Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ И ПРОФИЛЯ РАННЕГО КЛАССИЦИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Возняк Е.Р. 1
1 СПбГАСУ «Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный университет»
В статье анализируются архитектурные детали раннего классицизма Санкт-Петербурга. Выявляются особенности прорисовки карнизов и ордеров фасадов зданий этого периода. Отличительной чертой той эпохи является рисование простых криволинейных обломов с верхней подсечкой, что не соответствует классическим ордерным канонам. Описаны индивидуальные особенности творчества А. Ринальди и Ж.-Б. Вален-Деламота, характеризующие их почерк в рисовании деталей. Подчёркнута ведущая роль Ж.-Б. Вален-Деламота в ведении в общестроительную практику правильного колонного ордера в Санкт-Петербургской архитектуре. Определены индивидуальные черты архитектурных деталей декора в творчествеА. Ринальди, сохранившего барочную свободу прорисовки элементов ордера в сочетании с общей строгостью решения. Особенности деталей и архитектурных форм создали уникальный архитектурный стиль, характерный почерк которого отличает его как от предыдущего периода Елизаветинского барокко, так и последующего периода Строгого классицизма.
исторические здания
классическая архитектура
ранний классицизм
архитектурный ордер
архитектурные обломы
1. Возняк Е.Р. Обломы и карнизы елизаветинского барокко (1742–1762) в Санкт-Петербурге // Вестник гражданских инженеров. – 2012. – № 4 (33). – СПбГАСУ. СПб. – С.13.
2. Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII век. – Санкт-Петербург: Лениздат, 1997.
3. Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. – СПб.: Стройиздат-СПБ, 1994.
4. Швидковский Д.О. Франция и развитие русской архитектуры в эпоху классицизма / Д.О. Швидковский // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 2 / гл. ред. академик РАН Г.М. Бонгард-Левин. – М. : Собрание, 2006. – С. 151-160.
5. Шуйский В.К. Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербурге / В.К. Шуйский. – СПб.: Изд-во «Центрполиграф», 2008.
6. Шуйский В.К. Жан Батист Мишель Валлен-Деламот // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII века. – Санкт-Петербург, Лениздат, 1997.
7. Ухналев А. Е. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге. Век восемнадцатый / А. Е. Ухналев. – СПб.: Изд-во «Левша», 2011.
8. Blondel, J.-F. Coursd’Architectureoutraite de la decoration, distribution et construction de batimens / J.-F. Blondel. – Vol. 9. – Paris, 1771–1777.

Ранний классицизм краткий, но одновременно яркий период в истории зодчества Санкт-Петербурга. Период примерно датируется началом 1760-х – концом 1770-х годов. Это время ухода русского барокко и прихода строгого классицизма, время деятельности и творческого соревнования выдающихся архитекторов А. Ринальди и Ж.-Б. Валлен-Деламота. В этот период работали Ю.М. Фельетон и А.Ф. Кокоринов, А. Ф. Вист, начинал работу И.Е. Старов. Все исследователи отмечают переходный характер периода раннего классицизма, но одновременно следует подчеркнуть и его самодостаточную ценность. Это краткий период, когда творческая фантазия и свобода соизмерялись со сдержанностью и тонкостью вкуса. Именно тогда были созданы Мраморный дворец и Катальня горка, Академия художеств и костел св. Екатерины. В это время происходит изменения, как общего характера построения зданий, так и архитектурных форм и деталей.

Изучение деталей и обломов 18 века сопряжено с определенными трудностями. Подлинные штукатурные профиля кирпичных фасадов почти не сохранились. Гзимсы много раз ремонтировали и перетягивали. Очень сложно найти чертежи того времени с показом деталей. Гораздо больше сохранилось чертежей фасадов и разрезов, детали на них сложно рассмотреть. Тем не менее это не может быть основанием для отказа изучения архитектурных обломов этого периода. Рассмотрение обломов и профилей необходимо и для подлинной реставрации и для изучения истории архитектуры в полном объеме. Для анализа были использованы обмеры каменных зданий, чьи обломы лучше сохранились. Было проведено также сравнение штукатурных фасадов этого и последующих периодов. Было выявлено, что, несмотря на многочисленные перетяжки и ремонты, обломы этого периода серьезно отличаются от предыдущего и последующего периода. На этом основании можно сделать определённые выводы и выявить обобщающие тенденции.

Архитектурные профили раннего классицизма отличает от последующего классического периода наличие барочных обломов. При ближайшем рассмотрении видно, что классические с виду карнизы и тяги состоят из элементов, существенно отличающихся от обломов Дж. Виньолы и А. Палладио.

Важнейшим признаком барочных профилей является другое рисование простых криволинейных обломов – четвертного вала (эхина) и каблучка. В русском барокко эти формы рисуются с верхней подсечкой, западом. Четверной вал превращается в вал с обязательным верхним углублением, а каблучок получает рюмкообразную форму, также с верхней подсечкой. Верхнее заужение профиля характерно для очертаний греческих обломов и не характерно для римских. Но греческим обломам присущ совсем другой рисунок – мягкий и плавный, как будто проведенный от руки. В период раннего классицизма, как и во времена Растрелевского барокко, рисунок резкий, глубокий, близкий к циркульным очертаниям. Очертание облома с верней подсечкой дает резкие тени на фасаде и хорошо выделяет форму профиля (см. рис. 1). В условиях сумрачного освещения северного климата Санкт-Петербурга этот прием давал хороший результат, что объясняет долгое его применение, не согласующееся с классическими канонами. Такие профили можно увидеть и у А. Ринальди на Китайском и Мраморном дворцах, и у Ж.-Б. Валлен-Деламота на Гостином дворе и соборе св. Екатерины.

а) б) в) г) д) е) ж)

Рис.1. Сравнение римских, греческих и обломов русского барокко: а), б) – римский четвертной вал и каблучок, в), г) – греческий эхин и каблучок, д), е),ж) – барочный каблучок, вал и обратный каблучок

Барочные обломы применялись, например, для построения архитравасложных ордеров. Между последовательно идущими поясами архитрава ставили барочные маленькие каблучки, которые давали резкую тень и отделяли один пояс от другого. Наличники филенок и наличники окон также рисовали с применением барочных обломов.

Базу колонн сложных ордеров (ионического, коринфского и сложного) в период раннего классицизма всегда делают аттической (см. рис. 2а), близкую к рисунку А.Палладио, и никогда не используют более сложные формы базы Дж. Виньолы. Иногда скоцию, расположенную посреди аттической базы, особо вытягивают и подчеркивают.

Наравне с барочными обломами встречаются и правильные римские профили. Эхин капители всегда рисуют по римским образцам – четверным валом. По отношению к предшествующему Елизаветинскому периоду барочные обломы имеют выступ меньше. Они скрыты правильными общими формами элементов, их делают небольшими по размеру, только чтобы подчеркнуть четкими тенями главные плоскости профилей.

Другая интересная особенность рисования архитектурных элементов этого периода – некоторое обобщение форм (см. рис.2 б, в). Отдельные элементы, обобщая, сливают в широкие с небольшим выступом пояса, плинты или блоки. Упрощения характерны для пьедестальных форм. Карнизы и цоколя пьедесталов рисуют как большие пояса. Кронштейны, поддерживающие сандрики окон, могли быть выполнены как немного выступающие блоки. Фаски и наличники могли решаться как простые западающие или выступающие плоскости. Эта особенность трактовки ордерных деталей более характерна для поздних произведений А. Ринальди (Мраморный дворец), но встречается и на фасадах других архитекторов, например, на фасаде Александровского мещанского училища Ю.М. Фельтена. Интересны в этом отношении обломы Верстовых столбов Ж.-Б. Валлен-Деламота. Многие ордерные обломы обобщены и укрупнены. Эта черта обломов Раннего классицизма, возможно, является предвестником поиска новых архитектурных форм, характерных для последующих эпох. Подобные обобщающие формы появятся в Русской архитектуре в краткий период Павловского классицизма в творчестве В. Бренна и в период Неоклассицизма начала 20 века.

а) б) в)

Рис. 2. Формы раннего классицизма: а) - аттическая база Китайского дворца в Ораниенбауме арх. А. Ринальди; б) – пьедестал Мраморного дворца А. Ринальди;

в) – окно Мраморного дворца А. Ринальди

Для всех элементов (наличников, рельефов, отдельных обломов) в этот период характерен невысокий профиль, меньший выступ, по сравнению с периодом Елизаветинского барокко. Рельефы становят мало выступающими барельефами, а валики обломов имеют меньший размер. Бросается в глаза преобладание пилястр и лопаток по сравнению с пучками полуколонн предыдущего периода. «Пер­вые шаги ранний классицизм делает по пути преодоления повышенного декоративизма, характерного для предшествующей эпохи. Постепенно как бы высвобождается тектоническая основа зданий. Торжественность достигается уже не обилием лепных или резных раззолоченных узоров, сплошь покрывающих стены, не иллюзорностью живописных плафонов, а строго­стью хорошо найденных пропорций, четким линейным ритмом. Правда, в наследство от барокко остается тяготение к заполнению плоскости стен, как на фасаде, так и в интерьере. Это достигается с помощью едва выступа­ющих филенок, членящих поверхность, создающих слабую игру света и тени, путем включения скульптурных композиций на определенную тему…» [2, с.474].

Излюбленный прием барокко – раскреповка антаблемента, постепенно отходит в прошлое. Раскреповки используют не по всему фасаду, а только для выделения акцентных элементов. Так, например, выделены угловые выступы Гостиного двора (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот) или портик дворового фасада Мраморного дворца (арх. А. Ринальди).

Рисование карнизов в этот период имеет свои особенности, отличающие его и от предыдущего барочного и от последующего строго классического периода. В первую очередь тем, что в этот период Ж.Б. Валлен-Деламот постепенно вводит в русскую строительную практику модульоны, зубцы и кронштейны. На фасадах его зданий, а также зданий А.Ф. Кокоринова и Ю.М. Фельтена, постепенно появляются эти сложные обломы, вначале в упрощенной форме, потом во все более точной деталировке.

В период Елизаветинского барокко карнизов с зубчиками, модульонами или кронштейнами не делали. Эти элементы делают вставными, что существенно усложняет изготовление карниза. В растрельевский период в России использовали особую форму карниза – с двумя слезниками. Для упрощения изготовления и сохранения сложности формы ряд зубцов (или модульонов) объединяли в дополнительную выступающую полку, близкую по форме верхнему слезнику. Карнизы получались очень рельефными, сильно выступающими, но не очень сложными при изготовлении. Их можно было сделать цельнотянутыми без вставных элементов.

Между тем М. Витрувий, А. Палладио, С. Серлио, Дж Виньола и другие отцы ордерной теории находили модульоны, зубцы и кронштейны абсолютно необходимыми для ордеров сложнее тосканского. В раннем классицизме происходит восстановление правильных ордерных карнизов. Классический карниз имеет три части: поддерживающая, свешивающаяся и венчающая. Свешивающую часть составлял слезник, который должен был четко читаться на карнизе. Наличие хорошо выделенного слезника отличало хороший ордерный карниз от просто тяги фасада. Вынос слезника поддерживали у тосканского ордера переходные обломы. У дорического карниза, помимо приходных элементов, должны стоять – либо модульоны, либо зубчики, в ионическом и композитном ордере – зубчики. У коринфского ордера, самого сложного по формам – и зубчики, и кронштейны в поддерживающей части рядами чередовались с переходными обломами. Традиция допускала некоторые вариации, так А. Палладио разрешал на коринфском ордере зубчиков не ставить.

В этот период в Санкт-Петербурге создается Академия художеств, и там читает А.Ф. Кокоринов начальные архитектурные знания, в том числе ордера Дж. Виньолы и А. Палладио. На этой базе Ж.Б. Валлен-Деламот продолжает курс проектирования на старших курсах, используя труды знаменитых родственников Николя-Франсуа и Жака-Франсуа Блонделей. Принципы правильных построений ордеров Ж.Б. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов постепенно внедряют и в свою проектную деятельность.

Темне менее барочные карнизы с двумя слезниками были достаточно широко распространены в этот период. Такие карнизы делали и вначале периода и в конце периода. А. Ринальди даже в поздних произведениях не делает зубцов, модульонов или кронштейнов на своих ордерах. Сравним два карниза А. Ринальди – венчающие карнизы Китайского (стр-во 1762–1768 гг.) и Мраморного дворцов (стр-во 1768-1785 гг.). Оба карниза близки по прорисовке к ионическому антаблементу. Китайский дворец имеет пилястры ионического ордера, Мраморный – пилястры сложного ордера. И там и там присутствуют барочные обломы, два слезника, но характер карнизов сильно отличается. В Китайском дворце выносы обоих слезников небольшие, профиль сглажен и приближен к наклонной линии под 45 градусов. Внешне такой карниз более выглядит, как тяга, нежели именно карниз. В Мраморном дворце уже четко выражен трехчастный характер карниза. Вынос слезника значительно больше, чем полочки в поддерживающей части карниза.

а) б) в) г)

Рис. 3. Барочные карнизы раннего классицизма: а), б) – карниз в деталях и массах Китайского дворца, в) и г) – карниз в деталях и массах Мраморного дворца

Ж.-Б. Валлен-Деламот, «основоположник русского классицизма» [6, с.328], последовательно вводил в русскую архитектуру карнизы с модульонами и кронштейнами. Изготовление в массовом масштабе подобных карнизов требовало более высокого уровня строительного мастерства. Классическим образцом для будущих поколений стали дорические ордера Академии художеств (арх. Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова, стр-во 1765–1788 гг.), арки Новой Голландии (арх. Ж.Б. Валлен-Деламота) (см. рис. 3 а, б). Кроме достаточно проработанных модульонов, здесь стоят триглифы, которые в растрельевский период часто пропускали. В профиле этого карниза выполнено много художественных деталей. Впервые заполнено пространство между модульонами на софите лепными розетками, а на фризе между триглифами установлены метопы с аллегорическим рельефами.

Дорический и ионический ордер предпочитали делать именно с модульонами. Видимо, дробность этих элементов меньше соответствовала стилю.

Ж.-Б. Валлен-Деламот вводит в русскую архитектуру и форму карниза с лежачими кронштейнами, которая является развитием карниза с модульонами. Модульон сужается и приобретает вид закрученного валютобразно кронштейна. На северном фасаде Малого Эрмитажа, костела св. Екатерины (арх. Ж.Б. Валлен-Деламот) расположен такой карниз с кронштейнами (см. рис. 3 в,г). По общему построению ордера Ж.-Б. Валлен-Деламота близки к ордерам «Курса Архитектуры» его кузена Жака-Франсу Блонделя-младшего. Тем не менее при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что карниз членится мелкими барочными обломами, почти не читаемыми снизу.

а) б) в) г)

Рис. 4. Классические антаблементы раннего классицизма: а) – антаблемент Академии художеств, б) – антаблемент арки Малой Голландии, в) - антаблемент Северный фасад Малого Эрмитажа и г) – антаблемент костела св. Екатерины

Карниз с лежачими кронштейнами и зубцами в поддерживающей части поставлен на заднем фасаде дворца Разумовского (Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов). За общей тенденцией наступающего классицизма следовали и другие архитекторы. Арх. Ю. М. Фельтен поставил коринфской антаблемент над сложным Армянской церкви (стр-во 1771–1780 гг.). Кронштейны здесь шире канонических и ближе по пропорциям к модульонам, но рельеф тщательно проработан и видны формы валютообразных завитков и акантового листа. Этот сложный карниз с кронштейнами и зубчиками свидетельствует не только о стремлении архитекторов приблизится к совершенству классических ордеров, но и о возросшем мастерстве ремесленников и строителей.

Изучение архитектурных деталей и форм расширяет представление о творческом методе каждого архитектора. Изменение деталей иллюстрирует сложный процесс изменения архитектурного стиля в Санкт-Петербурге. В период раннего классицизма наблюдается постепенный переход от барочных к классическим формам. Присутствуют одновременно и старые барочные и новые классические формы. Создается свой особый стиль с тонкими, но четко читаемыми архитектурными формами. Архитектурные профиля рисуются классическими по общему решению, но при этом обломы остаются свободными по очертанию и почти барочными по форме.

Рецензенты:

Горюнов В.С., доктор архитектуры, профессор кафедры АГН (Архитектурно-градостроительного наследия) СПбГАСУ «Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург;

Семенцов С.В., доктор архитектуры, профессор, декан Архитектурного факультета СПбГАСУ «Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Возняк Е.Р. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ И ПРОФИЛЯ РАННЕГО КЛАССИЦИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17680 (дата обращения: 26.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074