Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИКА

Баловнева А.Н. 1 Берестнева О.Г. 1 Фисоченко О.Н. 2
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
2 ЮТИ ТПУ «Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета»
В данной статье рассматриваются межличностные особенности российских и иностранных студентов. Проведен сравнительный анализ данных мониторинга иностранных и российских студентов первого курса, обучающихся по специальности «лингвистика» в Томском политехническом университете. Для исследования были выбраны методики: «Уровень субъективного контроля», «Стиль мышления», «Склонность к виктимному поведению». С помощью корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между показателями, характеризующими личностные особенности иностранных и российских студентов. Выявлено, что российские студенты больше имеют реалистический стиль мышления, интернальный стиль субъективного контроля, склонность к виктимному поведению по некоторым шкалам чуть больше нормы. Иностранные студенты имеют аналитический, идеалистический тип мышления, в большинстве своем экстернальный стиль субъективного контроля, высокий процент проявления виктимности.
корреляционный анализ.
субъективный контроль
стиль мышления
анализ данных
личностные особенности
1. Берестнева О.Г., Шевелев Г.Е., Баловнева А.Н., Марухина О.В. Адаптация субъектов деятельности к условиям профессиональной среды. – Томск: Изд-во ТПУ, 2014. – 115 c.
2. Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. Разработка критериев и системы показателей для оценки адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских ВУЗах // Ползунов-ский вестник. – 2014. – № 2. – С. 37-41.
3. Берестнева О.Г., Шевелев Г.Е., Фисоченко О.Н. Алгоритмы принятия решений о ком-петентности студентов и молодых специалистов // Современные проблемы науки и образо-вания. – 2012. – № 6. – С. 325.
4. Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н., Жаркова О.С. Синергетический подход к проблеме социальной адаптации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 777.
5. Иванкина Л.И., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. Адаптация иностранных студентов и студентов из автономных республик РФ к образовательным условиям вуза [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. – Режим досту-па: http://www.lib.tpu.ru/fulltext2/m/2014/m064.pdf
6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 490 с.
7. Фисоченко О.Н. Использование метода нечеткой классификации для решения задачи диагностики уровня адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2014. – № 4–3. – С. 198-201.
Сегодня в современном мире активная международная деятельность ВУЗа является одной из причин его устойчивости и успешности. Подготовка специалистов из зарубежных стран, с учетом сохранения их культуры и уникальных традиций, является одним из важных аспектов международной деятельности ВУЗа [1, 2, 5]. В условиях становления международного образовательного пространства и роста академической мобильности становится актуальным обеспечение толерантной образовательной среды. Одним из решений данной задачи является оказание поддержки иностранным студентам в период вхождения в новую культуру и образовательное пространство вуза. Необходимо владеть информацией о личностных особенностях российских и иностранных студентов, что позволит эффективно  организовать учебный процесс,  результатом которого будет высокая успеваемость студента и успешная адаптация [4,7].

Целью данного исследования является изучение межличностных особенностей иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности «лингвистика».

Были поставлены следующие задачи:

1. Провести сравнительный анализ данных мониторинга иностранных и российских студентов первого курса, обучающихся по специальности «лингвистика»;

2. Выявить взаимосвязь между показателями, характеризующими личностные особенности иностранных и российских студентов с помощью корреляционного анализа и  сделать выводы об их особенностях.

На предварительном этапе были протестированы иностранные и российские студенты первого курса, обучающиеся по специальности «лингвистика» в Томском политехническом университете. В тестировании принимали участие  64 студента.

Для исследования экспертами были выбраны методики: «Уровень субъективного контроля»,  «Стиль мышления», «Склонность к виктимному поведению».

Методика «Уровень субъективного контроля» представляет собой  модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями. Возможны два полярных типа локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус) [6].

Оценка уровня субъективного контроля проводилась по следующим шкалам:

·  Ио-шкала общей интернальности.  

·  Ид-шкала интернальности в области достижений.

·  Ин-шкала интернальности в области неудач.

·  Ис-шкала интернальности в семейных отношениях.

·  Ип-шкала интернальности в области производственных отношений.

·  Им-шкала интернальности в области межличностных отношений.

·  Из-шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Оценка по методике «Склонность к виктимному поведению» проводилась по шкалам:

·  р.в  – шкала реализованной виктимности.

·  а  – шкала склонности к агрессивному виктимному поведению.

·  с  – шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

·  г  – шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению.

·  з  – шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению.

·  н  – шкала склонности к некритичному поведению.

На первом этапе по результатам тестирования было выявлено, какой % иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности «лингвистика», проявляет интернальный и экстернальный тип по шкалам методики оценки субьективного контроля.

Результаты анализа данных тестирования иностранных студентов-лингвистов из Вьетнама говорят о том, что им свойственен экстернальный тип субъективного контроля (таблица 1). 

Таблица 1

Студенты-лингвисты из Вьетнама (методика УСК)

Уровень субъективного контроля

УСК

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

интернальный(7-9)

7,14%

21,43%

0,00%

21,43%

7,14%

7,14%

21,43%

Промежут. вар. (5-6)

21,43%

28,57%

0,21%

35,71%

21,43%

35,71%

14,29%

экстернальный (1-4)

71,43%

50,00%

78,57%

42,86%

71,43%

57,14%

64,29%

Скорее всего,  на уровень субъективного контроля влияют культурные традиции   этой страны. Вьетнамцы очень уважают своих родителей, а соответсвенно подчиняются им, следовательно, чаще всего и перекладывают ответсвенность на них. Также вьетнамцам свойственно чинопочитание и глубокое уважение к людям с высоким социальным статусом. Вьетнамские студенты прилежны в учебе, слушаются и уважают преподавателей, но часто не склонны принимать самостоятельные решения.  

Если рассмотреть показатели каждой из шкал, мы видим, что примерно 70 % студентов проявляют экстернальный тип по шкалам: Ио-Шкала общей интернальности, Ин-шкала интернальности в области неудач, Ип-шкала интернальности в области производственных отношений, Из-шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Данные студенты перекладывают вину за неудачи на судьбу и других людей в вопросах, касающихся здоровья, удачи и производственных успехов.

Результаты анализа данных тестирования российских студентов-лингвистов говорят о том, что им больше свойственен интернальный тип субъективного контроля (таблица 2).  Около 50 % российских студентов проявили высокие показатели экстернальности по шкалам: Ин-шкала интернальности в области неудач; Ип-шкала интернальности в области производственных отношений; Из-шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Таблица 2

Студенты-лингвисты из России (методика УСК)

Уровень субъективного контроля

УСК

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

интернальный (7-9)

25,71%

37,14%

22,86%

45,71%

14,29%

25,71%

28,57%

Промежут. вар. (5-6)

37,14%

45,71%

22,86%

42,86%

34,29%

33,43%

20,29%

экстернальный (1-4)

37,14%

17,14%

54,29%

11,43%

51,43%

40,86%

48,29%

Анализ результатов тестирования по методике оценки стиля мышления показал, что иностранным студентам-лингвистам свойственен  аналитический стиль мышления (36 %) и чуть в меньшей степени идеалистический стиль (29 %) (рис. 1).

Рис 1. Диаграмма распределения по типу мышления

иностранных студентов-лингвистов

Аналитический стиль мышления отличает логическая, методическая, тщательная, детальная и осторожная манера решения проблем; на основе подробного плана, всесторонней информации они находят наилучшие пути ее решения. Подход аналитика базируется на подробном, увязанном во всех деталях плане и на поиске поддающегося рациональному обоснованию наилучшего пути.

Идеалистический стиль характеризуется широким взглядом на жизнь, глобальными оценками без детального анализа проблем и опоры на формальную логику, ее законы. Они не расположены концентрироваться на точных цифрах и фактах, но они имеют повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и ценностям человека.

Российским студентам, обучающимся по специальности «лингвистика», больше свойственен реалистичекий стиль мышления (45 %) (рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма распределения по типу мышления российских студентов-лингвистов

Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на управление и коррекцию ситуации в целях достижения определенного результата. Реалисты испытывают потребность контролировать ресурсы, людей, их результаты деятельности.

Анализ результатов методики «Склонность к виктимному поведению» показал, что у студентов из Вьетнама высокий процент проявления  виктимности по исследуемым шкалам.

Таблица 3

Студенты-лингвисты из Вьетнама (методика  «Склонность к виктимному поведению»)

 

Склонность к виктимному поведению

р.в.

а

с

г

з

н

Выше нормы (8-10 стен)

42,86%

71,43%

85,71%

35,71%

71,43%

85,71%

Норма

57,14%

28,57%

14,29%

64,29%

28,57%

14,29%

Ниже нормы (1-3 стен)

0,00%

0,00%

0,00%

0,00%

0,00%

0,00%

 

Таблица 4

Студенты-лингвисты из России (методика  «Склонность к виктимному поведению»)

 

Склонность к виктимному поведению

р.в.

а

с

г

з

н

Выше нормы (8-10 стен)

17,14%

68,57%

65,71%

8,57%

17,14%

57,14%

Норма

65,71%

31,43%

31,43%

77,14%

74,29%

42,86%

Ниже нормы (1-3 стен)

17,14%

0,00%

2,86%

14,29%

8,57%

0,00%

Высокий процент проявления  виктимности по показателю «а» и «с» проявляется в обеих группах. Возможно, это связано с возрастом студентов, так как они молоды и в этом возрасте самоутверждаюся, поэтому могут быть агрессивны и не всегда способны контролировать проявление своих эмоций.

Показатель «г» в норме у обеих групп, что говорит о достаточной терпимости и нормальной самооценке данных студентов. Высокий показатель «н», говорящий о неумении правильно оценивать жизненные ситуации, проявляется у 85,71 % иностранных и 57,14 % российских студентов.

Высокий показатель «з» у 71,43 %  студентов из Вьетнама говорит о том, что данные студенты склонны к зависимому и беспомощному поведению, что также подтверждается результатами тестирования по методике «Уровень субьективного контроля», говорящем о экстернальном типе поведения данных студентов. Высокий процент проявления  виктимности по исследуемым шкалам у Вьетнамских студентов, возможно, говорит о скрытой агрессии или стрессе, который они испытывают в данной ситуации, несмотря на внешнюю доброжелательность.

Для оценки взаимосвязи личностных особенностей студентов, оцененные по методикам «Уровень субъективного контроля»,  «Склонность к виктимному поведению», был использован коэффициент корреляции Спирмена [3].

Таблица 5

Корреляционная матрица (иностранные студенты)

 

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

Р.в.

а

с

г

з

н

Ио

1,00

0,80

0,23

0,74

0,75

0,63

0,76

-0,28

-0,39

-0,54

-0,03

-0,19

-0,59

Ид

0,80

1,00

0,07

0,49

0,88

0,72

0,57

-0,07

-0,42

-0,47

0,07

-0,18

-0,43

Ин

0,23

0,07

1,00

0,23

0,23

0,32

0,08

-0,06

-0,06

0,12

-0,29

0,10

0,02

Ис

0,74

0,49

0,23

1,00

0,47

0,25

0,45

-0,08

-0,23

-0,28

-0,10

-0,19

-0,45

Ип

0,75

0,88

0,23

0,47

1,00

0,63

0,57

0,11

-0,22

-0,30

-0,10

-0,03

-0,26

Им

0,63

0,72

0,32

0,25

0,63

1,00

0,59

-0,32

-0,48

-0,56

0,30

-0,05

-0,53

Из

0,76

0,57

0,08

0,45

0,57

0,59

1,00

0,03

-0,04

-0,39

-0,03

0,19

-0,38

Р.в.

-0,28

-0,07

-0,06

-0,08

0,11

-0,32

0,03

1,00

0,77

0,62

-0,33

0,45

0,67

а

-0,39

-0,42

-0,06

-0,23

-0,22

-0,48

-0,04

0,77

1,00

0,69

-0,12

0,35

0,75

с

-0,54

-0,47

0,12

-0,28

-0,30

-0,56

-0,39

0,62

0,69

1,00

-0,51

0,24

0,73

г

-0,03

0,07

-0,29

-0,10

-0,10

0,30

-0,03

-0,33

-0,12

-0,51

1,00

-0,02

-0,37

з

-0,19

-0,18

0,10

-0,19

-0,03

-0,05

0,19

0,45

0,35

0,24

-0,02

1,00

0,00

н

-0,59

-0,43

0,02

-0,45

-0,26

-0,53

-0,38

0,67

0,75

0,73

-0,37

0,00

1,00

Как видно из табл.5, у иностранных студентов прослеживается прямая связь между показателями тестирования, такими как  «Ио» и  «Ид», «Ис», «Ип», «Им», «Из»; «Ид» и «Ип», «Им», «Из»; «Ип» и «Ио», «Ид», «Им», «Из»; «Им» и «Ио», «Ид», «Ип», «Из»; «Из» и «Ио», «Ид», «Ип», «Им», «Из».

Прослеживается обратная связь между показателем «Ио» и «Им» с показателями «с», «н». Чем больше иностранные студенты несут ответственность за отношения с людьми, чем больше другие люди их уважают и симпатизируют им, тем меньше они склонны к провоцирующему виктивному поведению, сознательно подстрекающему и провоцирующему других.

У российских студентов, как видно из табл. 6, в группе показателей по методике «Уровень субъективного контроля» видна  взаимосвязь между показателями  «Ио» и «Ид», «Ин», «Ис», «Ип», «Им», «Из». У российских студентов присутствует обратная связь между показателем «Им – интернальность в области межличностных отношений» и «з – склонность к зависимому и беспомощному поведению». Можно сделать вывод, что у данных студентов, чем больше ответственности в межличностных отношениях, тем меньше беспомощность и зависимость от других людей и событий.

Таблица 6

Корреляционная матрица (российские студенты)

 

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

Р.в.

а

с

г

з

н

Ио

1,00

0,78

0,83

0,48

0,79

0,48

0,56

-0,34

-0,40

-0,23

0,11

-0,43

-0,32

Ид

0,78

1,00

0,53

0,38

0,56

0,66

0,45

-0,33

-0,35

-0,19

0,06

-0,47

-0,24

Ин

0,83

0,53

1,00

0,35

0,61

0,44

0,41

-0,35

-0,36

-0,32

0,14

-0,38

-0,35

Ис

0,48

0,38

0,35

1,00

0,36

0,14

0,28

0,07

-0,06

0,09

0,40

-0,06

0,07

Ип

0,79

0,56

0,61

0,36

1,00

0,23

0,30

-0,23

-0,36

-0,09

0,01

-0,37

-0,21

Им

0,48

0,66

0,44

0,14

0,23

1,00

0,13

-0,25

-0,06

-0,12

-0,11

-0,53

-0,11

Из

0,56

0,45

0,41

0,28

0,30

0,13

1,00

-0,37

-0,33

-0,10

0,25

-0,01

-0,32

Р.в.

-0,34

-0,33

-0,35

0,07

-0,23

-0,25

-0,37

1,00

0,55

0,63

0,02

0,48

0,69

а

-0,40

-0,35

-0,36

-0,06

-0,36

-0,06

-0,33

0,55

1,00

0,70

0,00

0,38

0,60

с

-0,23

-0,19

-0,32

0,09

-0,09

-0,12

-0,10

0,63

0,70

1,00

-0,05

0,34

0,69

г

0,11

0,06

0,14

0,40

0,01

-0,11

0,25

0,02

0,00

-0,05

1,00

0,37

-0,03

з

-0,43

-0,47

-0,38

-0,06

-0,37

-0,53

-0,01

0,48

0,38

0,34

0,37

1,00

0,27

н

-0,32

-0,24

-0,35

0,07

-0,21

-0,11

-0,32

0,69

0,60

0,69

-0,03

0,27

1,00

В результате данного исследования были изучены межличностные особенности иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности «лингвистика». Была выявлена взаимосвязь между показателями, характеризующими личностные особенности иностранных и российских студентов с помощью корреляционного анализа. Выявлено, что у российских студентов преобладает реалистический стиль мышления, интернальный стиль субъективного контроля, склонность к виктимному поведению по некоторым шкалам, чуть больше нормы. Иностранные студенты имеют аналитический, идеалистический тип мышления, в большинстве своем экстернальный стиль субъективного контроля. Высокий процент проявления  виктимности по исследуемым шкалам методики «Склонность к виктимному поведению» у иностранных студентов, возможно, говорит о скрытой агрессии или стрессе, который они испытывают в данной ситуации, несмотря на внешнюю доброжелательность.

Полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований по данной тематике, а также в работе кураторов учебных групп.

Рецензенты:

Сапожков С.Б., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Естественно-научного образования», Юргинский технологический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга;

Мицель А.А., д.т.н., профессор кафедры Автоматизированных систем управления, Томский университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск.

 


Библиографическая ссылка

Баловнева А.Н., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17622 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674