Важность темы исследования проявляется в том, что зарождение и формирование правовых институтов игр и пари именно в рамках гражданского законодательства способствует существенному развитию экономики в Российской Федерации, благодаря серьезным налоговым зачислениям от азартных игр и пари.
Правовое регулирование этих отношений сводилось прежде только к организации лотерей или тотализатора и закрепляло монополию государства на проведение соответствующих игр.
Правовой институт, регулирующий проведение игр и пари, представлен самостоятельной главой, что позволяет говорить о наличии в системе обязательств особого вида.
Российское законодательство проявляет отрицательное отношение к рассматриваемому институту. Такое отношение характерно не только для российского законодательства, но и для законодательства большинства развитых стран.
Под действие гражданского кодекса подпадают не все известные игры. Азартные игры в современный период урегулированы нормами главы 58 Гражданского кодекса РФ. Игры с имущественным выигрышем, но не азартные в строгом смысле слова регулируются главой 57 Гражданского кодекса РФ. Помимо Гражданского кодекса отношения в сфере проведения игр и пари регулируются специальными законодательными актами.
Цель исследования - определение на основе исследования гражданского законодательства и теоретических достижений истории развития правового регулированияигр и пари.
История правового регулирования игр и пари в России.
История правового регулирования азартных игр имеет длительную историю, так как азартные игры выступали в качестве развлечения с древнейших времен. При участии в азартных играх люди в ряде случаев допускают недопустимый риск и проигрывают большое количество денег или даже все свое имущество. Проведение игр и пари часто приводили к необоснованному обогащению одних лиц за счет других, но при этом даря всем участникам игр и пари надежду на быстрое и необременительное обогащение. Интерес со стороны государства к азартным играм и пари обусловлен, с одной стороны, необходимостью недопущения нестабильности в экономическом обороте за счет перехода имущества от одного лица к другому, а с другой стороны, за счет получения денежных средств для казны в виде налогов. Для эффективности правового регулирования данной сферы следовало четко разграничить категории игр и игроков.
Классификация азартных игр может быть произведена на определенные категории: просто увеселительные, ради развлечения, без серьезного риска, азартные игры с большим риском, профессиональные, как ремесло и искусство, шулерские, которые были связаны с простым мошенничеством. Такое деление на практике не всегда было выдержано, и в ряде случаев государство приходило к выводу о том, что проще запретить все игры без ограничения.
В России начальным шагом в правовом регулировании игр и пари можно считать Указ 1717 г., согласно которому «играть в деньги было воспрещено всем, под угрозою тройного штрафа имеющихся в игре денег», а «шинки, зернь, картежные игры и другие похабства, и всякие такие мерзости испровергнуть» [5]. Данный Указ предусматривал полный запрет на проведение игр и пари и на участие в них.
Данные идеи о запрете игр и пари были основой развития законодательства и в более поздний период. Указ Анны Иоанновны от 23 января 1733 г. также предусматривал подобные запреты: «Чтобы никто, съезжаясь в партикулярных и вольных домах, как в деньги, так и на пожитки, дворы и деревни и на людей ни в какую игру отнюдь не играл». В обоснование устанавливаемого запрета императрица сделала указание на то, что «игроки не только в крайнее убожество и разорение приходят, но и в самый тяжкий грех впадают, и души свои в конечную погибель приводят» [6].
Законодательство запрещало только те игры, которые влекли негативные последствия, соответственно из числа данного регулирования выбывали те игры и пари, которые к данным последствиям не приводили, однако такие игры не были четко определены и выделены из правового регулирования.
Елизаветой I был принят Указ от 16 июня 1761 г., который проводит разделение азартных игр на виды и законодательно предусматривает такие азартные игры, которые не подпадают под запреты. Для классификации азартных игр был предусмотрен критерий субъективного намерения игроков, соответственно определялась цель их участия в игре: «Позволяется употреблять игры в азартных дворянских домах; только ж не на большие, но на самые малые суммы денег, не для выигрыша, но единственно для препровождения времени» [3].
В соответствии с данным нормативным актом разрешалась игра, которая устраивалась для «препровождения времени», а не для того чтобы был произведен выигрыш, так как цель, которая легла в основу проведения игры, обеспечивала наличие или отсутствие негативных последствий, запрет которых был основной целью законодателя.
Екатерина II приняла Устав Благочиния от 8 апреля 1782 г. (далее - Устав), который предусматривал деление игр на разрешенные и запрещенные. Такое деление осуществлялось также по цели проведения игр.
Данный Устав предусматривал запрет только для тех игр, которые своей целью имели выигрыш и обогащение участников, остальные игры и пари, которые не были запрещены законом, подлежали судебной защите так же, как и другие гражданско-правовые обязательства.
При этом запрет относился не ко всем обязательствам, а лишь к тем, что были прямо запрещены, следовательно, обязательства, возникшие из разрешенных законодателем азартных игр и пари, пользовались судебной защитой, наряду с другими гражданскими обязательствами. Устав впервые закрепил понятие «азартные игры». В нем были предусмотрены наказания, дифференцированные в зависимости от ряда обстоятельств: для участников игр наказание было одно, а для организаторов другое. Ответственность за организацию азартных игр и участие в них были не достаточно строгими, что и приводило к их дальнейшему распространению.
Более строгие меры по отношению к организаторам и участникам азартных игр были предприняты Александром I, который в Указе от 11 июня 1801 года запретил азартные карточные игры без какого бы то ни было деления. Ответственность за пресечение азартных игр возлагалась на полицию. Полиция проводила все предварительное расследование по данным вопросам. Если в результате проверки устанавливалось, что имела место игра запрещенная, полиция должна была действовать крайне осторожно, ибо окончательное решение мог вынести только суд, рассматривавший дело [1].
Следующей важной вехой в регулировании игр и пари стал свод законов Российской Империи, он содержал указание об играх и пари только в двух статьях (ст.ст. 2014 и 2019). Данные статьи регулировали отношения между одной стороной такого договора и третьим лицом, появлявшиеся по поводу займа, предоставляемого последним в непосредственной связи с играми и пари. Это дает основание Г.Ф. Шершеневичу указывать по этому поводу: «...Свод законов говорит только о долгах по игре и для игры, а не о самой игре» [1]. Исходя из этого, можно прийти к выводу о том, что игра сама по себе не была запрещена, закон запрещал только те ситуации, когда игра велась в долг.
Законодательство Александра I строго запрещало азартные игры. Указами Санкт- Петербургскому военному губернатору Голенищеву-Кутузову 11 июля 1801 года «О истреблении непозволительных карточных игр» [4] и Московскому военному губернатору «О принятии мер к открытию и пресечению азартной карточной игры» от 28 апреля 1806 г. повелевалось: «В связи с тем, что играют в азартные игры ... без зазора и страха», признавая впоследствии игры за «благовидную отрасль грабежа», и то, что разорялись целые фамилии «... из рук неопытного юношества или нерасчетливой алчности, ужесточить меры по запрещению азартных игр, виновных отсылать к суду, а об их именах докладывать государю». 15 июня 1808 года Указом министра внутренних дел «Подтверждение гражданским Губернаторам об искоренении запрещенных карточных игр» эти меры были перенесены и на гражданских [2].
Николай I издал Именной указ «О строгом подтверждении, чтобы сборища для запрещенной карточной игры местными начальствами были открываемы и все найденные игроки были передаваемы суду» от 12 марта 1832 года.
На протяжении XVIII-XIX века отношение к азартным играм со стороны государства оставалось неоднозначным. Полный запрет азартных игр присутствовал не долгий промежуток в истории правового регулирования и был неэффективным, так как запрет азартных игр подталкивал отдельные категории населения к более активному участию в них. Организации азартных игр и пари способствовало и получение больших денежных средств от их организации. Государство получало достаточно средств в качестве налогов и не хотело полностью расставаться с этими деньгами.
Государство со временем перепоручает функции по пресечению и профилактике проведения азартных игр на полицию. Полиция проводила предварительную проверку по организации и проведению азартных игр, но решение по этому вопросу принималось судом.
Выводы
Таким образом, выше сказанное позволяет сформулировать вывод о том, что важным направлением деятельности государственных органов является государственный контроль за организацией и проведением азартных игр и пари. Целью государственного контроля в области деятельности по организации и проведению азартных игр и пари во весь период их правового регулирования являлось обеспечение исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими полномочия по организации и проведению игр и пари, и участниками игр и пари требований российского законодательства.
Рецензенты:
Глотов С.А., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Международного юридического института, г. Краснодар;
Мазаев В.Д., д.ю.н., профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Ярмонова Е.Н., Федина Н.А. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГР И ПАРИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17986 (дата обращения: 09.12.2024).