Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭВОЛЮЦИЯ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ

Соколов И.М. 1 Железнякова Н.А. 1 Лямина Н.П. 1 Гафанович Е.Я. 1
1 ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России»
На современном этапе развития общества и современных технологий все больше возрастает потребность в формировании у выпускников вузов профессиональной компетентности. Для этого необходимо переходить от концепции пассивного накопления знаний к концепции их активного получения. Студент должен быть заинтересован в получении информации, в её активном поиске, а для этого обучающийся должен быть мотивирован. Необходимо учитывать, что степень мотивации может варьировать у разных студентов, и она эволюционирует в процессе обучения. Наиболее перспективным, как нам кажется, является сочетание внешней мотивации, когда привлекательна не сама деятельность, а скорее те блага, которые с ней связаны (высокие отметки, возможность получать повышенную стипендию и т.п.), с интересом к содержанию и процессу деятельности. Такой тандем, на наш взгляд, может принести максимальную пользу. На сегодняшний день преподаватель имеет достаточно большой арсенал технологий и методик изложения материала для того, что бы заинтересовать обучающихся. Правильная мотивация обучающихся позволяет повысить успеваемость и уровень усвоения знаний.
мотивация
обучение
студенты
компетенция
1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. – СПб. : Логос, 2006. - 184 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций. – СПб. : АСТ, Астрель, 2009. - 704 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. : Питер, 2011. - 512 с.
4. Копысова Л.А. Педагогическое исследование развития мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 9-15.
5. Зелко А.С. Динамика учебной мотивации студентов высшего учебного заведения в процессе педагогической поддержки // Известия ПГПУ им В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. – С. 650-659.
6. Изучение мотивационных факторов в обучении студентов четвертого курса лечебного факультета / Соколов И.М., Железнякова Н.А., Гафанович Е.Я., Коньшиша Л.Е., Конобеева Е.В. // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 6 (73). - С. 156-157.
7. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – С. 25-32.
8. Притуляк Т.С. Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений [Электронный ресурс] // Медицина и образование Сибири : электронный научный журнал. – 2006. – № 2. - URL: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=64
9. Энциклопедия профессионального образования : в 3-х т. / под ред. С.Я. Батышева. – М. : АПО, 1999. – Т. 2. - 440 с. : ил.
В условиях современного общества важна подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному восполнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных к профессиональному и личностному росту, развитию социальной зрелости [8]. На современном этапе развития общества и современных технологий все больше возрастает потребность в формировании у выпускников вузов профессиональной компетентности. Выпускники медицинских вузов при поступлении на работу сталкиваются с тем, что им приходится работать с использованием новейшей медицинской техники, в условиях инновационных технологий, необходимостью постоянно усовершенствоваться. Все это говорит о пользе перехода от концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в стандартных условиях, к концепции образования, развивающего личность. Цель обучения сводится к получению студентом знания о самом процессе обучения, формированию навыков, которые помогут ему в будущем находить, анализировать и синтезировать новую информацию, самостоятельно решать проблемы и задачи. Этот подход должен воспитывать в обучающихся способность нестандартно мыслить, реализовывать свои идеи, легко искать и уметь использовать полученную информацию. Для достижения такой цели особенно актуальной становится проблема переноса акцента в обучении с деятельности преподавателя на деятельность студента. Студент должен быть заинтересован в получении информации, в её активном поиске, обучающийся должен быть мотивирован [4]. Вот здесь и возникает проблема недостаточной мотивации у студентов, что напрямую отражается на качестве обучения.

На нашей кафедре занимаются студенты 2, 3 и 4 года обучения, и здесь они вплотную приступают к изучению клинических дисциплин, начинают работать с больными. Казалось бы, люди, которые хотят стать докторами, приходя на клинические кафедры, получают новый импульс интереса для продолжения обучения. Однако очень часто преподаватель сталкивается с проблемой низкой заинтересованности студентов. Обучающиеся теряют мотивацию, движущую силу, позволяющую добиваться поставленных целей. Почему же студенты, поставив целью стать врачом, перестают к ней двигаться?

Возможно, кто-то из них не видит себя в дальнейшем в медицине. Чаще всего - это те студенты, которые поступили в медицинский вуз в угоду каких-либо обстоятельств. У этой когорты обучающихся отсутствие мотивации понятно, и если исходить из того что только они имеют низкую заинтересованность в образовании, появляется ощущение, что чуть ли не половина студентов не планирует быть врачами. Так ли это?

Нами было опрошено 150 студентов (по 50 человек с каждого курса) лечебного факультета с использованием методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной с оценкой шкалы «Приобретение знаний», шкалы «Овладение профессией» и шкалы «Получение диплома». Получили, что среди студентов 2 курса только 5% студентов неадекватно выбрали будущую профессию (выбрали профессию, которая не приносит удовлетворения), среди студентов 3 и 4 курсов этот процент возрастает до 10%. То есть совсем «случайных людей» около 5%. Но потом, по мере углубления в профессию, исчезновения романтического налета, по мере понимания сути профессии, еще часть студентов «уходит из медицины». При анализе уровня мотивации по всем трем шкалам мотивов для каждого студента отдельно мы получили, что уровень мотивации средний и высокий имеют около 70% обучающихся. Нужно отметить, что этот показатель достоверно не отличается среди студентов 2-4 курса. Однако соотношение слагаемых общей шкалы варьирует в зависимости от курса [5]. Так, среди студентов 2 курса большую значимость имеют «приобретение знаний» и «овладение профессией», тогда как мотивирующий фактор в виде «получение диплома» стоит на 3 месте. Среди студентов 4 курса «получение диплома» выходит на первый план и замыкает тройку «овладение профессией». К пятому курсу ведущую роль берет на себя именно «овладение профессией». Такой мотивационный фактор, как «приобретение знаний», среди всех опрошенных студентов занимает стабильно второе место. Проанализировав полученные результаты, можно предположить, что большая доля студентов приходит в медицинский университет с целью овладения профессией, вдохновленные высокой социальной значимостью профессии врача. Но к 4 курсу студенты «теряют» свою основную цель и начинают её подменять различными суррогатами. Возможно, это связано с тем, что клинические дисциплины, которые ассоциируются у большинства обучающихся с профессией доктора, начинаются достаточно поздно (основная масса с 4 курса). Студенты «устают» ждать. Но по мере внедрения студента в клиническую медицину вновь приобретает значимость мотивация в виде овладения профессией. Подобная динамика была отмечена В.С. Лукиной [7], которая выделяла три стадии формирования внутренней позиции профессионала: на первой стадии - ярко выражено желание овладеть профессией, но слабо развиты представления о своих способностях и потребностях общества в специалистах данного профиля; на второй стадии - появляется осознание своих возможностей и способностей, формируется ориентация на собственно содержательные моменты деятельности; на третьей стадии - возникает адекватное представление о профессиональной деятельности, о своих способностях. Задача преподавателя помочь студенту поддерживать высокий уровень мотивации. Но как это сделать? Как мотивировать студентов?

Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [2; 3]. Разновидностей мотиваций много. Воздействие на других людей отличается от стимулирования самого себя, от самомотивации. Побуждающая сила бывает позитивная и негативная, движение «к» и «от», влияние внешнее и внутреннее, извне и изнутри, стимуляция реактивная и проактивная, в мягком и жестком стиле. В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев пишут, что на содержание мотивации и ее устойчивость влияют две группы факторов:
а) объективные - господствующая система социальных ценностей, престиж образования и высококвалифицированного труда, авторитет духовной культуры;
б) субъективные - жизненные планы индивида, его представления о смысле жизни, стремление к самореализации, желание суверенно распорядиться своей судьбой [9]. Что же выбрать? Как это применить? Каждый из этих способов имеет свою точку приложения.

Как преподаватель, могу отметить, что студенты разных курсов отличаются между собой. Они взрослеют, у них меняются ценности, отношение к профессии, меняется мировоззрение. И, что неизбежно, меняется мотивация.

Для выявления основных внешних мотивационных факторов у студентов 2, 3 и 4 курса лечебного факультета было проведено анонимное анкетирование (было протестировано 123 студента), в котором оценивались факторы внешней мотивации. В анкете были представлены ряд вопросов, которые можно было разбить на 3 большие группы:

1. Какой вид поощрения для вас наиболее ценен?

2. Какой вид наказания для вас наиболее стимулирующий?

3. Какая форма контроля в наибольшей степени определяет необходимость регулярной подготовки к занятиям?

По результатам анкетирования установлено, что для студентов 2 курса стимулирующим моментом для обучения у 42% является боязнь получить неудовлетворительную отметку, необходимость пересдачи; такую же ценность имеет возможность получить зачет «автоматом». Для студентов второго курса также очень ценна ( 36%) словесная похвала на занятии. Материальное поощрение (возможность получать повышенную стипендию) для обучающихся на втором курсе менее ценно (24%). Для студентов 3 курса значительно снижается ценность неудовлетворительной оценки как стимулирующего момента (до 18%). Высокую ценность сохраняет возможность получить зачет «автоматом» (41%) и материальное поощрение (33%). Глядя на эти цифры, можно предположить, что студенты становятся мало зависимыми от «наказания». Для студентов 4 курса значимым стимулирующим моментом для обучения в 38% случаев является возможность получить зачет «автоматом», а словесная похвала и материальное поощрение (возможность получать повышенную стипендию) для обучающихся в равной степени ценны (по 28%). Наиболее стимулирующим «наказанием» в 50% случаев является дополнительная реферативная работа, в 35% - публичное замечание и лишь в 15% - неудовлетворительная отметка. Студенты четвертого курса мало зависимы от оценок, но высоко ценят признание окружающих в коллективе (похвала и публичное замечание). Среди всех курсов около 65% студентов в качестве формы контроля, в наибольшей степени определяющей необходимость регулярной подготовки к занятиям, указывают ежедневный опрос. То, что большой процент студентов указал на необходимость постоянного контроля для их успешного обучения, свидетельствует об очень низкой самомотивации.

Как нам изменить сложившуюся ситуацию?

Всем хорошо известны основные способы влияния на человека - это методы кнута и пряника. Метод кнута может быть положителен для достижения какого-то краткосрочного результата и пригоден для работы далеко не со всеми типами личности. Некоторые студенты в такой ситуации вступают в процесс активной конфронтации, что не приводит к хорошим результатам и часто ставит преподавателя и студента в тупик. Кроме того, страх и боязнь наказания не формируют в человеке внутреннюю заинтересованность, что необходимо для плодотворной работы между студентом и преподавателем. Наиболее перспективным, как нам кажется, является сочетание внешней мотивации, когда привлекательна не сама деятельность, а скорее те блага, которые с ней связаны (высокие отметки, возможность получать повышенную стипендию и т.п.), с интересом к содержанию и процессу деятельности. Такой тандем, на наш взгляд, может принести максимальную пользу. На сегодняшний день преподаватель имеет достаточно большой арсенал технологий и методик изложения материала для того, что бы заинтересовать обучающихся (это и ролевые игры, и моделирование ситуаций и т.п.). Нашими преподавателями многие методы были опробованы и наиболее значимый мотивирующий эффект получили в ходе проведения викторины. Здесь следует отметить, что при использовании этой технологии обучения студентам не требовалась внешняя мотивация в виде тотальных опросов (что мотивировало бы их возможными отрицательными оценками).

В процессе обучения была смоделирована ситуация, которая заинтересовала студентов самим процессом [6]. И среди четырех групп студентов четвертого курса лечебного факультета, обучающихся на кафедре факультетской терапии лечебного факультета, проводилась викторина по вопросам изучаемых нозологий. В качестве приза команда, победившая в игре, получала зачет автоматически. Перед тем как обучающимся сообщили, что будет проведено соревнование, студентов тестировали на уровень полученных знаний и повторно тестировали перед конкурсом. На подготовку к игре было отведено 3 дня. Кроме того, все студенты 4 курса проходили аналогичное тестирование и в дальнейшем использовались как группа сравнения. При оценке результатов тестирования выявлено, что первоначальные тесты у выбранных групп по результатам достоверно не отличались от результатов группы сравнения по количеству набранных баллов (средний балл составил 72 у контрольных групп и 74 у группы сравнения по 100-балльной шкале, p>0.05). При повторном тестировании, после того как студенты подготовились к предстоящим соревнованиям, результаты тестов достоверно оказались лучше, и средний балл составил 92 (p<0.05). Все преподаватели, группы которых участвовали в конкурсе, отметили значительное повышение заинтересованности у студентов в обучении. Здесь сработал принцип работы в команде. Даже самые слабые студенты старались не подвести своих коллег. Все обучающиеся были заинтересованы в получение высокого результата- победы. Большая часть студентов была ориентирована не столько на автоматическое получение зачета, сколько на победу как таковую, на признание их группы лучшей. Победа обеспечивает реализацию одной из основных потребностей человека - потребность в признании. Вопросы, которые они задавали в процессе подготовки, указывали на более высокий уровень знаний и владения информацией. Студенты использовали большое количество современной периодической литературы. Соревновательный момент оказал влияние не только на студентов, но и на преподавателей, повысив их заинтересованность. Процесс подготовки к викторине сблизил студентов и преподавателей, сделал процесс обучения более интересным и увлекательным. Для достижения максимальной заинтересованности обучающегося необходимо задействовать все составляющие педагогического процесса, и его мотивационные грани должны быть выставлены на предельно высоком уровне. Повышая мотивацию студентов, необходимо, с одной стороны, помнить, что для каждого курса характерны свои ценности, свои мотивационные особенности, которые нужно использовать для повышения заинтересованности обучающихся. С другой стороны, преподаватель, по возможности, должен учитывать и индивидуальные особенности мотивации. К основным способам эффективного стимулирования следует отнести: применение в некотором роде силы, давления, использование мягкого убеждения, управление видением, выстраивание ситуации, в которой нужные действия происходят закономерно и естественно [1]. Одновременно с внешней мотивацией должна быть внутренняя мотивация в виде заинтересованности самим процессом обучения. Педагог имеет в своем арсенале все эти возможности: неудовлетворительная отметка студента, требующая отработки занятия и выполнения дополнительной реферативной работы (всё это используется как мера давления и мотивации «от противного»), наконец, словесная похвала и обсуждение достижений успешных личностей (принцип кумира) в качестве позитивной мотивации. Использование в педагогическом процессе соревновательного момента в виде проведения познавательных игр значительно увеличивает заинтересованность как студентов, так и преподавателей, делает занятия более увлекательными, повышает качество обучения. Все это в свою очередь усиливает мотивацию к специальности, и в дальнейшем позволит врачу успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Рецензенты:

Андрианова Е.А., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов;

Чернышкова Е.В., д.соц.н., ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Соколов И.М., Железнякова Н.А., Лямина Н.П., Гафанович Е.Я. ЭВОЛЮЦИЯ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17631 (дата обращения: 10.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674