На первом этапе реализации модели студенты адаптировались к новым условиям и требованиям практико-ориентированной учебной деятельности. С помощью методического обеспечения учебного процесса и организационно-нормативного обеспечения производственной практики студенты самостоятельно при консультативной помощи преподавателей и наставников знакомились со структурой материала дисциплин, осуществляли самоконтроль, знакомились со своей будущей профессиональной деятельностью.
На втором этапе основной задачей является подготовка студентов к изменениям в себе, самосознание результатов своей деятельности как рефлексивной реакции на влияние практико-ориентированной образовательной среды.
На третьем этапе реализации модели происходила интеграция приобретенных профессиональных компетенций с новыми компетенциями, потребность в которых была вызвана условиями реальной профессиональной деятельности, что обеспечило включение студентов в реальный процесс собственного личностно-профессионального становления и саморазвития.
Среди средств адаптации и социализации будущего юриста в ИСО особое место занимает производственная практика в условиях социального партнерства ВУЗа, работодателя и студента, поскольку в силу своей специфики она тесно вплетена в социальную реальность и служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью.
Производственная практика с применением наставничества создает условия для обогащения студента жизненным опытом, расширения социальных контактов студента, формирования навыков самоуправления и взаимоотношений с коллегами, включает в себя опыт его собственной деятельности, наблюдений и восприятий, раскрывает жизненное значение изучаемых объектов, становление принципов собственных действий на рабочем месте.
В условиях производственной практики в ИСО нами использовались три базовых метода личностно-ориентированных (личностно-развивающих) технологий обучения:
а) представление элементов содержания программы производственной практики в виде разноуровневых личностно-ориентированных проблемных заданий;
б) экспресс-диалог, лично и посредством дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системах «студент-руководитель практики со стороны ВУЗа» и «студент - наставник» как особая дидактико-коммуникативная среда, обеспечивающая субъектно-смысловое общение;
в) включение студентов в решение реальных профессиональных задач (например, в юридической клинике или на производственной практике), что способствует становлению субъектного опыта каждого обучающегося, навыков выбора и определения пути достижения результативности в деятельности.
С целью повышения качества производственной практики нами разработана система проблемных профессиональных заданий, основанная на межпредметных связях и использовании средств имитационного моделирования и компьютерных технологий. Эта система включает:
1) задания для развития творческой самостоятельной деятельности студентов с учетом их профессиональной направленности;
2) задания для развития основных профессиональных компетенций и обучения эффективным методам работы в команде, формирования личностной деловой репутации и установки благоприятных условий для деловых коммуникаций и др.
Изучение современных научных подходов к проблеме формирования профессиональных компетенций [5] будущих юристов позволило нам определить потенциальные педагогические возможности производственно-профессиональной практики через использование педагогических проектных технологий, приоритетными особенностями которых является имитация научно-производственной образовательной среды, обеспечивающей органичное сочетание теоретического и практического обучения, индивидуализацию траектории практического обучения и психолого-педагогическую поддержку студентов в рамках социального партнерства, учитывающего достижения современной науки и отраслевые инновации.
Нами выявлена специфика производственной практики в ИСО - все ее участники (студенты, преподаватели, наставники, организаторы) включены в совместную профессиональную деятельность, которая характеризуется следующими признаками:
- единая цель: формирование профессиональной компетентности будущего юриста и достижение высокого уровня практико-ориентированных компетенций;
- общая мотивация: стремление к профессиональному росту и становлению деловой репутации;
- интеграция, координация и согласование индивидуальных деятельностей участников производственной практики с целью формирования общих корпоративных компетенций;
- единый результат: профессиональная компетентность юриста, способного на прогнозируемом уровне эффективно осуществлять трудовую деятельность.
Таким образом, производственная практика будущего юриста - это составная часть практико-ориентированного образовательного процесса, направленная на формирование профессиональной компетентности, ее базовых составляющих: практико-ориентированных компетенций, правосознания, профессионально-важных личностных качеств, определении направленности к определенному виду профессиональной деятельности (судья, прокурор, нотариус, следователь, юрист исполнительного и распорядительного органа или др.).
Наши исследования также выявили, что наивысшая эффективность формирования профессиональной компетентности будущего юриста в условиях производственной практики достигается, если:
- широко применяются дистанционные образовательные и личностно-ориентированные технологии, применяются активные методы и коллективные формы обучения и комплексное методическое сопровождение;
- создается психологически благоприятный климат и ситуация успеха для всех субъектов производственной практики, вне зависимости от формы обучения (очной или заочной).
Производственная практика позволяет значительно расширить возможности будущего специалиста в собственном анализе подготовленности к будущей трудовой деятельности и использовать его результаты при проектировании личностного профессионального роста, включая период оптации, профессиональной адаптации, профессионализации и непрерывного профессионального самообразования.
Исследования также выявили эффективность использования проектной технологии и вариативных форм (индивидуальной и/или коллективной) выполнения курсового проекта по профильной дисциплине, изучение которой осуществляется в период производственно-профессиональной практики студентов в интегрированной системе обучения социального партнерства.
В нашем исследовании представляется целесообразным использование на завершающем этапе обучения (старшие курсы) комплексного курсового проекта [5].
Для эффективной разработки и реализации системы практико-ориентированных образовательных проектов нами использован один из возможных подходов классификации проектов, основанный на анализе состава участников проекта.
Выбор такого подхода к классификации проектов представляется обоснованным, поскольку в соответствии с принципами профессиональной педагогики именно участники проекта в основном определяют его цели, задачи, способы решения и другие компоненты.
В условиях ИСО социального партнерства мы можем выделить три основные группы участников образовательных проектов:
1) преподаватель (преподаватели)
2) обучающийся (обучающиеся)
3) прочие участники, в качестве которых мы рассматриваем любых субъектов образовательного процесса, напрямую не связанных с преподаванием данной дисциплины: наставники (высококвалифицированные специалисты отраслевого предприятия по месту прохождения практики), преподаватели смежных дисциплин и сотрудники подразделений, занимающихся организацией учебного процесса.
Деятельность каждого из участников в рамках проекта считается проектной. Анализируя состав и характер действий каждого участника, можно выделить ряд действий, выполняемых отдельно взятым участником - индивидуальных проектных операций или индивидуальных проектов.
Определив таким образом индивидуальные проекты, можно построить систему классификации учебных проектов, которая будет включать в себя дополнительно к индивидуальным парные и групповые проекты.
Комплексные проекты предполагают участие трех сторон проектной образовательной деятельности: обучающегося, преподавателя и дополнительных участников - представителей отраслевых организаций и учреждений.
Комплексные проекты позволяют максимально приблизить характер образовательной деятельности студента к реальной профессиональной деятельности.
В процессе проектного обучения у будущих юристов возможно формирование следующих интеллектуальных умений [1]:
1) общих: умение анализировать, синтезировать, устанавливать логические связи, выявлять функциональные зависимости между явлениями и процессами и т.д.;
2) специфических, адекватных основным видам профессиональной деятельности юриста.
При разработке проектной технологии курсового проектирования [2] в ИСО ставилась задача определения технологического подхода, обеспечивающего требуемое качество практико-ориентированного обучения, определяемое усвоением выявленных уровней содержания той или иной дисциплины ценою собственных усилий студентов на основе информационно-коммуникативных средств.
Задачу объединения результатов индивидуальных проектов в комплексный мы решали посредством алгоритма следующих действий:
1) определение темы комплексного проекта и его конечной цели;
2) выбор видов деятельности каждого участника при презентации темы проектов;
3) сбор информации;
4) организация и демонстрация материала;
5) оценка представленных материалов и их соответствие поставленным целям.
Далее были определены следующие необходимые условия осуществления проектной образовательной деятельности:
1) использование компьютерного класса, где учебные материалы устанавливаются на рабочих местах студентов;
2) наличие сетевого оборудования;
3) возможность общения студентов, преподавателей и наставников в режиме on-line как в период прохождения студентами производственно-профессиональной практики, так и в процессе разработки проекта.
Курсовое проектирование завершается проведением общей научно-практической конференции с докладами групп и защитой разработанных проектов.
Совокупность указанных организационных форм, методов и средств обучения является нашим нововведением и не требует дополнительных затрат, значительно экономя учебное время и давая возможность качественно усваивать материал без перегрузки студентов.
Таким образом, педагогические условия, обеспечивающие реализацию МС ПО ПОН ПБЮ вПрО в ВУЗе, включают:
- обучение в рамках социального партнерства ВУЗа, работодателя и студента [3, с. 3-10];
- использование практико-ориентированных технологий обучения и контроля, воспроизведение предметного и социального содержания ПД и профессиональных взаимоотношений между ее субъектами;
- опора на НОС в процессе юридической практики (ЮП);
- всемерная мотивация студентов к саморазвитию и самореализации в конкретной области юридической деятельности;
- целевая установка на достижение максимально высокого уровня сформированности ПК будущего юриста в процессе обучения и практики;
- мотивация студентов на овладение навыками самоанализа и самоконтроля в период обучения, практики и в последующей ПД.
Внедрение и проверка эффективности ИСО СП и подсистемы наставничества системы ПО ПОН ПБЮ в процессе обучения в высшей школе проводилось через организацию социального партнерства Университета и проектно-ориентированной компании «НЭО Центр» в 2013-2014 гг. Данная компания основана в 1997 г. и является одной из крупнейших консалтинговых компаний в России. Компания делает ставку на опыт и профессионализм своих сотрудников, инновационность бизнес-решений.
Компания «НЭО Центр» имеет несколько направлений деятельности, в каждом из которых задействованы юристы соответствующей специализации. Также одним из направлений является «Юридическое и налоговое сопровождение»: сопровождение сделок и инвестиционных проектов, разрешение споров, консультирование по вопросам корпоративного права, налоговое консультирование.
При выборе компании для сотрудничества Университета с партнером выбор в пользу компании «НЭО Центр» был сделан с учетом ее проектно-ориентированной направленности. Таким образом, студенты университета, проходящие практику стажерами в данной компании, автоматически включаются в проектную деятельность.
Ставя перед собой амбициозные цели, пути их достижения «НЭО Центр» видит в каждодневной командной работе коллектива, объединенного общей системой ценностей. Компания отдает приоритет в своем развитии непрерывной работе по совершенствованию профессиональных компетенций своих сотрудников. При этом компания ставит перед собой серьезные стратегические цели, такие как: увеличение капитализации компании; расширение направлений бизнеса; усиление профессиональной команды специалистов; региональная и международная экспансия; улучшение качества предоставляемых услуг; достижение лидерства на рынке в текущих и новых направлениях деятельности; поддержание безупречной деловой репутации; усиление бренда консалтинговой группы на российском рынке и формирование узнаваемости бренда на международном рынке.
Рецензенты:
Курбанова Л.У., д.соц.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;
Мусханова И.В., д.п.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.
Библиографическая ссылка
Ярычев Н.У., Цамаева А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17960 (дата обращения: 15.10.2024).