Эффективная деятельность и эффективная личность всегда привлекали внимание ученых. Так, в Америке в 1960-е гг. начались широкомасштабные исследования эффективной личности и ее деятельности. В ходе данных исследований ученые обращали внимание на поведение эффективных менеджеров, которое проявлялось в их деятельности и позволяло судить об эффективности их обладателя. Проявление эффективного поведения в деятельности указывало на то, что личность обладала определенными качественными характеристиками, которые проявлялись в поведении. Данные отдельные личностные характеристики, проявляемые в поведении и предвосхищающие эффективную деятельность, были определены и эмпирически доказаны R. Boyatzis и его последователями и названы компетенциями [2]. В ходе исследований стало очевидно, что эффективными люди становятся в процессе мотивированной деятельности, когда при решении различных проблемных ситуаций вырабатываются эффективные стратегии поведения. По деятельности личности можно судить об эффективных личностных характеристиках. Таким образом, обладание компетенциями рассматривается как поведенческий подход к эффективной деятельности. Компетенционный подход широко распространен в Америке и в последние годы активно исследуется и применяется в Испании и Италии. Однако авторы компетенционного подхода утверждают, что просто эффективной личностью сейчас быть уже недостаточно.
Эффективную личность, способную не просто успешно применять знания и опыт, а эффективно адаптировать их согласно новой ситуации, создавать инновационные продукты, генерировать идеи и иное, характеризует креативность. Западные ведущие исследователи рассматривают креативность как поведение, которое проявляется личностью в деятельности, а продукты данной деятельности представлены как инновации. Креативность - сложный концепт, интегрирующий мотивацию, профессиональную компетентность, социально-профессиональную среду и характеристики личности [1]. Однако определенного, признанного учеными перечня креативных характеристик, проявляемых в поведении личности, составлено не было. Авторы также утверждают, что, так как креативность проявляется в поведении личности, ее можно развивать в любом возрасте. Однако, так как креативность проявляется в поведении, она не может быть компетентностью, ее нельзя представить в виде знаний, умений и навыков. Компетенцией она тоже быть не может, так как компетенция - это отдельная характеристика личности, проявляемая в поведении личности. Личность проявляет и интегрирует различные личностные характеристики, которые определяются в ее поведении в процессе деятельности, способствуя созданию инновационных, социально признанных продуктов (зачастую это знания и опыт). Следовательно, эффективная и креативная личность обладает креативными компетенциями.
Таким образом, креативные компетенции - это определенные личностные характеристики, которые проявляются в поведении личности в процессе деятельности, на основе определенных/профессиональных знаний и опыта, адаптированных согласно условиям ситуации, и которые способствуют креативной и эффективной деятельности и созданию инновационных социально признанных продуктов. Креативные компетенции можно развивать в любом возрасте [1].
Так как креативные компетенции формируемы и развиваемы, необходимы условия, способствующие их формированию и развитию. Активное обучение рассматривается современной дидактикой как стимул формирования и развития качеств личности, которое способствует академической эффективности и конкурентоспособности на рынке труда [3,5,8]. Активное обучение - это создание условий, обеспечивающих мотивированную вовлеченность студентов в образовательный процесс в роли субъектов, что способствует самообразованию, самоорганизации и самоопределению, интерактивному взаимодействию, совместному решению проблем, рефлексии и т.д. [6]. Следовательно, активное обучение рассматривается как эффективное получение и продуктивное использование знаний и опыта, повышающее мотивацию к самостоятельно-исследовательской деятельности, вырабатыванию эффективных стратегий поведения, продуктивному взаимодействию в группе, эмпатии, желанию самореализоваться. Другими словами, активное обучение - это приобретение навыков эффективной и выдающейся деятельности.
Как один из видов активного обучения исследователи рассматривают игровые технологии. Д.Б. Эльконин рассматривал игру как единственный естественный вид обучения, развивающий воображение, так как в ходе проигрывания воображаемых ролей можно отобрать лучший вариант решения проблемы, выработать необходимые эффективные стратегии поведения, которые можно успешно внедрять в последующей продуктивной деятельности [9]. В игровой деятельности индивид обучается самоутверждаться и самореализовываться. На способность обучающегося включаться в игру возраст не влияет [5]. Однако дидактические игры проводятся согласно разработанному сценарию и роли, они не предусматривают ограничения по времени и могут длиться от нескольких часов до нескольких дней, что не способствует их широкому применению в учебной деятельности вуза.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям игра состоит из нескольких проблемных ситуаций, процесс исследования и решения которых способствует выработке наиболее приемлемых способов их решения, что вызывает модификацию личности и отражается на эффективной деятельности индивида [7,8,9]. Таким образом, в процессе решения ранее не известной проблемы, опираясь на свои знания и опыт, которые обучающиеся модифицируют и адаптируют согласно ситуации, задействовав свое воображение, они вырабатывают новые знания и опыт, создают инновационные и значимые продукты, приобретают эффективные стратегии поведения, генерируют идеи, предлагая всевозможные варианты решения проблемных задач, что положительно отражается на личностной эффективности и успешности образовательной деятельности. Игровая ситуация представляет собой педагогические приемы, внедренные в учебную деятельность, кратковременные, но не ограниченные правилами, что предоставляет студентам свободу выбора стратегий, средств и повышает мотивацию к активности и самостоятельному приобретению необходимых навыков. [8]. Следовательно, игровая ситуация - это ограниченная по времени, но не регламентируемая жесткими правилами деятельность, которая представляет собой специально разработанные условия, способствующие формированию и развитию личностных качеств и эффективных стратегий поведения. Реализация игровых ситуаций мотивирует студентов к самообразованию и накоплению новых опыта, знаний и приобретению способов эффективного решения проблемных задач, вследствие чего она может успешно быть внедрена в образовательный процесс вуза.
Для того чтобы процесс реализации игровых ситуаций был продуктивным, необходимо следить за тем, чтобы процесс решения игровой ситуации был направлен на самоорганизацию, самообразование и самостоятельно-исследовательскую деятельность студентов. Ситуация должна соответствовать интересам и сфере деятельности студентов, которую они изучают, с тем чтобы активно задействовать имеющиеся опыт и знания, на базе которых следует приобретать новые. Игровая ситуация должна быть проблемной, но посильной, понятной и практичной, чтобы мотивировать на ее решение и последующее применение полученных знаний, навыков и стратегий поведения в реальной социально-профессиональной деятельности. Необходимо создать эмоционально стабильную среду, способствующую успешной игровой деятельности студентов и моделированию и формированию креативных компетенций/личностных качеств, демонстрируемых в эффективных стратегиях поведения в процессе деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности, развитию коммуникативных навыков, самоорганизации, самообразованию и самореализации[4]. Таким образом, игровые ситуации помогают обучающимся включаться в процесс обучения в роли субъектов учебного процесса, имеют практическую направленность применения полученных опыта и знаний в реальных жизненных ситуациях, ориентируют на успех, способствуют эмоциональной эмерджентности.
В ходе реализации игровых ситуаций, задействовав собственные опыт и знания, студенты определяют проблему и пытаются подобрать наиболее успешный вариант ее решения, адаптируя имеющиеся опыт и знания согласно новой игровой ситуации. Недостаток знаний для продуктивной реализации игровой ситуации направляет студентов на самообразование, в процессе которого формируется такие личностные характеристики, как умение работать в группе и проявление воздействия в процессе обмена информацией; использование компьютерных технологий; анализ и синтез полученной информации, критическое отношение к ней; гибкость мышления, проявляющаяся в способности предлагать различные варианты решения проблем; адаптация к новым условиям ситуации; мотивация на успешное решение проблем; самоорганизация и.д. Следовательно, происходит качественный отбор эффективных действий и стратегий поведения, приобретаются новые знания и опыт, студенты становятся более открытыми и коммуникабельными. Игровые ситуации предусматривают создание и решение таких проблемных задач, которые в обычном образовательном процессе создать трудно. Следовательно, игровая ситуация ставит студента в активную позицию, заинтересовывает и позволяет проявить свою конкурентоспособность, так как игровые ситуации представляют собой также состязательную деятельность[4].
Проигрывание игровых ситуаций в процессе учебной деятельности в вузе формирует и развивает личностные качества студентов, способствует умению эффективно решать социально-профессиональные проблемы и успешно использовать полученный положительный опыт и знания в моделируемой социально-профессиональной деятельности, помогает отрабатывать различные варианты успешных способов решения проблем и мотивировать готовность студентов к самоорганизации и самообразованию. Игровые ситуации также способствуют отработке эффективных моделей поведения будущей профессиональной деятельности и накоплению социально-профессионального опыта, которые отражаются на модификации личности и являются стимулом ее дальнейшего саморазвития и успешной самореализации.
Таким образом, системы высшего образования, учитывая современные социально-экономические условия, нацелены на формирование и развитие конкурентоспособной, самоорганизованной и мобильной личности, способной в процессе деятельности формировать и развивать собственные личностные качества, способствующие вырабатыванию эффективных стратегий поведения, демонстрируемых в эффективной деятельности, самоорганизации и самообразованию, приобретению навыков успешного применения знаний и опыта, способов решения нестандартных задач и созданию инновационных продуктов.
Рецензенты:
Гавриленко Н.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков инженерного факультета БГОУ ВПО « Российский университет дружбы народов», г. Москва;
Сергеева В.П,, д.п.н., профессор, профессор кафедры истории и теории педагогики института педагогики и психологии образования БГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Гакова Е.В. ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17785 (дата обращения: 10.10.2024).