В настоящее время возможности неинвестиционного роста производства за счет использования внутренних резервов предприятий машиностроительного комплекса, вовлечения незагруженных мощностей в хозяйственный оборот практически полностью исчерпали себя. Для решения стратегических задач структурной перестройки промышленного комплекса требуется мобилизация весьма значительных инвестиционных ресурсов. Это предопределяет необходимость целенаправленной политики по развитию инвестиционного процесса в республике.
Для формирования инвестиционной привлекательности машиностроительного комплекса республики необходимо определить проблемы, выбрать и обосновать систему развития, разработать комплекс мер, направленных на привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов, эффективнее использовать местные инвестиционные ресурсы.
На основании изучения теоретических основ формирования и реализации инвестиционной политики в рамках промышленного комплекса, а также анализа и оценки инвестиционной привлекательности машиностроительного комплекса Кабардино-Балкарской республики, представляется возможным выделить основные элементы, оказывающие влияние на формирование инвестиционной политики в машиностроительном комплексе: инвестиционный климат машиностроительного комплекса; инвестиционная привлекательность машиностроительного комплекса; инвестиционная активность хозяйствующих субъектов; инвестиционный потенциал предприятий машиностроительного комплекса; инвестиционные риски в отрасли; инвестиционные процессы в машиностроительном комплексе; процесс управления инвестиционной деятельностью в машиностроительном комплексе; инвестиционная деятельность отдельных секторов машиностроительного комплекса [5].
Взаимосвязь между данными элементами при формировании инвестиционной политики в машиностроительном комплексе на примере Кабардино-Балкарской республике может быть отображена в модели (рис. 1).
Наиболее существенным фактором воздействия, определяющим параметры для формирования инвестиционной политики, является инвестиционный климат. Инвестиционный климат - это условия, в которых протекают инвестиционные процессы.
Инвестиционный климат это наиболее общий критерий при определении объектов инвестирования. Тип инвестиционного климата формируется под воздействием множества факторов. Оценки инвестиционного климата могут дифференцироваться в диапазоне от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Под неблагоприятным климатом следует понимать климат, характеризующийся высоким уровнем отраслевых рисков для инвесторов, провоцирующий отток капитала и стагнацию инвестиционной деятельности.
С одной стороны, инвестиционный климат определяет исходные условия для разработки инвестиционной политики, а с другой - является ее результатом.
Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Очевидно, что инвестиционный климат может как способствовать, так и препятствовать активизации инвестиционной деятельности. Вследствие этого формирование благоприятного инвестиционного климата - одна из основных задач инвестиционной политики [2].
В соответствии с предложенной моделью инвестиционный климат машиностроительного комплекса определяется двумя наиболее значимыми составляющими - инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов.
Инвестиционная активность характеризуется, прежде всего, объемом инвестиций как собственных (собственные средства предприятий), так и привлеченных. В то время как инвестиционная привлекательность - это характеристика, зависящая от множества факторов. В связи с этим в целях настоящего диссертационного исследования под инвестиционной привлекательностью машиностроительного комплекса понимается совокупность предпосылок, способствующих достижению целей и удовлетворению интересов инвесторов в процессе осуществления инвестиционной деятельности при учете особенностей инвестирования, присущих данному отраслевому комплексу [3]. Инвестиционный потенциал категория консервативная, наиболее медленно реагирующая на изменение экономической конъюнктуры.
Однако с помощью мероприятий, проводимых в рамках инвестиционной политики, возможно создание оптимальных условий для его активизации. Реализации инвестиционного потенциала машиностроительного комплекса КБР препятствуют в том числе и отраслевые инвестиционные риски.
Комплексное развитие машиностроения напрямую связано с интенсивностью инвестиционной деятельности во всех его секторах. Интенсивность инвестиционной деятельности в различных секторах машиностроительного комплекса в значительной степени определяется уровнем развития отраслей - потребителей продукции машиностроения.
Как и любой другой вид деятельности, инвестиционная нуждается в управлении, обеспечивать которое призваны областные органы власти. Различные направления инвестиционной деятельности, осуществляемые хозяйствующими субъектами в рамках машиностроительного комплекса, формируют инвестиционные процессы. Влияние на инвестиционные процессы, а следовательно, и на инвестиционную деятельность оказывается посредством инвестиционной политики, реализуемой в отношении машиностроительного комплекса.
Для активизации инвестиционной деятельности в различных секторах машиностроительного комплекса необходим рационально организованный процесс управления.
Рисунок 1. Модель формирования инвестиционной политики в машиностроительном комплексе Астраханской области
Источник: разработано автором
Изучение литературы и нормативно-правовой документации позволило сделать вывод о том, что, несмотря на наличие моделей управления инвестициями на уровне регионов и муниципальных образований [1], система управления инвестиционной деятельностью на уровне отдельных промышленных комплексов, которая бы соответствовала стратегии развития промышленности в целом и машиностроения в частности, учитывала бы передовой российский и зарубежный опыт управления инвестиционной деятельностью со стороны органов власти, отсутствует. Эффективность инвестиционной политики в машиностроительном комплексе во многом зависит от научной обоснованности процесса управления инвестиционной деятельностью.
Под процессом управления инвестиционной деятельностью на уровне отраслевого промышленного комплекса понимается совокупность мероприятий, осуществляемых руководителями (собственниками) предприятий, нацеленных на формирование и реализацию инвестиционной политики в рамках данного комплекса промышленности с целью активизации происходящих в нем инвестиционных процессов.
Нами был использован метод SWOT-анализа, который через определение сильных и слабых сторон отрасли позволяет выбрать направления более эффективного использования имеющихся ресурсов, определить стратегические цели и направления развития [4].
При этом приведенные возможности характеризуют их потенциал, а угрозы - внутренние и внешние факторы, которые могут помешать исполниться этому потенциалу.
Сильные и слабые стороны промышленного комплекса республики в соотношении с возможностями и угрозами отражены в данной таблице:
Сильные и слабые стороны промышленного комплекса республики в соотношении с возможностями и угрозами
Сила" (S) |
"Слабость" (W) |
|
SO (как использовать сильные |
WO (как слабые стороны |
|
Реконструкция и модернизация |
Низкая конкурентоспособность |
Возможности |
ST (какие сильные стороны |
WT (что необходимо сделать для предотвращения явлений, |
|
Повышение квалификации |
Повышение эффективности |
"Угрозы" |
Взаимосвязь всех основных элементов процесса управления инвестиционной деятельностью при реализации инвестиционной политики в машиностроительном комплексе можно представить в виде схемы (рис. 2).
Субъектами управления инвестиционной деятельностью в машиностроительном комплексе выступают менеджеры (или собственники) предприятий, входящих в его состав. Объектом управления является инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов.
Рисунок 2. Процесс управления инвестиционной деятельностью в машиностроительном комплексе
Как видно из схемы ключевым элементом процесса управления инвестиционной деятельностью в машиностроительном комплексе выступает механизм формирования и реализации инвестиционной политики. Его адекватность и сбалансированность являются необходимым условием достижения целей и решения задач управления инвестиционной деятельностью. В связи с этим особое значение приобретает оценка механизма формирования и реализации инвестиционной политики. Данная процедура позволяет определить возникающие отклонения и вносить соответствующие коррективы.
Изучение современных публикаций по данной проблематике позволило сделать вывод о том, что методические разработки, касающиеся оценки уровня управления инвестициями, существуют. В частности, Е. Ивановым предложена методика оценки уровня управления инвестициями со стороны органов местного самоуправления, базирующаяся на оценке степени соблюдения концептуальных основ управления инвестициями по трем направлениям оценки: стратегический характер управления инвестициями и его направленность на социально-экономическое развитие, соответствие характера мероприятий по управлению инвестициями синергетическому и методологическому подходу, активность органов местного самоуправления в использовании инструментов и методов управления инвестициями и учет факторов совершенствования этого управления [1]. Однако применение данной методики в отношении отдельных комплексов промышленности невозможно, поскольку она не позволяет учитывать специфику их функционирования. При этом ее основные концепции могут быть использованы для создания методики оценки эффективности механизма формирования и реализации инвестиционной политики в отраслевых комплексах промышленности, в частности, в машиностроительном комплексе.
Рецензенты:
Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", ФГБОУ ВПО "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова", г. Нальчик;
Нагоев А.Б., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственного университет им.Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Кильчуков З.Х. МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17816 (дата обращения: 08.10.2024).