Культурно-исторический подход в исследовании самосознания рассматривал А.Р. Лурия, который сделал важный теоретический вывод относительно процесса исторического развития самосознания: «Наиболее важным представляется тот факт, что этот путь не исчерпывается только перемещением содержания сознания и раскрытием сознательного анализа иных сфер жизни - сфер социального опыта и отношения к себе самому как к участнику общественной жизни. Речь идет о гораздо более фундаментальных сдвигах - о формировании новых психологических систем, способных отражать не только внешнюю действительность, но и мир социальных отношений и, в конечном счете, свой собственный внутренний мир, сформированный в отношении к другим людям»[6, c. 123].
Сегодня практически все ученые отмечают общемировую тенденцию роста этнического самосознания, которая в свою очередь активизировала интенсивное развитие теоретических и эмпирических исследований данного явления.
На существенную роль этнического самосознания во многих областях жизнедеятельности человека указывают Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов, Т.Г. Стефаненко, Р.Р. Накохова, особо подчеркивая место этнического самосознания в этнической мобилизации, этнической (национальной) общности, консолидации, социальном контроле, стремлении к партнерству или доминированию [8,c. 20]
В структуре этнического самосознания многие исследователи выделяют два основных компонента: когнитивный (представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). Дополняя данную структуру, Л.М. Дробижева выделяет на личностном уровне в структуре этнического самосознания еще и регулятивный элемент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и регуляции своего поведения как члена определенной группы [3, c. 92].
Особенности этнического самосознания, его функции, структура активно обсуждаются в работах современных отечественных ученых.
Так, в работах К.Н. Хабибулина важным является определение функций национального самосознания. Автор считает, что национальное самосознание выполняет приспособительную (как адаптация индивида к системе норм и ценностей данной нации), защитную (как защита национальных ценностей, интересов через требования, предъявляемые к поведению всех представителей нации), ценностно-экспрессивную, познавательную (как установление сходства с себе подобными по национальным признакам, усвоение нравственных качеств народа, познание его достоинств и недостатков, его идеалов) функции, а также функции самоконтроля и ответственности [13, c.71]. На особое место этнического самосознания в структуре этноса указывает Д.Е. Краснянский. Он выделяет в структуре этноса несколько слоев. Глубинный слой - это уровень повседневного бытия (обычаи, нравы, привычки, стереотипы быта и поведения, вкусы), сердцевина - язык, высший уровень - самоидентификация, которая неразрывно связана с материальной и духовной культурой, и именно там находятся критерии и основания идентификации и самосознания [по 8, c.100].
М.Н. Кучуков в представление о структуре национального самосознания включает следующие компоненты:
- историю этноса как исторические представления народа о своем прошлом, настоящем и будущем;
- традиции, которые играют роль хранителя социальных ценностей;
- этнические представления, которые в содержательном плане состоят из представлений об этнической специфике в статусе знаний всего того, что составляет «Мы» и окружающие «Они»[4, c. 111].
В модели структуры этнического самосознания М.А. Полетаева выделяет редукцию метаоппозиции «мы-они» к экзистенциальным основам бытия, выраженным в категориях пространства и времени. На этом уровне происходит выработка идей-концепций, служащих основанием для консолидации этноса. Среди них важнейшими являются: идея единства этноса во времени и духе (в происхождении и религии); идея единства в пространстве и сфере власти (территории и государства). Однако, как признает автор, так или иначе в этническом самосознании доминирует момент мемориальности: этнос - это единство на основании общей памяти о дне вчерашнем, актуально переживаемом еще сегодня [9, c. 37].
Рассматривая русский фольклор как интегрированную форму выражения этнического самосознания, К.В. Чистов показал, что в силу гетерогенности сознания человека этническое самосознание сосуществует с другими проявлениями самосознания: сословными, конфессиональными, профессиональными и иными, во многом определяется ими, и само по себе имеет многоуровневую структуру [15, c. 74].
Один из ведущих советских этнологов Ю.В. Бромлей, определяя этническое самосознание исходя из его содержательных характеристик, выделяет в его структуре следующие элементы: национальную идентификацию (представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого); представления об общности исторического прошлого народа, о территориальной общности; идеи о государственной общности при определенных конкретно-исторических условиях [2, c. 6].
Самостоятельным элементом в структуре этнического самосознания является осознанное отношение к материальным и духовным ценностям народа. По мнению Ю.В. Бромлея, этнос - это устойчивая совокупность людей, обладающая стабильными особенностями языка, культуры, психики, сознанием своего единства, которое фиксируется в этническом самосознании. Следовательно, этнос всегда обусловлен конкретными социальными факторами - языком, культурой, психикой, самосознанием [2, c. 6].
Вопрос об определяющих факторах этнического самосознания рассматривает С.Т. Калтахчян, который считает, что первичным и основным элементом национального самосознания является осознание этнической принадлежности, этнические взгляды, этнические ценности, этнические представления, привычки, нормы поведения как составные элементы обыденного сознания, которые образуют национальное самосознание в узком смысле слова. Самосознание нации, по его мнению, включает следующие аспекты: сознание этнической общности и отношение к другим этносам; приверженность к национальным ценностям и т. д.[5].
Г.У. Солдатова центральное место среди этносоциальных представлений отводит образам собственной группы и других этнических групп. Именно они составляют главное содержание этнической идентичности как когнитивно-мотивационного ядра этнического самосознания. В структуре этнического образа автором выделяются этнические установочные образования (стереотипы, предубеждения, предрассудки), ценности и ценностные ориентации, психологические универсалии. Этнические образы формируются на основе трех взаимосвязанных процессов:
1) отождествление личности с этнической группой и ее самоопределение через этническую группу (самоидентификация);
2) дифференциация собственной и других этнических групп и осознание межэтнических различий (этническая идентификация и межэтническая дифференциация);
3) осознание отношения к собственной и другим этническим группам [11,c. 34].
По утверждению Е.М. Колпакова, со временем этническое самосознание так же, как и этноним, начинает существовать само по себе, без связи с объективными признаками, которые имели место в прошлом, т.е. этническое самосознание «уже не отражает какое-либо существующее единство, а само вместе с этнонимом становится единственным объединяющим признаком. Тогда появляется возможность осознания любых признаков как этнических. В зависимости от различных причин как этнодифференцирующие могут осознаваться особенности материальной и духовной культуры, языка, религии, социального устройства, этнические ценностные ориентации и иное, т.е. любые [по 12, c. 144].
Согласно концепции Б.Ф. Поршнева, которая является наиболее признанной в отечественной психологии, формирование этнического самосознания также происходит на основе принципа противопоставления «мы-они». Автор отмечает, что многие явления культуры выполняют двойную функцию, а именно: с одной стороны, разъединяют данную группу, с другой - соединяют ее членов между собой. Это противопоставление он именует принципом «они» и «мы» в том смысле, что всякое «мы» конструируется не иначе как посредством сопоставления с каким-либо «они». Другими словами, «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет: мера противопоставления есть мера объединения» [10, c. 12].
Аналогичной точки зрения придерживается В.С. Мухина. По ее мнению, этническое самосознание представляет собой лишь одно из множества «мы», чувство принадлежности к которым может испытывать личность. Национальные общности, продолжает автор, представляют собой наиболее важные, насыщенные ценностные комплексы, поэтому чувство принадлежности к такой общности является наиболее емким по своему психологическому содержанию [7 c. 99].
Рассматривая этническое самосознание в рамках традиций научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», мы опираемся на те идеи, которые представляют новое видение феномена самосознания человека как личности. Условия жизни безусловно определяют особенности самосознания человека и выстраиваются под влиянием реалий, которые осознаются человеком в процессе его истории. В.С. Мухина дала свою, особенную, классификацию реалий, которые определяют условия развития и бытия личности. Если обратиться к этим реалиям:
1)реалии предметного мира, которые сегодня определяются особенностями сопряжения традиционного и нового отношения к миру и его потребностям;
- реалии природных факторов, которые сегодня разительно изменяются, проявляя тенденции к регрессу;
- реалии образно-знаковых систем, которые сегодня подвержены интеграционным процессам и под влиянием интенсификации этих процессов перерастают во многих своих частях в международные образно-знаковые системы (не только в пространстве Интернета, но и в сфере как межличностного, так и межэтнического общения);
- реалии социально-нормативного пространства, в котором представлены как традиционные моральные ценности, так и моральные ценности, интегрируемые посредством международных связей. В этом пространстве возникают новые тенденции под влиянием смены идеологий, а также экономических отношений, порождающих неравенство, и др. Все эти тенденции протекают на фоне апелляции к Декларации прав человека и Конституции РФ;
- реалии внутренней позиции каждого конкретного человека как личности.
Каждый этнос имеет свои особенные природно, исторически и духовно создаваемые реалии, которые существуют как во внешне представленном материальном и материально-духовном, так и в образно-знаковом воплощении (7, 15).
Как подчеркивает А.Б. Багдасарова, в образе «мы» концентрируется представление о своем народе, так называемые автостереотипы, представления о происхождении, историческом прошлом, языке, культуре, в том числе традициях, нормах поведения, обычаях, ценностях, художественной культуре своего народа. В образ «они» входят восприятия, оценки и представления о происхождении, историческом прошлом, языке, культуре, традициях, нормах поведения, обычаях, художественной культуре представителей иноэтничных групп [ цит. по 1, c. 21].
Согласно Б.Х. Бгажнокову, истоки многих особенностей этнического бытия и развития находятся в модусе «собственнического» сознания и переживания. Признавая себя неотъемлемой частью этнического социума, люди вступают с ним в «договорные» отношения с перечнем всевозможных этнических прав и обязанностей. Это право собственности на все компоненты, или ингредиенты, этноса и отсюда - наполненные пафосом выражения: «наш (мой) язык», «наша (моя) культура», «наш (мой) народ», «наш (мой) край», «история нашего (моего) народа» «наши (мои) этноценности» и т.д. Все сколько-нибудь значимые этнопроизводящие признаки и механизмы сознаются как ценности, которые представитель данного этноса считает своими. Как полагает автор, при посредстве и вокруг подобных ценностей формируются этнические чувства, укрепляющие этническое самосознание [1, c. 18].
Ценностная функция определяет совокупность идейных установок, взглядов, убеждений; формирует идеалы, принципы, которые признаются стоящими над всем остальным и к которым стремятся представители этнической общности. Ценностная функция составляет сущность и условие полноценного бытия этноса. Социально-психологическая функция подчеркивает взаимосвязь и взаимообусловленность общественно-психологических особенностей этнического самосознания, проявляющихся в поведении, темпераменте, манере общения и психике. Функциональные особенности этнического самосознания непосредственно связаны с практической деятельностью представителей этнической общности.
Если рассмотреть проблему этнического самосознания в зарубежной психологии, то первые идеи в области психологии этносов можно обнаружить в трудах мыслителей Древнего мира, в которых акцент делался на описании особенностей жизни известных им народов и их характеров в связи с различиями географических условии. (М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт).
Изучение этнического самосознания в условиях интер- и интрагруппового взаимодействия вызывает особый интерес в современных зарубежных научных исследователей [по 8, c. 25]. В зависимости от аспектов этнической идентификации можно выделить следующие теоретические модели зарубежных концепций межэтнического взаимодействия.
- Целевая модель предполагает наличие у индивида набора установок на то, каким он должен быть.
- Адаптационная (социальная) модель соответствует тому, как личность идентифицирует себя посредством уникальности только ей свойственных признаков.
- Интеграционная (персональная) модель соответствует тому, как личность персонифицирует себя посредством уникальности только ей свойственных признаков.
- Латентная модель учитывает то, как личность относится к себе.
Пристальное внимание зарубежные исследователи уделяют вопросам изучения индивида, личности в рамках традиционной культуры. Особое значение придается кросскультурным исследованиям представителей различных национальных общностей. В результате на сегодняшний день имеется достаточно много данных о специфических чертах национальной психологии многих народов мира. Вместе с тем представление об этническом самосознании как особом феномене психики в зарубежной психологии еще не получило должного развития.
Итак, этническое самосознание - осознание этносом своего этнического единства, совокупность идей, взглядов и чувств, связанных с самоопределением этнической общности, осознанием своего места среди других общностей подобного типа. Это комплекс представлений этнической группы о самой себе, ее этнически осознанных интересов, ценностных ориентаций, этнической идентификации и установок по отношению к представителям других этносов.
Все элементы в характеристике этнического самосознания целесообразно сгруппировать по их роли, назначению и месту в общей системе этнических связей (этничности). Так, к первой группе следует отнести все, что имеет под собой в качестве основания антитезу - противопоставление - «мы-они». Данная антитеза играет особую роль в процессе формирования этнического самосознания. В образе «мы» концентрируется представление о своем народе, так называемые автостереотипы, представления о происхождении, историческом прошлом, языке, культуре, в том числе традициях, нормах поведения, обычаях, ценностных ориентациях, художественной культуре своего народа. Коллективное «мы» - выражение группового единства своей этнической общности. Ко второй группе относится образ «они», куда входят восприятия, оценки и представления о происхождении, историческом прошлом, языке, культуре, традициях, нормах поведения, обычаях, ценностных ориентациях, художественной культуре представителей иноэтничных групп.
В.Ю. Хотинец определяет самосознание как относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцируемых и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса. В итоге формирования данной системы человек и осознает себя в качестве представителя этнической общности. Важной частью исследования ученого является определение структуры этнического самосознания, в которой он выделяет следующие компоненты: осознание особенностей культуры своей этнической общности; осознание психологических особенностей своей этнической общности; осознание тождественности со своей этнической общностью; осознание собственных этнопсихологических особенностей; осознание себя субъектом своей этнической общности; социально-нравственную самооценку этничности, осознание своих этнических ценностей. Вхождение индивида в культуру своего этноса начинается практически с момента рождения - с приобретения ребенком первых навыков, с освоения речи [14, c. 44].
Этническое самосознание складывается на протяжении всего развития этнофора до достижения ими зрелости, формируется в тесной связи с воспитанием и образованием и передается от поколения к поколению на всем пути исторического существования народа и этнофора.
Рецензенты:
Семенова Ф.О., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет», г. Карачаевск;
Айбазова М.И., д.п.н., профессор, начальник управления по организации и сопровождению научно-исследовательской деятельности ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия» г. Черкесск.
Библиографическая ссылка
Темирова Ф.А., Накохова Р.Р., Накохова Д.Х. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18037 (дата обращения: 10.10.2024).