Цель исследования - определение особенностей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студентов-вокалистов в динамике профессионального обучения.
Материалы и методы исследования
Для выполнения поставленной цели в исследовании участвовали студенты вокальных отделений Оренбургского государственного института искусств им. М. и Л. Ростроповичей и Оренбургского музыкального колледжа (1 группа - вокалисты с потенциальными вокальными способностями; 2 группа - вокалисты без потенциальных вокальных способностей) и студенты, не занимающиеся вокальным искусством. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определялось с помощью кардиоритмографического комплекса ORTO Expert [2].
Результаты исследования и их обсуждение.
Многопараметрическая характеристика показателей математического анализа сердечного ритма студентов исследуемых групп приведена в таблице.
Показатели параметров вариационной пульсометрии у студентов исследуемых групп в динамике учебного года (М+m)
Показатели |
Время измерения показателя |
исследуемые группы |
|||
вокалисты с потенциальными вокальными способностями |
вокалисты без потенциальных вокальных способностей |
студенты, не занимающиеся вокалом |
|||
Мода, (с) |
1 |
п |
0,651±0,013 |
0,792±0,021 |
0,714±0,04 |
о |
0,582±0,012 |
0,791 ±0,009 |
0,646±0,04 |
||
2 |
п |
0,645±0,016 |
0,641±0,007 |
0,737±0,026 |
|
о |
0,545±0,015 |
0,633±0,012 |
0,605±0,018 |
||
AMo, (%) |
1 |
п |
42,19±2,81 |
41,10±6,61 |
43,76±6,81 |
о |
47,42±3,37 |
38,32±0,84 |
46,84±5,06 |
||
2 |
п |
40,88±3,49 |
45,99±0,92 |
32,55±3,43* |
|
о |
50,92±3,98* |
45,43±1,73 |
42,14±3,12 |
||
∆Х, (с) |
1 |
п |
0,29±0,03 |
0,39±0,02 |
0,29±0,06 |
о |
0,26±0,04 |
0,49±0,01 |
0,24±0,04 |
||
2 |
п |
0,34±0,037 |
0,30±0,01 |
0,43±0,06* |
|
о |
0,25±0,029 |
0,28±0,01 |
0,37±0,04* |
||
ИН, (ед.) |
1 |
п |
160,2±31,4 |
87,4±9,1 |
208,9±70,6 |
о |
164,3±46,2 |
107,7± 6,1 |
281,5±81,5 |
||
2 |
п |
162,4±34,4 |
198,6± 10,9* |
92,1±19,9*,** |
|
о |
216,4±32,8* |
235,7±37,7 |
184,5±45,1* |
* р<0,05 при сравнении начало и конец учебного года
** р<0,05 при сравнении между группами
Установленное у вокалистов с потенциальными вокальными способностями незначительное, а у студентов группы сравнения существенное снижение показателя АМо (амплитуда моды) к окончанию учебного года, что свидетельствует о снижении симпатического влияния вегетативной нервной системы на организм студентов. При этом, имело место увеличение среднего значения ∆Х (вариационного размаха), что свидетельствует об увеличении влияний парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на регуляторные процессы в организме. В группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей показатель АМо (амплитуда моды) к окончанию учебного года увеличивается, а показатель ∆Х снижается, что свидетельствует о повышении симпатического влияния вегетативной нервной системы на организм студентов.
Учитывая, что характеристики сердечного ритма позволяют, в известной степени, дать интегральную информацию о состоянии организма в целом, быть своеобразным индикатором для оценки функционального состояния регуляторных систем, нами оценен уровень адаптации через определение индекса напряжения [5, 6].
Установлено, что у вокалистов с потенциальными вокальными способностями ИН в начале учебного года был меньше чем у студентов, не занимающихся вокалом в 1,3 раза в покое и в 1,7 раза при ортостазе; у вокалистов без потенциальных вокальных способностей ИН был меньше чем у студентов, не занимающихся вокалом в 2,3 раза в покое и в 2,7 раза при ортостазе. В конце учебного года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями ИН был больше чем у студентов, не занимающихся вокалом в 1,8 раза в покое и в 1,2 раза при ортостазе; у вокалистов без потенциальных вокальных способностей ИН был меньше чем у студентов, не занимающихся вокалом в 2,2 раза в покое и в 1,3 раза при ортостазе. Среди вокалистов у вокалистов с потенциальными вокальными способностями ИН был больше, чем у вокалистов без потенциальных вокальных способностей в 1,8 раза в покое и в 1,5 раза при ортостазе в начале учебного года и меньше в 1,2 раза в покое и в 1,1 раза при ортостазе в конце учебного года.
При проведении ортостатической пробы отмечено увеличение ИН у всех студентов, что свидетельствует о включении компенсаторных реакций организма при переходе в вертикальное положение. Необходимо отметить, что включение компенсаторных реакций организма при переходе в вертикальное положение в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей затруднено, что, возможно, связано с изначально низкими уровнями резервных возможностей.
В динамике учебного года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями нет выраженного изменения индекса напряжения в покое, что говорит о хорошем восстановлении функциональных резервов при растущем уровне мастерства пения; при ортостазе идёт напряжением механизмов регуляции, что находит своё отражение на увеличении индекса напряжения с 164,3+46,2 ед. до 216,4+32,8 ед. У вокалистов без потенциальных вокальных способностей напротив наблюдаются выраженное увеличение индекса напряжения в покое с 87,4+9,1 ед. до 198,6+10,9ед., при ортостазе с 107,7+6,1 ед. до 235,7+37,7 ед., что свидетельствует о высоком напряжении механизмов регуляции.
Степень напряжения регуляторных систем - есть интегральный ответ организма на весь комплекс воздействующих на него факторов, независимо от того с чем они связаны. При воздействии комплекса факторов возникает общий адаптационный синдром, который представляет собой универсальный ответ организма на стрессорные воздействия любой природы и проявляется этот синдром однотипно в виде мобилизации функциональных резервов организма. Здоровый организм, обладая достаточным запасом функциональных возможностей, отвечает на стрессорное воздействие обычным, нормальным, так называемым рабочим напряжением регуляторных систем. Даже в условиях покоя напряжение регуляторных систем может быть высоким, если человек не имеет достаточных функциональных резервов. Это выражается, в частности, в высокой стабильности сердечного ритма, характерной для повышенного тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы [1].
Сравнительный анализ уровня адаптации показал, что в начале учебного года с удовлетворительной адаптацией было вокалистов с потенциальными вокальными способностями 23,6% студентов, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 15,4%, студентов, не занимающихся вокалом - 19,6%; с напряжением механизмов адаптации отмечено вокалистов с потенциальными вокальными способностями - 29,3%, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 27,6%, студентов, не занимающихся вокалом - 31,5%; с неудовлетворительной адаптацией отмечено вокалистов с потенциальными вокальными способностями - 47,1%, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 54,9%, студентов, не занимающихся вокалом - 48,9%; студенты со срывом механизмов адаптации были отмечены только в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 2,1%. В конце учебного года студентов с удовлетворительной адаптацией было вокалистов с потенциальными вокальными способностями 20,8% студентов, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 10,8%, студентов, не занимающихся вокалом - 4,5%; с напряжением механизмов адаптации отмечено вокалистов с потенциальными вокальными способностями - 27,0%, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 23,5%, студентов, не занимающихся вокалом - 43,1%; с неудовлетворительной адаптацией отмечено вокалистов с потенциальными вокальными способностями - 52,2%, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 60,9%, студентов, не занимающихся вокалом - 50,3%; студенты со срывом механизмов адаптации были отмечены в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 4,8% и в группе сравнения - 2,1%.
В динамике обучения наблюдается следующие изменение распределения студентов в зависимости от уровня адаптированности организма: в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями к концу учебного года отмечается равномерное изменение уровня адаптированности, которое проявляется в незначительном снижении вокалистов с удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации; в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей отмечается наблюдается такая же тенденция, однако она носит более выраженный характер, отмечено в этой группе увеличение вокалистов с неудовлетворительной адаптацией на 6% и вокалистов со срывом адаптации на 2,1%; в группе студентов, не занимающихся вокалом, отмечается выраженное снижение студентов с удовлетворительной адаптацией на 15,1% и появление студентов со срывом механизмов адаптации.
В результате сравнительного анализа уровня адаптации студентов исследуемых групп установлено, что к окончанию учебного года среди вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 4,4 раза больше студентов с удовлетворительной адаптацией, чем в группе сравнения и в 1,9 раза больше, чем в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей. Кроме того, к окончанию учебного года только вокалистов с потенциальными вокальными способностями не имели срыва адаптации, тогда как в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей и группе студентов, не занимающихся вокалом, присутствовали студенты со срывом механизмов адаптации. Это, по всей вероятности, связано с декомпенсацией адаптационных механизмов и низкими адаптационными возможностями студентов этих групп, так как у студентов, не занимающихся вокалом, отсутствовал тренировочный процесс, а у вокалистов без потенциальных вокальных способностей организм не справлялся с ежедневной голосовой нагрузкой.
Успешность адаптации обусловлена резервными возможностями организма. Достаточные функциональные резервы организма были отмечены у 52,9% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, 43% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и 51,1% студентов, не занимающихся вокалом в начале учебного года; 47,8% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, 34,4% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и 47,6% студентов, не занимающихся вокалом в конце учебного года. Сниженные функциональные резервы организма были отмечены у 47,1% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, 54,9% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и 48,9% студентов, не занимающихся вокалом в начале учебного года; 52,2% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, 60,9% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и 50,3% студентов, не занимающихся вокалом в конце учебного года. Существенное снижение функциональных резервов организма наблюдалось в начале учебного года у вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 2,1%; в конце учебного года у вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 4,8%, студентов, не занимающихся вокалом - 2,1%.
В динамике обучения у вокалистов с потенциальными вокальными способностями наблюдалось незначительное увеличение вокалистов со сниженными функциональными возможностями; у вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось уменьшение вокалистов с достаточными функциональными резервами на 8,7% за счёт увеличения вокалистов со сниженными и существенно сниженными функциональными резервами; у студентов, не занимающихся вокалом отмечалось появление студентов с существенно сниженными функциональными резервами. При этом, как в начале, так и в конце учебного, отмечен самый низкий процент студентов с достаточными функциональными резервами среди вокалистов без потенциальных вокальных способностей.
Заключение
Таким образом, показано, что вокалисты с потенциальными вокальными способностями на фоне постоянной вокальной тренированности имеют высокие функциональные резервы организма и выполняют вокальную работу без напряжения механизмов адаптации.
Рецензенты:
Сетко А.Г., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России, г. Оренбург;
Боев М.В., д.м.н., заведующий кафедрой медицины катастроф ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России, г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Садретдинова Р.М., Сетко Н.П., Бейлина Е.Б. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ВОКАЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17783 (дата обращения: 02.11.2024).