Обращаясь к ФГОС НОО, мы видим, что основными требованиями, предъявляемыми к освоению ООП НОО, а в частности к личностным результатам относятся: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; а к предметным результатам: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран [7]. Поэтому для реализации обозначенных результатов в рамках ФГОС НОО важно подготовить будущих учителей начальных классов к использованию народного и декоративно-прикладного искусства в воспитании младших школьников.
Учитель начальных классов, как правило, является ключевой фигурой воспитательного процесса. Его личная готовность, знание культурных истоков и овладение способами их донесения до младших школьников позволяет не только реализовать требования ФГОС НОО, но и способствовать дальнейшему культурному развитию личности младшего школьника. Именно поэтому обращение к вопросам использования народного и декоративно-прикладного искусства в процессе подготовки современного учителя начальных классов становится особо актуальным.
Вопросы использования народного и декоративно-прикладного искусства в последнее время нашли свое отражение в работах отечественных ученых и педагогов-практиков. В работах В.А. Барадулина, Р.Р. Вахитовой, Д.Б. Лихачева, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой, М.Ю. Спириной и других исследователей рассматриваются теоретические основы использования народного и декоративно-прикладного искусства в процессе художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения. Пристальное внимание вопросам художественного образования в процессе профессиональной подготовки будущего учителя посвящены работы В.М. Василенко, В.И. Козлова, И.М. Рязанцевой, И.Н. Туманова и других ученых. Научно-методическое влияние народного и декоративно-прикладного искусства на процесс развития личности будущего педагога рассматривается в работах В.С. Бадаева, Л.Э. Лапшиной, Н.М. Конышевой, Т.Я. Шпикаловой и других исследователей.
Обращение к истокам народного искусства обеспечивает человеку развитие способности воспринимать и оценивать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в жизни и искусстве, преобразовывать окружающий мир и себя по «законам красоты» [5: 6-7]. В этой связи важно заметить, что на основе народного искусства происходит формирование в мировоззрении человека положительных эстетических и моральных ценностей. Заложенные в юном возрасте ориентиры на вечные общечеловеческие ценности позволяют человеку в дальнейшем осознанно их реализовывать в своей деятельности. Именно учитель начальных классов может дать детям эти ориентиры, привить любовь высоким культурным ценностям человечества сквозь призму национальной культуры. Для этого сам учитель должен в полной мере не только овладеть этими идеалами и уметь их воплощать, но и научиться преподносить их своим ученикам на должном методическом уровне.
Как само искусство началось с попыток осмыслить окружающий мир посредством создания предметов, необходимых для жизнедеятельности, так и в обучении в современных условиях невозможно обойтись без обращения к истокам национальной культуры. Войти в современный мир, не познав начал этого мира, не понимая историко-культурной связи времен, значит подвергнуть себя опасности прожить бессмысленную и пустую жизнь.
Обосновывая теоретическую и практическую значимость использования народного и декоративно-прикладного искусства в структуре профессиональной подготовки учителей начальных классов можно заметить, что именно они как нельзя лучше способствуют реализации идеи о формировании творческого характера деятельности. Предпосылок к этому, на наш взгляд, несколько. Во-первых, народное и декоративно-прикладное искусство предоставляют студентам простые, лаконичные и выразительные средства, необходимые для воплощения какого-либо художественного замысла. Во-вторых, искусство, создаваемое народными мастерами, близко и понятно широкому кругу людей, оно содержит доступные средства, необходимые как для своего восприятия, так и для выполнения, может иметь вариативный характер использования этих средств, что значительно повышает творческую инициативу. В-третьих, произведения, на создание которых авторским правом обладают широкие массы, проходят достаточно тщательный отбор временем, в них пропадает все мелочное, второстепенное, созданное на потребу сегодняшнего дня, и, напротив, остается и усиливается художественная идея и сокровенный смысл, понять который доступно любому.
Рассматривая различные грани социальной функции народного и декоративно-прикладного искусства, академик Б.Т. Лихачев выделяет среди них ряд наиболее значимых. К таковым он относит общественную функцию искусства, заключающуюся в том, что с помощью художественных образов оно раскрывает человеку мир реально существующей красоты: эстетическую сущность общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Другой немаловажной гранью является познавательно-дидактическое и образовательное значение искусства, его использование в качестве средства самовыражения и самоутверждения в обществе, способа постоянного обогащения опыта жизненных отношений между людьми [4: 113-117].
Исходя из вышеизложенного, необходимо рассмотреть взаимосвязь теоретического и практического компонентов образования студентов в контексте целостной организации учебной деятельности. Тем самым знакомство с историей и теорией декоративно-прикладного творчества с одновременным овладением средствами народного искусства и освоением методологии в этой области позволяет создать модель профессиональной подготовки учителей начальных классов.
Определяя модель содержания профессиональной подготовки учителей начальных классов в контексте рассматриваемого вопроса, нами были условно обозначены три основных блока, которые соответственно определяли более четкие цели и конкретизировали выдвигаемые нами задачи.
Блок теоретической подготовки содержал теоретические сведения о народном искусстве как части культуры. В рамках данного блока осуществлялось знакомство студентов с историей возникновения и развития отдельных видов народного и декоративно-прикладного искусства, рассматривалось его влияние на повышение уровня художественного образования личности, выявлялись и анализировались особенности создания художественных произведений, создаваемых народными умельцами и мастерами.
Блок художественно-практической подготовки содержал ряд практических заданий и рекомендаций, направленных на овладение студентами определенными художественными умениями и навыками, необходимыми в ходе выполнения практических заданий. В структуре данного блока рассматривалась совокупность способов и приемов художественно-творческой деятельности, развивались художественно-графические умения, способности к воплощению творческого замысла.
Блок методической подготовки содержал методические приемы и рекомендации по использованию имеющихся знаний и умений при осуществлении работы по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного и декоративно-прикладного искусства. В содержании данного блока также рассматривались особенности применения отдельных методических приемов, направленных на активизацию художественной деятельности учащихся, побуждению их к творческому процессу.
Раскрытие идей каждого из вышеназванных блоков осуществлялось нами в различной форме и с помощью различных средств. Особое место в этом процессе, конечно же, представляли художественно-эстетические дисциплины, которые являлись составной частью блока профессиональной подготовки. Начальные теоретические знания студентами получались на базе изучения основного курса «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом». В ходе проведения лекционных, практических и семинарских занятий рассматривались темы, связанные со значением народного и декоративно-прикладного искусства в жизни общества, выделялись особенности отдельных видов народных промыслов и ремесел. Помимо этого на учебных занятиях также формировались научные представления об условиях бытования этих видов художественного творчества в повседневной жизни.
Более углубленное теоретическое знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством проводилось в ходе подготовки студентами докладов и выступлений по какой-нибудь отдельно обозначенной теме. В этом случае широко использовались возможности самостоятельной работы. Предложенные на выбор темы докладов (рефератов) и сообщений рассматривались уже как один из способов индивидуального изучения учебного материала.
Существенное значение имело и содержание блока художественно-практической подготовки. Как показала практика, первоначальный уровень художественных умений и навыков у студентов оказался недостаточным для осуществления реализации задач, стоящих перед ними на уроках изобразительного искусства. Именно поэтому наше основное внимание и было обращено на формирование и дальнейшее совершенствование изобразительных умений в области декоративно-прикладного искусства. На наш взгляд, концентрация усилий в данном направлении оказалась эффективной. Во-первых, практическая направленность заданий позволяла студентам четче и более предметно определиться с тем, на чем следует сконцентрировать усилия. Во-вторых, природа художественной деятельности при выполнении декоративно-прикладных заданий (сравнительная простота сюжета, открытость цветового решения, отсутствие многоплановости в изображении и т.д.) позволяла уже на первых практических занятиях увериться в собственных возможностях их выполнения.
Наибольшую значимость для процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, по нашему мнению, имело содержание блока методической подготовки. Именно он рассматривался нами как ключевое звено для всего процесса реализации выдвигаемой идеи. Описывая значение данного блока одним из последних, мы далеки от той мысли, что и его использование происходило только на заключительной стадии работы со студентами. Уже на первоначальной стадии знакомства с историей возникновения и развития народного промысла, внимание будущих педагогов акцентировалось на то, в какой форме и какими средствами оно будет проходить более успешным при работе с младшими школьниками.
Накопление и развития студентами личностных художественно-графических умений также сопровождалось анализом того, сколь велика возможность их применения в работе с учащимися. При этом, выполняя изображение, студентам предлагалось проговаривать вслух все совершаемые действия, концентрировать внимание на наиболее сложных и затруднительных моментах работы. Одним из направлений деятельности в рамках данного блока была разработка сценариев для художественно-дидактических игр и игровых упражнений, которые могли бы быть использованы в ходе проведения занятий с учащимися.
В рамках рассматриваемой проблемы нами была организована и проведена экспериментальная работа на факультете педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета. В работе со студентами нами активно использовалось сочетание учебных и творческих заданий, ибо мы исходили из того предположения, что только благодаря личностному осмыслению, которое более успешно осуществлялось при творческом характере деятельности, усвоение учебного материала приобретает особую значимость, при этом он более прочно и осознанно воспринимается и усваивается студентом. Народное и декоративно-прикладное искусство как нельзя лучше способствовало реализации данной идеи, ибо по характеру своей деятельности оно сочетает в себе определенный мотив и способ стилизации объектов окружающей действительности с творческим процессом его реализации.
Важно заметить, что предметная разобщённость отдельных учебных дисциплин, излишняя самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом становятся одной из причин формирования фрагментарности мировоззрения учащихся, что пагубно отражается на целостном восприятии культуры и приводит к ограниченному и негармоничному развитию личности. Именно поэтому использование интеграции при преподавании учебных дисциплин является актуальной проблемой для любого современного образовательного учреждения.
В связи с этим в работе по знакомству будущих учителей начальных классов с народным и декоративно-прикладным искусством нами были широко использованы такие формы воспитательной работы, которые требовали комплексной подготовки по различным дисциплинам учебного плана. Как правило, такие формы работы организовывались и проводились преподавателями совместно с различными группами студентов, что позволяло создавать условия для соблюдения принципа преемственности в обучении. Примерами таких мероприятий могли служить тематические вечера-концерты, ярмарки промыслов коренных народов Сибири и другие воспитательные мероприятия, организованные как для различных групп обучающихся общеобразовательной школы, так и для студенческой аудитории.
Важное воспитательное значение данных мероприятий заключалось в том, что весь процесс подготовки и проведения обсуждался самими студентами, участвующими в данном мероприятии - начиная с разработки сценария, распределения ролей и заканчивая подготовкой атрибутики или костюмов, необходимых для его проведения.
Отмечая глубокое учебное и воспитательное значение данных мероприятий, следует сказать, что именно они в большей мере способствовали становлению качеств личности у каждого студента, необходимых в профессиональной деятельности. Уже на стадии подготовки к проведению театрализованного представления у студентов развивалось умение целенаправленно организовывать как свою личную деятельность, так и деятельность всего коллектива. Формировалось целеполагание результатов своей деятельности, умение объективно оценивать собственные возможности, налаживать сотрудничество с другими людьми. Личностное участие студентов в мероприятиях подобного рода также способствовало формированию умения работать с детьми того или иного возраста, вносить коррективы в свою деятельность непосредственно в ходе его проведения [3].
Таким образом, народное и декоративно-прикладное искусство представляет одну из основных составляющих процесса художественно-эстетического воспитания младших школьников (ФГОС НОО), а поэтому его потенциальные возможности должны реализовываться во всех видах учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности студентов - будущих педагогов. Процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов приобретет наибольшую актуальность только тогда, когда каждым студентом будет понято и реализовано значение личной активности и самостоятельности как в знакомстве с достижениями народного и декоративно-прикладного искусства, создании собственных продуктов творческой деятельности, так и в стремлении приумножить и донести их до широких слоев общественности.
Рецензенты:
Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск;
Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Пеленков А.И., Пеленкова А.В., Колокольникова З.У., Колесникова Т.А., Майорова Г.Г., Коршунова В.В. НАРОДНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17731 (дата обращения: 11.10.2024).