Цель исследования
Изучить возможности применения ронколейкина и лайфферона в комплексном лечении больных ранними рецидивами и резистентной к проводимому лечению ЛХ с оценкой клинической эффективности, тяжести побочных эффектов и динамики показателей иммунного статуса.
Материалы и методы
Проведен анализ результатов лечения и динамическая оценка иммунного статуса у 60 больных с ранними рецидивами и рефрактерной лимфомой Ходжкина IIB-IVB стадий в возрасте от 22 до 58 лет, которые проходили лечение в клинике Ростовского научно-исследовательского онкологического института в 2010-2012 гг. Заболевание было верифицировано с помощью гистологического и иммуногистохимического анализа ткани опухоли. Для оценки характера течения онкологического процесса всем больным на этапах лечения выполнялась компьютерная томография, ультразвуковое исследование брюшной полости, малого таза и пораженных лимфатических узлов. Резистентность к терапии устанавливали при отсутствии полного (ПО) или частичного ответа (ЧО) после 3 курсов индукционной полихимиотерапии (ПХТ), а также при развитии рецидива заболевания в течение 3 месяцев после ее окончания. Больные были разделены на 2 группы (основную и контрольную). Пациенты в обеих группах получали стандартную ПХТ II линии (схема DHAP). В программу лечения больных основной группы дополнительно была включена экстракорпоральная иммунотерапия с использованием препаратов цитокинов. Методика экстракорпоральной иммунотерапии заключалась в проведении лейкоцитафереза на аппарате MCS + Haemonetics (США) с последующей инкубацией аутолейкоцитов ронколейкином в дозе 5 тыс. МЕ/мл и лайффероном в дозе 10 тыс. МЕ/мл в течение 24 часов при температуре 37 °С с последующей реинфузией больному. Иммунотерапию проводили во 2,4 курсы ПХТ. Оценку эффективности лечения проводили после 6 циклов терапии. До начала лечения и по окончании 2-го и 4-го курсов проводили оценку иммунного статуса методом проточной цитофлюориметрии, а также определяли количество лимфоцитов крови в состоянии апоптоза. Использовали проточный цитофлюориметр BD CantoII (США) и панель моноклональных антител T-, B-, NK (CD3+, CD3+CD4+, CD3+CD8+, CD19+, CD16+CD56+), для оценки апоптоза/некроза применяли аннексиновый тест.
Результаты исследования
У всех больных основной группы выявлено улучшение переносимости химиотерапевтического лечения, купированы клинико-лабораторные признаки интоксикации, реже наблюдали проявления гематологической токсичности: 10% случаев в основной группе, 46,6% - в контрольной (p<0,05). В основной группе общий ответ (ОО) на лечение составил 83,3% (n=25), в том числе полный ответ (ПО) был достигнут у 16 больных (53,3%), частичный ответ (ЧО) - у 9 больных (30%), прогрессирование заболевания на фоне лечения наблюдалось у 1 больного (3,4%). В контрольной группе ОО наблюдали в 60% случаев (n=18), ПО у 12 больных (40%), ЧО у 6 больных (20%), прогрессирование заболевания отмечено в 4 случаях (13,3%). Стабилизация процесса или отсутствие уменьшения опухолевых очагов и симптомов заболевания наблюдали в 13,3% случаев (n=4) в основной и в 26,7% (n=8) в контрольной группах (p<0,05).
Исходный иммунный статус больных ЛХ характеризовался выраженным снижением уровня В-клеток (4,1±1,3% с разбросом от 0 до 11%) и дисбалансом основных субпопуляций Т-лимфоцитов (СD4+/СD8+<1,0); содержание NК-клеток находилось в пределах нормы; обнаружено значительное количество лимфоцитов в состоянии апоптоза (11-15%).
Изучение динамики иммунного статуса больных ЛХ показало более благоприятные изменения у больных основной группы в сравнении с контролем. Так, уже после 2-го курса лечения, включающего экстракорпоральную иммунотерапию с ронколейкином и лайффероном, у них отмечено возрастание количества СD3+СD4+ лимфоцитов с 36,25±5,1 до 49,8±3,15% (Р<0,05). У больных контрольной группы наблюдалась тенденция к снижению этого показателя, а после лечения он оказался существенно ниже, чем у больных основной группы (38,8±3,84 и 49,8±3,15% соответственно, Р<0,05). У больных в контрольной группе выявлено повышение содержания NК-клеток с 17,0±3,6 до 23,0±1,0% (Р<0,05), тогда как в основной группе оно оставалось на уровне исходного (исходный уровень - 11,3±2,11, после лечения - 12,0±3,45%, p>0,05). Проведение стандартной ПХТ больным контрольной группы вызвало 2-кратное усиление апоптотической гибели лимфоцитов крови (с 14,6±3,0 до 29,0±4,37%; Р<0,05), у больных основной группы подобных изменений не отмечено (11,3±2,1 и 12,0±3,45% соответственно; Р>0,05).
Выводы
Включение в комплекс противоопухолевого лечения у больных с ранними рецидивами и резистентным течением ЛХ экстракорпоральной иммунотерапии рекомбинантным интерлейкином-2 и интерфероном-α2b способствует повышению эффективности противоопухолевого лечения и улучшению переносимости ПХТ, а также оптимизации состояния иммунного гомеостаза.
Рецензенты:
Голотина Л.Ю., д.м.н., профессор, врач-онколог отделения онкогинекологии, ведущий научный сотрудник отдела опухолей репродуктивной системы ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры онкологии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону;
Каймакчи О.Ю., д.м.н., ассистент кафедры онкологии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.
Библиографическая ссылка
Снежко Т.А., Лысенко И.Б., Ушакова Н.Д., Златник Е.Ю., Владимирова Л.Ю., Новикова И.А., Николаева Н.В., Пушкарева Т.Ф., Новоселова К.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЙ ИММУНОТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ С РЕЦИДИВАМИ И РЕЗИСТЕНТНОЙ ФОРМОЙ ЛИМФОМЫ ХОДЖКИНА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17858 (дата обращения: 02.04.2025).