Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения. Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни. Человеческое самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте. В настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями [10]. Таким образом, спорт является фактором, способствующим развитию социально-здоровой личности.
Социальное здоровье относится к социально обусловленным и формируемым феноменам. В отношении вузовского студенчества ключевая роль в его формировании принадлежит вузу как одному из базовых институтов социализации личности молодого человека.
Успешное совмещение и реализация личных и общественно значимых целей студентом в вузе требует от него адаптационных практик, эффективной актуализации собственных способностей, творческого отношения к основным видам деятельности в вузе на основе осознания социальной ответственности, своей социальной миссии. При этом важно отметить, что социально здоровые практики студенчества (учебно-профессиональные, научные, социально-управленческие, творческие, спортивные) должны реализовываться не только в рамках вуза, но и за его пределами. Вуз служит, с одной стороны, учебной и экспериментальной площадкой для этих практик, с другой - стартовой площадкой, формирующей потенциал для эффективной «поствузовской» самоактуализации в профессиональной, личной и общественной жизни. Этого возможно достичь, в том числе и посредством эффективного использования ресурсов вуза для полноценного раскрытия студентом собственных возможностей, личностного и профессионального становления [5].
Однако отношение студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом является одной из актуальных педагогических проблем образовательного процесса. Успех деятельности человека в различных областях зависит от направленности личности. Именно она определяет всё поведение личности, отношение к себе и окружающим. Направленность личности раскрывается не в отдельных, случайных поступках человека, а в избранной, главной сфере деятельности [8].
Результаты исследований, посвященных изучению сформированности направленности личности студента на занятия физической культурой и спортом, позволяют утверждать, что направленность в целом находится на низком уровне. Среди причин недостаточного внимания к собственному физическому состоянию 50 % юношей и 54,5 % девушек из 448 опрошенных студентов называют отсутствие свободного времени, а ведь от структуры свободного времени во многом зависит успех формирования жизненных установок, интересов и потребностей, что отражает уровень социального здоровья. В настоящее время нехватка свободного времени отрицательно сказывается на отношении молодежи к занятиям физической культурой и спортом, включении их в желаемую модель времяпрепровождения.
Необходимо отметить, что 29 % девушек и 4,5 % юношей вообще никогда не занимались спортом. Большинство студентов не занимается физической культурой помимо обязательных занятий, хотя по данным анкетирования 28,5 % юношей и 39 % девушек указывают, что именно в их вузе имеются все условия для занятий физической культурой и спортом в удобное для них время. Установлено, что подавляющее большинство студентов 1 курса, т. е. вчерашних старшеклассников (75,8 %) - посещают учебные занятия в связи с необходимостью, и лишь 9,4 % посещают занятия физической культуры с желанием [9].
В данной ситуации важным становится переосмысление средств, методов и содержания формирования направленности личности студента на основе личностно-деятельностного подхода, ставящего в центр педагогических исследований анализ субъективных факторов в понимании ценностей, идеалов, смысла в различных видах деятельности. Особую тревогу вызывает наблюдаемое в практике отсутствие у большинства студентов положительной направленности на физкультурную деятельность и спорт. Традиционное физическое воспитание уже давно не отличается особой эффективностью. Анализ занятий физической культурой в вузе показал, что у студентов практически не сформирована направленность на занятия физической культурой и спортом.
Следует отметить, что занятия будут тем эффективнее, чем яснее студенты осознают цели физической культуры и спорта и личностную ценность занятий. Поэтому необходим поиск таких методов организации занятий физической культурой, способов воздействия, которые могли бы обеспечить эффективное формирование положительной направленности личности студента на эти занятия и заинтересованную включенность в занятия спортом помимо отведенного на это времени в рамках образовательной программы, что положительно отразится на всех параметрах социального здоровья и, прежде всего, социальной адаптации и самоактуализации [1, 9].
Социальное здоровье студента формируется в результате диалектического взаимодействия внешней по отношению к студенту социокультурной среды (на макро-, мезо- и микроуровне) и внутренней среды личности (с присущими ей ценностями социального здоровья, социально здоровыми установками и личным опытом социально здоровых практик). В свою очередь, вузовская среда обладает достаточным потенциалом по формированию и актуализации условий для развития социального здоровья студенчества. Потенциал вузовской среды с точки зрения обеспечения социального здоровья студентов сформирован такими ресурсами, как: юридический, кадровый (профессорско-преподавательский состав и администрация вуза), материальная база, информационный, научный, организационный и др.
Существенным потенциалом в укреплении социального здоровья студентов обладает сфера спортивной жизни вуза, интегрированная в систему университетского спорта. В любом вузе имеются спортивные секции, в которых можно заниматься как на любительском, так и на профессиональном уровне. Соответственно, привлечение студентов к активной спортивной жизни потенциально способствует повышению их социальной инклюзии, развитию способности использовать социальные (в данном контексте - спортивные) ресурсы, предоставляемые вузом, улучшению социального самочувствия. В случае начала и успешного продолжения занятий профессиональным спортом в вузе повышается потенциал социальной мобильности студента (в том числе посредством участия в универсиадах). Что не менее важно, хорошее физическое здоровье, обеспечиваемое спортивной активностью, также является мощным опосредующим средством для повышения потенциала социальной мобильности, вследствие того, что студент, укрепляя физическое здоровье, повышает потенциал собственной трудоспособности и формирует умения добиваться результата [6].
Участие в спортивной жизни вуза способствует развитию такого компонента социального здоровья, как социальная ответственность. Так, согласно исследованиям В.Л. Гатило, среди активистов спортивной деятельности (наряду с активистами творческой деятельности) выявлена закономерность: среди тех, кто принимает активное участие в спортивной и творческой жизни вуза, наиболее высокие показатели имеет полная и частичная ответственность за ситуацию в вузе и на факультете (79,9 % и 86,7 % соответственно), процент тех, кто отказался от принятия ответственности относительно невелик: 20,1 % - за ситуацию в вузе, 13,3 % - за ситуацию на факультете. Достаточно высокий уровень полной и частичной ответственности принимается за имидж вуза и его статус (60,0 %), что, вероятно, связано с тем, что именно творческие и спортивные активисты представляют вуз во внешней среде [3].
Таким образом, в комплекс мероприятий вуза в рамках социального саногенеза, необходимых для формирования социально здоровой личности студента, необходимо включить мероприятия, обеспечивающие интеграцию спортивной жизни вуза в спортивную жизнь региона. Существенную значимость в этом отношении приобретает любительский спорт, спорт как хобби. Как правило, для формальной отчётности по участию в спортивных мероприятиях, универсиадах для вуза важны профессиональные и полупрофессиональные студенты-спортсмены. Однако как для физического, так и для социального оздоровления значительно важнее спорт массовый, имеющий профилактическое значение и способствующий сплочению студенчества в рамках различных спортивных практик. В настоящее время среди молодёжи популярны неклассические виды спорта: например, паркур, нижний брейк с элементами акробатики, парашютный спорт, фитнесс-йога, спортивная спелеология, горный велосипед и т. п., которые тоже следует включить в контекст спортивной жизни вузов. Следовательно, для интенсификации спортивной жизни вуза и интеграции студентов в региональное спортивное сообщество можно рекомендовать реализацию следующих мероприятий: кампании по социальной рекламе массовых видов оздоровительного спорта на фоне проведения по инициативе вуза соответствующих соревнований регионального и межрегионального характера (оздоровительный бег, плавание, лыжи, велоспорт, игровые виды спорта и т. п.); формирование и поддержка уже сформированных в вузе центров популярных среди молодёжи видов спорта, организация тренингов и мастер-классов, осуществляемых специально приглашёнными профессионалами - с перспективой проведения вузовских, региональных и межрегиональных конкурсов).
Адресатами этой рекомендации являются, помимо работников администрации, преподаватели кафедр физической культуры, спорторги факультетов, студенты, заинтересованные в развитии того или иного вида спорта и спортивного искусства в вузе и желающие стать организаторами и руководителями секций.
Для реализации указанных выше мероприятий требуется готовность вуза предоставить студентам и их руководителям из числа преподавателей возможности для занятий (залы, помещения, оборудования, определённое финансирование), а также формирование системы межвузовских конкурсов и соревнований, межвузовской коммуникации по обмену научным, творческим, спортивным опытом - как на региональном, так и на общероссийском, и на международном уровнях. Для этого у любого вуза существует объективное основание в системе обмена студентами. Один из экспертов отмечает: «Для студенчества весьма интересно интенсивное конструктивное взаимодействие с зарубежными коллегами по университетской скамье. Причём такое взаимодействие возможно не только непосредственно в образовательной, но и в спортивной, и, конечно же, в научной сфере».
В рамках российской вузовской системы реализуются практики обмена учебным, научным, творческим, спортивным опытом между студентами различных вузов - как на региональном и федеральном, так и на международном уровне. Однако проблема в том, что эти практики не приобретают массовый характер, большинство студентов предпочитает не выходить за рамки межличностного внутригруппового взаимодействия. Целью охарактеризованной группы мероприятий социального саногенеза является популяризация в студенческих массах возможностей академического, творческого, спортивного взаимодействия, возникших в связи с переходом отечественного образования на Болонскую систему.
В результате осуществления мероприятий по организационному обеспечению и сопровождению социально-управленческой, научной, творческой, спортивной активности студентов, могут быть улучшены фактически все параметры социального здоровья: социальная инклюзия, способность актуализировать ресурсы среды, социальное самочувствие, раскрытие потенциала социальной мобильности, степень удовлетворённости социальным статусом, степень управляемости ситуацией, социальная активность.
Наряду с этим необходимо отметить, что такие параметры, как удовлетворённость социальным статусом, степень раскрытия потенциала социальной мобильности, а также дальнейшее повышение социальной активности студентов в существенной мере зависит от характера использования социально-статусных ресурсов в процессе мероприятий социального саногенеза. Поэтому в системе мероприятий социального саногенеза необходимы социально здоровые условия, направленные на социальную рекламу и имиджмейкерские практики в рамках улучшения социального здоровья студентов.
Рецензенты:
Бабинцев В.П., д.филос.н., зав. кафедрой социальных технологий НИУ «БелГУ», г. Белгород;
Кондаков В.Л., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ», г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Гатило В.Л., Ильин А.В., Рыльский С.В. СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18074 (дата обращения: 10.10.2024).