Обеспечение конкуренции связано, прежде всего, со свободным развитием форм собственности: частной, коллективной, кооперативной, государственной и др. Их многообразие - важнейший фактор конкуренции и эффективного функционирования рыночной экономки. Соответственно на основе различных форм собственности может возникать и свободно развиваться предпринимательская деятельность на предприятиях различных типов.
Однако и в условиях многообразия собственности и свободного развития организационно-хозяйственных форм предприятий не исключен монополизм в производстве и сфере реализации товаров и услуг. Монопольными можно считать структуры, когда: один производитель (продавец) контролирует производство (реализацию) более 50% одного вида или группы взаимозаменяемых товаров (услуг); два производителя (продавца) контролируют производство (реализацию) свыше 65% одного вида или группы взаимозаменяемых товаров (услуг); три-четыре производителя (продавца) контролируют производство (реализацию) не менее 75% одного вида или группы взаимозаменяемых товаров (услуг); пять-шесть производителей (продавцов) контролируют производство (реализацию) не менее 90% одного вида или группы взаимозаменяемых товаров (услуг) [1]. Эти критерии, принятые в странах с развитой рыночной экономикой, приемлемы для Российской Федерации. Но их целесообразно определить и в каждом регионе, где они могут быть иными. Важно, чтобы с помощью регулирования предпринимательской деятельности не допустить монополизма. Необходимо реорганизовать и расчленить сложившиеся монопольные структуры, поощрять и поддерживать создание конкурирующих предприятий, развивать торговые связи и кооперацию с другими регионами и т д. В каждом регионе есть сферы предпринимательской деятельности, где монополизация неизбежна и с экономической точки зрения целесообразна и эффективна.
Достижение программных целей социально-экономического развития любого региона (района, города, республики, области и т.д.) возможно только при компетентном государственном регулировании предпринимательской деятельности. Однако последнее не имеет ничего общего с административным принуждением, ограничением свободы и самостоятельности предпринимателей.
Смысл регулирования в том, чтобы создавать экономические условия для развития предпринимательства в приоритетных и перспективных отраслях и производствах, направлять его по пути, выгодному и ему, и данной территории. В регулировании рынка должны быть заинтересованы не только органы управления и население, но и сами предприниматели. Им легче будет прогнозировать и планировать свою деятельность. Регулируемый рынок предсказуем. Здесь поведение предпринимателей определяется не только стихией рынка, поэтому устраняются связанные с ней хаос и разрушения. Регулирование предпринимательства в целом по стране из единого центра затруднено и осуществимо только по отдельным приоритетным направлениям или комплексам народного хозяйства. Но на уровне региона, а тем более города и района, это возможно и необходимо. Весь реальный рынок существует на конкретной территории.
Местные органы власти имеют достоверную информацию о состоянии спроса и предложения на рынке, объемах производства товаров (услуг) и степени удовлетворения производственных и личных потребностей, о перспективах и возможностях (ресурсах) развития тех или иных отраслей и т.д. Эти же органы располагают нужными средствами, а также административными и экономическими рычагами для регулирования предпринимательской деятельности. К основным формам этого регулирования могут быть отнесены следующие: инвестиции за счет федерального, республиканского, областного, краевого, муниципального бюджетов и создание государственных и муниципальных предприятий необходимого профиля; вложение средств (федеральных, региональных и муниципальных) в долю уставного капитала частных, коллективных и других типов предприятий, формируемых в приоритетных отраслях, производствах, территориях; создание совместных предприятий с вложением бюджетных средств данного региона и привлечением капитала из других регионов.
В сфере регулирования экономики региональные местные органы должны полагаться прежде всего на свою инициативу. Целеустремленная работа и творческий подход местных органов важны и потому, что здесь невозможны единые стандарты, приемлемые для всех регионов, не полностью сформированы правовые основы политической и экономической системы. Одним из ключевых вопросов региональной политики является реформа бюджетной системы, без которой проблема дальнейшей региональной дезинтеграции Российской Федерации вряд ли разрешима. Представляется, что здесь можно использовать опыт организации бюджетных систем в федеральных государствах (Германии, Швейцарии и др.). Такая реформа должна включать в себя децентрализацию и изменение соотношения отдельных звеньев бюджетной системы, при которой значительная часть социальных расходов будет передана на места. Это особенно важно для регионов с тяжелыми климатическими условиями, но имеющих богатые природные ресурсы. Развитие там социальной сферы будет способствовать привлечению туда населения, созданию новых отраслей, комплексному развитию производства.
Формирование самостоятельной финансовой базы регионов, безусловно, должно сопровождаться:
- адекватным развитием местной рыночной инфраструктуры;
- созданием местных фондов поддержки отраслей, имеющих ключевое значение для экономики региона, организаций по продаже экспортной выручки на внутреннем валютном рынке (эту роль уже отчасти выполняют региональные валютные биржи), региональных аукционных центров, проводящих инвестиционные торги, финансово-промышленных групп, создаваемых для концентрации разрозненных инвестиционных ресурсов предприятий на приоритетных направлениях регионального развития, различных фермерских банков, инвестиционных компаний; пенсионных фондов, кредитных союзов и т.п.
Для разработки стратегии социально-экономического развития региона необходимо определить концепцию будущих преобразований. Главная (генеральная) цель стратегии социально-экономического развития региона - улучшение качества жизни населения региона. Уточняя содержание экономических процессов в РФ, можно дополнить, что для улучшения качества среды жизнедеятельности населения России необходимы ее интеграция в российскую и мировую экономику, развитие производства. Из этого вытекают две цели: улучшение жизни населения за счет повышения доходов и занятости вследствие обеспечения роста экономики и улучшение условий жизни населения за счет повышения эффективности расходов бюджета, его размера и перераспределения доходов.
Важнейшей функцией налогового регулирования при обеспечении благоприятного инвестиционного климата и развития предпринимательской деятельности, по нашему мнению, является обеспечение необходимой доходности инвестиций, учитывающей величину рисков и социальную значимость осуществления того или иного инвестиционного проекта. Проблема налогов - одна из наиболее сложных и актуальных на этапе преобразования экономических отношений. Через совершенствование системы налогов и налоговых льгот государство сдерживает или стимулирует различные отрасли народного хозяйства отдельных товаропроизводителей.
В результате регулирования должны создаваться условия предпринимательства, в наибольшей степени отвечающего интересам субъекта Федерации. Для регулирования системы предпринимательства необходимо знать его состояние, степень удовлетворения потребностей республики (регионов) и его ресурсных возможностей. На этой основе возможна выработка рекомендации по предпочтительному направлению развития предпринимательской деятельности в данной республике (регионе).
Основной целью регионально-республиканского регулирования предпринимательства является повышение уровня социально-экономического развития региона республики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи.
- Определить актуальные, приоритетные для данного субъекта Федерации цели развития предпринимательства исходя из его социально-экономического положения на данный период.
- Обеспечить полное и рациональное использование промышленного и ресурсного потенциала субъекта Федерации для достижения поставленной цели.
- Создать наилучшие внешние условия для предпринимательской деятельности с учетом приоритетных целей его развития и возможностей данного субъекта Федерации.
- Разработать программу развития предпринимательства республики (региона) с учетом ее актуальных потребностей, возможностей и рекомендаций по улучшению внешних условий предпринимательской деятельности.
- Реализовать предложенную программу развития предпринимательства республики (региона).
С развитием в Российской Федерации рыночной экономики администрация субъектов Федерации стала создавать структурные подразделения по регулированию и поддержке предпринимательской деятельности. Начиная с 2001 г. во многих регионах сформировалась сеть региональных агентств фонда поддержки предпринимательства, которые осуществляли поддержку предпринимательства на региональном уровне. Они использовали для своей деятельности часть средств: от приватизации государственной собственности; от дополнительных местных налогов (на добычу местных ресурсов и т.д.).
Организационно-правовая форма регионально-республиканских фондов поддержки предпринимательства весьма разнообразна: государственное учреждение, унитарное предприятие, некоммерческая организация и т.д. Фонды осуществляют отбор, экспертизу и финансирование различных предпринимательских проектов, в первую очередь включенных в региональные программы.
Развитие предпринимательской деятельности в регионах невозможно без переобучения специалистов разного профиля, без обучения основам малого бизнеса, овладения знаниями по маркетингу и менеджменту. В то же время школами бизнеса обеспечены только 64% регионов. Только 25% регионов имеют технопарки, и этот факт существенно затрудняет создание и становление инновационного бизнеса. Комплексную помощь предпринимательству должны оказывать региональные агентства по поддержке малого бизнеса, но они есть только в 27% регионах. Одной из важнейших проблем создания своего бизнеса является оснащение вновь создаваемых предприятий. Эффективный метод решения данной проблемы - лизинг и аренда оборудования. Лишь в 21% регионов созданы центры, предоставляющие эти услуги [2].
Анализ данных о состоянии региональных инфраструктур предпринимательства позволяет сделать следующие выводы: они находятся в процессе формирования; многие регионы не имеют комплекса организаций, необходимых для успешного развития предпринимательства.
На сегодняшний день привлечение инвестиций в реальный сектор экономики является основной задачей, от решения которой зависит состояние экономики региона в целом. Необходимым условием развития реального сектора, условием экономического роста является наличие инвестиции. Даже самое незначительное повышение инвестиционной привлекательности реального сектора - это дополнительные средства, которые позволят сделать реальный шаг к выходу из кризиса. Но кардинально изменить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги [3]. Для этого необходимо создать такие условия, которые позволят отдельные порции инвестиций превратить в поток. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. А для этого необходимо разработать массовую технологию управления инвестиционной привлекательностью. На сегодняшний день существуют методики определения и управления инвестиционной привлекательностью отдельно взятых объектов и инвестиции, отдельно взятых инвесторов [4].
Управление в масштабах региона - это прежде всего управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов в запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион только в том случае станет привлекательным для массового инвестора, если приоритетной задачей для него станет изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и только в том случае, если регион собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам - все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.
В условиях усиления роли регионов России в регулировании экономики значительный интерес представляет оценка участия региона в реализации проектов фирмами. Это участие может иметь различные формы: предоставление налоговых льгот; прямое финансирование проектов из региональных бюджетов; льготное кредитование; имущественные взносы в уставные капиталы и др. Все формы участия региона связаны с инвестированиями из бюджетов или за счет взносов имущества, являющегося собственностью региона, путем предоставления определенных имущественных прав.
Региональная эффективность инвестиционных проектов выражается совокупностью показателей, методически единых с корпоративными, но весьма специфичных с позиции расчетов элементов денежных потоков и риска [5]. Данная методика позволяет оценить приоритеты инвестиционных проектов по вложению в них финансовых ресурсов бюджетов и (или) имущества, находящегося в ведении органов управления регионами. По мнению автора, оценка региональной эффективности является основой формирования региональных инвестиционных программ и предназначена для анализа обоснованности бизнес-планов инвестиционных проектов, представляемых фирмами в органы управления регионами с целью привлечения последних к участию в реализации проектов: оценки риска и региональной эффективности инвестиционных проектов при принятии решения об участии органов управления регионами в реализации проекта; обоснования оптимального способа участия органа управления регионом в реализации инвестиционного проекта; ранжирования инвестиционных проектов и формирования региональной инвестиционной программы.
Рецензенты:
Шидов А.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;
Нагоев А.Б., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Токмакова Р.А. НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17644 (дата обращения: 16.10.2024).