В начале ХХ века работа активизировалась: в некоторых странах стали создаваться психологические институты и лаборатории по исследованию вопросов профориентации, проблема профессиональной ориентации молодежи решалась по-разному. Однако ведущей основой осуществления этой деятельности стала социально-экономическая потребность развивающегося производства. В середине 20-х годов прошлого века в СССР по образцу западной была создана специальная психотехника, включающая в себя и профориентацию, которая, однако, не просуществовав и десяти лет, была запрещена. В 70-х гг. ХХ века профессиональная ориентация в нашей стране была реабилитирована и вступила в новую фазу своего развития. Необходимо отметить, что профориентация в советский период истории страны была восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Е.А. Климова. Именно он активно занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Сложную и достаточно противоречивую историю системы профориентации молодежи в нашей стране можно условно разделить на несколько этапов:
- период с начала 20-х до конца 30-х гг. ХХ века характеризуется зарождением и становлением профориентационной работы, поиском форм и методов этой работы, осмыслением накопленного экспериментального и практического материала;
- период с конца 30-х до конца 50-х гг. прошлого века отличается эпизодическим функционированием, даже забвением прежнего опыта, это был этап ухода от решения проблем профориентации;
- с начала 60-х и до начала 80-х гг. происходит активный поиск в решении задач профориентации;
- в период с 1984 по 1990 г. осуществляется теоретическое и организационно-методическое обеспечение развития государственной службы профориентации [2; 3].
На первом этапе большое внимание уделялось изучению вопросов профориентации, профотбора и консультациям, в разработке которых принимали участие органы просвещения, здравоохранения и Народного комиссариата труда, производившего учет и распределение рабочей силы. Трудовое воспитание и обучение рассматривалось в эти годы как важнейшая часть подготовки подрастающего поколения к производственной деятельности. Этой проблемой стали заниматься целые научные коллективы. В 1922 г. была открыта лаборатория промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью которой было изучение профессий с позиции психологии и создание профессиограмм. Своевременным и вполне ответственным шагом на пути развития профориентационной работы было предложение Н.К. Крупской, в котором предлагалось рассматривать выбор профессии не под углом пригодности человека к профессии или специальности, а с точки зрения всестороннего развития человека. В своих работах, посвященных вопросам профессиональной ориентации, российские педагоги отмечают, что данная проблема может быть успешно решена, если внимание будет направлено на то, чтобы система образования и определенная область профессионального труда помогали всестороннему развитию личности, раскрытию ее способностей и дарований, давали человеку возможность удовлетворить свои насущные потребности. Важным фактором всестороннего развития молодого человека является наличие глубоких и обширных знаний. Следовательно, основная обязанность отечественной школы - это вооружение знаниями каждого ученика и удовлетворение требования широкого образования, которое откроет перед ним в будущем все дороги. Известно, что при выборе профессии в любом случае бывают трудности и случаются ошибки. Рассмотрим некоторые типичные ошибки и затруднения:
- отношение к выбору профессии с позиции высокой квалификации;
- ориентация на высшее образование и на всю жизнь;
- выбор профессии, ориентируясь на выбор друзей или родителей;
- перенос отношения с представителя определенной профессии на саму профессию;
- знание внешних сторон деятельности, или увлечение частной ее стороной;
- отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией;
- устарелые представления о характере труда в некоторых сферах человеческой деятельности;
- неосведомленность в своих личных особенностях и возможностях;
- незнание или недооценка своих физических сил;
- незнание путей и последовательности решения своих профессиональных задач и многие другие.
Цель исследования
Изучить интерес к профессии и значимые факторы привлекательности педагогической профессии для современной молодежи.
Материал, методы и результаты исследования
Абитуриентам естественно-технологического факультета ЧГПУ (2008 г.) была предложена методика выявления факторов привлекательности профессии (В. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) [4]. Анализ ее результатов выявил типичные ошибки, свойственные молодежи. Одной из них является отсутствие учета специфики педагогического учебного заведения и постановка акцента в названии отделения на вторую часть, например: «технология предпринимательства». Отсюда следуют не всегда верные выводы по поводу особенностей деятельности в избираемой профессии. Рассмотрим один из противоречивых факторов - «важнейшая для общества профессия». Коэффициент значимости (КЗ) здесь равен нулю: для одних он значит позитивно, для других негативно. В целом в обследуемой группе этот фактор действительно свидетельствует о низкой значимости. Обнаружена низкая значимость в 4 и 5 факторе («работа не вызывает утомления» - КЗ=-0,1и «большая зарплата»-КЗ=-0,3). Следовательно, можно сказать, что абитуриенты понимают: работа вызывает переутомление и не дает большого материального эффекта. Только вот какая именно работа? Преподавание названной выше дисциплины или практическая деятельность в сфере предпринимательства. Коэффициент значимости 0,1 в девятом и десятом факторе свидетельствует об их низкой значимости для данной выборки. Самым значимым фактором в данной выборке является «работа соответствует моим способностям» (КЗ=1). Этот фактор имеет особое значение, т.к. позволяет эффективно использовать свои возможности и удовлетворять свои потребности в выбранной деятельности, если человек действительно осознает свой потенциал. Удовлетворяя свои потребности, человек испытывает положительные эмоции, что в свою очередь влияет на результаты труда и вместе с тем вызывает удовлетворение жизнедеятельностью в целом. Из серии всех факторов выявлены, по крайней мере, еще три значимых фактора: «работа с людьми» (КЗ=0,8); «работа требует творческого подхода» (КЗ=0,6) и «возможность самосовершенствоваться» (КЗ=0,5). Устойчивое значение фактора влияет на удовлетворенность выбором и способствует профессиональной стабилизации. Фактор, связанный с возможностью творчества в будущем, характеризует тяготение к нестандартным проявлениям в труде, в частности к творчеству. Ожидание творчества в будущей профессии обусловливает особое к ней отношение. Случится ли это на самом деле - зависит от самой личности. С этим фактором связан другой: «возможность самосовершенствования». Безусловно, данный фактор неоднозначен для всех, но в конкретной выборке он более или менее значим, имеет среднее значение (КЗ=0,5) [5]. Из таблицы 1 можно увидеть, как распределились ведущие факторы отношения к профессии.
Таблица 1
Ведущие факторы отношения к профессии
Факторы отношения к профессии |
||||||
Позитивные факторы |
Негативные факторы |
|||||
Работа соответствует моим способностям |
Работа с людьми |
Работа требует творческого подхода |
Возможность самосовершенствоваться, возможность достичь социального признания |
Работа соответствует моим способностям |
Работа вызывает переутомление |
Небольшая зарплата |
Весьма противоречивым представлен фактор: «важнейшая для общества профессия» в пропорциональном соотношении с фактором «мало оценивается важность труда» (КЗ=0). В нашей выборке у отдельных респондентов обнаруживаются крайние противоречия: с одной стороны, делается выбор: «работа с людьми» и тут же отмечается «отсутствие частого контакта с людьми». Это говорит о том, что абитуриенты слабо владеют информацией о профессии, на которую поступают, а это одно из значимых затруднений при выборе профессии.
Проведен опрос студентов педагогического вуза, в котором были изучены их истинные профессиональные предпочтения (2009). Для этого предложен список учебных заведений, ставший опорой для установления выбора уже обучающейся молодежи. В опросе приняли участие 89 студентов филологического факультета и студенты факультета начальных классов (17 чел.), студенты факультета физической культуры (22 чел.) 2 курса. Анализ результатов опроса дал представление о том, что лишь 59 % (48 чел.) студентов филологического факультета сделали обдуманный выбор - педагогический университет, в котором они обучаются. На факультете учителей начальных классов таких оказалось 64, 7 % (11 чел. из числа опрошенных). На факультете ФФК (со второй специальностью учитель безопасности жизнедеятельности) хотят быть тренерами 9 студентов, учителями физической культуры и БЖ лишь 3 человека, среди них две девушки и один юноша. Вместе с тем 12,35 % (11 чел.) филологического факультета выбрали бы МГУ. Из этой же выборки 7,86 % (7 чел.) филологов отметили юридические учебные заведения; а также среди филологов обнаружилось три человека, которые хотели бы поступить в МГИМО, на факультет журналистики тоже трое, на экономику - двое, в ЧелГУ - 2. По одному человеку - в медицинскую академию, в академию физической культуры и в литературный институт или ГИТИС. Обучение на филологическом факультете некоторым из них позволяет получить качественную подготовку для поступления позднее в другой вуз. Комментарии студентов по поводу выбора адекватно отражают их настроение и предпочтения: юноши (2 чел.) факультета отметили, что не удалось поступить на факультет журналистики и выразили надежду заниматься в будущем любимым делом. Из числа студентов УНК (по 1 чел. заявили об иных предпочтениях), не связанных с настоящим обучением: московский институт культуры, МГИМО, МГУ, юридический, зарубежный вуз (это по 5,9 %). Эти данные говорят о несоотнесённости возможностей с особенностями профессии, о разочарованиях после педагогической практики и невозможности получать желаемую профессию. Не вполне удовлетворительные результаты зачетных мероприятий в вузе части обследованных студентов красноречиво говорят о низком уровне заинтересованности и отрицательной мотивации. Что, впрочем, и подтверждается их предпочтениями и случайным выбором места обучения. Полученные результаты показали, что, несмотря на достижения и накопленный опыт в нашей стране, профориентационная работа в учебных заведениях в настоящее время не занимает почетного места. Отсюда и многие проблемы молодежи при выборе путей самореализации и их успеваемости в вузе.
На факультете дошкольного образования в исследовании приняли участие 30 студентов (2012). Результаты показывают: только у 4 студенток этой группы осознанный выбор профессии, связанный с внутренними побуждениями и в сочетании с социальной значимостью. У большей части выбор связан с внешней мотивацией. Позитивной стороной в данном случае является понимание социальной значимости, что указывает на внешнюю положительную мотивацию. Относительно высокие показатели привлекательности профессии выражены в пунктах «возможность самосовершенствования» - 15 человек; «работа соответствует моим способностям» - 19 ч.; более всего - «соответствует моему характеру» - 23 ч., что говорит о наличии представлений о самом себе и своих качествах, необходимых в профессии, в также «возможность достичь социального признания» - 17 ч.
Внешняя отрицательная мотивация характеризуется пунктами «небольшой рабочий день» - это выбор 4 ч.; «работа не вызывает утомления» - 3 чел. (отсутствие понимания функций и сущности профессии с людьми, суждение по внешним признакам).
Большинство респондентов привлекает работа с людьми (27 ч.); соответствие с собственным характером (23 ч.); социальная значимость профессии (21 ч.); 19 студентов привлекает работа с людьми в сочетании соответствия своим способностям; 17 студентов видят в профессии возможность достичь социального признания. Вместе с тем не привлекает в профессии небольшая зарплата - 29 респондентов; низкая оценка труда - 16 ч. Из этой же группы 16 ч. отмечают недостаточность оценки важности труда; 5 человек понимают возможность переутомления в работе с детьми. Один респондент весьма противоречив в своих выборах по пунктам: 6, 7, 8. На наш взгляд, это говорит о низкой мотивации, о незнании специфики профессии, о личностном кризисе, переходном периоде от ранней юности и личностном росте.
Участие в профориентации и помощь старшеклассникам в обоснованном выборе профессии должны стать важнейшими сторонами работы школьного психолога. В содержание деятельности психолога входит выявление интересов, склонностей старшеклассников, изучение направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики; определение мотивации выбора и ее структуры; определение выраженности способностей; определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профессиональные намерения старшеклассников и др.
Кроме этого профессиональная ориентация не должна заканчиваться после поступления в учебное заведение. Даже после первых разочарований начинающие студенты, без сомнения, должны продолжать обучение, но перед ними необходимо раскрыть возможные горизонты приложения знаний, умений и навыков, полученных в вузе, стимулировать их, организовывать не только учебный процесс, но и их исследовательскую, общественную деятельность и досуг. Кстати говоря, Челябинский педагогический университет для этого имеет огромные возможности, и его специалисты оказывают реальную помощь в самораскрытии и самореализации молодежи. Без сомнения, обучающимся людям, испытывающим затруднения в учебе и разочарования, необходимо постоянное психологическое сопровождение специалистов, индивидуальное консультирование и реальная помощь в учебной деятельности. В последнее время часто звучат призывы научить студентов организовать свою студенческую жизнь и самостоятельно заниматься с научными дисциплинами. Особенно это актуально для тех, кто обучается вдали от родных, испытывает бытовые трудности и материальные проблемы.
В связи с выявленными особенностями профориентации, предпочтениями абитуриентов и студентов обратимся к анализу профориентационных служб школьников. Профориентационная деятельность специалистов позволила накопить достаточный теоретический материал и методический аппарат, дающие возможность изучить личность, ее способности и склонности (методики А.А. Реана, Л.А. Йовайши, Д. Голланда и др.). Изучив деятельность психологической службы МОУДД «МУК-2» г. Златоуста, убедились в наличии достаточного опыта, который может позволить решать проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. Специалисты постоянно проводят беседы, групповые и индивидуальные консультации, в ходе которых по вопросам личного профессионального определения 779 учащихся 10-х и 11-х классов в последние годы получили поддержку. Выпускники школ, имеющие проблемы при выборе профессии, приглашались на индивидуальные консультации. В результате диагностической и консультационной работы реальную помощь в 2008-2009 году получили 52 школьника. Сложности, стоящие перед старшеклассниками, достаточно стабильны: ежегодно до 63 % десятиклассников затрудняются в выборе и до 44 % учащихся одиннадцатого класса сомневаются в правильности своих первых шагов по самоопределению. Несмотря на сомнения и ошибки, определился целый ряд профессий, который характеризует наиболее популярные из них: профессия юриста (16 % - 12 % соответственно учащиеся 10-х и 11-х кл.); деятельность программистов (12 % - 6 %); медицинские специальности разного профиля (11 % десятиклассников, столько же учащихся 11-х классов); бухгалтер-экономист (8 % - 7 % соответственно); дизайнер - выбор сделан только десятиклассниками (4 % от обследованных); профессии военных (3 %); фармацевт (среди десятиклассников выбор сделали 3 %); стилист-визажист (3 %) (10-ый класс); тренер - 1 % от обследованных десятиклассников. У учащихся 11 классов появляются новые предпочтения - инженер (9 %); менеджер (6 %); архитектор (4 %). Удивительно, что в городе с замечательными традициями металлургов, машиностроителей, художников гравюры на стали не обнаружилось ни одного желающего на рабочие профессии или в творческом направлении. Профессиональные планы большинства десятиклассников, почти каждого третьего выпускника на момент опроса оказались не сформированными или непрочно сформированными. Анализ факторов привлекательности профессии (методика Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Проанализируем ответы 20 старшеклассников (6 девушек и 14 юношей). Наиболее значимыми из 12 факторов привлекательности профессии старшеклассники считают: соответствие избранной профессии личному характеру - 15 %; возможность достичь социального признания, уважения - 14 %; возможность самосовершенствования - 12 %; большая зарплата - 12 %; соответствие выбранной профессии способностям - 11 %; работа с людьми - 9 %; постоянное творчество - 7 %. Выбор факторов не однозначен, ребята отмечают параллельно несколько сочетающихся, иногда противоречивых факторов. Но здесь, по всей видимости, выбор происходит в опоре на внешние представления о профессии, зависит от профессиональной незрелости, внутренней неготовности самостоятельно совершать выбор. Не вызывает сомнения, что удовлетворение профессией обусловлено множеством факторов, однако, в первую очередь необходимо учитывать интересы, склонности и возможности выпускников школ, степень их подготовленности и мотивацию, уровень соответствия способностей и требований к профессии.
Краткий анализ все-таки позволяет сделать вывод о том, что этот опыт имеет большое значение, в дальнейшем необходимо работу совершенствовать и знакомить с ним специалистов в области профориентационной работы. Внедрение положительного опыта даст возможность не только изучать предпочтения молодежи, их способности, но своевременно готовить к выбору. Вероятно, тогда меньше будет разочарований во время обучения в учебных заведениях. Безусловно, немаловажное значение в профессиональном выборе играют социально-экономическая ситуация в стране, экономический кризис, охвативший многие страны мира, в соответствии с этим безработица (в мире, по последним данным, уже более 40 млн чел.), мода на определенные профессии, реклама, средства массовой информации, пропагандирующие то одни, то другие профессии, беспечный образ жизни и надежду на нечаянный выигрыш.
Заключение
Таким образом, изучив теоретический аспект проблемы, проанализировав планы старших школьников и факторы привлекательности профессии абитуриентов и студентов, мы пришли к выводу, что именно факторы привлекательности профессии в сочетании с личностными особенностями, осознанностью в планировании своего будущего и перспектив развития, реалистичностью и гибкостью личных профессиональных предпочтений, с одной стороны, и относительной их устойчивостью, с другой, могут определить выбор жизнедеятельности старшего школьника, которому, безусловно, нужна помощь. Такую помощь могут и должны оказывать соответствующие профориентационные службы, несмотря на существующую нестабильную ситуацию в стране. Экономические ситуации постоянно меняются, а человек все-таки должен быть готов к осознанному и ответственному выбору и на этой основе активно осуществлять свои жизненные планы, быть конкурентно способным в деятельности, уметь отстаивать свою гражданскую позицию.
Рецензенты:
Тюмасева З.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Челябинского государственного педагогического университета,
г. Челябинск;
Шумилова Е.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Сибилева Л.В., Артеменко Б.А. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17689 (дата обращения: 16.10.2024).