Сахарный диабет (СД) представляет собой заболевание, проявляющееся ярким нарушением метаболизма, прежде всего углеводного и энергетического, сопровождающееся в конечном итоге дисбалансом всех функциональных систем организма. К таким нарушениям приводит абсолютная или относительная недостаточность инсулина, и как результат –хроническая гипергликемия. В соответствии с современными представлениями дефицит инсулина или инсулинорезистентность, длительная гипергликемия ведут к таким нарушениям на молекулярном уровне, как окислительный стресс и гликирование белков. Оба этих фактора ведут к изменению конформации белковых молекул и нарушению их функции, что и является молекулярной основой патогенеза поздних осложнений СД.
Метаболические нарушения при СД в сочетании с микро- и макроангиопатиями, нарушениями иммунологической реактивности, в том числе местной, приводят к изменениям в структуре эпидермиса, дермы, потовых железах, фолликулах. Эти изменения приводят к повышению риска развития дерматологической патологии у больных СД. И действительно к настоящему времени описано около 30 дерматозов, развивающихся на фоне, или реже предшествующих СД 2 типа. Одним из таких наиболее распространенных и тяжелых дерматозов является псориаз [3, 12, 13].
Одним из интересных направлений в прогнозировании течения заболеваний, оценке риска развития осложнений и контроле эффективности проводимой терапии является исследование конформационных изменений белков различных биожидкостей, прежде всего, плазмы или сыворотки крови. Белки ответственны за выполнение любого биологического процесса и являются необходимым компонентом жизни. Важнейшая биологическая роль протеинов связана с уникальностью пространственной структуры каждого индивидуального белка. Нарушение конформации белковой молекулы ведет к изменению ее функционирования: ослаблению, редко в условиях патологического процесса к усилению или к извращению ее действия. Степень выраженности подобных изменений может говорить о тяжести патологии, риске развития осложнений. Следует отметить широкий спектр процессов, приводящих к изменению пространственной структуры белков плазмы крови, это может быть и вышеупомянутое гликирование, повреждение белков активными формами кислорода, а также другими свободными радикалами и продуктами перекисного окисления биомолекул, связывание с тяжелыми металлами, другими биогенными элементами при нарушении металл-лигандного гомеостаза, взаимодействие с прочими лигандами, как экзогенными, так и эндогенными, при нарушении их гомеостаза, изменение характера среды (рН, ионной силы и т.д.), реакции изотопного обмена и многое другое. Вышесказанное хорошо подчеркивает универсальность нарушений трехмерной структуры белков, говорит о возможности применения их оценки в исследовании практически любых заболеваний [1, 2, 7, 8, 9, 10].
Целью настоящей работы являлось изучение конформационных изменений белков плазмы крови у больных СД 2 типа при сочетанном течении с псориазом.
Материалы и методы
Наблюдения были выполнены на базе ГБУЗ «Клинический кожно-венерологический диспансер» министерства здравоохранения Краснодарского края. Все пациенты c сахарным диабетом 2 типа и псориазом, которые дали согласие на участие в проведении данного исследования, проходили лечение в стационаре по основному заболеванию – псориаз. Первую группу составили пациенты с сахарным диабетом 2 типа при сочетанном течении псориаза (n = 30 человек), контрольную группу составили здоровые доноры (n = 30 человек).
Забор крови производился в утреннее время, натощак из локтевой вены. Объем забираемой крови 5 мл. Полученную цельную кровь центрифугировали в течение 15 минут при 3000 об./мин. Для дальнейшего исследования использовали надосадочную жидкость – плазму.
Концентрацию белка в плазме крови определяли по поглощению света образцом биожидкости в ультрафиолетовой области при 280 нм [5]. Определение концентрации сывороточного альбумина осуществляли унифицированным методом по реакции с бромкрезоловым зеленым [6].
Для оценки конформационных изменений белковых молекул измеряли собственную флуоресценцию плазмы крови, при длине волны возбуждения 270 нм, длине волны регистрации флуоресценции 330 нм. Также для косвенной оценки нарушений пространственной структуры белков проводили определение соотношения поверхностных (легко доступных) и скрытых (трудно доступных) тиоловых (-SH) групп белков с помощью 5,5’-дитиобис (2-нитробензойной) кислоты (ДТНБК, реактив Эллмана) [4, 11]. За поверхностные сульфгидрильные группы были приняты группы, прореагировавшие с реактивом Эллмана за первые 3 минуты, а скрытые за промежуток от 3 до 30 минуты. Изменения собственной флуоресценции говорят об изменениях в окружении остатков триптофана в белках, в гораздо меньшей степени об окружении тирозина и фенилаланина. Соотношение – поверхностные/скрытые SH-группы может говорить об изменении окружения исследуемых функциональных групп, выворачивании белковой глобулы. Оба метода применены для повышения общей информативности, так как отсутствуют какие-либо разработанные рекомендации по данному вопросу, а изменения белковых глобул могут затрагивать в большей или меньшей степени различные участки макромолекулы, что в одном из применяемых методов может не отразиться.
Статистическую обработку экспериментальных данных проводили в соответствии с принятыми методами вариационной статистики, с использованием критерия t-Стьюдента и программного обеспечения, находящегося в свободном доступе. Различия считали достоверными, если вероятность ошибки составляла р<0,05.
Результаты и обсуждение
Гетерогенность белкового состава плазмы крови может обуславливать ошибку предложенных нами исследований собственной флуоресценции и соотношения поверхностных/скрытых SH-групп, за счет изменения соотношений различных белковых фракций, которых в плазме насчитывается несколько десятков. Для минимизирования влияния данного фактора было предложено определять содержание общего белка и альбумина плазмы крови и на основе полученных результатов рассчитывать ориентировочный коэффициент альбумины/глобулины. Концентрация глобулинов была приблизительно взята, равной разнице между содержанием общего белка и альбумином. Биологические пробы с отклонением альбумин-глобулинового коэффициента от значений 1,2–1,8 были исключены из дальнейших исследований. Средний коэффициент проб, проходивших дальнейшее изучение, составил: в контрольной группе – 1,45±0,20, в опытной группе – 1,36±0,15, разница данных показателей статистически незначима.
Анализ собственной флуоресценции плазмы крови здоровых доноров и пациентов, больных СД 2 типа в стадии декомпенсации с сочетанным течением псориаза, показал небольшое (на 8,3 %), но статистически значимое снижение собственной флуоресценции плазмы опытной группы, в сравнении с контрольной группой (рис. 1).
Рис. 1. Изменения собственной флуоресценции плазмы крови при СД 2 типа с сочетанным течением псориаза
Примечание: * – p<0,05 в сравнении с контрольной группой.
Анализ количества и состава тиоловых групп у больных СД 2 типа в стадии декомпенсации с сочетанным течением псориаза, а также у здоровых доноров показал, что данные патологии сопровождаются снижением общего содержания белковых сульфгидрильных групп (на 27,7 %), причем в основном за счет пула скрытых SH-групп, при несколько возросшей доле поверхностных. Эти изменения наглядно демонстрирует значительно возросший коэффициент их соотношения (табл. 1).
Таблица 1
Состав тиоловых групп белков плазмы крови при СД 2 типа и сочетанном течении псориаза
Показатель |
Контрольная группа n = 30 |
Пациенты, страдающие СД 2 типа в сочетании с псориазом n = 30 |
SH-группы, общие |
0,159±0,006 |
0,115±0,008* |
SH-группы, поверхностные |
0,073±0,003 |
0,075±0,004* |
SH-группы, скрытые |
0,086±0,008 |
0,040±0,007* |
К(3/30-3)^ |
0,475 |
1,018* |
Примечание: * – p<0,05 по отношению к контрольной группе; ^ – коэффициент соотношения поверхностных SH-групп к скрытым.
Все данные представлены в относительных единицах оптической плотности.
Исследование тиоловых групп белков плазмы крови может дать большое количество разнообразной информации. Сульфгидрильные группы, имея один из наиболее низких окислительно-восстановительных потенциалов, обеспечивают антиоксидантные свойства белков. Однако не все SH-группы обладают одинаковой реакционной способностью. Традиционно выделяют три типа тиоловых групп: быстро реагирующие с обычными тиоловыми реагентами или окислителями (например, ДТНБК, п-хлормеркурибензоат и др.), медленно реагирующие и SH-группы, обнаружить которые химическими методами удается лишь после денатурации белковой молекулы. Нас более всего интересуют первые две группы, различие в реакционоспособности которых во многом объясняется локализацией их в белковой молекуле. Первые, как правило, расположены на поверхности глобулы, вторые частично прикрыты полипептидными цепями. Изменение соотношения поверхностных / скрытых сульфгидрильных групп объясняется только изменением конформации белковой молекулы, влекущим за собой изменение локализации SH-групп в трехмерной структуре макромолекулы.
Выводы
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно отметить, что значимую роль в патогенезе исследуемых заболеваний (СД 2 типа при сочетанном течении псориаза) играют нарушения нативной конформации белков плазмы крови. Говорить о конкретных механизмах наблюдаемых модификаций на данном этапе развития наших исследований представляется затруднительным, однако с большой долей вероятности можно предположить, что основной причиной регистрируемых изменений является неферментативное гликирование и окислительные модификации, прежде всего тиоловых групп белков. Результаты исследований нарушений трехмерной структуры макромолекул протеинов могут дать полезную информацию о выраженности патологического процесса, в связи с чем, такие лабораторные тесты можно рекомендовать для уточнения степени тяжести СД 2 типа с сочетанным течением псориаза и контроля эффективности терапии.
Рецензенты:
Павлюченко И.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой клинической иммунологии, аллергологии и лабораторной диагностики факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Краснодар;
Быков И.М., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой фундаментальной и клинической биохимии, ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Попов К.А., Мелконян К.И., Карташевская М.И. КОНФОРМАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БЕЛКОВ ПЛАЗМЫ КРОВИ ПРИ СОЧЕТАННОМ ТЕЧЕНИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА 2 ТИПА И ПСОРИАЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17763 (дата обращения: 10.10.2024).