В учреждениях государственного воспитания (УГВ) имеют место унифицированные проявления взаимодействия, совместной деятельности (особый стиль поведения, внешний вид), что ведет к сглаживанию границ поведения девочек и мальчиков (Ю.Е. Алешина, Дж. Боулби, А.С. Волович, А.Л. Козлова, Н.В. Поляшова и др.). Спецификой УГВ, с точки зрения М.Ю. Кондратьева, являются жесткие режимные условия, изоляция воспитанников от широкого социального окружения, что снижает вариативность выбора, обедняет и огрубляет систему значимых для них межличностных отношений, осложняет путь адекватной социализации личности подростка. В работах B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых показано, что в условиях родительской депривации у детей обнаруживаются качественные отличия в развитии личности (представление о себе, отношение к себе, образ Я, самооценка). Н.Ю. Рымарев отмечает, что для детей, проживающих в условиях УГВ, характерно наличие недиффренцированного типа гендерной идентичности [7]. Недифференцированный тип гендерной идентичности проявляется в повышенной напряженности, возбудимости, внутренней конфликтности; негативном отношении к себе и формирует выраженную эмоциональную нестабильность личности [8].
В последние десятилетия проблема гендерной идентичности становится предметом теоретического и эмпирического изучения (В.С. Агеев, И.В. Антонова, Е.П. Белинская, И.С. Кон, Л.Б. Шнейдер, В.А. Ядов и др.).
Проблема развития гендерной идентичности в УГВ заключается еще и в том, что дети, воспитывающиеся в семье, как правило, воспроизводят модель родительской семьи, повторяя или отрицая в поведении отцовскую или материнскую модель. Отрицательный семейный опыт дает возможность ребенку в процессе развития идентичности переосмыслить его, выстроить собственное представление о себе как о мужчине или женщине. В условиях УГВ этот процесс затруднен, и, как следствие, возникает спутанная, неопределенная гендерная идентичность, выражающаяся в трудностях освоения соответствующих гендерных и семейных ролей.
Нарушения половой идентичности (Е.П. Ильин, В.Г. Каган, И.С. Кон и др.) подразделяют на индивидуальные вариации соотношения маскулинности и фемининности, что обусловливает различные адаптационные реакции; полоролевой конфликт как переживание реального или мнимого несоответствия полоролевым стандартам с личностными реакциями невротического типа; конфликт половой идентичности как активное, осознаваемое противостояние, переживание себя в качестве представителя противоположного пола и существующих полоролевых стандартов. Стертость гендерных идентификационных образцов у воспитанников детских домов во многом объясняется отсутствием гендерных моделей поведения значимых взрослых, как женских, так и мужских [1, 2, 3].
Объект исследования: психолого-педагогический феномен гендерной идентичности.
Предмет - взаимосвязи структурных компонентов гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в семье и в учреждениях государственного воспитания.
Цель работы - выявление особенностей взаимосвязей компонентов гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в семье и в учреждениях государственного воспитания.
Гипотеза исследования основана на том, что существуют значимые взаимосвязи между психологическими особенностями личности подростков и структурными компонентами гендерной идентичности.
Изучение структурных компонентов гендерной идентичности в подростковом возрасте проводилось в школах и детских домах г. Екатеринбурга, Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа. В подгруппе подростков, воспитывающихся в семье, были обследованы 165 мальчиков и 186 девочек, всего 351 респондент. В подгруппе воспитанников учреждений государственного воспитания были обследованы 218 подростков, из них 99 мальчиков, 119 девочек. Возраст участников 13-15 лет. Общий объем выборки исследования составил 569 человек.
Нами был проведен дескриптивный анализ структурных компонентов гендерной идентичности и их содержания в подгруппах мальчиков и девочек, воспитывающихся в семье и в УГВ [4, 5] с помощью методики «Кто Я». Особенности содержания компонентов гендерной идентичности проявляются в характеристиках идентификационных образов, которые обозначает респондент. Эмоциональная насыщенность образа Я проявляется в прямом или косвенном обозначении пола и его нейтральном, эмоционально-положительном, эмоционально-отрицательном, отчужденном самоотношении.
Результаты анализа содержательных характеристик гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в семье, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Содержательные характеристики компонентов гендерной идентичности в подгруппах подростков, воспитывающихся в семье
Методика «Кто Я» (выраженность в %) |
||||
Переменные |
Мальчики |
Девочки |
||
минимальное количество характеристик |
максимальное количество характеристик |
минимальное количество характеристик |
максимальное количество характеристик |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Эмоционально-оценочный компонент |
||||
Положительные характеристики |
29,7 |
22,42 |
4,84 |
9,14 |
Отрицательные характеристики |
43,64 |
13,13 |
90,86 |
9,13 |
Амбивалентный образ Я |
29,09 |
33,33 |
59,67 |
0,54 |
Когнитивный компонент |
||||
Затрудненная самоидентификация |
55,15 |
1,21 |
89,78 |
0,84 |
54,54 |
22,42 |
1,108 |
65,59 |
|
Прямое обозначение пола |
34,55 |
4,24 |
96,77 |
0,52 |
Косвенное обозначение пола |
16,97 |
85,18 |
5,91 |
64,52 |
Социальная идентичность |
20 |
28,48 |
0 |
0 |
Личностная идентичность |
3,63 |
13,33 |
0 |
0 |
Поведенческий компонент |
||||
Социальные роли |
10,3 |
29,7 |
25,27 |
0,53 |
Профессиональные роли |
60,61 |
4,84 |
78,49 |
2,15 |
Семейные роли |
65,46 |
6,06 |
61,83 |
1,61 |
В нашей работе критерием дифференцированности образа Я стал анализ наличия минимального и максимального количества характеристик, которые дает респондент, отвечая на вопрос «Кто Я?». Высокий уровень дифференцированности (максимальное количество характеристик) связан с личностными особенностями: сформированной рефлексией, социальной компетентностью, самоконтролем. Низкий уровень дифференцированности (минимальное количество характеристик) говорит о кризисе идентичности, эмоциональной дестабилизации личности, наличии замкнутости, тревожности, неуверенности в себе, в трудностях самоконтроля.
В результате анализа 94,6% девочек (175 респондентов) и 85,45% мальчиков (141 респондент) дали максимальное количество характеристик, что позволяет сделать вывод о сформированной гендерной идентичности; у 1% девочек и 5% мальчиков (минимальное количество характеристик) выявлен кризис гендерной идентичности.
В обеих подгруппах преобладает позитивная гендерная идентичность (положительные характеристики), которая характеризует адаптивное состояние личности. Амбивалентные характеристики наиболее выражены в подгруппе мальчиков, что свидетельствует о нестабильности образа Я. Наличие актуальной социальной идентичности проявляется у подростков в прямом и косвенном обозначении пола.
Результаты анализа содержательных характеристик гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в УГВ, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Содержательные характеристики гендерной идентичности в подгруппе подростков, воспитывающихся в УГВ
Методика «Кто Я» (выраженность в %) |
||||
Переменные |
Мальчики |
Девочки |
||
минимальное количество характеристик |
максимальное количество характеристик |
минимальное количество характеристик |
максимальное количество характеристик |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Эмоционально-оценочный компонент |
||||
Положительные характеристики |
9,9 |
16,16 |
6,72 |
15,12 |
Отрицательные характеристики |
19,19 |
29,3 |
89,92 |
2,52 |
Амбивалентный образ Я |
23,23 |
56,57 |
46,22 |
2,52 |
Когнитивный компонент |
||||
Сложность идентификации |
40,4 |
1,01 |
94,96 |
2,52 |
Общее количество характеристик |
10,1 |
12,12 |
3,36 |
73,11 |
Прямое обозначение пола |
11,52 |
1,21 |
91,59 |
0,84 |
Косвенное обозначение пола |
4,04 |
79,8 |
0,84 |
77,31 |
Социальная идентичность |
21,21 |
10,1 |
0 |
0 |
Личностная идентичность |
2,02 |
58,59 |
0 |
0 |
Поведенческий компонент |
||||
Социальные роли |
38 |
3,03 |
55,46 |
5,88 |
Профессиональные роли |
57,58 |
6,06 |
88,24 |
0,84 |
Семейные роли |
78 |
1,01 |
78,15 |
1,68 |
Анализ результатов показал, что у 73,11% девочек и 12,12% мальчиков сформирована гендерная идентичность; у 10,1% мальчиков и 3,36% девочек (респондентами дано минимальное количество характеристик), выявлен кризис гендерной идентичности; эти показатели выше, чем в группе подростков, воспитывающихся в семье.
В обеих подгруппах выявлен эмоционально-полярный тип гендерной идентичности, в подгруппе мальчиков преобладают отрицательные характеристики, которые определяют дезадаптивное состояние личности. Амбивалентный образ Я наиболее присущ мальчикам, что говорит о личности сомневающегося типа. В обеих подгруппах респонденты прямо и косвенно обозначают свой пол, что предполагает специфику полоролевого поведения.
Для оценки взаимосвязей между структурными компонентами гендерной идентичности нами использовался следующий комплекс психодиагностических методик: опросник Л.Н. Ожиговой «Я женщина / мужчина»; методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой; опросник «Пословицы» И.С. Клециной; многофакторный опросник FPI (в модификации и разработке А.А. Крылова и Т.Н. Ронгинской). Оценка взаимосвязей осуществлялась с помощью корреляционного анализа, нами был применен критерий ранговой корреляции Спирмена. По результатам анализа мы выделили высокозначимые взаимосвязи, при r < 0,01.
Результаты корреляционного анализа в подгруппе мальчиков, воспитывающихся в семье. Выявлена положительная взаимосвязь между подверженностью гендерным стереотипам и негативным отношением к образу Я. Шкала «Подверженность гендерным стереотипам» положительно коррелирует с общим количеством характеристик (сформированная рефлексия), прямым и косвенным указанием на пол. Наличие характеристик, определяющих социально-ролевое поведение в семье и в группе, взаимосвязано с протеканием психической деятельности по маскулинному типу.
В данной подгруппе признаков невротизации личности не выявлено, подростки подвержены гендерным стереотипам поведения, что обусловливает социально-желательное поведение, предписанное своему полу.
Результаты корреляционного анализа в подгруппе мальчиков, воспитывающихся в УГВ. Положительные характеристики взаимосвязаны с подверженностью личности гендерным стереотипам, отрицательный образ Я проявляется в невротизации личности и не предполагает подверженности гендерным стереотипам, что может обусловливать дезадаптивное социальное поведение подростка УГВ.
Характеристики, определяющие социальную идентичность, взаимосвязаны с психологическими особенностями, свойственными противоположному полу (эмоциональная лабильность). При сформированной социальной идентичности у подростка признаки эмоциональной неустойчивости не проявляются.
Поведенческий компонент в данной группе представлен наличием в идентификационных характеристиках социальных, профессиональных ролей. В ходе корреляционного анализа выявлены взаимосвязи с психологическими особенностями, которые характерны для представителей противоположного пола (депрессивность, застенчивость, эмоциональная лабильность, реактивная агрессивность).
Таким образом, мы можем говорить о наличии признаков невротизации личности и, как следствие, проявлении недифференцированного типа гендерной идентичности, о кризисе гендерной идентичности в подгруппе мальчиков из УГВ.
Результаты корреляционного анализа в подгруппе девочек, воспитывающихся в семье. Положительные характеристики в образе Я отрицательно коррелируют с психологическими особенностями личности (такими как невротичность, депрессивность, эмоциональная лабильность). У девочек с негативным отношением к себе проявляется подверженность гендерным стереотипам, что позволяет говорить о социально-желательной гендерной позиции.
Шкала «Подверженность гендерным стереотипам» в женской подгруппе взаимосвязана со сформированной рефлексией, с признаками, которые характеризуют личностную идентичность, прямое и косвенное определение пола, что обусловливает социально-желательное гендерное поведение, соответствующее полу. Выявлены взаимосвязи между психологическими особенностями личности, характеризующими признаки невротизации личности (это невротичность, раздражительность, эмоциональная лабильность, раздражительность, депрессивность) с подверженностью гендерным стереотипам.
Результаты корреляционного анализа выявили сформированную положительную гендерную идентичность, подверженность гендерным стереотипам, что проявляется в социально-желательном поведении, соответствующем полу. В данной подгруппе обнаружены признаки невротизации личности, что может быть обусловлено возрастными особенностями и кризисом гендерной идентичности.
Результаты корреляционного анализа в подгруппе девочек, воспитывающихся в УГВ.
Эмоционально-оценочный компонент представлен положительными и амбивалентными характеристиками и взаимосвязан с психологическими свойствами личности, а именно со шкалой «Открытость», что позволяет говорить о социально-желательных ответах. Также имеются взаимосвязи с психологическими особенностями, обусловливающими признаки невротизации личности.
Респондентам со сформированной рефлексией присуща подверженность гендерным стереотипам, что позволяет сделать вывод о социально-желательном поведении.
Наличие прямого обозначения пола в идентификационных характеристиках взаимосвязано со специфическими психологическими особенностями женщин: эмоциональной лабильностью, раздражительностью, депрессивностью. Косвенное обозначение пола отрицательно коррелирует с наличием признаков неустойчивости эмоционального состояния. Девочкам из УГВ свойственны психические характеристики, присущие представителям противоположного пола, это может проявляться как кризис гендерной идентичности.
Наличие у респондентов характеристик, обозначающих социальные, профессиональные роли, взаимосвязано с признаками эмоциональной нестабильности личности. Эти результаты, возможно, связаны с психологическими особенностями подросткового возраста, а также с наличием кризиса гендерной идентичности.
В ходе корреляционного анализа выявлены взаимосвязи с психологическими особенностями, которые характерны для представителей противоположного пола (спонтанная агрессивность). Таким образом, мы можем говорить о проявлении недифференцированного типа гендерной идентичности в подгруппе девочек - воспитанниц УГВ.
Выводы
Оценка взаимосвязей компонентов гендерной идентичности позволяет выявить проблемные зоны развития личности подростков в разных социальных условиях.
1. Согласно полученным результатам в подгруппах девочек (1%) имальчиков (5%), воспитывающихся в семье, а также в подгруппах девочек (3,36%) имальчиков (10,1%), воспитывающихся в условиях УГВ, выявлен кризис гендерной идентичности.
2. В подгруппах подростков, воспитывающихся в семье, выявлены сформированная положительная гендерная идентичность, подверженность гендерным стереотипам, гендерно-ролевому поведению, что проявляется в социально-желательном поведении, соответствующем полу. В мужской подгруппе признаков невротизации личности не выявлено. В подгруппе девочек, воспитывающихся в семье, выявлены связи, характеризующие наличие признаков невротизации личности и кризиса гендерной идентичности.
3. В подгруппе мальчиков - воспитанников УГВ выражен негативный образ Я, выявлены признаки невротизации личности, что может быть обусловлено кризисом гендерной идентичности и являться основой формирования недифференцированного типа гендерной идентичности. Мальчики - воспитанники УГВ подвержены гендерным стереотипам, что обусловлено социально-желательным поведением, соответствующим полу.
В группе девочек обнаружены взаимосвязи с психологическими особенностями, которые характерны для представителей противоположного пола (спонтанная агрессивность), что подтверждает выводы о наличии недифференцированного типа гендерной идентичности.
Рецензенты:
Васягина Н.Н., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург; Набойченко Е.С., д.псх.н., профессор кафедры психологии образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Курочкина И.А., Зеер Э.Ф. ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17692 (дата обращения: 16.10.2024).