Недопонимание значимости проблем предупреждения коррупции ведет к тому, что с каждым годом возрастает социальная несправедливость, растет пренебрежение законностью, ухудшается экологическая ситуация и т.п. Многие из негативных явлений в обществе - следствие коррупции [3].
Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности студентов. В сложившихся условиях актуальна потребность в антикоррупционной реализации разнообразных видов деятельности, понимания личностью целей и последствий своих действий для социума. Это означает, что одной из важнейшей целей образовательного процесса является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на принципе безусловности неприятия коррупции при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего особенности деятельности человека в современных условиях антикоррупционной культуры [5].
Проведенный нами теоретический анализ показал, что на современный момент отсутствует понятие, как строгое научное определение, «антикоррупционная культура студентов». По нашему мнению, антикоррупционная культура включает совокупность опыта, знаний, навыков, способности к самоорганизации, связанные с антикоррупционной деятельностью. Интеграция понятий антикоррупционная культура (неприятие коррупции и культура) позволяет определить смыслы ценностей культуры: правовой, нравственной, социальной и экономической. Антикоррупционная культура находится на пересечении этих пространств. Формирование антикоррупционной культуры у студентов позволяет сформировать целостность мировоззрения личности студента.
Антикоррупционная культура - это состояние развития личности, которое характеризуется отношением к проблемам обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации, как в личном окружении, так и в обществе. Также это социальный процесс, направленный на реализацию таких условий существования и деятельности в социуме, становления и развития таких стереотипов поведения, при которых коррупция становится недопустимым явлением. С психолого-педагогической точки зрения - это интегральное качество личности, которое определяет готовность и направленность на развитие потребности в приобретении специальных научных правовых знаний, постоянного совершенствования умений, навыков реализации неприятия коррупции, формирования определенных компетенций.
Антикоррупционная культура является составной частью общей культуры и носит регулятивный характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение личностью норм поведения в обществе, что, по сути, является нравственной позицией. Отсутствие антикоррупционной культуры приводит к снижению культуры социума, снижению уровня индивидуальных ценностей и деформирует процесс профессиональной карьеры.
Конечно, государственные органы власти обращают пристальное внимание к формированию нетерпимости к коррупции в обществе, но в образовательных учреждениях, по нашему мнению, это носит стихийно-разрозненный характер, проявляющийся в проведении одноразовых мероприятий, в различных формах-чтений лекций, встреч с представителями правоохранительных органов, проведения собраний, флешмобов и конкурсов [4].
Для теоретического анализа продуктивно сочетание социально-ориентированного и ценностно-деятельностного подходов. Такой подход позволяет выявить компоненты содержания образования - когнитивный, который включает научные знания о коррупции и противодействия ей, мотивационный, который проявляется в профессиональной готовности, т.е. мотивации неприятия коррупции, и операциональный, определяющий сформированность компетенции и проявляющийся в поведении. Одновременно вышеперечисленные компоненты являются критериями сформированности антикоррупционной культуры, которые возможно применять при диагностике уровней антикоррупционной культуры (таблица).
Критерии диагностики антикоррупционной культуры студентов
Критерии |
Уровни |
||
Оптимальный |
Допустимый |
Критический |
|
Показатели |
|||
Целеполагательный |
Четкое представление о совокупности целей педагогической подготовки формирования антикоррупционной культуры; цели зафиксированы в образовательных программах и в официальных документах; |
Отсутствует целостное и системное понимания целей; отдельные цели, функционируют разобщено; профессиональная мотивация к профилактической деятельности, |
Цели отсутствуют, нет выделения специфики превентивной подготовки в учебном процессе; у студентов сформированы общие представления о методах и приемах предотвращения |
|
педагогической подготовке студентов уделяется системное внимание; содержание целей отражено в развитии профессиональной мотивации к неприятию коррупции; сформированы навыки предупреждения коррупционных ситуаций; у студентов проявляется стремление к саморазвитию. |
недостаточно сформирована. |
коррупционных ситуаций. |
Операциональный |
Высокий уровень и характер совместной деятельности преподавателей и студентов в процессе решения поставленных антикоррупционных ситуаций; степень реального владения компетенциями и их проявления в педагогическойподготовке студентов; оптимальный уровень сформированности. |
Совместная деятельность преподавателей и студентов находится в ситуативном режиме, т.е. колеблется в ситуациях, требующих решения антикоррупционных профилактических задач. |
Деятельностный аспект субъектов и объектов формален; отсутствует процесс формирования субъектности студентов к превентивной педагогической деятельности. |
|
компетентности у студентов к превентивной деятельности в условиях будущей профессиональной деятельности. |
|
|
Когнитивный |
Соответствие содержания к заявленным целям; содержание подготовки включает теорию и практику подготовки; педагогическая подготовка к формированию. |
Содержательный аспект подготовки студентов вузов соотносится с реалиями предстоящей профессиональной деятельности. |
Знания сущности причин коррупции и превентивной педагогики носит пропедевтический уровень. |
|
целенаправленно исследуется в вузе; включает спецкурс "Формирование антикоррупционной культуры у студентов"; реализуются междисциплинарные связи на основе вопросов превентивной деятельности. |
Антикоррупционная культура студентов характеризуется неравномерностями; сопряжение междисциплинарных связей носит неустойчивый характер. |
|
Мотивационный |
Использование специальных психолого-педагогических и правовых методик; междисциплинарные связи предметов психолого-педагогического направления и спецдисциплин основаны на решении проблем формирования антикоррупционной культуры; овладение практикой превентивной деятельности осуществляется в процессе обучения в вузе; аспект готовности студентов к превентивной деятельности находится на высоком уровне (руководство вуза уделяет специальное внимание). |
В воспитательном процессе недостаточное внимание уделяется самостоятельной деятельности студентов, наблюдается отсутствие тренингов; решения антикоррупционных ситуативных задач. |
Отсутствует выделение педагогической подготовки к формированию антикоррупционной культуры и профилактической деятельности как особого вида подготовки; отсутствие сформированности устойчивой мотивации к антикоррупционной деятельности. |
С помощью данных критериев возможно определить уровень готовности субъектов педагогического процесса к предупреждению коррупционных ситуаций. В результате педагогической подготовки к предупреждению коррупционных ситуаций лицами молодежного возраста осуществляется становление антикоррупционной культуры у студентов, опираясь на повышение уровня развитости личности и социума [1, с.49-51]. Важно, чтобы сформировалась устойчивая мотивация к неприятию коррупции, которая является важным аспектом профессиональной готовности. В этих целях целесообразно введение специального элективного курса «Формирование антикоррупционной культуры у студентов», учитывая, что в широком понимании культура - это определенный уровень развития и состояния социума, формы организации общества и приемов коммуникации. В содержание курса должны входить вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, об отрицательных последствиях коррупционных правонарушений, состояния социума и создания атмосферы неприятия коррупции.
Одна из функций культуры - это осуществление оптимальной формы жизнедеятельности в обществе. Поэтому потребность в антикоррупционной реализации профессиональной и социальной деятельности актуализируется.
Рецензенты:
Епихин А.Ю., д.ю.н., профессор, ЧОУ ВО «Академия социального образования», г. Казань;
Горбунов В.А., д.п.н., доцент, ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Алексеева Ю.С. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17989 (дата обращения: 07.10.2024).