Идея патриотизма всегда занимала особое место в мировоззрении и политической культуре российских граждан как важнейшая ценность, как базис духовно-нравственного единства общества.
Культура патриотизма студенческой молодежи – это уважение к достижениям прошлых поколений, к ветеранам войны, труда, к традициям и обычаям народа, которые не потеряли своей значимости и в наше время [4].
Традиционно с понятием культуры патриотизма тесно связана историческая память, проявляющаяся в сохранении и воспроизводстве опыта предшествующих поколений для возможного использования в деятельности людей или возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Большое значение имеют передаваемые от поколения к поколению знания и опыт, ценности и символы, идеи и убеждения, верования и обычаи, традиции, нормы и правила поведения.
В условиях нестабильной геополитической и экономической обстановки, искажения российской культуры и истории, обострения национальных конфликтов, локальных войн продолжают усиливаться негативные тенденции, связанные с утратой студенческой молодежи и других слоев общества духовно-нравственных основ и социально значимых качеств, таких как совесть, честь, долг, гражданственность, патриотизм.
В связи с этим, считаем, что патриотическое воспитание и образование молодежи в условиях современного общества, разрушительных последствий кризисных явлений требует иных подходов.
В современных социально-культурных условиях России одним из основных направлений в учебно-воспитательном процессе является формирование культуры патриотизма в сознании и поведении студенческой молодежи, поэтому очень важным для нас является знать позицию современных молодых людей по отношению к патриотизму.
С целью изучения данной проблемы нами был проведен опрос студенческой молодежи Пензенской области «Патриотизм глазами студенческой молодежи». Было опрошено 486 студентов 1–5 курсов двух пензенских вузов: ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» (Пензенский филиал) и ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет».
Выборка квотная. О репрезентативности выборки свидетельствует структура выборочной совокупности: 53,9 % респондентов – юноши, 46,1% – девушки; 26,6 % опрошенных – студенты 1 курса; 11,5 % – 2-го курса; 16,8 % – 3-го курса , 21,7 % – 4-го курса и 23,4% – 5-го курса. 72,8 % опрошенных студентов обучаются по специальностям экономического профиля и 27,2 % – технического профиля. Цель опроса: выявить особенности становления и развития культуры патриотизма студенчества в современных условиях.
На вопрос: «Что Вы понимаете под словом «патриотизм»?» – респонденты дали следующие ответы: бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения (79 %); национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу (66,3 %); любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни (58,5 %); стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире (34,7 %). Подавляющее большинство молодых людей считают, что защита Отечества – обязанность всех граждан России (84 %). Отрицательный ответ дали лишь 16 % респондентов. Анализ и обобщение результатов исследования позволяют нам сделать вывод о том, что приоритетом для молодежи в понимании патриотизма являются реальные действия, направленные на укрепление, защиту и процветание своего отечества, достижение успехов во всех областях деятельности.
При ответе респондентов на вопрос «Кто такой «патриот?» ответы определились следующим образом: человек, любящий свою родину, родителей и т.д. – 48 %; патриот – человек, который ведет за собой народ вперед – 31 %; патриот – человек, который готов пожертвовать своей жизнью во благо своей страны – 21 %.
На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» были получены следующие ответы: да – 73,1 %, нет – 3,8 %, частично – 18,5 %, не знаю – 4,6 % (рисунок 1).
Рисунок 1. «Считаете ли Вы себя патриотом?»
Полученные результаты свидетельствуют о том, что особенно значимым в социальном плане является факт наличия или отсутствия патриотизма у молодежи, идеалы и ценности которой, как известно, имеют и будут иметь огромное влияние на дальнейшее развитие общества. Советская система жесткого контроля за усвоением студенческой молодежи ценностей, норм, установок ушла в прошлое, а новая культура самостоятельного определения ориентиров нравственного, патриотического развития еще не возникла. Обостряются проблемы влияния ряда факторов на формирование культуры патриотизма у современной молодежи (семья, школа, СМИ, органы власти и др.). Ответы респондентов на вопрос «Кто на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование Ваших патриотических чувств?» свидетельствуют о том, что 55,9 % участников опроса выбрали вариант ответа «Школа, вуз»; 23,3 % – «Родители»; 9,8 % – «Окружающие люди, друзья»; 4,8 % – «СМИ»; 3,6 % – «Органы власти»; 2,6 % – «Другие» (рисунок 2). Исходя из опроса, мы можем сделать вывод, что наибольшее влияние на формирование патриотических чувств оказывают школа, вуз и родители, меньшее влияние – окружающие люди, СМИ, органы власти, действуя чаще всего не согласованно, не координируя свою работу по становлению базовых ценностей культуры патриотизма.
При ответе респондентов на вопрос «Достаточно ли внимания уделяется патриотическому воспитанию студентов? – 89,8 % из них считают, что патриотическому воспитанию надо уделять больше внимания, и только лишь 10,2 % удовлетворены его сегодняшним уровнем.
Рисунок 2. «Кто на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование Ваших патриотических чувств?»
Обобщение данных проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что молодые люди поддерживают реализацию государственных программ, направленных на воспитание культуры патриотизма и формирование потребности личности в патриотической деятельности.
При ответе на вопрос «Стоит ли обращаться к опыту патриотического воспитания других стран?» – 68,8 % студентов считают, что в настоящее время в этом нет необходимости; 13,4 % считают, что данный опыт может быть интересен; 17,8 % затрудняются дать ответ на данный вопрос (рисунок 3).
Рисунок 3. «Стоит ли обращаться к опыту патриотического воспитания других стран?»
Наиболее проблемные вопросы: знание истории малой Родины и России; как расположены цвета на российском флаге, авторы музыки и слов современного российского гимна, какой праздник мы отмечаем 12 июня – 58,6 % из числа опрошенных ответили правильно.
Проводя социологический опрос, мы надеялись, что уровень данного показателя будет несколько выше. Тем не менее, обобщая полученные результаты, можем с уверенностью заключить, что современной молодежи не безразлична судьба родины, ее историческое и культурное наследие, герои, отдавшие жизнь за нашу страну.
Разделяя мнение Ю.А. Бурлачко, мы согласны с тем, что «именно в современной ситуации нам, как никогда, необходимо возрождение духовности и воспитания населения, особенно молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия и жестокости, не свойственного нам образа жизни. Не будем забывать, что за россиянами – великий разум и ратный подвиг предков, уникальная культура, а мужества и стойкости, чувства ответственности перед Родиной им не занимать».
В законе «Об образовании» отмечается важность оптимизации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. В Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан на 2011–2015 годы» подчеркивается необходимость развития законодательной базы в указанной области, разработки методического обеспечения, улучшения и обновления материально-технического оснащения, совершенствования системы патриотической работы в учебных заведениях разного уровня и рабочих коллективах. Особое внимание обращается на привлечение к деятельности в данном направлении СМИ, средств культуры, Интернет-сети.
В государственном документе определены основополагающие задачи:
-
повышение роли общественно-государственных институтов в становлении патриотического сознания граждан;
-
формирование позитивного отношения к армейской службе, создание соответствующей мотивации у молодежи;
-
внедрение форм, методов и средств воспитания, соответствующих требованиям времени;
-
повышение профессионально-квалификационного уровня специалистов-организаторов в области гражданского воспитания [3].
У студенческой молодежи имеются в наличии возможности для реализации своих потребностей и интересов. Несмотря на это, проведенное нами социологическое исследование показало, что тема патриотизма современной молодежи занимает не лидирующие позиции, а воспитание в основном сводится к военно-патриотическому.
На наш взгляд, это не совсем правильно, так как патриотизм включает в себя также изучение национальной литературы, музыки, спорта и других достижений своей страны. Поэтому очень важно заинтересовать молодёжь новыми видами и формами патриотической воспитательной деятельности, разработать планы, которые позволили бы молодому человеку по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии России [5].
Эффективность работы по воспитанию культуры патриотизма у студентов во многом зависит от организации и управления этим процессом [2]. Особое значение уделяется работе координационного совета вуза по патриотическому воспитанию.
В деятельность координационного совета входят следующие направления работы:
-
Организация и проведение всероссийских творческих конкурсов: научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых; научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся; олимпиад; написание курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.
-
Проведение социологических исследований по вопросам отношения молодежи к патриотическому воспитанию, проблемам организации свободного времени студентов.
-
Разработка методов, форм и организация работы по формированию правильного репродуктивного поведения.
-
Организация и проведение работы по формированию традиционных моральных ценностей.
-
Привлечение студентов к здоровому образу жизни, спорту и туризму.
-
Организация мероприятия по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде [1].
-
Правовое воспитание, работа по профилактике правонарушений.
-
Координация досуговой деятельности студентов, их участие в работе клубов, кружков, секций, советах, общественных организаций, военно-патриотических мероприятий, подготовка студентов к службе в Вооруженных Силах РФ.
-
Работа по патриотическому воспитанию студенческой молодежи в ходе подготовки празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
По заявлению В.П. Водолацкого, «именно сейчас президент нашей страны проводит системную работу через различные президентские советы по патриотическому воспитанию не только молодёжи, но и всех граждан страны. Программы патриотического воспитания существуют в различных министерствах и ведомствах как часть их работы. А что касается США, то пример с них брать не нужно, так как патриотизм Америки строится на образе внешнего врага».
Предполагается, что жить по совести и во благо Отечества – это думать о себе как о части нации. Так, согласно документу, сохранение здоровья каждого гражданина – вклад «в общий генофонд Нации», служение отечеству – это «высший ориентир для гражданина», бизнес должен стать «экологичным и социально ориентированным», да и вообще россиянам стоит пересмотреть свои приоритеты и поставить «духовное над материальным».
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней», – сказал великий русский писатель А.Н. Толстой.
Рецензенты:
Винничек Л.Б., д.э.н., профессор, зав. каф. «Экономика» ЧОУ ВО «Университет им. С.Ю.Витте», филиал, г. Пенза;
Юрасов И.А., д.с.н., профессор, директор Центра прикладных исследований ГАОУ ДПО институт регионального развития Пензенской области, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Ильясова А.В., Зингер О.А. ПАТРИОТИЗМ – КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18007 (дата обращения: 08.10.2024).