Цель. Изучить теоретические основы менеджмента в здравоохранении и проследить их действие на примере лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Москвы и Московской области.
Материалы и методы. Обзор научной литературы за 2000-2014 годы. Исследована работа ЛПУ Москвы и Московской области и немедицинских учреждений Московской области.
Результаты и их обсуждение. Всё шире входит понятие менеджериализм (managerialism). Менеджериализм - это система принципов и практических рекомендаций, в основе которой лежит постулат о том, что совершенствование процесса управления является эффективным способом решения широкого круга экономических и социальных проблем.
Таким образом, менеджмент - это одновременно деятельность, наука и искусство.
История становления менеджмента включает восемь этапов.
1. Теория тейлоризма (Тейлор): «Управлять необходимо научно». «Не каждый может управлять». Эта теория была очень слабой, обладала иллюзорными недостатками.
2. Теория Фойоля: «Система управления должна быть построена на формальных организационных структурах». Американцы называют Фойоля отцом менеджмента. Он же является создателем науки администрирования.
3. Третий этап: зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работника. Вырабатывалась мотивация управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.
4. Четвертый этап (50-60-е годы ХХ века) явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.
5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации. Поиск внутренних причин действия организация и их взаимосвязи со средой.
6. 80-е годы ХХ века: создание организационной культуры управления.
7. 90-е годы ХХ века: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом.
8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения [6; 8].
Для менеджера управление является профессиональной деятельностью.
Управление - целенаправленный, поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и её развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах, направленное на достижение поставленной цели.
Задача управления - внесение определенной упорядоченности в процесс производства, умение организовать совместные усилия персонала для достижения согласованности, координации в работе, поскольку перечисленные действия являются необходимыми условиями эффективной деятельности любого производства (учреждения, организации).
Элементы управления: субъект управления; объект управления; технологии управления.
Субъект управления - это управляющая сторона (тот, кто управляет).
Субъект управления - люди, в функции которых входит осуществление управления. Прослеживается чёткая зависимость субъекта от уровня управления. В системе здравоохранения на уровне государства субъектом управления является министр здравоохранения, на уровне регионов - начальники комитетов (министры) здравоохранения соответствующих регионов, на уровне ЛПУ - главные врачи, заместители главных врачей, на уровне отделений - заведующие отделениями и т.д.
Цели руководителя: новаторские, решения проблем, обычных рабочих обязанностей, самосовершенствования и др.
Руководитель обязан быть лидером (человеком, способным вести за собой других) [1; 9].
Существует шесть основных стилей лидерства (совокупности методов управления и психологии управления):
- директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом «делай так, как я сказал», держит сотрудников под контролем и в качестве движущей силы использует поощрение, наказание, инициативу;
- лидер-организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений;
- личностный стиль, когда руководитель следует девизу «прежде всего люди, а дело - потом». Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия;
- демократический стиль, когда лидер придерживается принципа «один человек - один голос». Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролирует и побуждает к активным действиям;
- стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать;
- наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом «ты можешь это сделать». Лидер такого типа помогает членам «команды» и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.
В системе практического здравоохранения наиболее часто используется демократический стиль. Процесс управления любым учреждением протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке, и изменение этих условиях влечет за собой изменение стиля управления [6; 7].
При подготовке и подборе управленческих кадров для здравоохранения ставится вопрос о том, необходимы ли специальные формы обучения для управленческих кадров, работающих в медицинских организациях различных секторов (выделяют три типа медицинских учреждений, соответствующие трем секторам современного общества: государственные, частные и некоммерческие, каждый из которых имеет свою специфику в области управления). Существует два подхода:
1. Программы обучения управленцев для ЛПУ не должны отличаться от стандартных программ типа MBA (магистр по управлению бизнесом), а руководители ЛПУ могут рекрутироваться из любой сферы управления, будь то бизнес или государственный сектор.
2. Будущие управленцы ЛПУ должны проходить подготовку по специальным программам, учитывающим как специфику отрасли, так и особенности секторальной принадлежности медицинского учреждения.
Объект управления - это управляемая сторона (те, кем и (или) чем управляют).
Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию, и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле субъекта (распоряжающегося этим объектом). В медицине это неразрывно связанные между собой производственные процессы (прежде всего, медицинские услуги) и производственные ресурсы.
К ресурсам медицинского учреждения относят совокупность природных, социальных, духовных сил, потенциально пригодных для использования в процессе создания медицинской услуги как особой потребительной стоимости.
Самый сложный объект управления - медицинские кадры. Это обусловлено различиями в профессиональной подготовке, демографических характеристиках, личностных особенностях сотрудников.
С этой точки зрения особую роль приобретает формирование кадровой политики (политика занятости: обеспечение персоналом необходимой квалификации, создание условий труда и безопасности); политики обучения:
- формирование базы обучения для повышения квалификации работников;
- политика трудовых отношений: выработка комплексной трудовой этики, установление процедур разрешения; политика зарплаты: дифференциация заработной платы в соответствии со способностями, опытом, квалификацией, предоставление более высокой; социальная политика: создание взаимовыгодных для ЛПУ и работников социальных условий, услуг, льгот.
Важнейший объект управления в здравоохранении - состояние здоровья населения.
Технологии управления - это способы воздействия субъекта управления на объект. Технология управления включает: организационную структуру; механизм управления; процесс управления.
Организационная структура - это самая жесткая структура, которая определяет каркас всей деятельности.
Цели управления - общие будущие результаты деятельности.
Целям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы [3-5].
Целями управления в здравоохранении на государственном и региональном уровне являются: снижение смертности, заболеваемости, инвалидности, увеличение средней продолжительности предстоящей жизни и др.; на уровне ЛПУ: снижение летальности, снижение средней продолжительности пребывания больного в стационаре, увеличение оборота коечного фонда и др.
Принципы управления - это основное правило деятельности учреждения или руководящая идея.
Группы принципов:
- организационные принципы;
- принципы развития;
- принципы образа организации или имиджа учреждения.
Первая группа принципов применяется в условиях бюрократической системы, вторая и третья - при рыночных отношениях. Необходимо учитывать непосредственную ситуацию, зрелость сотрудников, взаимоотношения между руководителями и подчинёнными.
Организационные принципы:
- власть (определяется должностью) и ответственность. Несоответствие личности и должности приводит к конфликтным ситуациям, неправильным решениям, минимальному эффекту; единоначалие; порядок (всему и каждому своё место); стабильность; принципы развития; дисциплина; справедливость; подчинение индивидуальных интересов общественным; корпоративный дух - единение силы (особенно в Японии).
Принципы образа организации направлены не на внутреннюю (как организационные и развития), а на внешнюю среду, чтобы привлечь пациента к своему учреждению.
Постановка и достижение целей в здравоохранении, руководство принципами управления, использование одновременно всех трёх групп методов управления, выполнение функции управления на всех его уровнях, безукоризненное и добросовестное выполнение обычных рабочих обязанностей, особая ответственность принимаемых решений требуют от руководителей больших временных затрат.
Более 1/2 руководителей исследуемых ЛПУ Москвы и Московской области занимаются профессиональной деятельностью от 8 до 10 часов (51,03 ± 2,94), то есть достоверно в 3,3 раза больше, чем до 8 часов (15,17 ± 2,11), достоверно в 2,5 раза больше, чем от 10 до 12 часов (20,00 ± 2,35) и достоверно в 3,7 раза больше, чем более 12 часов (13,79 ± 2,02).
Руководителей ЛПУ Московской области, у которых работа занимает более 12 часов, достоверно больше, чем руководителей ЛПУ Москвы (13,79 ± 2,02 против 7,83 ± 1,71, р<0,05). Других существенных и достоверных различий между руководителями ЛПУ Московской области, немедицинских учреждений Московской области и ЛПУ Москвы не выявлено (таблица 1).
Таблица 1 - Время, которое занимает работа у руководителей ЛПУ Московской области, немедицинских учреждений Московской области и ЛПУ Москвы (% к итогу)
Время (час) |
Руководители немедицинских учреждений Московской области |
Руководители ЛПУ Московской области |
Руководители ЛПУ Москвы |
До 8 |
11,74 ± 2,12 |
15,17 ± 2,11 |
21,74 ± 2,72 |
От 8 до 10 |
53,04 ± 3,29 |
51,03 ± 2,94 |
51,30 ± 3,30 |
От 10 до 12 |
20,87 ± 2,68 |
20,00 ± 2,35 |
19,13 ± 2,59 |
Более 12 |
14,35 ± 2,31 |
13,79 ± 2,02 |
7,83 ± 1,71 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
Выводы
1. Механизм управления включает цели, принципы, методы и функции управления.
2. В своей работе руководители ЛПУ Московской области и г. Москвы используют одновременно все три группы методов управления, однако большая часть приоритет отдаёт социально-психологическим методам, на втором месте экономико-математические методы, на третьем - командно-административные. Руководители немедицинских учреждений приоритет отдают командно-административным методам управления.
3. На стратегическом уровне руководителями ЛПУ Московской области, немедицинских учреждений Московской области и ЛПУ Москвы выполняются следующие функции: постановка цели, прогнозирование и планирование.
Рецензенты:
Иванова М.А., д.м.н., профессор, профессор-консультант медицинского центра «Ваша клиника», г. Москва;
Чеботарев П.А., д.м.н., доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности УО «Полоцкий государственный университет», г. Полоцк.
Библиографическая ссылка
Алейников А.С., Алейников А.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17854 (дата обращения: 10.05.2025).