Проблема сиротства является одной из острейших, массовых и социально опасных в современной России [1, 6]. С каждым годом увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1995 г. было 482,6 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, то в 2000 г. их число составило 662,8 тыс., в 2005 г. - 700,9 тыс., а на конец 2012 г. в России их количество достигло 650 тыс. [12]. Общее число детей, оставшихся без попечения родителей, в 2013 году уменьшилось и составило 501 тыс. Несмотря на устойчивое снижение в последние годы численности выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их количество остается значительным (в 2010 г. - 93806 чел.; в 2011 г. - 82177; в 2012 г. - 74724 чел.; 2013 г. - 68770 чел.). В Республике Башкортостан на конец 2012 г. детей-сирот насчитывалось 18,335 чел. [9]. Основную массу детей-сирот составляют не прямые сироты, у которых родители умерли по каким-либо причинам, а дети, чьи родители живы, но по каким-то жизненным обстоятельствам отказываются от воспитания детей. Массовый характер этого явления породил новый термин - «социальное сиротство», т.е. сиротство при живых родителях (более 80 % детей-сирот в России являются социальными сиротами: в 2012 г. - 83 %, в 2010 г. - 85,1 %) [4].
Одной из основных проблем в области социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиты их имущественных прав, требующих первоочередного решения, остается обеспечение таких детей жилыми помещениями [11]. Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены статьями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях совершенствования деятельности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями принят Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий новый порядок предоставления жилья [13]. Федеральным законом уточняется порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, в том числе предусматривается создание на региональном уровне нового вида специализированного жилищного фонда, предназначенного только для обеспечения жильем детей-сирот, предоставление права на обеспечение жильем детям-сиротам, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющиеся у них жилые помещения, а также сохранение за лицами из числа детей-сирот, достигшими возраста 23 лет, права на предоставление жилого помещения до их фактического обеспечения.
Численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями, в 2010 году составило 83893 чел., 2012 г. - 262251 чел., 2013 г. - 198687 чел. Численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, в 2010 году составило 13905 чел., 2012 г. - 24795 чел., 2013 г. - 23700 чел. Наибольшее количество детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями, в 2012 году (свыше 400 человек), проживает в 19 регионах, в том числе в Пермском крае (1562 человека), в Краснодарском крае (1107 человек), Республике Башкортостан (792 человека), Ставропольском крае (754 человека). Однако, несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не решена. Согласно данным, представленным субъектами Российской Федерации, имеется определенная задолженность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения.
В Российской Федерации с начала 2013 года в силу вступили новые дополнения к Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым жилье предоставляется сиротам по срочным договорам найма, а после 5-ти лет использования - по договору социального найма. К тому же, новый закон исключает возможность приобретения квартир, комнат общежития или других жилых помещений в собственность [13]. Данная норма призвана оградить сирот от действий квартирных мошенников. Ведь известны неединичные случаи преступных действий по отношению к бывшим воспитанникам и выпускникам интернатов и детских домов. В соответствии с нормами законопроекта, запрещено вселять сирот в те квартиры, в которых проживают их родители, которые были лишены родительских прав, или люди с тяжелыми формами хронических заболеваний, поэтому следует ожидать, что количество нуждающихся значительно увеличится. Большое значение для детей-сирот, имеет и пункт, запрещающий выделять им комнаты в общежитиях или другое жилье, не соответствующее установленным санитарным и техническим нормам.
В Республике Башкортостан в 2013 году утверждена республиканская целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013-2015 годы [10]. Целью программы является выполнение государственных гарантий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В Республике Башкортостан более четырёх тысяч обездоленных детей не имеют жилья. Число сирот, нуждающихся в жилье, с каждым годом увеличивается примерно на 20 %. Увеличение количества нуждающихся в жилье сирот связано с отсутствием должного контроля со стороны органов местного самоуправления за сохранностью закрепленного за детьми-сиротами жилья, в результате чего такие жилые помещения приходят в негодность и не могут быть использованы для дальнейшего проживания. В 2011 году по республике на учет поставлено 871 лицо из числа детей-сирот, из них по причине непригодности закрепленных жилых помещений - 195 сирот.
Таблица 1
Динамика численности детей сирот по обеспечению жилыми помещениями за 2011-2013 годы в Республике Башкортостан
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Общее количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, человек |
19 300 |
18 638 |
18 336 |
Подлежат обеспечению жильем, человек |
3 286 |
3 386 |
3 583 |
в % от общего числа |
17 |
18,2 |
19,5 |
Имеют право на получение жилья, человек |
1 211 |
1 170 |
1 759 |
в % от общего числа |
6,27 |
6,28 |
9,6 |
в % из подлежащих обеспечению жильем |
36,85 |
34,6 |
49,1 |
Получили жилье, человек |
595 |
603 |
630 |
в % от общего числа |
3 |
3,2 |
3,4 |
в % из подлежащих обеспечению жильем |
18,1 |
17,8 |
17,5 |
в % от имеющих право на получение жилья |
49 |
51,5 |
35,8 |
Судя по таблице 1, наблюдается ежегодный рост количества детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, подлежащих обеспечению жильем. На 2013 год их количество составило практически 1/5 часть из общего количества сирот. Так же ежегодно увеличивается количество получивших право на получение жилья, то есть тех, кому уже исполнилось 23 года. К 2013 году их количество увеличилось на 33 % и составило практически половину из имеющих право на получение жилья. Положительная тенденция роста наблюдается среди количества сирот получивших жилое помещение. Но ежегодно только около трех процентов детей сирот из общего количества получают жилье и всего лишь 17-18 % из подлежащих на получение жилья, получают его. Таким образом, ежегодно нарушаются права на получение жилья половины детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших право на имущество и жилое помещение.
В современных условиях жилищную проблему детей-сирот предлагается решать также с помощью предоставления социальных гостиниц - специализированных учреждений, предназначенных для временного проживания выпускников учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такие гостиницы создаются не только как место проживания сирот, они помогают их социальной адаптации, где бывшим воспитанникам и выпускникам детских домов оказывается психологическая поддержка, помощь в трудоустройстве, осуществляется их подготовка к самостоятельной жизни. Помимо всего прочего, в подобных социальных гостиницах проживающим молодым людям оказывается поддержка в создании семьи и предоставляется помощь в воспитании детей. В таких учреждениях могут временно проживать не только выпускники интернатов, но и молодые люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, нуждающиеся в социально-правовой и психологической поддержке и помощи. Организация социальных гостиниц является одним из путей выхода из сложившейся ситуации, поскольку в таких учреждениях будет достаточное количество мест для временного проживания большей части нуждающихся в жилье сирот. Социальные гостиницы представляют собой временное общежитие, необходимое для того, чтобы сироты, лишённые жилплощади, имели право на временное проживание. Жилая площадь в предлагаемой гостинице, в первую очередь, будет предоставляться сиротам, которые уже обзавелись семьей и детьми; во-вторых, тем, кто несколько лет стоит в очереди на получение жилья; в-третьих, сиротам, заканчивающим учебные заведения и, следовательно, лишающимся возможности проживания в предоставляемых общежитиях; и конечно, тем, кому абсолютно негде жить. К сожалению, на сегодняшний день число социальных гостиниц в России невелико, поэтому вместить всех детей-сирот, закончивших интернаты, те не могут.
Помимо социальных гостиниц, в большинстве случаев выпускникам детских домов предоставляются комнаты в общежитиях или коммунальных квартирах. Иногда могут быть выделены отдельные квартиры из специального муниципального жилищного фонда.
В современных условиях перспективы развития детей будут зависеть от того, насколько успешно проводится работа по их защите и поддержке семей, воспитывающих детей [3]. В первую очередь, все усилия нужно направить не только на улучшение условий содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их обучение и воспитание, но и на устранение ориентиров, способствующих росту социального сиротства. Иначе говоря, нужно бороться, прежде всего, не с устранением неблагоприятных последствий, а непосредственно с самой причиной.
Исследование выполнено в рамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме № 0253-2014-0001 «Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых социально-экономических систем с позиций обеспечения национальной безопасности» (№ гос. регистрации 01201456661).
Рецензенты:
Гатауллин Р.Ф., д.э.н., профессор, заведующий сектором экономики и управления развитием территорий Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, г. Уфа;
Галлямов Р.Р., д.соц.н., профессор, главный научный сотрудник сектора социально-политических исследований Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Садыков Р.М. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17722 (дата обращения: 05.10.2024).