В современном мире особо возрастает значение социальных институтов в организации нормальной жизнедеятельности лиц пожилого и старческого возраста. Непременным фактором институализации являются возникновение общественных потребностей и их реализация. На каждый социальный институт: государство, семья, здравоохранение, социальные службы и общественные организации, возложены свои социальные функции, и все они возникли, в первую очередь, для удовлетворения общественных потребностей [3].
Институтом, по мнению Н. Дж. Смелзера, называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения конкретной социальной потребности [6]. Согласно толкованию, данному в Российской энциклопедии социальной работы, социальный институт - совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющих определенную социальную функцию [5]. К социальным институтам относят институт семьи, государство, здравоохранение, образование, социальную работу.
Государство представляет собой один из политических социальных институтов, исторически сложившуюся устойчивую форму организации совместной жизнедеятельности людей. При переориентации экономики России с плановых начал на рыночные механизмы саморегуляции важнейшим назначением социальной политики государства стало формирование гарантированных условий для жизнедеятельности пожилых, т.е. их защита от воздействия негативных последствий рыночной экономики.
Ведущим блоком адаптивного механизма считаются средства адаптации. Социологи выделяют три группы таких средств: а) институциализированные, воздействующие па деятельность адаптантов, используя усилия социокультурной среды (общественные движения, органы государственной власти, конкретные организации и институты, в рамках которых адаптируется субъект); б) нормативно-регулятивные, включающие нормы культуры, традиции, обычаи, ритуалы, официальные предписания; в) личностные, подразделяющиеся на мотивационно-волевые (мотивы, навыки, привычки), когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, ценностные ориентации) и поведенческие [1].
В отечественной литературе встречаются термины «социальное обслуживание», «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальная поддержка». Социологи трактуют социальную защиту как видовое понятие, производное от социальной политики, обозначающее деятельность: государственных и общественных организаций по реализации стратегий социальной политики, в конкретных формах и методах по направлениям работы с различными социальными и возрастными группами. Шанин И.Г. акцентирует внимание на том, что она должна предусматривать не столько выплату денежных сумм и компенсаций, сколько создание правовых и экономических условий, которые стимулировали бы стремление эффективно трудиться, обеспечивая тем самым свое благосостояние. По его мнению, из традиционного понимания социальной защиты выпадает бесконечное множество проявлений социальной поддержки, где субъектами выступают не государство или общественные организации, а семья, друзья, соседи, сослуживцы, религиозная община и другие [7].
В широком смысле слова социальная поддержка подразумевает совокупность различных положительных влияний непосредственной социальной среды субъекта и его успешную адаптацию, и интеграцию в систему социальных взаимоотношений. В узком смысле - это лишь прямая помощь в стрессовых ситуациях. С социологической точки зрения субъекта данная поддержка призвана осуществлять его социальные потребности: быть защищенным, любимым, признанным, иметь возможность самореализации в близких и исключительных взаимоотношениях [8].
Многочисленные проявления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении жизненных трудностей, решении личностных проблем можно отразить в группировке по нескольким основаниям. По содержанию она может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно-правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой. По времени (длительности) социальная поддержка бывает постоянной, периодической и ситуативной. Постоянная оказывается престарелым, проживающим в пансионатах и домах-интернатах, периодическая - пожилым, находящимся в отделениях дневного или ночного пребывания, ситуативная - людям, оказавшимся в кризисном положении. Ее можно также дифференцировать и по источникам, которыми выступают средства и ресурсы, сосредоточенные у государства, общественных организаций или частных лиц.
Формы социальной поддержки различаются по степени их институализации. Н.С. Данакин отмечает, что помощь нетрудоспособным членам общества производится через специальные институты социального обеспечения и страхования, в которых профессионально заняты десятки тысяч людей. К неинституциализированным формам он относит временное содействие в повседневной жизни, пожертвования пострадавшим от стихийных бедствий и т.п. [2]. Различна, по его мнению, и направленность отдельных форм указанной поддержки. Она может быть как облегчающей (разделенное горе становится меньше), так и мотивационно-стимулирующей, в процессе и результате которой мобилизуются внутренние ресурсы самого человека для преодоления переживаемых им затруднений. Автор предложенной классификации разграничивает также упреждающую поддержку, предотвращающую сложности, и разрешающую, ориентированную на их устранение [2].
Данная группировка, конечно, не исчерпывает весь спектр видов и форм, но позволяет создать определенный образ социального содержания, который можно считать вполне адекватным.
По мнению М. Раудсепп наиболее распространенная характеристика типов социальной поддержки включает следующие элементы:
- эмоциональную поддержку (личностное доверие, общение, выражение близости, эмпатии, понимание, недирективное общение);
- информационную поддержку (советы, анализ ситуации, обратная связь, информация, помогающая решать проблемы);
- статусную поддержку (выражение одобрения, уважения, поддержка самоуважения, признание индивидуальности);
- инструментальную поддержку (услуги, материальная и практическая помощь в достижении цели, решении проблем);
- диффузную поддержку (приятное совместное времяпрепровождение, рекреативная деятельность) [4].
Значимость каждого вида зависит от комплекса факторов, в том числе конкретной ситуации. С точки зрения поддержания субъективности в трудной жизненной ситуации наиболее важными являются статусная и информационная поддержка. А эмоциональная необходима для эффективности всех других видов социальной поддержки.
В последнее десятилетие в геронтологии обозначились новые проблемы: качества жизни пожилого человека; использования им своего времени; положения в семье и обществе; адаптации к статусу и образу жизни пенсионера; взаимоотношений поколений; самопомощи и взаимопомощи в системе социальной поддержки. Несмотря па разнообразные цели и задачи, которые ставят перед собой исследователи, общим для большинства остается рассмотрение пожилых людей в качестве объекта деятельности тех или иных служб и организаций.
Опыт экономически развитых стран со сложившимися рыночными отношениями свидетельствует: роль государства, и системы государственного регулирования параметров жизнеобеспечения пожилых людей даже в процветающих странах ограничивается 5-10 % бюджета. За пределами этого порога его возможности при любой формации становятся нереалистичными. Уповать только на него как основной субъект социальной работы - значит абстрагироваться от его возможностей. Не каждый индивид, оказавшись в трудной ситуации, готов обратиться за содействием в социальную службу.
С одной стороны, в нашей культуре по-прежнему высока ценность уважения к старшим и забота о них. С другой стороны, очевидно, что многие пожилые люди пострадали во время экономического и социального кризиса. Еще больше тех, кто не может адаптироваться к изменившемуся миру.
Старение населения находится на критической отметке. Оно стало социальным, экономическим и культурным явлением. Многообразие и сложность проблем социального характера требуют проведения мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации их личностного потенциала. В указанном контексте первоочередной целью становится развитие внутренней инфраструктуры нестационарных и стационарных учреждений социальной работы. Центр социального обслуживания должен обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительских мероприятий в их среде.
Принципиально важными критериями для взятия на учет в органы социальной защиты должны служить категории престарелых граждан, которые имеют наибольший риск ухудшения здоровья или экономического и социального состояния, - так называемые группы риска. К ним относятся: лица в возрасте 80-90 лет и старше; престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы; изолированно живущие престарелые; одинокие люди; бездетные престарелые; престарелые, страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками; престарелые, живущие на минимальное государственное или социальное пособие.
Таким образом, потребность в различных видах помощи нередко остается неудовлетворенной. Из-за резкого уменьшения реального материального дохода пенсионеров престарелые люди мало посещают медицинские учреждения. Резкое подорожание лекарств делает их малодоступными для большинства пенсионеров, особенно сельских. Поликлиникам также «невыгодны» пожилые люди, поскольку они чаще, чем молодые, требуют госпитализации и скорой помощи. В решении этой проблемы необходимо участие всех институтов - систем здравоохранения и социального обеспечения, фондов социальной защиты населения, общественных организаций и, конечно же, семьи.
В современных условиях возрастает роль социального обслуживания и жизнеобеспечения пожилых людей, семьи и личности. Начав становление как целостной системы с конца 80-х - начала 90-х годов XX столетия, динамично развиваясь, весь прошедший период, оно сформировалось в качестве самостоятельного сектора социальной сферы, имеющего правовую, организационную, кадровую, финансовую и научную базу. Десятки тысяч социальных учреждений оказывают услуги миллионам российских граждан, выполняя жизненно важные функции: поддержку общественной стабильности, нравственного здоровья общества, укрепления гуманистических основ государства, приоритета личности в социальной политике, развития социума.
Реформы в России привели к существенным экономическим, политическим и социальным изменениям в стране: коррекции социальной стратификации, дистанцированию социальных групп, изменению форм собственности, менталитета, рождению новых экономических структур, естественному для переходного периода обострению напряженности в социальной сфере. Социальные реальности уже не укладываются в рамки старой социальной политики, а исследования в этой области значительно отстают от темпов происходящих перемен.
Рецензенты:
Мехришвили Л.Л., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;
Барбаков О.М., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Горева О.М., Савастьина А.А. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17697 (дата обращения: 15.10.2024).