кондракова, при сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций [5].

Согласно научным и научно-методическим исследованиям, мы можем определить следующие организационно-педагогические условия сетевого взаимодействия образовательных учреждений: формирование заказа на подготовку специалистов, совершенствование содержания и структуры преемственных образовательных программ с ориентацией на заказчика, развитие различных форм информационного обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования, стимулирование педагогов к сетевому взаимодействию, поддержка педагогов  в области применения ИКТ в педагогической деятельности в режиме сетевого взаимодействия, применение дистанционных технологий в повышении квалификации педагогов.

Также назовем компоненты сетевого взаимодействия как целостного педагогического процесса: практико-ориентированные курсы; учебно-воспитательный процесс, ориентированный на формирование профессиональной карьеры; организация производственной практики; содействие в организации самостоятельной работы студентов; пространственно-предметный компонент (сайт, технические средства, пособия, точки удаленного доступа).

Обозначим этапы реализации сетевого взаимодействия: обоснование необходимости реализации проекта, формирование адаптационных навыков участников проекта, конкретизация подходов к профессиональной подготовке специалистов, сетевая деятельность педагогов, мониторинг,  анализ результатов.

На основе разработанного в диссертационных исследованиях  В.В. Маковеевой и В.В. Прудниковым комплекса критериев оценки интеграционного потенциала и показателей оценки результативности сетевого взаимодействия мы можем определить комплекс критериев оценки субъектов образовательной деятельности реализуемого нами проекта.

  1. Наличие соответствующих области деятельности сетевого взаимодействия образовательных программ, технологий, профессорско-преподавательского состава, инфраструктуры, внешних связей, партнеров, опыта работы по подготовке и переподготовке кадров, признания академическим сообществом на национальном уровне.
  2. Наличие соответствующих области деятельности сетевого взаимодействия научных направлений, монографий, статей, научных лабораторий.

Показателями оценки образовательной деятельности, таким образом, становятся: количество реализуемых образовательных программ, количество созданных электронных ресурсов, количество человек, обучающихся по целевой подготовке, количество сотрудников, участвующих в реализации совместных образовательных программ, количество проведенных олимпиад, конкурсов, конференций.

Показателями научно-исследовательской деятельности являются: количество статей, подготовленных на базе результатов выполненных проектов; количество монографий, число интегрированных подразделений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность.

Реализация образовательного проекта в Красноярском крае сформировала сетевое взаимодействие образовательных учреждений, которое позволяет получать некоторые частные и совокупные эффекты, представленные в табл. 1 (по Нетериной Е.А.).

Таблица 1

Эффекты, получаемые участниками сетевой структуры

Возможные виды эффектов

Характеристика эффектов

Информационные

Непрерывность обмена, улучшение качества информационного обмена, передачи знаний, опыта:

- специалисты СПО и ВПО обеспечивают студента, вышедшего на практику методической поддержкой, представленной в виде рекомендаций, возможностью получения консультаций, как в очном так и в дистанционном формате, в том числе через е-портфолио;

-  специалисты СПО и ВПО обмениваются результатами собственного интеллектуального труда в виде разработок практических, семинарских занятий, лекционных материалов.

Ресурсные

Возможности доступа к разнообразным ресурсам (идеям, знаниям, технологиям, человеческим, финансовым и др. ресурсам), рассредоточенным по всему миру, использование образовательных ресурсов:

- электронной библиотечной системы СФУ: доступ к учебно-методическим электронным материалам по дисциплинам «Математика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности учителя», «Е-портфолио в развитии и оценивании образовательных материалов» и др.

- образовательных ресурсов дистанционных технологий Moodle СФУ: электронные курсы «Технология е-портфолио», «Информационные технологии в профессиональной деятельности учителя».

Инфраструктурные

Возможности использования объектов инновационной, производственной, информационно-коммуникационной, социальной инфраструктуры участников сетевого взаимодействия:

- взаимодействие со школами и педагогическими колледжами при организации и проведении совместных проектов и событий, региональных олимпиад по математике и информатике и др., конференций (в том числе в дистанционном режиме), проведение вебинаров и консультаций;

- организация работы школьного куратора и (или) супервизора, который помогает студенту реализовать задачи, поставленные перед ним на период практики, оказывает содействие в написании отчета по практике;

- организация методического сопровождения учителей школ в процессе прохождения практик студентами со стороны преподавателей ИППС СФУ и методистов системы СПО, курсы повышения квалификации супервизора.

Временные

Ускорение процессов мобилизации и передачи информации, знаний, опыта, технологий, а также обратной связи в процессах коммуникации. Повышение оперативности принятия решений.

Управленческие

Создание распределенных структур, где по-новому распределены функции и ответственность: формирование межвузовской и межфункциональной команды, обладающей высокими компетенциями. Сетевое взаимодействие в процессе освоения модуля происходит с образовательными учреждениями общего образования г. Красноярска, с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования: ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» филиал Лесосибирский педагогический институт, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж», КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж», КГБОУ СПО «Минусинский педагогический колледж им. А.С. Пушкина», КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж», а также с образовательными организациями ККИПКиПП РО «Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и МБУ «Красноярский информационный методический центр».

Социальные

Расширение спектра возможностей академической мобильности студентов и преподавателей: прохождение курсов повышение квалификации в г. Красноярске, участие в событиях образовательных учреждений г.г. Красноярска, Енисейска, Ачинска, Канска, Минусинска.

Улучшение имиджа участника сети. Повышение известности ученых вуза. Мотивация к самосовершенствованию сотрудников вуза. Повышение престижности вуза.

Совокупные

Улучшение рейтинговых позиций вузов России в международном и научном пространстве

Экономические

Финансовое участие бизнес-сообщества  как в совместных научных исследованиях и разработках так и в образовательных проектах: конкурс «Профессиональная мобильность», организованный благотворительным фондом М. Прохорова

К нерешенным проблемам сетевого взаимодействия можно отнести:

  • слабо отработанные механизмы эффективного обмена знаниями, идеями, опытом, улучшенными практиками и технологиями (предоставление ресурсов для общих целей);
  • взаимодействие организуется по административным каналам (должно актуализироваться объективной потребностью в коммуникации, лидер - любой человек или организация, обладающие необходимыми ресурсами);
  • низкий уровень заинтересованности бизнес-сообщества как в совместных научных исследованиях и разработках, так и в образовательных проектах.

Проблема предоставления ресурсов для общих целей будет решена, если участники сетевого взаимодействия в равной степени получат возможность доступа к средствам современных информационно-коммуникационных технологий, являющихся технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия. Так же остается вопрос экономический - соответствующая оплата за разработанные материалы, урегулирование вопроса авторского права.

Проблема управления сетевыми формами, безусловно, существует и связана больше с традиционно сложившимися в вузах организационными структурами, т.к. сетевые формы, по мнению ученых, не относятся к иерархическим структурам, для них характерна множественность лидеров или рассредоточенное лидерство. Менеджеры в сетях взаимодействия больше выполняют координационные и направляющие функции, чем административные, должен измениться и подход к управлению: от управления «по отклонению» к управлению «по результату» [8].

Что касается экономических эффектов сетевой педагогической структуры и низкого уровня заинтересованности бизнес-сообщества в совместных научных исследованиях, разработках и образовательных проектах, можно обратиться к диссертационному исследованию Прудникова В.В. [10], где представлена модель интеграционного взаимодействия бизнеса и образования, в которой обозначены направления решения данной проблемы: создание современных образовательных программ по подготовке высококвалифицированных кадров на основе признанных международных стандартов, участие бизнеса в строительстве кампусов, создание национальной поддержки глобального образования российских студентов, реализация сетевых образовательных программ.

Авторы статьи отмечают, что материал для исследования был собран в фундаментальной библиотеке РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург, при поддержке частного благотворительного фонда М. Прохорова.

Рецензенты:

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск;

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Осяк С.А., Газизова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18081 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674