Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Симонова И.Н. 1 Варникова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Актуальность данного исследования была обусловлена проблемой определения феномена «экологическая культура» технического ВУЗа. Анализируя существующую во многих ВУЗах образовательную среду, стало очевидным, что без новой системы взглядов на мир, без экологической этики и психологии, будущие поколения, как биологический вид, обречены на физическое и духовное уничтожение. Решение экологических и социальных проблем как глобального, так и регионального характера возможно только при условии создания нового типа экологической культуры и, соответственно, экологизации образования в соответствии с актуальными нуждами личности и общества в целом. Только при совмещении и обоюдном развитии трех компонентов: экологического сознания; экологического поведения; экологического образования; - возможно формирование целостной, экологически культурной и гармонично-развитой личности студента технического ВУЗа. Все это позволит сформировать высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста в области охраны окружающей среды, что и является основной целью образования в современном техническом ВУЗе.
профессиональная компетентность
экологическая культура студентов технического вуза
1. Варникова О.В. Социально-педагогические аспекты формирования профессиональных умений у студентов технического ВУЗа. Монография/ – Пенза: ПГУАС, 2007.-102с.
2. Варникова О.В., Симонова И.Н. Информационно-экологическая образовательная среда технического ВУЗа. ХХI век; итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т.2. №02(18). С 81-87.
3. Симонова И.Н. Роль преподавателя в условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического ВУЗа. Современные проблемы науки и образования. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-14097.
4. Симонова И.Н., Щепетова В.А. Модернизация структуры компетенций в новых информационно-коммуникационных условиях образовательной среды технического ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-10911.
5. Симонова И.Н., Щепетова В.А. Роль информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического ВУЗа в формировании востребованного бакалавра-инженера в условиях современного рынка труда. Фундаментальные исследования. - 2014. - №9-3. – С. 663 – 667.

Одним из источников формирования содержания образования является культура. Культура определяет факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру.

Современную экологическую ситуацию, в которой сосредоточена угроза всему обществу и миру природы уже невозможно решить только с помощью совершенствования техники и экологизации имеющихся технологий. Необходимо менять всю систему потребительского мышления, миропонимания, психологии, воспитания и культуры человека. Исходя из данного понимания, становится актуальным понятие «экологизация» культуры, под которой понимают процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, которые возникают в духовной и материальной жизни в условиях сложившегося экологического кризиса [1].

Без новой системы взглядов на мир, без экологической этики и психологии будущие поколения как биологический вид обречены на физическое и духовное уничтожение. Решение экологических и социальных проблем как глобального, так и регионального характера возможно только при условии создания нового типа экологической культуры и, соответственно, экологизации образования в соответствии с актуальными нуждами личности и общества в целом.

Целью исследования стало выявление формирования и развития экологической культуры в условиях современной образовательной среды технического ВУЗа.

Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованными в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:

  • теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;
  • эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Результаты и их обсуждения

Итак, сосредоточим внимание на объекте теоретического исследования - экологической культуре студентов технического ВУЗа.

Экологическая культура - это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам экологии.

Экологическую культуру, так же, рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем [2]. Систематизируя эти определения, можно с полной уверенностью сказать, что экологическая культура студента формируется только в интеграции как минимум трех направлений: экологического сознания; экологического поведения; экологического образования, что видно из рис. 1.

Рис. 1. Составляющие экологической культуры

Только при совмещении и обоюдном развитии всех трех компонентов возможно формирование целостной, экологически культурной и гармонично-развитой личности студента.

Хотелось бы подробнее рассмотреть все компоненты экологической культуры в контексте функций формирования их в техническом ВУЗе.

Один из важных компонентов экологической культуры студентов технического ВУЗа - экологическое сознание. Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Можно выделить четыре направления становления экологического сознания.

Таблица 1

Четыре направления становления экологического сознания

направление

описание

научное

стремление реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности

экономическое

осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу

культурное

желание сохранить природу как элемент культурной среды

политическое

стремление личности создать условия, соответствующие достоинству человека

Таким образом, экологическое сознание - это форма сознания, находящаяся в стадии формирования, которая включает в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно, реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой.

Огромную роль в формировании экологического сознания студентов технического ВУЗа играет преподавательский состав, который непосредственно формирует отношение к окружающей среде, помогает выбирать экологически целесообразные стратегии [3].

Еще один элемент, формирующий экологическую культуру студентов технического ВУЗа - экологическое поведение, которое складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Экологическое поведение студентов технического ВУЗа формируется опять же под непосредственным воздействием преподавательского состава. Мотивация в этом вопросе играет центральную и главенствующую роль. Мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение.

Так вот «насыщению» мотивов студентов «экологическим содержанием» должно уделяться особое внимание в техническом ВУЗе. Личный пример экологически грамотного педагога поможет сформировать нужную мотивацию и последовательно развить и выстроить все ступени экологического поведения студентов.

Третий традиционный и обязательный элемент экологической культуры - это экологическое образование. В мировой практике используются две основные взаимодополняющие модели такого образования.

Таблица 2

Модели экологического образования

модель

описание

первая модель

введение в содержание образования на различных уровнях учебного предмета «экология»

вторая модель

экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер

Именно вторую модель на сегодняшний день реализуют многие технические ВУЗы, в частности Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Связано это, во-первых, с тем, что наш университет готовит строителей, архитекторов, дорожников, которые, по словам В.И. Вернадского, - «не должны закрывать глаза на возможные последствия их работы, научного прогресса». Поэтому экологическое образование в техническом ВУЗе должно характеризоваться междисциплинарным подходом, включать мировоззренческие, политические, нравственные, правовые, эстетические и другие аспекты формирования личности студентов. Для рассмотрения экологических проблем есть место практически во всех дисциплинах: от философии и истории до спец. дисциплин по каждому направлению.

На сегодняшний день наблюдается очень низкая степень развитости экологического образо­вания в технических ВУХах. Конечно же, эта проблема объяснима: экологическое образование, тем более в его современном варианте, по историческим меркам еще очень молодо. В сущности, оно только зарождается [4].

Разрешение многообразия сходных проблем и дальнейшее внимание к экологическому образованию в высших технических учебных заведениях могли бы способство­вать формированию его целостной, научно обоснованной струк­туры.

Таблица 3

Структура экологического образования в технических ВУЗах

компоненты

характеристики

культурологический

экологическое образование студента технического ВУЗа как компонент, органически присущий его общей культуре

гуманистический

формирование гуманистической среды ВУЗа как условие раз­вития экологической культуры и практической готовности выпу­скника технического ВУЗа

педагогический

Подготовка квалифицированных и экологически грамотных педагогических кадров в техническом ВУЗе

экологический

Создание и развитие учебно-методической базы для непрерывного экологического образования на высоком профессионально-квалифицированном уровне

Учебный процесс в технических ВУЗах слагается из ряда дисциплин, благодаря которым студент получает ограниченный уровень разнообразных знаний. Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития целостной личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

Ядром экологической культуры можно считать:

  • национальные стереотипы образа жизни;
  • уровень и структура потребления, стереотипы потребления;
  • культурные образцы экологических представлений и экологического поведения;
  • нормы и образцы социального взаимодействия хозяйственных субъектов, способы воспроизведения и трансляции этих образцов;
  • организационные формы существования экологической культуры;
  • степень реализации экологической цели и завершенности самой экологической деятельности;
  • мера интенсивности освоения (обработки) экологического пространства [5].

В результате проведенного анализа самого феномена экологической культуры, ее структуры и функций мы пришли к выводу, что для ее существования как личностного феномена человеку необходимо:

  • ощущать себя в неразрывном единстве со всем человечеством, но сохранять при этом свою неповторимую этническую самобытность;
  • обладать экологическим сознанием и мировоззрением, которые переводятся в экологические ценности и жизненные ориентиры;
  • сознательно соблюдать экоориентированные морально-этические принципы, установки, правила и навыки природосообразного поведения;
  • творчески подходить к организации своей жизнедеятельности с максимальной реализацией своих природных способностей и задатков, реализуемых в жизненной стратегии, которую можно назвать экосообразной.

Целенаправленную педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у будущих специалистов в области охраны окружающей среды в период обучения в профессиональной высшей школе можно рассматривать как один из наилучших периодов для такой деятельности, так как пространственно-временные факторы для этого периода развития личности складываются наилучшим образом, поскольку:

  • студенческий возраст является наиболее сензитивным для развития рефлексивных способностей, осмысления себя в мире и мира вокруг себя;
  • происходит профессиональное становление личности, которое возможно направить на формирование экоориентированных технологий производственной деятельности;
  • образовательная среда ВУЗов в состоянии обеспечить нравственно-развивающую атмосферу принятия экологических ценностей, где возможна организация необходимого общения с носителями экологической культуры и где в полной мере можно осуществить экологическое образование;
  • можно обеспечить непрерывный процесс формирования экологической культуры студентов, начиная от общей экоориентированной культуры до стиля жизни, который можно назвать экосообразным.

Обозначенную таким образом педагогическую деятельность целесообразней всего проводить в рамках педагогической системы, к построению которой подошли с системных позиций. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на формирование данной педагогической системы оказывает воздействие ряд факторов, которые обеспечивают интегративный подход к решению проблемы, и которые были обозначены как культурологические, гностические, дидактические, управленческие и личностно-профессиональные.

Выводы

Итак, очевидно, что назначение экологической культуры заключается в экологизации не только самой культуры, но и всех других направлений общественной жизни: науки, экономики, образования, новейших технологий, строительства и так далее.

Таким образом, под экологизацией можно считать процесс изменения, нормирования любой названной сферы в соответствие с теми экологическими требованиями, которые предъявляются обществу в настоящий период времени и считаются нормой, закономерностью.

В заключении хотелось бы напомнить о том, что мы - жители эпохи глобальных изменений окружающей среды. Только в наших силах сформировать экологически культурных и грамотных выпускников высшего технического учебного заведения, экологическое сознание которых в дальнейшем может оказаться «небезразличным» для природы. Пусть не все наши выпускники станут руководителями, принимающими глобальные решения в области экологии. Главное, чтобы они были экологически культурными и образованными специалистами в своей области. Экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание и поведение всегда будут защитно-приспособительным механизмом выживания человека и общества в масштабах планеты, страны, региона.

Рецензенты:

Королева Л.А. д.и.н., профессор ФГОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.

Мещеряков В.А., д.п.н., профессор ФГОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Симонова И.Н., Варникова О.В. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17965 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674