Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В СОДЕРЖАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «РУССКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Бакланова Т.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
В статье рассмотрен учебно-методический комплект «Русская культура», разработанный коллективом авторов Московского городского педагогического университета по заданию Департамента образования г. Москва в рамках государственной программы «Столичное образование. 2012-2016гг.». Один из разделов данного УМК, разработанный Т.И. Баклановой, был положен в основу ее нового учебного пособия для начальной школы «Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники», изданного в 2015 г. издательством «Астрель». В статье раскрываются структура и содержание данного пособия, особенности реализации с его помощью актуальных задач духовно-нравственного воспитания школьников на основе сочетания уроков по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе и внеурочной проектной деятельности. Специальное внимание в статье уделено раскрытию содержания четырех глав учебного пособия - образовательных маршрутов по миру русских народных зимних, весенних, летних и осенних праздников.
образование
духовно-нравственное воспитание
фольклор
русская культура
1. Бакланова Т.И. Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры // Фундаментальные исследования. 2014. №12. С.2212–2215.
2. Бакланова Т.И. Музыкальная планета знаний // Педагогический журнал Башкортостана. 2009. №2. С.52–64.
3. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники: учебное пособие для 4 класса. М.: АСТ. Астрель, 2015. 96с.
4. Бакланова Т.И. Система профессиональной подготовки кадров по народной художественной культуре как национальное достояние России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. №3. С.187–192.
5. Бакланова Т.И., Бакланов В.В. Проблемы разработки и внедрения национально-региональных компонентов этнокультурного образования // Информация и образование: границы коммуникаций. 2014. №6 (14). С.16–18.
6. Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» / Российская газета. 19 сентября 2013г.
7. Жирова О.Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона: автореф. дисс…канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2003. 16с.
8. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. 2012г. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138990
9. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ / Т.И. Бакланова [и др.]. М.: МГУКИ, 1998. 299с.
10. Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В. Национальный и этнокультурный компонент в дизайне // Этнокультурная деятельность в современных социокультурных условиях. М.: Коллаж, 2010. С.114–124.
В современном российском государстве повышается роль русской традиционной культуры в содержании образования, в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и подростков. В Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ было отмечено, что «Россия - это государство-цивилизация, духовными скрепами которого являются русский язык и русская культура» [8], а в выступлении на Валдайском форуме 2013 г. В.В. Путин подчеркнул: «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы» [6].

В русле этой актуальнейшей задачи в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) по заданию Департамента образования г. Москва была осуществлена в 2013-2014 учебном году разработка комплекса аналитических и учебно-методических материалов в рамках государственной программы «Столичное образование. 2012-2016гг.» по теме «Создание системы освоения детьми мигрантов русского языка, их социальной и культурной интеграции в городское общество средствами образования». Один из разделов данного мероприятия - «Разработка УМК «Русская культура» для начальной школы как компонента системы освоения детьми мигрантов русского языка, их социальной и культурной интеграции в городское общество средствами образования», был поручен рабочей группе Института культуры и искусств МГПУ.

Цель разработки УМК «Русская культура» - социально-культурная интеграция младших школьников в городское общество на основе их духовно-нравственного воспитания в процессе изучения и творческого освоения живых традиций русской культуры, в контексте современного национального российского воспитательного идеала.

В научный отчет по данному разделу вошли разработанные автором данной статьи аналитические материалы, в том числе «Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры (в рамках комплексной системы обучения русскому языку, социальной адаптации и этнокультурной интеграции мигрантов, детей мигрантов в общество г. Москва), а также основанный на этой концепции учебно-методический комплект (далее - УМК) «Русская культура» для 1- 4 классов общеобразовательных школ. Он состоит из следующих компонентов:

  • программы и учебника факультативного курса «Русская культура» для 4 класса (авторы Т.И. Бакланова, Э.И. Медведь, М.Г. Кайтанджян, Н.А. Опарина, научный редактор Т.И. Бакланова);
  • рабочей тетради по факультативному курсу «Русская культура» для 4 класса (автор Т.И. Бакланова);
  • методических материалов для учителей, в том числе - сценариев школьных театрализованных русских традиционных народных календарных праздников, хрестоматийных материалов - произведений устного народного творчества, календарных народных песен, народных игр, фрагментов повести И. Шмелева «Лето Господне» и др. (составители Э.И. Медведь, М.В. Дольгирева, М.Г. Кайтайджян, Н.А. Опарина);
  • учебного пособия Т.И. Баклановой «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» для 4 класса [3].

Изучению этнокультурного образования и роли в нем русской традиционной праздничной культуры посвящено немало исследования [1,2,4,7,9,10 и др.]. В Москве и других регионах уже почти двадцать лет развивается практика проведения школьных театрализованных праздников русского народного календаря. Вместе с тем, специального учебного пособия для младших школьников по русской традиционной праздничной культуре до настоящего времени не издавалось. Благоприятные условия для решения этой проблемы появились после введения в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В нашем учебном пособии для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» духовно-нравственная культура русского народа рассматривается через призму старинных русских календарных праздников, отмечаемых уже более Х веков в соответствии с народным месяцесловом и церковным православным календарем. Мир русской традиционной праздничной культуры раскрывается в учебном пособии во взаимосвязях со многими другими гранями и пластами русской культуры, ее истории и живых традиций. Разделы учебного пособия, посвященные традициям празднований Рождества, Пасхи, Троицы и других христианских праздников включают: фрагменты Библии как текста культуры; изображения икон праздников, репродукции картин русских художников (Б. Кустодиева и др.); вопросы учащимся о воплощенных в этих праздниках духовно-нравственных ценностях русского народа ( любовь к России и своей малой родине, к русскому народу, к своей семье, родне и родному дому, к природе; уважение других народов, дружелюбие, трудолюбие, доброта, гостеприимство, народная мудрость, взаимопомощь, милосердие и др., ); задания по прослушиванию записей праздничных церковных песнопений, народных календарных песен и произведений русской классической музыки; задания по чтению книг о русской традиционной культуре и народных праздниках, разучиванию народных игр, песен и танцев, посещению учреждений культуры и праздничных мероприятий в Москве, участию в проектах по подготовке и проведению школьных русских календарных праздников вместе с учащимися 1-3 классов.

Учебное пособие состоит из четырех образовательных маршрутов. Рассмотрим кратко программное содержание каждого из них.

Образовательный маршрут «Весенние праздники»

Структура образовательного маршрута:

  • Пришла Коляда;
  • «Рождество идет, радость нам несет»;
  • Новый год;
  • «Раз в крещенский вечерок».

Основное содержание образовательного маршрута:

Зимние Святки. Период празднования: от Рождества до Крещения. Происхождение, древнеславянский и христианский смыслы праздника. Древний культ солнечных божеств (Коляды и др.). Библейские предания о Рождестве и Крещении Христа, иконы и церковные песнопения этих праздников.

Элементы театрализации древнеславянских мифов и библейских сюжетов в праздновании народом Зимних Святок. Новогодняя обрядность в Зимних Святках.

Художественные элементы Зимних Святок:

а) музыкальные элементы праздника - народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки, подблюдные песни); рождественские церковные песнопения, духовные стихи;

б) танцевальные элементы праздника - святковские хороводы, круговые пляски и др.;

в) изобразительные элементы праздника - изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых; художественное оформление рождественских поздравительных посланий и подарков, изготовление елочных украшений и т. д.;

г) театрально-игровые элементы праздника - шествия колядовщиков и ряженых, представления народных драм.

Русская народная кухня: обрядовые печенья и пряники («козули», «колядки», «коровки»).

Образы зимних святок в русском классическом искусстве: в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», в цикле пьес «Времена года» П.И. Чайковского ("Декабрь. Святки"), в операх П.И. Чайковского «Черевички» и Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», в картине К.П. Брюллова «Гадающая Светлана» и др.

Отражение зимних русских календарных праздников в современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах (например, на открытии зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014г.). Празднования Зимних Святок в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в зимних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.

Образовательный маршрут «Весенние праздники»

Структура образовательного маршрута:

  • Масленица;
  • Вербное воскресенье;
  • Пасха;
  • Красная горка.

Основное содержание образовательного маршрута:

Масленица - старинный праздник проводов зимы и встречи весны. Период празднования: последняя неделя перед Великим Постом. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней масленичной недели: встреча (понедельник), заигрыш (вторник), лакомка (среда), разгул (четверг), тещины вечера (пятница), золовкины посиделки (суббота), проводы масленицы (или прощеное воскресенье).

Художественные элементы празднования масленицы:

а) музыкальные элементы праздника - масленичные народные песни;

б) танцевальные элементы праздника - хороводы (в отдельных местностях России);

в) изобразительные элементы праздника - изготовление чучел Масленицы, костюмов и «личин» ряженых и т.д.;

г) театральные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и "заигрыши" ряженых.

Особенности празднования различных дней масленичной недели. Народные игры. Народная кухня. Элементы театрализации в обрядах встречи и проводов масленицы.

Отражение праздника масленицы в русском классическом искусстве (в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка», в картинах Б.М. Кустодиева «Масленица» и В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»).

Вербное воскресенье. Традиции празднования. Вербные базары, подарки для детей -русские народные игрушки.

Пасха. Определение даты праздника по Пасхалиям. Икона праздника, пасхальные церковные песнопения и колокольные звоны. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Пасхальные яйца - крашенки и писанки. Детские игры с пасхальными яйцами. Ювелирные изделия в виде пасхальных яиц.

Отражение праздника Пасхи в русском классическом искусстве (в повести И. Шмелева «Лето Господне», в увертюре С.В. Рахманинова «Светлый праздник» и др.), в современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах.

Красная горка - первое воскресенье после Пасхи. Хороводы, сватовство и другие народные традиции празднования.

Русская народная праздничная кухня: обрядовые печенья - «жаворонушки», каравай, пироги, блины, куличи.

Празднования русских весенних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в весенних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.

Образовательный маршрут «Летние праздники»

Структура образовательного маршрута:

  • Семик;
  • Троица;
  • Русальная неделя;
  • Иван Купала.

Основное содержание образовательного маршрута:

Летние Святки как череда народных летних календарных праздников. Период празднования.

Семик. Происхождение названия праздника. Дата и традиции празднования. Семицкие хороводы и песни.

Троица (пятидесятница). Определение даты празднования. Происхождение праздника. Икона праздника (А. Рублев «Троица»), тропарь праздника Троицы. Народные гуляния на Троицу. Художественные элементы в обрядах встречи и проводов березки, завивания березок, кумления и раскумления, в девичьих гаданиях, в играх:

а) музыкальные элементы праздника - троицкие народные песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных музыкальных инструментах;

б) изобразительные элементы праздника - изготовление костюмов березки, колоска, ряженых, соломенной куклы;

в) танцевальные элементы праздника - девичьи хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия с березкой, театрализованные игры «Березка», «Колосок» и др.

Русальная неделя в троицком праздничном цикле, ее художественные элементы (песни, хороводные игры в русалку, жениха и невесту и др., игры-сценки при праздничном обходе домов, игры-хороводы в день проводов русалок).

Иван Купала. Период празднования. Мифологический образ Купалы. Древние обычаи и обряды праздника. Художественные элементы праздника (народные купальские песни и др.). Сбор целебных трав.

Отражение летних русских календарных праздников в русском классическом и современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах. Празднования русских летних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в летних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.

Образовательный маршрут «Осенние праздники»

Структура образовательного маршрута:

  • Осенины и другие народные праздники;
  • Праздничная осенняя ярмарка.

Основное содержание образовательного маршрута:

Праздник Рождества Богородицы (Осенины), Покров и другие осенние народные православные праздники. «Капустки», помочи, покровские посиделки.

Осенние праздничные ярмарки и их «торговые ряды»: русские народные игрушки, изделия народных художественных промыслов, народные ремесла, народные музыкальные инструменты. Русские матрешки, Хохлома. Дымковские, Филимоновские, Каргапольские глиняные игрушки. Богородские деревянные игрушки. Лаковые миниатюры: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера. Гжельская керамика. Жостовские подносы. Тульские самовары и гармони. Саратовские гармошки. Оренбургские пуховые платки. Народная вышивка, ткачество, гончарное искусство, расписные павлово-посадские платки и другие произведения народного декоративно-прикладного искусства. Русский народный костюм.

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, трещотка, кугиклы, рожок, гусли крыловидные и шлемовидные, и др.

Народные ярмарочные увеселения: балаганы, скоморохи, театр Петрушки, раек, паноптикум, медвежья потеха.

Отражение осенних русских календарных праздников в русском классическом и современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах. Празднования традиционных русских осенних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в осенних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.

Осваивая данные образовательные маршруты на уроках и в процессе внеурочной деятельности младшие школьники не только приобретают знания о русских традиционных народных календарных праздниках, участвуют в исследовательской и творческой проектной деятельности, но также, что особенно важно, получают первоначальные представления о важнейших традиционных духовно-нравственных ценностях русского народа и об их значении в современной жизни.

Рецензенты:

Жиров М.С., д.п.н., профессор Белгородского национального исследовательского университета, г. Белгород;

Костина Э.П., д.п.н., профессор Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Бакланова Т.И. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В СОДЕРЖАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «РУССКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17769 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674