Современное состояние мировой и отечественной экономики, сложность и высокая динамичность внешней среды, ужесточение конкуренции требуют от предприятий непрерывного, системного развития, реализации своего потенциала, формирования эффективной стратегии развития, отвечающей сложившимся экономическим условиям.
В современной экономике ведущая роль в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик принадлежит сложноструктурированным экономическим системам, представляющим собой объединения отдельных предприятий и организаций, осуществляющих согласованную деятельность на основе консолидации своих ресурсов для достижения общих целей [2].
В рамках нашей работы в качестве объекта исследования рассматриваем интегрированные экономические системы, в виде кластерного образования автопрома, базовым элементом которого является крупный производственный комплекс ОАО «АВТОВАЗ», который вместе со своими поставщиками, дочерними фирмами, территорией оперирования (Самарская обл.), стратегической зоной хозяйствования (поставщики, дистрибьюторы и пр.) формируют обширную зону хозяйствования, которую можно охарактеризовать как интегрированный многоотраслевой комплекс международного типа.
Кластер представляет собой комплекс экономических субъектов (систем), объединенных одной или несколькими «якорными» (системообразующими) предприятиями, связанными отраслевыми и/или территориальными социально-экономическими отношениями с другими локализованными организациями, сочетающими формальную самостоятельность и конкурентные отношения, имеют единый или распределенный центр управления и развития кластера, согласовывают собственные и общие цели функционирования, и в процессе деятельности генерируют синергетический эффект и взаимодополняют друг друга в росте конкурентоспособности [6].
Однако, эффективное управление кластерного образования невозможно без организации эффективного взаимодействия и согласованного механизма управления между различными направлениями бизнеса, межстрановыми отношениями, взаимосвязями между основными и вспомогательными производствами, обслуживающих структур, поставщиков и дилеров.
Актуальность исследованию придает постоянно возрастающее значение автомобилестроения в мировой экономике, как инфраструктурного объекта, задающего развитие обрабатывающих отраслей и стимулирующей развитие других связанных отраслей и комплексов (черной и цветной металлургии, резиновой промышленности, электротехнической промышленности, нефтехимической, станкостроительной и текстильной промышленности, обуславливает расширение сети дорог, автомагистралей, сервиса перевозок и т.д.)
Такие кластерные системы международного типа являются важными драйверами инновационного развития регионов и связанных отраслей, за счет активного инвестирования средств в научные исследования, сферы повышения профессиональной квалификации, образования. Инновации и сами инновационные продукты сокращают издержки производства, определяют конкурентные преимущества предприятия в отрасли.
Значительный вклад автомобилестроения в экономический рост в стране: 1% прироста в производстве автомобилей дает 1,5% прироста ВВП страны [1].
Доля автомобилестроения в ВВП развитых стран варьируется от 5% у Франции и США до 10% у Германии и Японии. В России этот показатель пока не превышает 2,5%, и она пока отстает даже от небольших производителей автомобилей, например, Италии, Испании, Великобритании [3].
По итогам 2013 г. совокупный объем производства легковых и грузовых автомобилей в мире уже достиг 87,3 млн. единиц, из которых 75% приходится на легковой автомобильный транспорт. Автомобильная промышленность мира потребляет около половины всей продаваемой в мире нефти, резины, около 25% мирового производства стекла [6]. Данные статистические факты, подтверждают важную роль производства автомобилей в развитии национальных экономик стран.
Анализ мировой и отечественной статистики продаж автомобилей в 2013-2014г. (табл.1) показал, что лидирующими концернами являются: General Motors, Ford Motor Company, Toyota Motor Corporation.
Таблица 1
Статистика и рейтинги продаж автомобилей в 2014 г.
|
Общий объем продаж, млн. |
Лидеры продаж |
Объем продаж по маркам автомобилей |
||
Годы |
2013 |
2014 |
|
2014 |
Откл. к 2013% |
США |
15,6 |
16,5 |
Ford |
2,3млн. |
- 1,1 |
Chevrolet |
2,03млн. |
+ 4,4 |
|||
Toyota |
2 млн. |
+ 5,8 |
|||
ЕС |
8,9 |
9,5 |
Volkswagen |
1,17 млн. |
+ 4,8 |
Ford |
723,0 тыс. |
+ 7,3 |
|||
Opel |
671,2 тыс. |
+8,2 |
|||
Россия |
2,5 |
2,2 |
ЛАДА |
351,9 тыс. |
-15,7 |
KIA |
175,5 тыс. |
-3,6 |
|||
Renault |
175,3 тыс. |
-8,3 |
Источник: составлено автором по данным сайтов: http://www.aebrus.ru/ru/, http://www.goodcarbadcar.net/, http://serega.icnet.ru/
По данным таблицы видно, что страны ЕС занимают лидирующие позиции по продажам автомобилей, среди стран самыми динамичными оказались: Португалия 35,3%, Хорватия 25,8% и Румыния 25,5%. Отстающие позиции относятся к странам: Голландия 5,2%, Австрия 4,3% и Бельгия 0,4%.
В сентябре рост продаж составил 6,4%. Здесь особое внимание стоит обратить на Грецию, где рост продаж составил 32,6%, а ведь полтора года назад, в период кризиса, падение доходило до 40% [2]. Совокупный рейтинг среди стран в мире представлен в табл.2.
Таблица 2
Страны-лидеры по продажам новых автомобилей в 2012-2013 гг.
Место |
Страна |
Продано, 2013г. (млн.) |
Продано, 2012г. (млн.) |
Отклонение,% |
1 |
China |
21,90 |
19,07 |
+14,9 |
2 |
USA |
15,58 |
14,49 |
+7,5 |
3 |
Japan |
5,29 |
5,31 |
-0,5 |
4 |
Brazil |
3,58 |
3,64 |
-1,6 |
5 |
Germany |
3,17 |
3,23 |
-2,1 |
6 |
India |
3,03 |
3,22 |
-5,9 |
7 |
Russia |
2,78 |
2,93 |
-5,2 |
В мировом рейтинге объемов продаж лидирующие позиции занимают Китай, США, а так же Япония. Россия занимает в рейтинге стран седьмое место.
Важным аспектом в определении тенденций развития автомобильной промышленности является производство автомобилей в мировом масштабе. В табл. 3 представлена динамика совокупного мирового производства легковых автомобилей.
Таблица 3
Динамика мирового производства автомобилей (2008-2014 гг.)
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Объем производства |
52,841 125 |
47,772 598 |
58,239 494 |
59,897 273 |
63,081 024 |
65,462 496 |
33,895 353 |
На основе анализируемых статистических данных представим динамику производства легковых автомобилей на основе показателей абсолютного значения отклонения, % (рис.1).
Рисунок 1. Динамика мирового производства автомобилей в 2008-2014гг.
Источник: составлено автором по данным сайта http://www.oica.net.
После значительного падения объемов производства автомобилей в 2009 году, в связи с мировым экономическим кризисом в 2010 году наблюдается рост производства и совокупный объем составил 58,2 млн. легковых автомобилей против 47, 7 в 2009 году, изменение составило + 25,6%, что, несомненно, благоприятно повлияло на мировой рынок. Тенденция производства в 2011-2014 годах примерно на одном уровне с незначительными отклонениями. Однако, следует отметить, что негативная ситуация на мировом рынке автопромышленности не однозначно повлияла на различные страны мира, к примеру, в национальной автопромышленности Китая наблюдался положительный темп прироста и составил + 48,3%, когда в остальных станах лидерах по производству автомобилей наблюдалось отрицательное отклонение: Япония – 31,5%, Германия – 13,8%, США – 34,3%, Россия – 59,5% [1].
Производство автомобилей постоянно расширяется, охватывая все новые страны, например, Бразилию, Аргентину, Республику Корея. Однако основными производителями остаются несколько макрорегионов: Япония, Северная Америка, Китай, Европейский союз (ЕС). Российская Федерация, так же относится к ведущим странам-автопроизводителям [5]. Представим в табл. 4 данные производства автомобилей доминирующих стран в данной отрасли.
Таблица 4
Производство легковых автомобилей в 2013-2014 гг.
Страна |
2013 |
2014 |
Отклонение, % |
Япония |
3 959 320 |
4 319 919 |
+9,1 |
Китай |
8 664 502 |
9 708 473 |
+12 |
США |
2 284 001 |
2 163 319 |
- 5,3 |
Германия |
2 738 155 |
2 910 867 |
+ 6,3 |
Россия |
929 455 |
905 387 |
- 2,6 |
На рис.2. представлена динамика производства легковых автомобилей ведущих стран мира (2013-2014гг.)
Рисунок 2. Отклонения динамики производства легковых автомобилей (2013-2014г.)
Из рисунка видно, что в совокупном объеме автомобилестроения Китай занимает лидирующее место, постоянно наращивая конкурентные направления, тем самых укрепляя свои позиции, занимает большую долю рынка в данном сегменте. Вместе с тем, автопромышленность США не демонстрирует устойчивые темпы прироста как объемов производства, так и продаж автомобилей. Рынок США уже перенасыщен, поскольку туда экспортируется продукция из ЕС, Японии, Южной Кореи, а также используется продукция внутреннего рынка [3].
Вместе с тем, занятость трудоспособного населения в автомобилестроении, а так же в смежных отраслях, является так же немало важным показателем развития национального сегмента мирового автопрома.
В зарубежных странах в автомобилестроении, а так же в смежных отраслях, высокий показатель занятости, так, например, в США занято около 12,5 млн. чел., т.е. одна шестая часть занятых в промышленности. В автомобильной промышленности стран Европейского союза (ЕС) занято около 1,7 млн. человек, т.е. фактически около 10% совокупного числа занятых в промышленности региона [4].
Автомобилестроение России занимает ведущее место в экономике страны (23% в общем объеме продукции машиностроения), обеспечивает занятость в различных отраслях промышленности и сфере услуг более 7% трудоспособного населения [1].
Многие российские автозаводы являются градообразующими предприятиями, которые не только пополняют местные бюджеты за счет налогов, но также строят социальную инфраструктуру региона, финансируют социальные программы. Так, доля «АВТОВАЗ» в бюджете Самарской области оставляет около 40%, а в ВВП страны – 3% [2].
В этой связи крупным автомобильным предприятиям России в существующих условиях снижения доли рынка и потери конкурентоспособности, необходимо разрабатывать приоритетные направления, направленные на опережение существующих тенденций.
Рассмотрим основные процессы развития, в рамках приоритетных направлений, позволяющие усилить конкурентные позиции ОАО «АВТОВАЗ» (табл. 5).
Таблица 5
Конкурентные направления ООО «АВТОВАЗ» в 2013- 2014 г.
Группа |
Направления |
Цель |
Характеристика производства |
1.Модернизация - повышение потребительских свойств автомобилей, в т.ч. по результатам мониторинга степени удовлетворенности потребителей эксплуатационными характеристиками автомобилей. |
Удовлетворение потребительских потребностей |
2.Снижение себестоимости, в т.ч. по унификации деталей кузова, интерьера, электронных систем автомобилей. |
Снижение затрат |
|
3.Разработка, подготовка и реализация автомобильных проектов, таких как: - Проекты по техническому развитию существующих моделей (Новая LADA Kalina, LADA Kalina Cross, LADA Granta (хэтчбек, седан), LADA Largus), т.д. - Совместные автомобильные проекты: автомобиль на платформе LADA Kalina по заказу Nissan (Datsun On-Do), (Datsun Mi-Do), Проект XRAY (BM – Hatch), Проект XRAY- Cross (B – Cross). - Проект «Силовые агрегаты»: Локализация двигателя Н4, двигатель 21129/11189, двигатель 21179-10/21174 и т.д. - Проект «Локализация узлов шасси»: Локализация узлов шасси для автомобилей на платформе В0, Узлы шасси для автомобилей на платформе LADA Vesta, Узлы шасси для автомобилей на платформае LADA XRAY. |
Техническое развитие, соответствие мировым стандартам качества выпускаемой продукции.
|
|
Интеграция |
1. Разработки программ по привлечению локализованных поставщиков комплектующих, создания технопарка в Тольятти совместно с региональными и муниципальными органами власти. |
Наращивание собственной базы поставщиков |
2. Достижение корпоративной эффективности, выработка более рациональной политики управления с помощью перераспределения капитала, смены управленческого состава, совершенствования внутрикорпоративных процессов. |
Обеспечение более высокой рыночной стоимости ООО «АВТОВАЗ». |
|
3. На основании заинтересованности в высоких результатах сосредотачиваются ресурсы и действия интегрирующихся субъектов. В результате вертикальной и горизонтальной интеграции возможно получение операционной синергии путем углубления специализации хозяйственных процессов. |
Получение положительной синергии |
|
Рынки сбыта |
Конкурентные направления в рамках внешнего рынка: - осуществление поиска дополнительных рынков сбыта автомобилей, наращивание экспорта в страны Таможенного союза и развивающиеся страны ближнего и дальнего зарубежья; - в случае снижения спроса на внешних рынках, производить переориентацию производства на востребованную рынком продукцию; - производить продукцию соответствующую регламентированным требованиям безопасности и экологичности продукта; - внедрять новое опциональное оборудование с целью улучшения технических и топливно-экономических характеристик продукта; - развивать собственные сборочные производства в перспективных странах экспорта. |
Расширение доли рынка |
Конкурентные направления в рамках внутреннего рынка: - производить переориентацию производства на востребованную рынком продукцию; - внедрять договоры с авторизованными дилерскими центрами с новыми формами оплаты и условиями поставки автомобилей; - выводить на рынок оригинальные спецверсии автомобилей текущего модельного ряда; - развивать программы корпоративных продаж и госзакупок; - развивать систему заказов автомобилей через корпоративный интернет-сервис; - продвигать и развивать программы по поддержке отечественных автопроизводителей; - совершенствовать собственную систему логистики при поставке автомобилей в авторизованные дилерские центры посредством диверсификации способов доставки готовой продукции в различные регионы. |
Повысить уровень продаж |
|
Маркетинг |
- развивать собственную систему автокредитования; - проводить мероприятия по стимулированию продаж; осуществлять мероприятия по повышению уровня осведомленности потребителей о продукте; - проводить активные коммуникационные рекламные мероприятия; - эффективно выстраивать маркетинг и логистику по сокращению и наращиванию производства в зависимости от потребностей рынка, обеспечению дилеров автомобилями в достаточном и необходимом количестве.
|
Повысить имидж производимой продукции, расширить рынок сбыта |
Источник: составлено автором по данным официального сайта ОАО «АВТОВАЗ» // http://www/lada-auto.ru/, ежеквартальный отчет за 3 квартал 2014 года, Режим доступа: - http://disclosure.skrin.ru/disclosure/6320002223.
По данным таблицы видно, что конкурентные направления ОАО «АВТОВАЗ» ориентированы на опережение негативных тенденций. Основными направлениями, являются: потеря конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, уменьшение доли рынка, влияние политических, экономических рисков.
Недавний кризис показал, что снижение темпов развития в автомобильной промышленности ведет к росту общей безработицы, а так же обострению социальной напряженности. Неэффективность существующих механизмов управления развитием интегрированных систем проявляется, прежде всего, в слабой согласованности структурных механизмов.
В современном развитии мировой экономики в условиях глобализации в машиностроении проявляются такие тенденции, как: обострение конкурентной борьбы; рост расходов на НИОКР; снижение темпов прироста продаж; интеграция автопроизводителей, формирование потребительских предпочтений, крупноузловая сборка и пр.
Таким образом, мировая автопромышленность занимает ведущее место в развитии национальных экономик, именно поэтому необходимо разрабатывать и внедрять такие конкурентные направления развития, которые направлены на опережение существующих тенденций.
Рецензенты:
Афоничкин А.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и информационных технологий в экономике Волжского университета имени В.Н. Татищева, г. Тольятти;
Искосков М.О., д.э.н. профессор кафедры менеджмента организации Тольяттинского государственного университета г. Тольятти.
Библиографическая ссылка
Шехтман А.Ю. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В МИРОВОМ АСПЕКТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17880 (дата обращения: 05.10.2024).