Законы урбанизации выталкивают многие виды хозяйственной деятельности и жилищное строительство за пределы городской черты. Город тем самым постепенно перерабатывает пригородную сельскую территорию, трансформирует ее в урбанизированную зону, где концентрируются более доступные и комфортные места для: постоянного жительства, хозяйственного освоения, отдыха [1]. Поэтому мониторинг направлений развития и грамотное управление пригородной зоной являются особо актуальными. Своевременное выявление проблем и их устранение будет способствовать нарастанию синергетического эффекта не только в пригороде, но и в городе, и даже на уровне всего региона.
Цель и задачи исследования. Генеральной целью нашего исследования является выявление тенденций количественно-качественного наполнения пригородного пространства для своевременного принятия управленческих решений по дальнейшей судьбе территории. Для этого пошагово необходимо:
-
Проанализировать количественно-качественные характеристики пригорода.
-
Составить прогноз пространственного и социально-экономического развития пригорода.
-
Предложить механизм управления развитием пригорода.
Анализ пригородной территории. В пригород Пензы входят: г. Зареченый, п.г.т. Золотаревка, Шемышейка, с. Кондоль, Засечное, Бессоновка и еще около 20 мелких сельских поселений. Пенза и ее пригород сосредотачивают на своей территории более 700 тыс. жителей [4].
Природный каркас составляют лесные территории, реки и озера, городские леса и зеленые насаждения общего пользования. Леса занимают всю восточную сторону пригорода (рис. 1). Наиболее лесистые районы – Городищенский и Шемышейский, где лесистость составляет более 70 %.
По территории пригорода пролегают участки дорог федерального назначения: М-5 «Урал», Москва – Челябинск, дорога север – юг, Саранск – Самара, Пенза – Тамбов; составляющие транзитный коридор пригорода (рис. 1). Населенные пункты пригородной зоны имеют с областным центром устойчивую автомобильную связь: до г. Пензы можно добраться за 40–60 мин на общественном транспорте, а на личном автомобиле – 25–30 мин. Параметры автомобильных дорог на ряде участков не соответствуют интенсивности движения по ним, практически отсутствует сервисное обслуживание пользователей дорог. По пригородной территории пролегают крупнейшие железные дороги – Куйбышевская и Юго-Восточная (рис. 1). Они связывают Пензу с поселками – Бессоновка, Грабово, Леонидовка, Ардым и др.
Инженерная инфраструктура пригородной территории развита неравномерно. Водопроводные и электрические сети расположены в каждом населенном пункте, а канализационные сети порой отсутствуют даже в черте областного центра. Уровень благоустройства пригородных населенных пунктов можно оценить на «удовлетворительно». В ветхом и аварийном состоянии находятся 30 % водопроводных сетей и 20 % канализационных сетей.
Отмечается сильная неравномерность распределения населенных пунктов по группам в зависимости от людности. Так, малые населенные пункты (менее 200 чел.) составляют 57 % от общего количества, а доля проживающего в них населения – 5 %. В средних населенных пунктах сосредоточено 16 % жителей. Преобладающая часть населения (68 тыс. чел. или 73 %) проживает в населенных пунктах размером более 1000 чел, сосредоточенных главным образом вблизи города: Засечное, Кижеватово, Бессоновка, Чемодамовка, Сосновка, Золотаревка, Богословка и др. [3].
Высокая обеспеченность объектами социально-бытовой инфраструктуры наблюдается у территорий вблизи города, жители которых регулярно пользуются объектами городской инфраструктуры. Наряду с этим выявлено, что некоторые населенные пункты, находясь вблизи города, не имеют собственной социальной и производственной инфраструктуры.
Рис. 1. Визуализация направлений развития пригородной территории Пензы
В 10–15 км зоне наблюдается большое количество дачных массивов, сконцентрированных в основном около водных источников, лесных массивов, при наличии хорошего транспортного сообщения. В радиусе до 20 км от города также растут площади, выделенные для садоводства и огородничества. В то же время выявлено всеобщее сокращение сельскохозяйственных угодий, изменения достигают почти 18 %.
Значительные темпы в увеличении площадей под индивидуальным жилищным строительством, ведением личного подсобного хозяйства отмечаются на территориях, расположенных в радиусе до 30 км от города. Преобладающая часть из них занята индивидуальной жилой застройкой. Влияет на ценность земель территориальная близость города и развитая транспортная инфраструктура.
Прогноз пространственного развития пригородной территории. Северо-восточная, восточная и юго-восточная части пригорода (рис. 1) представляют собой более заболоченные территории с большим лесным массивом, что может осложнить их застройку. Однако наличие лесных массивов делает эту территорию привлекательной для инвесторов в сфере туристического бизнеса. В перспективе правобережная часть пригорода и зона Сурского водохранилища способны стать мощной ресурсной основой туристского продукта Пензенской области. Этому способствует укрепление функциональных связей за счет организации транспортного полукольца, объединяющего основные города и рабочие поселки. Кроме этого, усиливаются радиальные связи Пенза – Богословка, Пенза – Нечаевка. Пензенская туристская зона с центром в г. Пензе включает курортную зону Ахуны, Сурское водохранилище, достопримечательности Пензенского района, усадебные комплексы Бессоновского района, исторические города Городище и Мокшан. В зоне сосредоточено большое количество памятников природы, истории и архитектуры, а также высокая концентрация учреждений отдыха и санаторно-курортного лечения.
Северо-западная часть весьма благоприятна для дальнейшего ее освоения (рис.1). Этому способствует спокойный, со слабыми перепадами высот рельеф, наличие прудов и озер, отсутствие заболоченных территорий. Для инвестирования и строительства эта территория уже сейчас стоит в списке № 1. В среднесрочной перспективе жилищная застройка поглотит свободные земли вплоть до Мастиновки, в долгосрочной – до Мокшана.
Южное и юго-западное направление развития территорий (рис. 1) вполне благоприятно как с экологической, так и с экономической точки зрения. Эти территории находятся с наветренной стороны города, что свидетельствует о хорошем состоянии воздуха и, как следствие, здоровья людей. Рельеф в этой части наиболее благоприятен для постройки, расстояние до города значительно ближе, чем с других направлений. Автодороги Тамбовского и Саратовского направления более свободны в плане загруженности, по сравнению с дорогами других направлений от города с хорошим дорожным покрытием. Данное направление будет осваиваться под комплексную жилую застройку, придорожный сервис и логистические комплексы [5].
Прогноз социально-экономического развития пригородной территории. Жилищное строительство, как правило, осуществляется и будет продолжать осуществляться преимущественно в границах существующих городских и сельских поселений. Основной объем жилищного строительства предусматривается в городе Пензе и населенных пунктах, расположенных в часовой доступности от города. Жилищное строительство будет осваивать земельные угодья общей площадью 14930 га (с учетом Пензы – 16950 га), что позволит размесить на них порядка 15,1 млн м2 жилья (с учетом Пензы – 28,36), в том числе внегородские площадки – 13100 га, с возможным размещением 11,2 млн. м2 нового строительства. При полном освоении выделенных территорий под жилищное строительство, в случае более высоких темпов роста жилищного строительства, жилищный фонд Пензенской области возрастет до 52,7 млн м2, при этом жилищная обеспеченность возрастет до 40 м2/чел. [4, 6]. Таким образом, наметилась тенденция к неформальному расширению городской черты: формирование «жилых спальных поселений» (Бессоновка, Богословка, Засечный сельсовет, Мичуринский сельсовет) пензенцев, вся жизнедеятельность которых проходит в Пензе.
Развитие зон промышленного и коммунально-складского назначения также приурочено к городской черте, где есть инфраструктура. Размещение новых площадок производственного, коммунального и транспортного обслуживания предусматривается южнее г. Пензы, в г. Каменке, г. Городище, р.п. Колышлее. Это будет способствовать организации новых рабочих мест, увеличению объемов торговли.
Размещение объектов агропромышленного комплекса ориентировано на введение в оборот залежных земель с западной стороны пригорода. Это будет способствовать организации новых видов сельхозпроизводства, увеличению рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы, предоставлению свежей продукции горожанам.
Таким образом, характеристика пригородной зоны Пензы говорит о том, что она пространственно сформирована и находится в стадии качественного улучшения внутренней среды, включающей строительство жилищных, промышленных и др. объектов, развитие социальной, транспортной, торгово-складской и др. инфраструктур.
Следовательно, можно говорить о пригороде как о целостной производственно-расселенческой системе, включающей рынки труда (бизнеса), жилья и рекреационной земли, с определенной степенью развития уровня функциональной связанности ее отдельных элементов.
В перспективе пригородная территория будет улучшать свои качественные характеристики, что видно из анализа ее сильных и слабых сторон (табл. 1).
Таблица 1
SWOT- анализ пригорода Пензы
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
|
|
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
|
|
Управление социально-экономическим и пространственным развитием пригородной территории. На взгляд авторов, смысл регулирования пензенского пригорода – сделать так, чтобы огромный потенциал этой территории использовался с максимальной выгодой для местного сообществ с учетом экологизации и гармонизации урбанизированного образа жизнедеятельности.
Управление развитием пригородной территории – это координация, согласование, мониторинг и контроль соблюдения территориальных планов, программ и стратегий социально-экономического развития. Участниками этого процесса, кроме органов государственной и муниципальной власти, должны быть представители общественности и бизнеса. Необходимо соблюдать принцип консенсуса интересов власти, населения и хозяйствующих субъектов.
Механизмы управления развитием пригородной территории лежат главным образом в сфере инфраструктурной и институциональной обустроенности пространства. Однако ввиду сложности реализации крупных инфраструктурных проектов и проблем поддержания единого правового и регулятивного пространства необходимо решать и целый комплекс вопросов административного характера, таких как конфигурация границ населенных пунктов и территориальных зон, перспективы их объединения, разграничение полномочий и механизмы совместной реализации проектов на пригородной территории и т.п. [2].
Отмеченные выше целевые ориентиры и направления развития, сформированные с учетом особенностей пригородной зоны, позволяют обозначить содержательную часть ее качественного наполнения на перспективу:
1. Территория. Выгодное транспортно-географическое положение дает дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций, развитию коммуникаций, обеспечивает доступ на рынки населенных пунктов местной продукции и дополнительные возможности для развития отраслей экономики. Пригородная земля способная удовлетворить потребности населения в жилье, работе и отдыхе. Следовательно, здесь должны развиваться такие направления, как комплексное жилищное строительство, интенсивное сельскохозяйственное освоение, рекреационное использование с развитием сервиса и инфраструктуры гостеприимства.
2. Экономика и производство. В этом секторе (сегодня являющимся слабым звеном) основой выступают имеющиеся ресурсы, и в перспективе пригородная зона должна стать центром деловой активности, инноваций и передовых технологий. Для устойчивого роста производственного сектора пригорода необходимым является:
-
упрочнение интеграционных связей между предприятиями;
-
эффективное использование лесного пространства;
-
развитие пищевой промышленности, работающей на собственной сырьевой базе – сельскохозяйственных землях;
-
применение маркетинговых коммуникаций популяризации местных товаров и услуг.
3. Население. За последние годы обострились проблемы миграции населения, его имущественного расслоения, дефицита квалифицированных кадров. Поэтому на первый план выходит воспроизводство населения. Все территории пригорода, вовлекаемые в жилищное строительство, должны быть благоустроены объектами социальной, культурно-бытовой, инженерной и транспортной инфраструктурами. Население имеет право на достойную жизнь в качественных домах, иметь возможность пользоваться товарами и услугами территории, получать образование и лечение.
4. Достопримечательности. Наличие большого количества достопримечательностей на территории пригорода является серьезным преимуществом не только в сфере развития культуры, но и в сфере туристических услуг. Содержание исторического наследия на достойном уровне, повышение качества услуг, оптимизация цен предложений будут способствовать увеличению туристского потока в г. Пензу и ее пригород. Кроме того, необходимо профессионально распространять информацию о наличии многообразных предложений пригорода в сфере гостеприимства кругу желательных потребителей.
Сценарии развития пригородной территории. Результаты выделенных направлений во многом будут определяться выбором пути развития пригорода местным сообществом.
При экстенсивном (инерционном) пути развития, ведущем к дальнейшей концентрации производства и населения в городах Пенза и Заречный, селах – Засечное, Бессоновка и Богословка, может происходить стагнация всех остальных населенных пунктов. Экономическая слабость периферийной зоны пригорода, неразвитость их социальной сферы усилят социальную напряженность. Из этих окраинных поселений будет происходить отток населения. В результате обострятся существующие социальные, производственные и экологические проблемы, а также обязательно возникнут новые.
Интенсивный путь развития предполагает приостановку экстенсивного роста Пензы, Заречного, Засечного, Бессоновки и Богословки, что будет способствовать раскручиванию остальных населенных пунктов пригорода. Это, в свою очередь, спровоцирует развитие инфраструктурного и институционального наполнения периферийных зон пригорода.
Вывод. Для успешного качественного развития пригородной территории должна быть обустроена максимально комфортная и конкурентная ее внутренняя среда, обеспечивающая высокую эффективность инвестирования и положительные проявления эффектов урбанизации.
Рецензенты:
Ломов С.П., д.г.н., профессор, профессор кафедры «Кадастр недвижимости и право», ПГУАС, г. Пенза;
Маслова И.И., д.и.н., профессор, профессор кафедры «Кадастр недвижимости и право», ПГУАС, г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Нежданова М.К., Улицкая Н.Ю., Акимова М.С. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРИГОРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17762 (дата обращения: 11.10.2024).