Обучение учащихся созданию текстов повествовательного характера занимает в начальной школе ведущее место. Умение представлять повествовательные высказывания с учетом эстетических качеств звучащей речи в форме устного сочинения (рассказа), устного пересказа, безусловно, повышает качество создаваемого текста, поскольку заметно исчезает монотонность речи, которая притупляет восприятие учащихся, желание активно слушать и переживать рассказываемое.
В процессе работы над устными рассказами и сочинениями, однако, мало внимания уделяется эстетическим качествам создаваемого текста, поэтому младшие школьники плохо владеют представлением об эмоционально-экспрессивной звучащей речи: не знают, как владеть мелодикой тона, как расставить логическое и эмоциональное ударение, распределить темп, паузы, не используют приемы вокализации.
Цель исследования
В 2010-2011 учебном году нами был проведен констатирующий срез с целью выявления уровня развития у младших школьников умения учитывать при пересказе устного повествовательного текста эстетических качеств устной речи. Эксперимент проходил в МОБУ СОШ № 25 г. Оренбурга, охвачено было 43 третьеклассника и 44 четвероклассников.
На период проведение эксперимента у учащихся должны быть сформированы следующие умения: 1) подробно пересказывать тексты объемом 60-70 слов; 2) логически излагать его; 3) отбирать языковые средства; 4) произносить с учетом выразительных средств [3]. Нас интересовало в большей степени такое умение, как вокализация текста, реализация которой происходит, по нашему мнению, только при соблюдении интонационных пауз, логического ударения, темпа, мелодики тона, интенсивности и средств эмоциональной экспрессивности (гнев, испуг, нежность, обида, грусть, радость, удивление).
Учащимся была предложена группа текстов, записанных на доске. Представим один их них.
Морской цирк.
В бассейне живут дельфины. Они артисты.
Началась игра в баскетбол. Ник на кончике носа несет мяч. Бросок. Мяч в корзине.
Над бассейном повесили обруч и подожгли его. Марк прыгает через огонь.
Из кармана зрителя торчит платок. Нина подплыла и выхватила его. Минут пять она играла. Потом подала хозяину. Вот четыре дельфина взлетают над водой на шесть метров. Очень красиво! (По И. Бельковичу) [1].
Работа проводилась по следующему алгоритму:
1. Анализ текста и выделение главной мысли.
2. Составление плана к повествовательному тексту.
3. Создание устного повествовательного высказывания учащимися.
4. Запись экспериментатором устных высказываний детей на диктофон.
5. Расшифровка текстов по критериям:
/ - граница синтагмы (перерыв в звучании до 2 секунд);
// - граница предложения (перерыв в звучании то 3 до 4 секунд);
- ядерное слово синтагмы или предложения;
- повышение тона синтагмы или предложения;
- понижение тона синтагмы или предложения;
___ - сильная интенсивность синтагмы или предложения;
_ _ _ - слабая интенсивность синтагмы или предложения;
- монотонная интенсивность синтагмы или предложения;
- медленный темп произнесения предложений;
_ _ - быстрый темп произнесения предложений;
- умеренный темп произнесения предложений;
- эмоциональная экспрессия гнева;
- эмоциональная экспрессия испуга;
- эмоциональная экспрессия нежности;
.. - эмоциональная экспрессия грусти;
- эмоциональная экспрессия обиды;
- эмоциональная экспрессия радости;
- эмоциональная экспрессия удивления.
Второе задание было связано с создание устного сочинения «Что я люблю рисовать» (3 класс), «Моя мама» (4 класс).
В ходе эксперимента было получено 174 повествовательных высказываний: 87 устных повествовательных пересказов по подготовленному и проанализированному тексту на тему: «Морской цирк» (3класс) и «Сапог Великана» (4 класс) и 87 устных повествовательных сочинений по подготовленному плану на тему «Что я люблю рисовать» (3класс) и «Моя мама» (4 класс) [5].
Результаты исследования
Проанализировав серию пересказов учащихся, мы выявили, что у учащихся недостаточно сформированы умения (процент вычислялся от общего числа учащихся):
- членение предложения и синтагм (38%); выделение логического центра предложения (42%); соблюдение мелодики тона (18%), темпа (50%), интенсивности (12%); эмоциональной экспрессии (8%).
Анализ устных сочинений отражает, что показатели качества говорения выше, чем при говорении устных пересказов: отсутствует заикание, низкий показатель повтора конечного слова после произнесенного слова и в 3 классе, и в 4 классе составляет 4 %, слова-организаторы "ой", "нет", "а" употребляются лишь 6% учащихся 3 классов и 4 классов, растягивание слов в 3 классе меньше (12%), чем в 4 классе (22%), говорение звуков типа "а-а", "э-э", "э-м", "э-ф", "ф-ф", "и-и", "х-х" в 4 классе 32%, а в 3 классе 18%, показатель употребления хезитации между фразами и между синтагмами при говорении выше у учащихся 4 классов (20%, 16%), у учащихся 3 классов снижен (16%, 10%), самоисправлений в 3 классе больше (10%), чем в 4 классе (8%).
В процессе анализа текстов с позиции использования эмоциональной экспрессии в устных сочинениях мы выявили три уровня владения учащимися способами эмоциональной экспрессии: высокий уровень – во всем устном высказывании учащимся используется какой-либо тип эмоциональной экспрессии (гнев, испуг, нежность, грусть, обида, радость, удивление); средний уровень – в 70% - 40% всего устного высказывания используется тип эмоциональной экспрессии; низкий уровень – не более 30 % в тексте применяются способы выражения той или иной эмоциональной экспрессии.
Разработанная нами методическая система обучения учащихся по созданию устных повествовательных высказываний с учетом эстетических критериев звучащей речи была апробирована в личном преподавании в третьих классах МОБУ «СОШ № 25» г. Оренбурга после проведения констатирующего среза.
При ознакомлении с компонентами эстетических качеств устной речи были организованы наблюдения за живой, выразительной, яркой, эмоциональной речью как учителя, так и учащихся по следующим критериям: 1) интенсивность речи (слабая, сильная и монотонная); 2) темп (общий и абсолютный); 3) паузы (синтаксические и хезитационные); 4) логическое ударение (восходящее); 5) мелодика (синтаксическое повышение и понижение тона) [2]; 6) эмоциональная экспрессия (гнев, грусть, испуг, обида, нежность, радость, удивление) (критерий введен нами – Ю.Л.). По каждому критерию устной речи, ознакомлению с ними была проведена специальная работа на уроках русского языка.
Поскольку устная речь с учетом эстетических критериев воспринимается учащимся затрудненно (трудности в высоте, мелодике, темпе голоса), нами были разработаны графические схемы текстов с использованием условных обозначений, которые использовались при устных пересказах, и графические схемы вопросов к подготовке устных сочинений. Графические разметки текстов и вопросов (пунктов) плана, как свидетельствуют данные нашего исследования, способствовали правильному выбору учащимися мелодики, темпа и т.д. при озвучивании своего текста, что придавало устной речи учащихся большую выразительность и эмоциональность.
Развитие устной речи с использованием эстетических качеств в процессе обучения учащихся над устными повествовательными высказываниями проходила в три этапа:
1 этап – подготовительный, в котором раскрывались понятия (интенсивность, пауза, темп, мелодика и эмоциональная экспрессия) и их обозначения в устной речи, а также на письме;
2 этап – обучающий, реализующий процесс формирования коммуникативных умений использовать при создании повествовательных текстов эстетических качеств устной речи (интенсивность, пауза, темп, мелодика и эмоциональная экспрессия).
3 этап – воспроизводительный (свободная речь), на данном этапе создаются самостоятельные устные сочинения и рассказы, совершенствуются со стороны экспрессии и эмоциональности звучания, а также происходит коррекция и самокоррекция созданных высказываний.
Отметим последовательность работы учителя по формированию умений: сначала отрабатываются умения пересказывать повествовательные тексты с учетом эстетических критериев, а затем проводится работа по формированию у школьников умения произвольного выразительного и эмоционального говорения при создании устных сочинений.
Заключение
По проведенному констатирующему эксперименту мы увидели, что в начальной школе необходима работа над формированием умений создавать тексты с учетом эстетических качеств устной речи. Отметим, что выстроенная система поэтапной развития эстетических качеств устных повествовательных высказываний дает позитивные результаты и заметно повышается уровень качества развития устной речи младших школьников на уроках русского языка.
Рецензенты:
Кулаева Г.М., д.п.н., профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Попова В.И., д.п.н., профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Лихошерст Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УСТНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17804 (дата обращения: 04.10.2024).