В русле этой актуальнейшей задачи в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) по заданию Департамента образования г. Москва была осуществлена в 2013-2014 учебном году разработка комплекса аналитических и учебно-методических материалов в рамках государственной программы «Столичное образование. 2012-2016гг.» по теме «Создание системы освоения детьми мигрантов русского языка, их социальной и культурной интеграции в городское общество средствами образования». Один из разделов данного мероприятия - «Разработка УМК «Русская культура» для начальной школы как компонента системы освоения детьми мигрантов русского языка, их социальной и культурной интеграции в городское общество средствами образования», был поручен рабочей группе Института культуры и искусств МГПУ.
Цель разработки УМК «Русская культура» - социально-культурная интеграция младших школьников в городское общество на основе их духовно-нравственного воспитания в процессе изучения и творческого освоения живых традиций русской культуры, в контексте современного национального российского воспитательного идеала.
В научный отчет по данному разделу вошли разработанные автором данной статьи аналитические материалы, в том числе «Концепция социальной адаптации и этнокультурной интеграции детей мигрантов в московских школах на основе русской культуры (в рамках комплексной системы обучения русскому языку, социальной адаптации и этнокультурной интеграции мигрантов, детей мигрантов в общество г. Москва), а также основанный на этой концепции учебно-методический комплект (далее - УМК) «Русская культура» для 1- 4 классов общеобразовательных школ. Он состоит из следующих компонентов:
- программы и учебника факультативного курса «Русская культура» для 4 класса (авторы Т.И. Бакланова, Э.И. Медведь, М.Г. Кайтанджян, Н.А. Опарина, научный редактор Т.И. Бакланова);
- рабочей тетради по факультативному курсу «Русская культура» для 4 класса (автор Т.И. Бакланова);
- методических материалов для учителей, в том числе - сценариев школьных театрализованных русских традиционных народных календарных праздников, хрестоматийных материалов - произведений устного народного творчества, календарных народных песен, народных игр, фрагментов повести И. Шмелева «Лето Господне» и др. (составители Э.И. Медведь, М.В. Дольгирева, М.Г. Кайтайджян, Н.А. Опарина);
- учебного пособия Т.И. Баклановой «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» для 4 класса [3].
Изучению этнокультурного образования и роли в нем русской традиционной праздничной культуры посвящено немало исследования [1,2,4,7,9,10 и др.]. В Москве и других регионах уже почти двадцать лет развивается практика проведения школьных театрализованных праздников русского народного календаря. Вместе с тем, специального учебного пособия для младших школьников по русской традиционной праздничной культуре до настоящего времени не издавалось. Благоприятные условия для решения этой проблемы появились после введения в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В нашем учебном пособии для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» духовно-нравственная культура русского народа рассматривается через призму старинных русских календарных праздников, отмечаемых уже более Х веков в соответствии с народным месяцесловом и церковным православным календарем. Мир русской традиционной праздничной культуры раскрывается в учебном пособии во взаимосвязях со многими другими гранями и пластами русской культуры, ее истории и живых традиций. Разделы учебного пособия, посвященные традициям празднований Рождества, Пасхи, Троицы и других христианских праздников включают: фрагменты Библии как текста культуры; изображения икон праздников, репродукции картин русских художников (Б. Кустодиева и др.); вопросы учащимся о воплощенных в этих праздниках духовно-нравственных ценностях русского народа ( любовь к России и своей малой родине, к русскому народу, к своей семье, родне и родному дому, к природе; уважение других народов, дружелюбие, трудолюбие, доброта, гостеприимство, народная мудрость, взаимопомощь, милосердие и др., ); задания по прослушиванию записей праздничных церковных песнопений, народных календарных песен и произведений русской классической музыки; задания по чтению книг о русской традиционной культуре и народных праздниках, разучиванию народных игр, песен и танцев, посещению учреждений культуры и праздничных мероприятий в Москве, участию в проектах по подготовке и проведению школьных русских календарных праздников вместе с учащимися 1-3 классов.
Учебное пособие состоит из четырех образовательных маршрутов. Рассмотрим кратко программное содержание каждого из них.
Образовательный маршрут «Весенние праздники»
Структура образовательного маршрута:
- Пришла Коляда;
- «Рождество идет, радость нам несет»;
- Новый год;
- «Раз в крещенский вечерок».
Основное содержание образовательного маршрута:
Зимние Святки. Период празднования: от Рождества до Крещения. Происхождение, древнеславянский и христианский смыслы праздника. Древний культ солнечных божеств (Коляды и др.). Библейские предания о Рождестве и Крещении Христа, иконы и церковные песнопения этих праздников.
Элементы театрализации древнеславянских мифов и библейских сюжетов в праздновании народом Зимних Святок. Новогодняя обрядность в Зимних Святках.
Художественные элементы Зимних Святок:
а) музыкальные элементы праздника - народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, щедровки, подблюдные песни); рождественские церковные песнопения, духовные стихи;
б) танцевальные элементы праздника - святковские хороводы, круговые пляски и др.;
в) изобразительные элементы праздника - изготовление «вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых; художественное оформление рождественских поздравительных посланий и подарков, изготовление елочных украшений и т. д.;
г) театрально-игровые элементы праздника - шествия колядовщиков и ряженых, представления народных драм.
Русская народная кухня: обрядовые печенья и пряники («козули», «колядки», «коровки»).
Образы зимних святок в русском классическом искусстве: в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», в цикле пьес «Времена года» П.И. Чайковского ("Декабрь. Святки"), в операх П.И. Чайковского «Черевички» и Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», в картине К.П. Брюллова «Гадающая Светлана» и др.
Отражение зимних русских календарных праздников в современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах (например, на открытии зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014г.). Празднования Зимних Святок в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в зимних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.
Образовательный маршрут «Весенние праздники»
Структура образовательного маршрута:
- Масленица;
- Вербное воскресенье;
- Пасха;
- Красная горка.
Основное содержание образовательного маршрута:
Масленица - старинный праздник проводов зимы и встречи весны. Период празднования: последняя неделя перед Великим Постом. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней масленичной недели: встреча (понедельник), заигрыш (вторник), лакомка (среда), разгул (четверг), тещины вечера (пятница), золовкины посиделки (суббота), проводы масленицы (или прощеное воскресенье).
Художественные элементы празднования масленицы:
а) музыкальные элементы праздника - масленичные народные песни;
б) танцевальные элементы праздника - хороводы (в отдельных местностях России);
в) изобразительные элементы праздника - изготовление чучел Масленицы, костюмов и «личин» ряженых и т.д.;
г) театральные элементы праздника: масленичные комедии, шествия и "заигрыши" ряженых.
Особенности празднования различных дней масленичной недели. Народные игры. Народная кухня. Элементы театрализации в обрядах встречи и проводов масленицы.
Отражение праздника масленицы в русском классическом искусстве (в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка», в картинах Б.М. Кустодиева «Масленица» и В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»).
Вербное воскресенье. Традиции празднования. Вербные базары, подарки для детей -русские народные игрушки.
Пасха. Определение даты праздника по Пасхалиям. Икона праздника, пасхальные церковные песнопения и колокольные звоны. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Пасхальные яйца - крашенки и писанки. Детские игры с пасхальными яйцами. Ювелирные изделия в виде пасхальных яиц.
Отражение праздника Пасхи в русском классическом искусстве (в повести И. Шмелева «Лето Господне», в увертюре С.В. Рахманинова «Светлый праздник» и др.), в современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах.
Красная горка - первое воскресенье после Пасхи. Хороводы, сватовство и другие народные традиции празднования.
Русская народная праздничная кухня: обрядовые печенья - «жаворонушки», каравай, пироги, блины, куличи.
Празднования русских весенних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в весенних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.
Образовательный маршрут «Летние праздники»
Структура образовательного маршрута:
- Семик;
- Троица;
- Русальная неделя;
- Иван Купала.
Основное содержание образовательного маршрута:
Летние Святки как череда народных летних календарных праздников. Период празднования.
Семик. Происхождение названия праздника. Дата и традиции празднования. Семицкие хороводы и песни.
Троица (пятидесятница). Определение даты празднования. Происхождение праздника. Икона праздника (А. Рублев «Троица»), тропарь праздника Троицы. Народные гуляния на Троицу. Художественные элементы в обрядах встречи и проводов березки, завивания березок, кумления и раскумления, в девичьих гаданиях, в играх:
а) музыкальные элементы праздника - троицкие народные песни, наигрыши на рожках, кугиклах и других народных музыкальных инструментах;
б) изобразительные элементы праздника - изготовление костюмов березки, колоска, ряженых, соломенной куклы;
в) танцевальные элементы праздника - девичьи хороводы вокруг березок, уличные хороводы-шествия с березкой, театрализованные игры «Березка», «Колосок» и др.
Русальная неделя в троицком праздничном цикле, ее художественные элементы (песни, хороводные игры в русалку, жениха и невесту и др., игры-сценки при праздничном обходе домов, игры-хороводы в день проводов русалок).
Иван Купала. Период празднования. Мифологический образ Купалы. Древние обычаи и обряды праздника. Художественные элементы праздника (народные купальские песни и др.). Сбор целебных трав.
Отражение летних русских календарных праздников в русском классическом и современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах. Празднования русских летних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в летних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.
Образовательный маршрут «Осенние праздники»
Структура образовательного маршрута:
- Осенины и другие народные праздники;
- Праздничная осенняя ярмарка.
Основное содержание образовательного маршрута:
Праздник Рождества Богородицы (Осенины), Покров и другие осенние народные православные праздники. «Капустки», помочи, покровские посиделки.
Осенние праздничные ярмарки и их «торговые ряды»: русские народные игрушки, изделия народных художественных промыслов, народные ремесла, народные музыкальные инструменты. Русские матрешки, Хохлома. Дымковские, Филимоновские, Каргапольские глиняные игрушки. Богородские деревянные игрушки. Лаковые миниатюры: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера. Гжельская керамика. Жостовские подносы. Тульские самовары и гармони. Саратовские гармошки. Оренбургские пуховые платки. Народная вышивка, ткачество, гончарное искусство, расписные павлово-посадские платки и другие произведения народного декоративно-прикладного искусства. Русский народный костюм.
Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, трещотка, кугиклы, рожок, гусли крыловидные и шлемовидные, и др.
Народные ярмарочные увеселения: балаганы, скоморохи, театр Петрушки, раек, паноптикум, медвежья потеха.
Отражение осенних русских календарных праздников в русском классическом и современном искусстве, в массовых театрализованных зрелищах. Празднования традиционных русских осенних календарных праздников в Москве: история и современность. Традиционные духовно-нравственные ценности русского народа, воплощенные в осенних народных календарных праздниках, их значение в современной жизни.
Осваивая данные образовательные маршруты на уроках и в процессе внеурочной деятельности младшие школьники не только приобретают знания о русских традиционных народных календарных праздниках, участвуют в исследовательской и творческой проектной деятельности, но также, что особенно важно, получают первоначальные представления о важнейших традиционных духовно-нравственных ценностях русского народа и об их значении в современной жизни.
Рецензенты:
Жиров М.С., д.п.н., профессор Белгородского национального исследовательского университета, г. Белгород;
Костина Э.П., д.п.н., профессор Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Бакланова Т.И. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В СОДЕРЖАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «РУССКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17769 (дата обращения: 11.09.2024).