Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЦЕННОСТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ

Власюк И.В. 1 Матвеева Л.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье рассматривается современная проблема коммуникативной подготовки бакалавра педагогического образования к организации воспитательной деятельности в аспекте ценностного взаимодействия с семьей обучающегося. Проанализированы коммуникативные умения бакалавра педагогического образования согласно требованиям ФГОС ВПО и профессионального стандарта педагога, необходимые для организации воспитательной деятельности: «уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития; знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью». Авторы на основе выводов исследований И.В. Власюк, А.В. Смирновой и др., а также анализа собственной педагогической деятельности уточнили коммуникативные умения будущего педагога, способствующие эффективному взаимодействию с семьей обучающегося. К ним относятся следующие умения: ориентационно-ценностные, информационные, организационные, умения диалогического взаимодействиея, рефлексивные. Выявлены и охарактеризованы типичные коммуникативные затруднения, возникающие у будущего педагога в общении с родителями обучающегося в процессе прохождения педагогической практики.
ценностное взаимодействие
коммуникативная подготовка будущего учителя
коммуникативная культура
коммуникация
1. Аухадеева Л.А. Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры // Интеграция образования [Саранск]. – 2006. – № 2. – С. 40–47.
2. Власюк И.В. Научно-методическое обеспечение подготовки педагога к социально-педагогическому проектированию программ семейной политики // Изв. Волгогр. гос. ун-та. Сер. «Педагогические науки». – 2014. - № 6 (91). – С. 33-37.
3. Власюк И.В. Коммуникативный тренинг как способ подготовки учителя к ценностному взаимодействию с семьей // Развитие личности в образовательных системах : материалы докладов XXXI международных психолого-педагогических чтений. — Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ, 2011. — Ч. 2. — С. 172-179.
4. Кузьменко И.В. Формирование коммуникативной культуры студентов математиков педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 179 c.
5. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - URL: http://culture.16mb. com/page/05/obsugdenie/prof_standart.docx.
6. Смирнова А.В. Подготовка будущего педагога в вузе к взаимодействию с семьей: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Красноярск, 2013. – 23 с.

Современные инновационные процессы, происходящие в высшей педагогической школе, определяют стратегию ее развития, содержание и задачи ее модернизации. Одной из актуальных задач современного образования является подготовка педагога к организации воспитательной деятельности в аспекте взаимодействия с семьей обучающегося. Большая роль в воспитании и обучении детей отводится именно педагогу, чья профессиональная деятельность связана с необходимостью непрерывного, тесного общения не только с детьми, разными по своим индивидуально-психологическим характеристикам, но и родителями, находящимися в разных возрастных, образовательных и социальных статусах. Значимость семьи, которая должна обеспечивать воспитание подрастающего поколения, очевидна и неоспорима, что и подтверждается рядом нормативных документов: Закон РФ об образовании; Конституция РФ; Семейный кодекс РФ.

В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) и федеральном проекте «Крепкая семья» [6] обращается внимание не только на решение задач по укреплению института семьи и семейных ценностей, но и на меры по привлечению студентов педагогических вузов и специальностей к работе по организации отдыха, оздоровлению детей, а также на введение обязательной педагогической практики студентов в указанных организациях. Кроме того, будущему учителю предстоит не только вступать в коммуникацию, но и оказывать педагогическую помощь и поддержку родителям в воспитании детей. Все это указывает на «возврат» к ценностям взаимодействия школы и семьи.

В настоящее время существенно повышаются требования к качеству выполнения педагогом профессиональных функций, что обусловлено предоставленной свободой творчества, вариативностью комплексных и парциальных программ, разнообразием видов и моделей внеурочной деятельности. Особую роль при общении играет характер педагога (общительность, оптимизм, юмор, интеллигентность, целеустремленность и др.), а также его профессиональные качества. Данные факты указывают, во-первых, на неоспоримый факт того, что в современной системе образования происходит усиление взаимодействия педагога и семьи, а во-вторых, на значимость коммуникативной подготовки будущего учителя, формирование у него коммуникативной культуры, профессиональной ответственности и компетентности, а также уровня коммуникативных знаний и умений.

Сопоставительный анализ требований, обязательных при реализации основных образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование», показал, что будущий педагог должен овладеть различными компетенциями, среди которых: освоение способов взаимодействия с различными субъектами педагогического процесса образовательной организации (родители, коллеги, социальные партнеры, общественные организации и т.п.), умение устанавливать контакты и готовность осуществлять проектную деятельность, выступая ее координатором [2].

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» выделяются следующие требования к педагогу в аспекте взаимодействия с семьей обучающегося: «уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития; знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью» [5].

Все вышеуказанные компетенции педагог должен проявить во время осуществления коммуникативного взаимодействия с ребенком и его семьей, а успешность и эффективность данного взаимодействия напрямую зависит от наличия у учителя коммуникативной культуры педагогического общения.

Однако можно констатировать тот факт, что процесс коммуникативной подготовки будущего педагога к взаимодействию с семьей сталкивается с рядом проблем:

  • объективно, что общество и государство нуждается в профессиональном специалисте, готовом к взаимодействию и сотрудничеству с семьей, но современная вузовская подготовка недостаточно ориентирована и способна подготовить такого специалиста;
  • необходимо целенаправленно и системно формировать у будущего учителя культуру коммуникативной деятельности и общения, т.к. именно общение является основополагающим видом деятельности в ценностном взаимодействии с семьей ученика, но в вузах, готовящих учителей, отсутствует адекватное теоретико-методологическое обоснование коммуникативной подготовки и технологическое обеспечение данного процесса. Одного учебного курса или практики в объеме двух недель недостаточно для того, чтобы научить педагога общаться с родителями и вступать в ценностное взаимодействие с семьей. Педагог должен уметь общаться с семьей ученика, выстраивать конструктивный диалог, помогать в воспитании детей, оказывать поддержку родителям в рамках ценностного взаимодействия с ними. Но, как видно из практики, строить эффективное общение на уровне отношений «учитель - родители» может далеко не каждый современный учитель. На поверхность выходят ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, оценка ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Учителя попросту боятся и не умеют на должном уровне общаться с родителями своих воспитанников [3].

По данным проведенного нами анкетирования бакалавров 4-х курсов профессионально-образовательного направления подготовки «Начальное образование» (50 чел.) ВГСПУ, которые проходили педагогическую практику в школе, были выявлены затруднения коммуникативного характера взаимодействия с семьей: «неумение завоевать авторитет у ребенка», «установить контакт с родными», «отсутствие или нехватка опыта», «страх перед ошибками взаимодействия с семьей».

Исследования показывают, что уровень мотивации готовности к взаимодействию с родителями обучающихся у большинства будущих педагогов довольно низкий. По данным проведенной нами диагностики были получены мнения будущих учителей по вопросам: Какими умениями должен владеть педагог для эффективного взаимодействия с семьей? Каких конкретных знаний и умений не хватает для полноценного взаимодействия с родителями? Боитесь ли вы вступать в коммуникацию с родителями и почему?

Отвечая на вопрос: «Какими умениями должен владеть педагог для эффективного взаимодействия с семьей?» - 46% опрошенных называют умения диагностировать семейное воспитание, быть тактичным и кор­ректным с взрослыми и детьми, проводить различные мероприятия; 34,7% - формулировать педагогические задачи в работе с родителями, привлекать родителей к сотрудничеству со школой. В других ответах респондентов 19,3% отмече­ны «умения анализировать воспитательную ситуацию в конкретной семье»; «создавать воспитывающие ситуации с учетом данных диагностики»; «опираться на "положительное" в воспитательном потенциале семьи».

На вопрос: «Каких конкретных знаний и умений не хватает для полноценного взаимодействия с родителями?» - 43,8% бакалавров ответили «не хватает ораторских и организаторских способностей», 32,6% - «неумение вести себя с родителями в конфликтных и спорных ситуациях», 23,6% респондентов назвали трудностью «дать недостоверную, неточную информацию и не суметь ответить на поставленные родителями вопросы». Не меняя стилистики, приводим высказывания бакалавров педагогического образования:

Катя Б.: «Боюсь. Меня смущают родители в возрасте, так как они меня старше, а с ними приходится общаться наравне. Иногда не знаю как себя вести, и какие слова подобрать»;

Настя Ч.: «Да, боюсь. У меня совершенно нет опыта в этом деле. Часто мне очень сложно выражать своими мысли перед родителями, и я боюсь, что, увидев это, родители начнут вести себя со мной как захотят, а меня это огорчит, и я расплачусь»;

Асия Р.: «Я боюсь работать с родителями, потому что я не знаю, что им говорить, а вдруг я скажу не то или не отвечу на их вопросы, особенно боюсь первого года моей работы»;

Инна Ш.: «Есть страх, т.к. я чувствую, что у меня сейчас недостаточный уровень коммуникативной подготовки. Могут возникнуть трудности при проведении бесед и родительских собраний»;

Альфия К.: «Вступать в общение с родителями волнительно. Есть такие темы, на которые трудно говорить, например о плохом поведении или затруднениях ребенка, ведь для родителей их дети самые лучшие»;

Ксения К.: «Боюсь того, что не смогу дать им информацию, которую они хотели бы услышать, по той или иной проблеме. Боюсь того, что когда родители придут с какими-нибудь претензиями, я не сдержу эмоций».

Все вышеуказанное свидетельствует о коммуникативных трудностях, возникающих у будущего педагога в общении с родителями (коммуникативной некомпетентности педагога), и о недостатках профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования к организации ценностного взаимодействия с семьей обучающегося.

Анализ педагогической практики свидетельствует, что коммуникативная культура учителя в основном формируется стихийно, самопроизвольно, словно является сопутствующей, второстепенной задачей его профессиональной подготовки, что объясняется недостаточным вниманием к проблеме целенаправленного формирования коммуникативной культуры будущего учителя [1].

Успешная деятель­ность педагога невозможна без умения взаимодей­ствовать с родителями и зависит от уровня мастерства в общении. Организованное общение, сопро­вождающееся формированием ценностей, специальных психологических знаний, уме­ний и навыков, развитием определенных личностных качеств, способствует дости­жению баланса между приспособлением и обособлением будущего педагога не только в обществе в целом, но и в профессиональ­ном сообществе.

Коммуникативная подготовка учителя всегда бы­ла предметом научного интереса. Проблема формирования коммуникативной культуры (культуры коммуникативной деятельности) учителя важна не только в смысле овладения культурно-педагогическим наследием, но и как условие и средство самореализации личности в профессиональной и социально-педагогической деятельности, постоянного стремления к педагогическому поиску, инновациям, профессионально-личностному совершенствованию.

Однако анализ научной литературы показал отсутствие общепринятого определения понятия «коммуникация»; оно имеет много сходного с понятием «общение», и исследование взглядов разных авторов позволяет выделить ряд подходов: коммуникация в узком смысле (аспект общения, передача информации с использованием разных каналов и знаковых систем); коммуникация - синоним общения (коммуникация это общение между людьми); коммуникация в широком смысле (способ социального бытия, где общение - часть коммуникации, специфическая деятельность, направленная на обеспечение совместной деятельности).

Коммуникация как процессуальная деятельность, интегрирующая социальные, культурные и многие другие стороны существования и жизнедеятельности личности, проявляющая этнические, культурные, интеллектуальные характеристики, демонстрирующая ценностные ориентиры, идентичность человека как социальной личности, его профессиональные и личностные компетентности, особенности мировосприятия и концептуальность мышления [1].

Принимая во внимание все выше указанные трактовки понятия «коммуникация», можно сделать вывод, что для эффективного взаимодействия с семьей педагогу нужны качества, которые представляют собой интегративную связь ценностных ориентаций, нравственных позиций и устремлений знаний, умений, профессиональной этики.

Необходимые для общения умения определил А.А. Бодалев: умение понимать другого человека, основанное на знании его ценностных ориентаций и выражающееся в идеалах, интересах, потребностях, уровне притязаний; умение внести в центр своей системы ценностные ориентации другого человека [4]. Сложность умения чувствования бытия другого человека описана В.А. Сухомлинским: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир». Свойствами умений являются адекватность, осмысленность, гибкость, специфика ситуации, надежность, успешность. Для педагога, согласно А.А. Леонтьеву, значимыми являются такие коммуникативные умения, как:

  • умение понимать, а не только видеть, то есть адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам;
  • умение речевого общения;
  • владение социальной перцепцией («чтение по лицу»);
  • умение «подавать» себя в общении с учащимися.

По мнению В.А. Кан-Калика, учитель должен обладать следующими коммуникативными умениями:

  • умением целенаправленно организовывать общение и управлять им;
  • умением общаться на людях;
  • умением организовывать совместную творческую деятельность с учащимися.

На основе выводов И.В. Власюк, А.В. Смирновой и др., а также анализа собственной педагогической деятельности уточнены коммуникативные умения будущего педагога, способствующие эффективному взаимодействию с семьей обучающегося:

  • ориентационно-ценностные: уметь оценить ситуацию и вступить в обще­ние; уметь адаптироваться; уметь принимать решения; уметь моделировать систему значимых коммуникаций; уметь корректировать коммуникацию;
  • информационные: уметь найти источники информации; уметь своевременно получить и отправить информацию; уметь использовать дос­тупные источники информации; уметь выбрать правильную тональность по­дачи информации. Информационные умения предполагают высокий уровень мобильности будущего учителя в ситуации поиска информации по той или иной проблеме, «острые углы» вос­питания, умения найти ответ в справочной, методической литературе по кон­кретным вопросам;
  • организационные: умения устанавливать контакт; паритетный контакт на равных; умение определить стратегию коммуникации; умение завершить разговор, вести спор-беседу; умение выступать, проводить круглый стол, встречу, брифинг с родителями; умение проводить видеотренинги;
  • умения диалогического взаимодействия: взаимодействовать на уровне диалога с отдельной личностью и группой, на уровне межгруппового диалога; уметь объективно оценить партнера, уметь интерпретировать успешность в комму­никации;
  • рефлексивные: уметь дать оценку и самооценку; уметь провес­ти самоанализ; уметь размышлять о своих действиях; уметь размышлять о своих действиях; уметь самореализовываться, уметь оценивать Я-реальное и Я-идеальное.

Все вышеуказанные умения, на наш взгляд, являются составляющими коммуникативной культуры (культуры коммуникативной деятельности) педагога. Мы считаем, что для учителя наиболее значимы такие показатели коммуникативной культуры, как такт, терпимость, эмпатия, самоуважение, способность влиять на других, оптимизм, чувство юмора, что не менее важно, умение слушать. Коммуникативная культура или, иными словами, культура коммуникативной деятельности в современной педагогической действительности - одна из наиболее важных готовностей (наряду с профильной подготовкой), которая способствует гуманизации и улучшению образовательного процесса. Именно ей стоит уделить особое внимание при подготовке будущего учителя.

Таким образом, выделенные нами особенности коммуникативной подготовки будущего учителя к ценностному взаимодействию с семьей содержательно раскрывают его специфику в профессиональной подготовке в современной высшей школе.

Рецензенты:

Борытко Н.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград,

Столярчук Л.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Власюк И.В., Матвеева Л.С. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЦЕННОСТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17856 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674