В педагогической периодике военного времени отмечалось, что война внесла значительные коррективы в организацию и функционирование школьной системы и потребовала такой перестройки учебно-воспитательной работы, которая обеспечивала бы подготовку учащихся к практическому участию в труде и обороне [9].
В 1942 г. был принят документ, который обозначил новые задачи школы в военное время, среди которых важное место занимала военно-физическая подготовка, идейно-политическое и патриотическое воспитание.
Подтверждением тому было следующее:
1) «учащиеся изучали строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, знакомились с стрелковым оружием, проходили технику рукопашного боя и военно-санитарного дела» [9];
2) «каждый обучающийся школьник должен был научиться в совершенстве владеть стрелковым оружием и практически усвоить тактику ближнего боя» [4].
Отмечалось, что время, отводимое для военно-физической подготовки, необходимо было использовать с наибольшей производительностью в полном соответствии с заранее разработанным учебным планом. Расписание занятий составлялись на каждую неделю, в нем указывались: время занятий; часы занятий; предмет занятий (т.е. вид военной подготовки); содержание занятий; пособия и руководства, на основе которых должны вестись занятия [4].
Так, в VIII классах выделялось 3 ч на занятие, в IX классах - 4 ч, в X классах - 5 ч. На физическую и допризывную военную подготовку учащихся отводилось в V-VII классах по 3 ч в неделю. В связи с необходимостью дать старшим школьникам начальные военные знания и умения в VIII и IX классах на военные занятия и физкультуру отводилось по 4 ч, а в X классе - по 5 ч в неделю [9].
По разработанному учебному плану и расписанию проводились следующие занятия:
1) строевая подготовка;
2) огневая подготовка;
3) тактическая подготовка;
4) подготовка одиночного бойца (бойца-наблюдателя, бойца в наступательном бою и атаке);
5) химическая подготовка.
Целью строевой подготовки являлось воспитание сознательной дисциплины, товарищеской «спайки» и выработки навыков каждого учащегося для выполнения боевых задач. Перед каждым построением и выходом необходимо было проверять исправность одежды, выданного оружия и снаряжения. Это имело большое воспитательное значение, приучало школьников к аккуратности и вниманию. Так, при прохождении темы «Действия бойца без оружия» надо сразу добиться правильной основной стойки и четких поворотов; при обучении «действиям бойца с оружием» следует добиться четкого, с необходимой выдержкой, выполнения ружейных приемов; при обучении бойцов «перебежкам» и «переползанию» нужно указать обучаемым, что эти способы передвижения нужны для преодоления участков местности и т.д. [4, с. 19].
Занятия огневой подготовкой организовывались и проводились под общим руководством военрука. Учащиеся знакомились с оружием и правилами обращения с ним. При изучении приемов стрельбы обязательно демонстрировалось выполнение этого приема в целом, после чего обучаемый «проделывал» показанный прием. При изучении ручных гранат и противотанковой ручной гранаты, после ознакомления обучаемых с боевыми их свойствами и устройством добивались твердых знаний, а именно как зарядить гранату и подготовить к метанию; особенно внимательно останавливались на изучении зажигательных бутылок [4, с. 20].
Тактическая подготовка предполагала изучение и отработку техники проведения атаки (колка чучел, метание учебных гранат в мишени и др.). На всех практических занятиях обязательно вводились вопросы стрелковой, саперной и химической подготовки. При обучении бойца основам наступательного боя и атаке на занятии следовало было избрать участок с разнообразным характером местности для показа всякого рода передвижений под огнем противника при сближении с ним. Каждому школьнику необходимо было показать движения и действия с момента открытия пулеметного огня противника и рубежа атаки.
Учащихся знакомили со службой дозора в разведке, где необходимо было объяснить значение разведки и ознакомить со способами добывания сведений о противнике, объяснить, почему боец должен сдать все свои документы, личные и служебные, а лишь затем перейти к практическому обучению разведчика. Кроме того, разъяснялось поведение наблюдателя, которому необходимо было вести следующие наблюдения:
1) за противником - выявить расположение его огневых точек, наблюдателей, офицеров, танков, орудий, самолетов и т.д.;
2) за передвижениями и действиями своих войск, соседей и т.д.;
3) за сигналами воздушной, танковой и химической тревоги.
Необходимо было обращать внимание на самые незначительные признаки: качание веток, кустов при отсутствии ветра, колебание травы, пыль, блеск, изменение положения местных предметов и др. При обнаружении цели наблюдателю нужно было строго определить расстояние и доложить командиру примерно так: «прямо, желтый куст справа рядом - пулемет - 600 метров» [4, с.20].
Занятия по химической подготовке проводились только практически, с показом средств химической защиты и способами их использования. Особое внимание обращалось на изучение противогаза общевойскового типа, а именно знакомство с его устройством, назначением и действиями противодымного фильтра, химического поглотителя и активированного угля, а также умением пользоваться им в разных условиях [4, с. 21].
Результаты военно-физической подготовки каждого ученика подлежали обязательной проверке. Отстающих обязательно выделяли в отдельную группу и «тренировали их особенно настойчиво, чтобы они шли в уровень с другими». В рамках военно-физической подготовки воспитывали и командирские навыки. Для этого лучшим школьникам поручали лучшим школьникам вести некоторые виды занятий с небольшими группами обучаемых [Там же].
Так, архивные материалы показывают, что в ходе проверки «...выявлено слабое знание основных частей программы военной подготовки, отсутствие или бессистемное проведение физзарядок, систематические срывы занятий по военно-физической подготовке. В целях устранения недочетов предложено следующее: изучить в кружках программы военно-физической подготовки учащихся и сдать зачеты; Срывы и замены военных занятий считать чрезвычайной ситуацией - немедленно производить расследование с привлечением виновных к судебной ответственности; Произвести занятия на свежем воздухе. Физзарядку ввести в систему» [5].
В связи с этим подвергался некоторому сокращению программный материал по предметам в старших классах путем исключения из программ текстуального изучения некоторых произведений, отдельных исторических фактов.
Таблица 1
Сравнительная таблица сокращения учебных часов [9].
Предмет |
Класс |
Количество недельных часов на изучение в довоенное время |
Количество недельных часов на изучение в годы войны |
Литература |
VIII-X |
5 |
4 |
История |
VIII-X |
5 |
4 |
Конституция |
VII |
2 |
1 |
Основы дарвинизма |
IX |
3 |
2 |
Сокращение учебных часов неблагоприятно сказалось на усвоении материала. В годовых отчетах о работе школ отмечалась низкая грамотность учащихся, а успеваемость зачастую составлял 40-50% [2].
Благодаря архивным материалам мы можем представить, как было организовано идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся в школах. Например, для улучшения постановки воспитательной работы выходили следующие постановления:
1) разработать конкретные мероприятия, ввести в практику ежемесячные проверки состояния отдельных разделов учебно-воспитательной работы;
2) организовать внешкольную работу, особое внимание обратить на подготовительную работу военно-физического воспитания, проведение бесед и докладов научно-популярного характера;
3) обеспечить оборудованием и инвентарем (плакаты, портреты вождей и др.)» [3].
Также проводились литературные концерты, монтажи, детские утренники, тематика которых была героико-патриотическая и посвященная определенным датам и событиям: «Да здравствует Новый год - год Великих Побед»; «День 27-ой годовщины РККА»; «Молодежь в дни Отечественной войны»; «Сталин - наша сила»; «Боевые подвиги Красной Армии».
Вопрос организации и проведения идейно-политической работы в годы войны касался не только учащихся, но и учительства. От педагога требовалась прежде всего «работа над собой, организация воспитания на более высоком уровне...» [7]. Содержанием политического образования учителей являлось «...изучение книги товарища Сталина «О Великой Отечественной войне» и изучение краткого курса истории ВКП(б)» [8].
Патриотическому воспитанию учащихся уделялось большое внимание не только во внеклассной работе, но и в учебное время. Правильное преподавание основ наук, уроки объяснительного чтения в начальных классах, подбор тематики для бесед по картинам, для изложений, сочинений и даже текстов для диктантов формируют сознание учащихся, воспитывают у них идейную коммунистическую направленность. Важно при этом обеспечивать воздействие не только на интеллект, но и на эмоции учащихся, создавать у них соответствующий душевный отклик, согревать мысли, вызывать осуждение антиобщественного поведения. Особая роль в решении этой задачи принадлежит преподавателям литературы и истории, знакомящим учащихся с полными драматизма страницами истории человечества и своего народа [1].
Учебный материал каждого урока должен был быть связан с конкретными событиями Великой Отечественной войны. Так, например, на уроках истории, русского языка и литературы говорили о национальной гордости за Россию и русский народ (изучали произведения о былинных богатырях, о героических событиях в истории страны), а на уроках музыки разучивали патриотические песни и песни, которые были написаны в годы войны.
Также большое внимание со стороны руководителей отделов народного образования уделялось наглядной агитации. На стенах классов и коридорах можно было часто увидеть лозунги и плакаты. Однако в отчетах находим записи, свидетельствующие о том, что «...большинство школ не имеют плакатов для учебно-воспитательных работ...», что было связано, с одной стороны, с отсутствием бумаги и красок, с другой - не всегда вовремя осуществлялась доставка типографской агитационной продукции по школам (особенно в отдаленные поселения) [5].
Сложное военное время требовало «... мобилизовать учителей школ на воспитание в детях качества человека...», а именно добиваться практических навыков учащихся, уделить особое внимание привлечению учащихся в трудовую деятельность, «воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои поступки, ненависти к врагам народа» [8]. Уже с первых дней войны местные партийные и комсомольские органы, отделы народного образования, руководители школ организовывали школьников на оказание помощи сельскому хозяйству, промышленности и транспорту, чтобы заменить взрослых, мобилизованных в Красную Армию. Так, учащиеся и педагогические коллективы «...оказали большую помощь нашей доблестной Красной Армии путем сбора лекарственного сырья дикорастущих растений». Среди школьников проходили выставки «Труд учащихся в помощь фронту» и «Все для фронта, все для победы» [6].
Таким образом, основными функциями практики военно-патриотического воспитания школьников в годы войны были: образовательная (углубление знаний по истории нашей страны, связь материала урока с военными событиями); воспитательная (идейно-политическое и патриотическое воспитание); военно-физическая (строевая, огневая. противохимическая, тактическая подготовка, физическое воспитание, военная подготовка, укрепление здоровья); адаптивная (обеспечение жизнестойкости личности в сложных условиях военного времени).
Рецензенты:
Пономарев В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск;
Алашкевич Ю.Д. д.т.н., профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Лобанова О.Б., Колокольникова З.У., Плеханова Е.М., Соколова Е.В., Луговская Т.В., Цирукина У.В. ПРАКТИКА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17775 (дата обращения: 10.10.2024).