Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ВОКАЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ

Садретдинова Р.М. 1 Сетко Н.П. 1 Бейлина Е.Б. 1
1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России»
В статье представлены данные функционального состояния сердечно-сосудистой системы вокалистов с потенциальными способностями и без них в сравнении со студентами, не занимающимися вокальным искусством. Показано, что в динамике обучения в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями к концу учебного года отмечается равномерное изменение уровня адаптированности, которое проявляется в незначительном снижении вокалистов с удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации; в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей отмечается увеличение вокалистов с неудовлетворительной адаптацией на 6% и вокалистов со срывом адаптации на 2,1%.
функциональные резервы
адаптация
индекс напряжения
студенты-вокалисты
1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний н грани норы и патологии / Р.М. Баевский. – М.: Медицина, 1979. – С. 248-277.
2. Галлеев А.Р. Комплекс ORTO-EXPERT как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Методическое руководство. – Кемерово, 1999. – 36 с.
3. Сетко Н.П. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей / Н.П. Сетко, М.М. Мокеева // Гигиена и санитария. – 1999. - №1. – С. 29-31.
4. Сафронова А.И. Гигиеническая характеристика факторов школьной и окружающей среды и их роль в развитии дисрегуляции вегетативной нервной системы у школьников и гимназистов / А.И. Сафронова // автореф. дисс. … канд. мед. наук. – Оренбург, 2009. – 170 с.
5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи // Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
6. Кучма В.Р. Теория и практик гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма. – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001. – 376 с.
Успешность адаптации обучающихся в современном обществе зависит от большого числа факторов жизнедеятельности, среди которых ведущее место занимают факторы профессионального обучения [3, 4]. Влияние факторов учебной среды при вокальном искусстве, а особенно напряженность процесса, безусловно, отражается на функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, которая тесно взаимосвязана со всеми остальными системами организма, оказывающими на нее эффекторные влияния. Это позволяет определить сердечно-сосудистую систему кровообращения как чуткий индикатор адаптационно-приспособительных реакций организма. 

Цель исследования - определение особенностей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студентов-вокалистов в динамике профессионального обучения.

Материалы и методы исследования

Для выполнения поставленной цели в исследовании участвовали студенты вокальных отделений Оренбургского государственного института искусств им. М. и Л. Ростроповичей и Оренбургского музыкального колледжа (1 группа - вокалисты с потенциальными вокальными способностями; 2 группа - вокалисты без потенциальных вокальных способностей) и студенты, не занимающиеся вокальным искусством. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы определялось с помощью кардиоритмографического комплекса ORTO Expert [2].

Результаты исследования и их обсуждение.

Многопараметрическая характеристика показателей математического анализа сердечного ритма студентов исследуемых групп приведена в таблице.

Показатели параметров вариационной пульсометрии у студентов  исследуемых групп в динамике учебного года (М+m)

 

 

Показатели

 

Время измерения показателя

исследуемые группы

вокалисты с потенциальными вокальными способностями

вокалисты без потенциальных вокальных способностей

студенты, не занимающиеся вокалом

 

Мода, (с)

1

п

0,651±0,013

0,792±0,021

0,714±0,04

о

0,582±0,012

0,791 ±0,009

0,646±0,04

2

п

0,645±0,016

0,641±0,007

0,737±0,026

о

0,545±0,015

0,633±0,012

0,605±0,018

 

AMo, (%)

1

п

42,19±2,81

41,10±6,61

43,76±6,81

о

47,42±3,37

38,32±0,84

46,84±5,06

2

п

40,88±3,49

45,99±0,92

32,55±3,43*

о

50,92±3,98*

45,43±1,73

42,14±3,12

 

∆Х, (с)

1

п

0,29±0,03

0,39±0,02

0,29±0,06

о

0,26±0,04

0,49±0,01

0,24±0,04

2

п

0,34±0,037

0,30±0,01

0,43±0,06*

о

0,25±0,029

0,28±0,01

0,37±0,04*

 

ИН, (ед.)

1

п

160,2±31,4

87,4±9,1

208,9±70,6

о

164,3±46,2

107,7± 6,1

281,5±81,5

2

п

162,4±34,4

198,6± 10,9*

92,1±19,9*,**

о

216,4±32,8*

235,7±37,7

184,5±45,1*

* р<0,05  при сравнении начало  и конец учебного года

** р<0,05 при сравнении между группами

Установленное у вокалистов с потенциальными вокальными способностями незначительное, а у студентов группы сравнения существенное снижение показателя АМо (амплитуда моды) к окончанию учебного года, что свидетельствует о снижении симпатического влияния вегетативной нервной системы на организм студентов. При этом, имело место увеличение среднего значения ∆Х (вариационного размаха), что свидетельствует об увеличении влияний парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на регуляторные процессы в организме. В группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей показатель АМо (амплитуда моды) к окончанию учебного года увеличивается, а показатель ∆Х снижается, что свидетельствует о повышении симпатического влияния вегетативной нервной системы на организм студентов.

Учитывая, что характеристики сердечного ритма позволяют, в известной степени, дать интегральную информацию о состоянии организма в целом, быть своеобразным индикатором для оценки функционального состояния регуляторных систем, нами оценен уровень адаптации через определение индекса напряжения [5, 6].

Установлено, что у вокалистов с потенциальными вокальными способностями ИН в начале учебного года был меньше чем у студентов, не занимающихся вокалом в 1,3 раза в покое и в 1,7 раза при ортостазе; у вокалистов без потенциальных вокальных способностей ИН был меньше чем у студентов, не занимающихся вокалом в 2,3 раза в покое и в 2,7 раза при ортостазе. В конце учебного года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями ИН был больше чем у студентов, не занимающихся вокалом в 1,8 раза в покое и в 1,2 раза при ортостазе; у вокалистов без потенциальных вокальных способностей ИН был меньше чем у студентов, не занимающихся вокалом в 2,2 раза в покое и в 1,3 раза при ортостазе. Среди вокалистов у вокалистов с потенциальными вокальными способностями ИН был больше, чем у вокалистов без потенциальных вокальных способностей  в 1,8 раза в покое и в 1,5 раза при ортостазе в начале учебного года и меньше в 1,2 раза в покое и в 1,1 раза при ортостазе в конце учебного года.

При проведении ортостатической пробы отмечено увеличение ИН у всех студентов, что свидетельствует о включении компенсаторных реакций организма при переходе в вертикальное положение. Необходимо отметить, что включение  компенсаторных реакций организма при переходе в вертикальное положение в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей  затруднено, что, возможно, связано с изначально низкими уровнями резервных возможностей.

В динамике учебного года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями нет выраженного изменения индекса напряжения в покое, что говорит о хорошем восстановлении функциональных резервов при растущем уровне мастерства пения; при ортостазе идёт напряжением механизмов регуляции, что находит своё отражение на увеличении индекса напряжения с 164,3+46,2 ед. до 216,4+32,8 ед. У вокалистов без потенциальных вокальных способностей  напротив наблюдаются выраженное увеличение  индекса напряжения в покое с 87,4+9,1 ед. до 198,6+10,9ед., при ортостазе с 107,7+6,1 ед. до 235,7+37,7 ед., что свидетельствует о высоком напряжении механизмов регуляции.

Степень напряжения регуляторных систем - есть интегральный ответ организма на весь комплекс воздействующих на него факторов, независимо от того с чем они связаны. При воздействии комплекса факторов возникает общий адаптационный синдром, который представляет собой универсальный ответ организма на стрессорные воздействия любой природы и проявляется этот синдром однотипно в виде мобилизации функциональных резервов организма. Здоровый организм, обладая достаточным запасом функциональных возможностей, отвечает на стрессорное воздействие обычным, нормальным, так называемым рабочим напряжением регуляторных систем. Даже в условиях покоя напряжение регуляторных систем может быть высоким, если человек не имеет достаточных функциональных резервов. Это выражается, в частности, в высокой стабильности сердечного ритма, характерной для повышенного тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы [1].

Сравнительный анализ уровня адаптации показал, что в начале учебного года с удовлетворительной адаптацией было вокалистов с потенциальными вокальными способностями 23,6% студентов, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 15,4%, студентов, не занимающихся вокалом - 19,6%; с напряжением механизмов адаптации отмечено вокалистов с потенциальными вокальными способностями - 29,3%, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 27,6%, студентов, не занимающихся вокалом - 31,5%; с неудовлетворительной адаптацией отмечено вокалистов с потенциальными вокальными способностями - 47,1%, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 54,9%, студентов, не занимающихся вокалом - 48,9%; студенты со срывом механизмов адаптации были отмечены только в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 2,1%. В конце учебного года студентов с удовлетворительной адаптацией было вокалистов с потенциальными вокальными способностями 20,8% студентов, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 10,8%, студентов, не занимающихся вокалом - 4,5%; с напряжением механизмов адаптации отмечено вокалистов с потенциальными вокальными способностями - 27,0%, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 23,5%, студентов, не занимающихся вокалом - 43,1%; с неудовлетворительной адаптацией отмечено вокалистов с потенциальными вокальными способностями - 52,2%, вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 60,9%, студентов, не занимающихся вокалом - 50,3%; студенты со срывом механизмов адаптации были отмечены в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 4,8% и в группе сравнения - 2,1%.

В динамике обучения наблюдается следующие изменение распределения студентов в зависимости от уровня адаптированности организма: в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями к концу учебного года отмечается равномерное изменение уровня адаптированности, которое проявляется в незначительном снижении вокалистов с удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации; в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей отмечается наблюдается такая же тенденция, однако она носит более выраженный характер, отмечено в этой группе увеличение вокалистов с неудовлетворительной адаптацией на 6%  и вокалистов со срывом адаптации на 2,1%; в группе студентов, не занимающихся вокалом, отмечается выраженное снижение студентов с удовлетворительной адаптацией на 15,1% и появление студентов со срывом механизмов адаптации.

В результате сравнительного анализа уровня адаптации студентов исследуемых групп установлено, что к окончанию учебного года среди  вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 4,4 раза больше студентов с удовлетворительной адаптацией, чем в группе сравнения и в 1,9  раза больше, чем в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей. Кроме того, к окончанию учебного года только вокалистов с потенциальными вокальными способностями не имели срыва адаптации, тогда как в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей и группе студентов, не занимающихся вокалом, присутствовали студенты со срывом механизмов адаптации. Это, по всей вероятности, связано с декомпенсацией адаптационных механизмов и низкими адаптационными возможностями студентов этих групп, так как у студентов, не занимающихся вокалом, отсутствовал тренировочный процесс, а у вокалистов без потенциальных вокальных способностей организм не справлялся с ежедневной голосовой нагрузкой.

Успешность адаптации обусловлена резервными возможностями организма. Достаточные функциональные резервы организма были отмечены у 52,9% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, 43% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и 51,1% студентов, не занимающихся вокалом в начале учебного года; 47,8% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, 34,4% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и 47,6% студентов, не занимающихся вокалом в конце учебного года. Сниженные функциональные резервы организма были отмечены у 47,1% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, 54,9% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и 48,9% студентов, не занимающихся вокалом в начале учебного года; 52,2% вокалистов с потенциальными вокальными способностями, 60,9% вокалистов без потенциальных вокальных способностей и 50,3% студентов, не занимающихся вокалом в конце учебного года. Существенное снижение функциональных резервов организма наблюдалось в начале учебного года у вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 2,1%; в конце учебного года у вокалистов без потенциальных вокальных способностей - 4,8%, студентов, не занимающихся вокалом - 2,1%.

В динамике обучения у вокалистов с потенциальными вокальными способностями  наблюдалось незначительное увеличение вокалистов со сниженными функциональными возможностями; у вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось уменьшение вокалистов с достаточными функциональными резервами на 8,7% за счёт увеличения вокалистов со сниженными  и существенно сниженными функциональными резервами; у студентов, не занимающихся вокалом отмечалось  появление студентов с существенно сниженными функциональными резервами. При этом, как в начале, так и в конце учебного, отмечен самый низкий процент студентов с достаточными функциональными резервами среди вокалистов без потенциальных вокальных способностей.

Заключение

Таким образом, показано, что вокалисты с потенциальными вокальными способностями на фоне постоянной вокальной тренированности имеют высокие  функциональные резервы организма и выполняют вокальную работу без напряжения механизмов адаптации.

Рецензенты:

Сетко А.Г., д.м.н., профессор, заведующий  кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России, г. Оренбург;

Боев М.В., д.м.н., заведующий кафедрой медицины катастроф ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Садретдинова Р.М., Сетко Н.П., Бейлина Е.Б. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ВОКАЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17783 (дата обращения: 02.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674