Основная часть энергетических ресурсов России сосредоточена в азиатской части страны - в Сибири, на Дальнем Востоке, шельфе арктических и дальневосточных морей. В Восточной Сибири (в Иркутской области и в Красноярском крае, включая округа) созданы основы мощной сырьевой базы для формирования новых центров добычи нефти и газа, открыто большое число нефтяных и газовых месторождений, сформирована система нефтепродуктообеспечения (НПО).
Нефтепродуктообеспечение в нашем регионе системно развивалось с начала ХХ в. Товарищество братьев Нобель открыло свои конторы в Иркутске, Мариинске, Ачинске, Красноярске, т.е. осваивали в целом Восточно-Сибирский регион. Поступательное развитие было прервано революциями 1917 г. и гражданской войной. После ее завершения был создан Иркутскнефтепродукт. До 1934 г. территория Красноярского края входила в состав Восточно-Сибирского края, а объекты нефтебазового хозяйства входили в состав Восточно-Сибирского управления Иркутскнефтепродукта.
В декабре 1934 г. создано новое территориальное объединение - Красноярский край - и одновременно была организована Краевая контора «Нефтеторга», которая существует и по настоящее время под именем ОАО «Красноярскнефтепродукт». В середине 30-х годов ХХ в. в него входило 14 небольших, слабо механизированных нефтебаз. 30-е, 40-е, 50е, 70-е гг. ХХ в. - время развития промышленного производства в Красноярске, северных и южных районов Красноярского края. Способствовала этому единая система нефтепродуктообеспечения. С середины 70-х и до конца 80-х гг. ХХ в. можно говорить о пике ее развития.
Отрасль нефтепродуктообеспечения представляла собой сложную социально-экономическую и технико-технологическую систему [7, с. 14]. Ее входными элементами являлись добывающие и перерабатывающие предприятия, производящие нефтепродукты. Предприятия НПО объединяли несколько видов предприятий, поэтому они получили название ВИНК - вертикально-интегрированных предприятий, они объединяли нефтяные компании, ведомственные склады ГСМ и АЗС и т.п. С точки зрения управления предприятия НПО представляли совокупность взаимодействующих объектов, выполняющих функции обслуживания потребителей АЗС, обеспечения функционирования АЗС и нефтебаз (сети АЗС) и ведения обособленной хозяйственной деятельности [1, с. 516].
В Красноярском крае сложилась единая система нефтепродуктообеспечения, которую представляло государственное предприятие «Красноярскнефтепродукт», действующее в составе Госкомнефтепродукта РСФСР [7, с. 14]. Предприятия, подобные «Красноярскнефтепродукт», действовали во всех регионах России и являлись элементами единой системы нефтепродуктообеспечения. Она включала 52 территориальных управления, интегрировала деятельность 1223 нефтебаз, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных АЗС. Из общего количества нефтебаз 5,7% составляли перевалочные, 76,4% - железнодорожные, 14,2% - водные и 3,9% - глубинные распределительные [10, с. 8-9].
В рамках сложившейся модели вырабатывались рациональные межрегиональные и внутрирегиональные транспортно-экономические связи, по видам нефтепродуктов, с возможностью эффективного использования различных видов транспорта: железнодорожного, трубопроводного, автомобильного, речного, морского; осуществлялось комбинирование вышеперечисленных видов транспорта с созданием соответствующих объектов нефтебазовского хозяйства. Также была разработана соответствующая система управления, которая при общем внешнем ограничении финансирования отрасли осуществляла широкомасштабное перераспределение ресурсов с целью стимулирования качественного роста.
Планы развития были утверждены на 10 лет, созданы специализированные строительные подразделения. Важнейшее значение имела сдача в эксплуатацию 1-й и 2-й очередей Енисейской перевалочной водно-железнодорожной нефтебазы. Этот объект предназначался для выполнения госзаказа по Северному завозу для обеспечения развития Норильского промрайона [4].
Красноярский край c середины 70-х - конца 80-х гг. ХХ в. интенсивно развивался. Он был поделен на территориально-промышленные районы (комплексы), где в первую очередь осуществлялось строительство нефтебаз и АЗС: Арктический регион (сеть нефтебаз), Нижнее Приангарье (нефтепроводы, газопроводы, нефтебазы) Красноярского края, Хакасия и Тува (это должен был быть единый комплекс, строительство продуктопровода через юг края и Хакасию до Кызыла) [6]. Территория Иркутской области, Бурятской АССР, Читинской области, Красноярского края (с входящей в его состав Хакасией) и Тувинская АССР рассматривались как единый Восточно-Сибирский экономический район [5, с.112].
К началу 90-х гг. XX в. обозначились и трудности, проблемы отрасли.
1. Физический износ основных фондов на нефтебазе составил более 45%, около половины основных активных фондов нефтебаз находились в эксплуатации свыше 30-40 лет [10, с. 28].
2. В то же время именно с конца 1980-х гг. материально-финансовые ресурсы, необходимые для обновления фондов и повышения технического уровня, выделялись в недостаточных объемах.
3. Выросла неустойчивость отрасли при широком воздействии внешних факторов. Передача нефтепродукта от производителя к потребителю решалась с большими потерями количества и качества. Возникали проблемы по своевременной доставке продукта каждому потребителю в необходимых объемах.
Несмотря на перечисленные трудности и проблемы, система нефтепродуктообеспечения региона продолжала поступательное развитие, хотя именно в этот период (1988-1991 гг.) она остро нуждалась в увеличении объема инвестиций для обновления основных фондов.
После 1992 г. часть сбытовых территориальных предприятий была передана в государственное предприятие «Роснефть». В этом предприятии вопросами нефтепродуктообеспечения занимался «Главнефтепродукт». В нем, помимо 19 сбытовых предприятий, оказался сосредоточен и весь научно-технический потенциал отрасли. Территориальные предприятия нефтепродуктообеспечения вне зависимости от принадлежности к другим нефтяным копаниям регулярно отчисляли 1,5% себестоимости продукции, работ, услуг, в централизованный внебюджетный фонд Главнефепродукта [10, С. 91].
Первоначально процесс дальнейшего реформирования осуществлялся как воспроизводство основных принципов системы нефтепродуктообеспечения, только в уменьшенных масштабах. Предприятия продолжали обеспечивать максимально эффективное удовлетворение существующие потребности региона в нефтепродуктах, что в плане управления обеспечивалось методами итеративного согласования постоянно растущих текущих потребностей в нефтепродуктах и практически достижимых объемов добычи нефти [11, с. 236]. Так территориальные предприятия нефтепродуктообеспечения передавались в управление вертикально-интегрированных нефтяных компаний, также сформированных по территориальному принципу.
Проиллюстрируем тезис на примере АО «Восточная нефтяная компания» (ВНК). 100% акционерного капитала принадлежало государству, а в период 1996-1997 гг. - 85%. Структура была вертикально-интегрированной от геологии и разработки нефтяного пласта до переработки и нефтепродуктообеспечения на территории республик Тыва, Алтай и Хакасия, Красноярского и Алтайского краев, Иркутской, Новосибирской. Омской, Томской и Кемеровской областей, включая фундаментальную академическую и научно-исследовательскую науку на этих территориях. Была создана научно-техническая ассоциация, осуществлялось стабильное финансирование программ НИОКР. В нее вошли проекты и работы, которые отвечали интересам всех подразделений компании и могли дать в короткий срок наибольший экономический эффект [3, с.120-129].
1. Проект безналичных расчетов за нефтепродукты в рамках единого центра компании с внедрением карточных технологий управления отпуском нефтепродуктов на АЗС. Широкое внедрение системы безналичных счетов позволило решать задачи в комплексе НПЗ→ нефтебаза→АЗС, в целом увеличить объем продаж нефтепродуктов и услуг на АЗС. Наличие полной информации позволило перевозчикам проводить страхование грузов в пути, отслеживание транспорта на АЗС [9]. Следовательно, на предприятиях АО ВНК и партнеров была одной из первых в стране реализована поставленная правительством РФ задача по внедрению автоматизированных технологий управления АЗС и безналичных расчетов за реализуемые нефтепродукты.
2. Проект реконструкции Енисейской водно-железнодорожной перевалочной нефтебазы.
Цель проекта: бесперебойное обеспечение нефтепродуктами предприятий Крайнего Севера, а также Арктического региона. Для увеличения накопления нефтепродуктов в межнавигационный период в 1995 г. было дополнительно введено 28 тыс. м3 резервной емкости для приема, хранения и отпуска светлых нефтепродуктов. Расстояние завоза нефтепродуктов навигацией по сравнению с г. Красноярском сокращалось на 350 км. Так через навигацию по реке Енисей у ВНК появилась возможность выхода на экспортные операции через Карское море. Следовательно, Енисейская нефтебаза стала своеобразными «северными воротами» компании (Северные ворота» АО Восточная нефтяная компания // Вести ВНК. Июнь. 1995. № 3).
3. Интеграция науки, научных разработок с производственным потенциалом Восточносибирских регионов. В процессе реализации программы машиностроительный комплекс получил значительный пакет заказов на нестандартное оборудование, инструменты, запчасти к насосно-компрессорному оборудованию и качалкам, вахтовые и передвижные домики, системы верхнего слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, запчасти ТРК. Начались выстраиваться производственные связи с территориями, стало формироваться нефтяное машиностроение. Получили заказы Академия Наук, академические и проектные институты (Совет директоров АО «ВНК» утвердил состав научно-технического совета АО «ВНК». Восточная нефтяная компания и сибирская наука - поиск взаимного интереса // Вести ВНК. Июнь. 1995. № 3).
4. Мероприятия по обмену опытом работы, зарубежные стажировки инженеров, специалистов компании (Италия, Франция, Германия). Результатом этих мероприятий в нефтепродуктообеспечении было создание систем учета нефтепродуктов при технологических операциях, при погрузке/разгрузке нефтеналивных судов, железнодорожных цистерн и автоцистерн на Красноярской и Енисейской нефтебазах [8].
С 1997 г. началась ускоренная приватизация нефтяных активов с передачей государственных пакетов частным инвесторам. С этого момента баланс территорий, отрасли нефтепродуктообеспечения и ВИНК стал разрушаться. Процесс разрушения единой системы нефтепродуктообеспечения резко ускорился. Региональные предприятия нефтепродуктообеспечения входили в состав уже частных ВИНК, логика их развития на 100% подчинялась корпоративным интересам. Для иллюстрации процесса приведем следующие данные.
Приватизация ВИНК началась в конце 1995 г. с целью пополнения дефицитного бюджета. Можно утверждать, что российская нефтяная приватизация по своим темпам, масштабам и результатам не имеет аналогий в истории мирового нефтяного бизнеса. Если к середине 1995 г. доля государства была меньше 50% только в «Лукойле» (45%), «Сургутнефтегазе» (40,1%), и «Татнефти» (46,6%), то к январю 1998 г. государство полностью лишилось своих активов в крупнейших ВИНК: «Юкос», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз», «Сиданко», в «Лукойле» сократило свое участие вдвое (до 26,6%). При этом нужно учитывать, что с переходом «Ноябрьскнефтегаза» и Омского НПЗ в состав Сибнефти основной государственный актив - компания Роснефть - потеряла около половины своего потенциала добычи и переработки нефти (Государству нужно оставить себе немного нефти // Коммерсант. 2000. 6 июля. № 121).
На дальнейшее развитие системы НПО будут оказывать влияние следующие факторы: протяженность территории Красноярского края с севера на юг (действующие компании экспортно-ориентированы, направление Запад-Восток, развитие территории требует вектора Север-Юг), низкая плотность населения, неразвитость транспортных коммуникаций, сложные природно-климатические условия. Соответственно, основной задачей развития системы НПО является воссоздание на новых принципах системы НПО с участием как органов государственной власти, так и участников рынка.
По исследованиям ученых СО РАН, формирование новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сдерживает ряд негативных факторов. Наиболее существенными для развития нефтепродуктообеспечения Восточной Сибири являются отсутствие согласованной политики администраций регионов на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, попытки проводить независимую политику освоения отдельных месторождений без учета межрегиональных и общероссийских интересов и отсутствие согласованной программы оптимального размещения трасс нефте- и газопроводов [2]. Чтобы компенсировать эти факторы, перспективы системы нефтепродуктообеспечения должны быть связаны с планами развития территории Красноярского края. Для развития Северного морского пути необходимо расширить в рамках северного завоза перевозку нефтепродуктов. Развитие Нижнего Приангарья и Ангаро-Енисейского кластера требует расширения строительства объектов НПО для снабжения построенных и строящихся предприятий энергетики, металлургии, лесопромышленного комплекса, горнодобывающих предприятий, транспортных магистралей. Развитие юга Красноярского края и соседних республик Хакасии и Тывы делает актуальной задачу реконструкции и строительства объектов НПО на этой территории. В частности, возможно пересмотреть вопрос строительства нефтепродуктопровода до Кызыла. Система НПО Красноярского края будет связана с деятельностью крупных нефтегазовых компаний, работающих на территории края, развитием системы сервисных услуг и постоянным совершенствованием.
На сегодняшний день на оптовом рынке нефтепродуктов Красноярского края работают ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» (дочерняя компания НК «Роснефть») и ООО «Газпромнефть-Кузбасс». А на розничном рынке действует большое количество компаний: ООО «Магнат-РД», ООО «Глостер» (25 ч), ООО «Фортуна-Плюс», «Стандарт», ЗАО «Сангилен-Плюс», ОАО «Красноярскнефтепродукт», а также «РН-Красноярскнефтепродукт» и «Газпромнефть-Кузбасс» и др. Складывающаяся ситуация на региональном рынке имеет положительные моменты, так как формируется конкурентная среда, способствующая минимизации цен и бесперебойному снабжению топливом и ГСМ, улучшению качества обслуживания в розничной торговле. Однако обрисованная выше ситуация способна серьезно видоизменить нынешнюю структуру отечественного нефтяного комплекса в сторону снижения мощи ВИНК, степени их структурированности, возможности действия на региональных рынках, что в условиях обостряющейся иностранной конкуренции, недопустимо и нанесет ущерб интересам России в целом. Таким образом, необходимо найти механизм согласования интересов региона, ВИНК и конечных потребителей продукции. Необходимость подобного согласования диктуется задачами технического перевооружения производства, совершенствования технологических процессов.
По отдельности ни ВИНК, ни структуры регионального уровня не смогут осуществить модернизацию производства и обеспечить развитие отрасли нефтепродуктообеспечения. Возникает объективная необходимость создания единой региональной системы нефтепродуктообеспечения, включающей в свой состав как конкурирующие структуры, так и элементы, обеспечивающие взаимодействие, согласование интересов, кооперацию и объединение с целью достижения целей субъектов-участников с максимально возможной эффективностью. Система должна носить открытый характер, обеспечивать возможность присоединения новых участников, желающих работать на региональном рынке, и включать в свой состав предприятия «большого» и малого» бизнеса.
Рецензенты:Безбородов Ю.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Топливообеспечение ГСМ», заместитель директора по научной работе и развитию материальной базы научных исследований Института нефти газа ФГОАУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск;
Городищева А.Н., доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой рекламы и культурологии, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Фельдман А.Л. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕМ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17623 (дата обращения: 11.10.2024).