История человечества не знает иной формы социальной организации людей, что была бы настолько чувствительна к изменениям в современной общественной жизни, не отражала бы настолько четко ее противоречивые сложности, как семья. Современные события очень часто оказывают влияние на становление и развитие семьи, которая все-равно продолжает исполнять свое главное, обозначенное логикой самого бытия, предназначение - воспитание личности, готовя ее к созданию собственной семьи.
Последние 10 лет количество детей-сирот и социальных сирот, воспитывающихся в школах-интернатах разного типа, увеличилось на 60%. Указанные заведения государственного содержания не имеют возможности предоставить полноценный опыт семейных взаимоотношений, модели которых усваивают дети из обычных общеобразовательных школ. Ценность семейных отношений у воспитанников школ-интернатов - намного выше, наличие родственных связей, их значение - намного больше, чем у детей, которые воспитываются в семье. Поэтому, очень важным заданием школ-интернатов является формирование семейных чувств, прививание чувства бескорыстности, внимательного отношения друг к другу, раскрытия роли отца и матери в семье, воспитание ответственности за собственные поступки и поведение, формирование доброты и любви к созданной в будущем собственной семье.
Цель исследования
Проанализировать исследования отечественных ученых особенностей и специфики подготовки учеников старших классов школ-интернатов к созданию семьи.
Материал и методы исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципиальные положения усовершенствования учебно-воспитательной деятельности школ-интернатов (А. Бондарь, В. Вугрич, Б. Кобзарь), влияние внутрисемейных взаимоотношений на формирование детской личности (О. Духнович, О. Кононко, В. Кравец), подготовка воспитанников школ-интернатов к самостоятельной жизни (Л. Канишевская, Г. Хархан), формирование семейных отношений в условиях школ-интернатов (Л. Эвграфова, Ж. Тихомирова).
Результаты исследования и их обсуждение
На сегодняшний день подготовка воспитанников школ-интернатов к семейной жизни является очень привлекательной для педагогов, психологов, социологов и др. Термин «подготовка» в основе содержит слово «готовность» - согласно толковому словарю С. Ожегова, - означает согласие делать что-либо, состояние, при котором все сделано. В рамках нашего исследования процесс подготовки определен как совокупность средств, методов и форм социально-педагогического воздействия, успешная реализация чего сформирует личность учеников старших классов, готовую к созданию семьи. Процесс формирования личности, готовой к самостоятельной семейной жизни, протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречия. Семья в силу свого постоянного и концентрированного влияния на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации.
Становление украинской семьи на современном этапе имеет ряд новшеств и особенностей, результатом чего является необходимость пересмотра проблемных вопросов с научной точки зрения. Педагогика выделяет три основных функции семьи: воспитательная, эмоциональная и духовная, что в свою очередь представляет составляющие воспитательной системы в школах-интернатах. Свойственные семье функции реализуются ею комплексно. При этом смена активности в каком-либо функциональном направлении влечет за собой изменение активности в других функциональных аспектах. В контексте нашего исследования данная закономерность имеет очень большое знание, так как подготовка старшеклассников школ-интернатов к созданию собственной семьи основывается на личностном опыте.
Школа-интернат в сегодняшнем понимании представляет собой заведение государственного содержания детей-сирот и детей, лишенных родительского воспитания. Вне семьи или в негативных ее условиях становление личности, готовой к созданию своей семьи, оказывается под большой угрозой. Характерной чертой подобных заведений Украины является их переполненность, а в результате - отсутствие качественного учебно-воспитательного процесса. Особую специфическую черту составляет процесс общения в школах-интернатах, где для большинства воспитанников понятия диалог и монолог не имеют различий. Все это является предпосылками к формированию неуверенного поведения, не уверенности в своих мыслях, чувствах и желаниях. Обладая такими качествами, личность ученика старших классов может быть легко подвержена негативному влиянию одноклассников и другого окружения.
Психолого-педагогическая практика указывает на недостаточное использования внеурочного времени, которое в школах-интернатах, где дети проживают постоянно или в течение рабочих дней, обретает досуговое значение. Отсутствие четко спланированного досуга для воспитанников старших классов школ-интернатов является тем временем, когда досуг приобретает характер спонтанного развития, что, в свою очередь, может нести негативный характер с различными неблагоприятными последствиями. Считаем необходимым для дальнейшей разработки проблематики проанализировать результаты исследований в данной сфере.
Изучая философские взгляды относительно становления молодой семьи в Украине, Т. Руденко подчеркивает неравномерность принципов определения понятий «брак» и «семья». Определение данных понятий, по мнению ученой, должно учитывать следующие методологические принципы: во-первых, брак и семья - тесно взаимосвязаны и в то же время - относительно самостоятельны, исторически это различные явления; во-вторых, социально-философский характер дефиниции требует определения предмета философскими понятиями. Доминирующей формой брака, по мнению Т. Руденко, является право, а семья - более многогранный, важный элемент социальной структуры общества [9].
По определению словаря социально-педагогических терминов, семья - социальная группа, которая состоит из людей, пребывающих обычно в браке, их детей и других лиц, связанных родственными узами, кровными родственниками, и осуществляет свою жизнедеятельность на основе совместного, экономического, бытового, морально-психологического уклада, взаимоответственности, воспитании детей. В контексте нашего исследования, важным является то, что при создании будущей семьи традиционными являются две модели: на основе родительской семьи и на собственных взглядах и принципах. Рассматриваемый контингент учащихся, в нашем исследовании, зачастую - дети, имеющие негативный опыт взаимоотношений в родительской семье, а также дети, которые вообще такого опыта не имеют.
Психолого-педагогическая литература трактует термин «Психологическая готовность к супружеским взаимоотношениям» как относительно постоянное состояние личности, что характеризует определенную систему социальных установок, семейных ценностей, ориентированных на позитивные взаимоотношения между супругами [4].
Г. Демина определяет готовность к семейной жизни формированием на основе «личностной зрелости относительно супружеской жизни» интегрального образования высокого уровня и гармоничного развития составляющих, которые обеспечивают готовность к конструктивному созданию семейных взаимоотношений. Ученой определена структура личностной зрелости, которая состоит из таких компонентов, как: когнитивный, эмоционально-мотивационно-ценностный, регулятивно-поведенческий [5].
Анализируя последние исследования данной проблемы, наше внимание привлекло исследование Н. Феоктисовой, которая подготовку старшеклассников к будущей семейной жизни рассматривала согласно индивидуальному подходу, для реализации которого учителю-воспитателю этики и психологии семейной жизни необходимо овладеть методикой индивидуального подхода и умением осуществлять педагогическое руководство самовоспитания старшеклассников. При этом, Н. Феоктисова указывала, что подготовка учащихся к семейной жизни должна опираться на ряд особенностей, в числе которых - пол и возраст воспитанников, исходные нравственные представления о брачно-семейной микро- и макросреде [11].
Интересной для нашего исследования является работа В. Мацюк, которая дополнила понятие «Образ будущего супружеского партнера как субъективное идеальное представление психофизических, психофизиологических, социально-психологических и духовных черт ожидаемого супружеского партнера. Эти качества формируются в результате интериоризации (формирования умственных действий и внутреннего плана сознания в виду усвоения индивидуумом внешних действий с предметами и социальных форм общения) и отображение признаков, структурных характеристик и взаимоотношений, известных субъекту супружеских пар. Ученая указывает, что представляемый и реальный образ будущего супружеского партнера - актуальное представление личности психофизических, психофизиологических, социально-психологических и духовных черт желаемого супружеского партнера, что формируются без учета супружеской совместимости [8].
Исследование Н. Гусак посвящено подготовке юношей-старшеклассников к выполнению социальных ролей супруга и отца. Социальна роль в данном исследовании трактуется как совокупность норм, которые определяют поведение в системе «супруга-супруг» и обусловленными сформированными у мужчины общекультурными, моральными, материальными ценностями и традициями семьи. Социальная роль отца - определена как наличие функций, реализация которых обеспечивает создание благоприятных условий для развития и воспитания детей на основе соблюдения родительских прав и обязанностей. Анализируя практическую часть исследования, считаем важным разработанные Н. Гусак критерии подготовки юношей-старшеклассников к выполнению социальных ролей супруга и отца, а именно: понимание социальной значимости семьи и возможности самореализации в ней как супруга; самооценка своих морально-этических качеств готовности к исполнению социальных ролей отца и супруга; знание основных семейных функций и владение практическими навыками относительно их исполнения, половая культура как условие ответственного партнерства. Благоприятная микросреда - это наличие таких социальных институтов как учебное заведение, родительская семья, социальные службы, взаимодействие между которыми обеспечит оптимальные условия для социально-педагогической работы относительно подготовки юношей к выполнению социальных ролей супруга и отца [2].
Одним из актуальных для нас является диссертационное исследование Г. Хархан о подготовке детей-сирот к семейной жизни. В работе ученая указывает на существующее противоречие между тем, какую личность требует общество (в рамках создания семьи) и возможностями школ-интернатов (в плане учебно-воспитательного процесса). В нашем же исследовании мы рассматриваем подготовку учеников старших классов к созданию семьи, контингент которых составляют как биологические, так и социальные сироты. Таким образом, в нашем исследовании данное противоречие носит более масштабный характер: требования общества к формированию личности, которая будет в полном объеме готова к созданию семьи; возможности конкретно каждой семьи учеников, которые имеют такую позицию, а так же всех членов данной семьи относительно формирования социально-значимой личности и педагогические возможности школ-интернатов.
Полезными для нас стали исследования Л. Канишевской, которая, рассматривая готовность личности к самостоятельной жизни, одним из важных аспектов называет следующие функции школ-интернатов: охранно-защитная, компенсаторная, реабилитационная, предупреждающе-профилактическая, привлечение воспитанников школ-интернатов к искусству и труду, помощь в профессиональном самоопределении. Это, на наш взгляд, необходимо принять во внимание при дальнейшем проведении исследования [8]. Мы считаем, что одним из важных аспектов подготовки воспитанников школ-интернатов к будущей семейной жизни является социальная зрелость личности. Данный термин был уточнен в исследовании Л. Канишевской, а именно, как интегративное качество личности, которое проявляется в формировании социальных установок, направленных на осознанную реализацию общественных норм и ценностей, проявлении социальных качеств, овладении основных социальных ролей, которые позволят личности компетентно действовать во всех сферах общественной жизни. Автор определяет основные компоненты социальной зрелости: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельный. По мнению Л. Канишевской, специфика воспитания социальной зрелости старшеклассников школ-интернатов заключается во внеурочной деятельности: особенности контингента, негативном влиянии условий школ-интернатов на психическое и социальное развитие учеников. Среди факторов исследователь также выделяет чрезмерную организованность, что влечет за собой ориентацию поведения детей на тотальный контроль, авторитарный контроль, формализм воспитательной работы: «педагогика мероприятий», отсутствие индивидуального подхода, гиперопеку воспитанников, ограничение социального пространства. Мы разделяем взгляды ученой относительно вышеперечисленных факторов, которые значительно усложняют процесс социализации воспитанников школ-интернатов, а значит и процесс подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни.
Выводы
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы о необходимости усовершенствования условий для подготовки учеников старших классов школ-интернатов относительно их подготовки к созданию семьи. На наш взгляд, система подготовки учеников старших классов школ-интернатов к созданию семьи предполагает создание определенных условий, среди которых можно выделить:
- последовательность и систематичность процесса подготовки учеников старших классов к созданию семьи;
- совмещение традиционных и инновационных технологий в процессе данной подготовки;
- учет возрастных и психолого-педагогических особенностей учеников старших классов школ-интернатов в процессе подготовки к созданию семьи;
- активизация педагогического персонала: формирование мотивации к творческому поиску и воплощению социально-педагогических идей относительно подготовки к созданию семьи.
Успешная реализация данных условий, на наш взгляд, возможна при правильной организации досуговой деятельности в школах-интернатах.
Следующий шаг в нашем исследовании обозначен как определение уровня готовности старшеклассников к созданию семьи, разработка и внедрение комплекса воспитательных мероприятий с методическими рекомендациями для воспитателей и социальных педагогов.
Рецензенты:
Москалева Л.Ю., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь;
Волков А.Г., д.филос.н., профессор кафедры философии Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.
Библиографическая ссылка
Еремина Л.Е. ПОДГОТОВКА УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17963 (дата обращения: 10.10.2024).