Целью данного исследования является изучение межличностных особенностей иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности «лингвистика».
Были поставлены следующие задачи:
1. Провести сравнительный анализ данных мониторинга иностранных и российских студентов первого курса, обучающихся по специальности «лингвистика»;
2. Выявить взаимосвязь между показателями, характеризующими личностные особенности иностранных и российских студентов с помощью корреляционного анализа и сделать выводы об их особенностях.
На предварительном этапе были протестированы иностранные и российские студенты первого курса, обучающиеся по специальности «лингвистика» в Томском политехническом университете. В тестировании принимали участие 64 студента.
Для исследования экспертами были выбраны методики: «Уровень субъективного контроля», «Стиль мышления», «Склонность к виктимному поведению».
Методика «Уровень субъективного контроля» представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями. Возможны два полярных типа локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус) [6].
Оценка уровня субъективного контроля проводилась по следующим шкалам:
· Ио-шкала общей интернальности.
· Ид-шкала интернальности в области достижений.
· Ин-шкала интернальности в области неудач.
· Ис-шкала интернальности в семейных отношениях.
· Ип-шкала интернальности в области производственных отношений.
· Им-шкала интернальности в области межличностных отношений.
· Из-шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
Оценка по методике «Склонность к виктимному поведению» проводилась по шкалам:
· р.в – шкала реализованной виктимности.
· а – шкала склонности к агрессивному виктимному поведению.
· с – шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
· г – шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению.
· з – шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению.
· н – шкала склонности к некритичному поведению.
На первом этапе по результатам тестирования было выявлено, какой % иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности «лингвистика», проявляет интернальный и экстернальный тип по шкалам методики оценки субьективного контроля.
Результаты анализа данных тестирования иностранных студентов-лингвистов из Вьетнама говорят о том, что им свойственен экстернальный тип субъективного контроля (таблица 1).
Таблица 1
Студенты-лингвисты из Вьетнама (методика УСК)
Уровень субъективного контроля |
УСК |
||||||
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Им |
Из |
|
интернальный(7-9) |
7,14% |
21,43% |
0,00% |
21,43% |
7,14% |
7,14% |
21,43% |
Промежут. вар. (5-6) |
21,43% |
28,57% |
0,21% |
35,71% |
21,43% |
35,71% |
14,29% |
экстернальный (1-4) |
71,43% |
50,00% |
78,57% |
42,86% |
71,43% |
57,14% |
64,29% |
Скорее всего, на уровень субъективного контроля влияют культурные традиции этой страны. Вьетнамцы очень уважают своих родителей, а соответсвенно подчиняются им, следовательно, чаще всего и перекладывают ответсвенность на них. Также вьетнамцам свойственно чинопочитание и глубокое уважение к людям с высоким социальным статусом. Вьетнамские студенты прилежны в учебе, слушаются и уважают преподавателей, но часто не склонны принимать самостоятельные решения.
Если рассмотреть показатели каждой из шкал, мы видим, что примерно 70 % студентов проявляют экстернальный тип по шкалам: Ио-Шкала общей интернальности, Ин-шкала интернальности в области неудач, Ип-шкала интернальности в области производственных отношений, Из-шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Данные студенты перекладывают вину за неудачи на судьбу и других людей в вопросах, касающихся здоровья, удачи и производственных успехов.
Результаты анализа данных тестирования российских студентов-лингвистов говорят о том, что им больше свойственен интернальный тип субъективного контроля (таблица 2). Около 50 % российских студентов проявили высокие показатели экстернальности по шкалам: Ин-шкала интернальности в области неудач; Ип-шкала интернальности в области производственных отношений; Из-шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
Таблица 2
Студенты-лингвисты из России (методика УСК)
Уровень субъективного контроля |
УСК |
||||||
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Им |
Из |
|
интернальный (7-9) |
25,71% |
37,14% |
22,86% |
45,71% |
14,29% |
25,71% |
28,57% |
Промежут. вар. (5-6) |
37,14% |
45,71% |
22,86% |
42,86% |
34,29% |
33,43% |
20,29% |
экстернальный (1-4) |
37,14% |
17,14% |
54,29% |
11,43% |
51,43% |
40,86% |
48,29% |
Анализ результатов тестирования по методике оценки стиля мышления показал, что иностранным студентам-лингвистам свойственен аналитический стиль мышления (36 %) и чуть в меньшей степени идеалистический стиль (29 %) (рис. 1).
Рис 1. Диаграмма распределения по типу мышления
иностранных студентов-лингвистов
Аналитический стиль мышления отличает логическая, методическая, тщательная, детальная и осторожная манера решения проблем; на основе подробного плана, всесторонней информации они находят наилучшие пути ее решения. Подход аналитика базируется на подробном, увязанном во всех деталях плане и на поиске поддающегося рациональному обоснованию наилучшего пути.
Идеалистический стиль характеризуется широким взглядом на жизнь, глобальными оценками без детального анализа проблем и опоры на формальную логику, ее законы. Они не расположены концентрироваться на точных цифрах и фактах, но они имеют повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и ценностям человека.
Российским студентам, обучающимся по специальности «лингвистика», больше свойственен реалистичекий стиль мышления (45 %) (рис. 2).
Рис. 2. Диаграмма распределения по типу мышления российских студентов-лингвистов
Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на управление и коррекцию ситуации в целях достижения определенного результата. Реалисты испытывают потребность контролировать ресурсы, людей, их результаты деятельности.
Анализ результатов методики «Склонность к виктимному поведению» показал, что у студентов из Вьетнама высокий процент проявления виктимности по исследуемым шкалам.
Таблица 3
Студенты-лингвисты из Вьетнама (методика «Склонность к виктимному поведению»)
|
Склонность к виктимному поведению |
|||||
р.в. |
а |
с |
г |
з |
н |
|
Выше нормы (8-10 стен) |
42,86% |
71,43% |
85,71% |
35,71% |
71,43% |
85,71% |
Норма |
57,14% |
28,57% |
14,29% |
64,29% |
28,57% |
14,29% |
Ниже нормы (1-3 стен) |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
Таблица 4
Студенты-лингвисты из России (методика «Склонность к виктимному поведению»)
|
Склонность к виктимному поведению |
|||||
р.в. |
а |
с |
г |
з |
н |
|
Выше нормы (8-10 стен) |
17,14% |
68,57% |
65,71% |
8,57% |
17,14% |
57,14% |
Норма |
65,71% |
31,43% |
31,43% |
77,14% |
74,29% |
42,86% |
Ниже нормы (1-3 стен) |
17,14% |
0,00% |
2,86% |
14,29% |
8,57% |
0,00% |
Высокий процент проявления виктимности по показателю «а» и «с» проявляется в обеих группах. Возможно, это связано с возрастом студентов, так как они молоды и в этом возрасте самоутверждаюся, поэтому могут быть агрессивны и не всегда способны контролировать проявление своих эмоций.
Показатель «г» в норме у обеих групп, что говорит о достаточной терпимости и нормальной самооценке данных студентов. Высокий показатель «н», говорящий о неумении правильно оценивать жизненные ситуации, проявляется у 85,71 % иностранных и 57,14 % российских студентов.
Высокий показатель «з» у 71,43 % студентов из Вьетнама говорит о том, что данные студенты склонны к зависимому и беспомощному поведению, что также подтверждается результатами тестирования по методике «Уровень субьективного контроля», говорящем о экстернальном типе поведения данных студентов. Высокий процент проявления виктимности по исследуемым шкалам у Вьетнамских студентов, возможно, говорит о скрытой агрессии или стрессе, который они испытывают в данной ситуации, несмотря на внешнюю доброжелательность.
Для оценки взаимосвязи личностных особенностей студентов, оцененные по методикам «Уровень субъективного контроля», «Склонность к виктимному поведению», был использован коэффициент корреляции Спирмена [3].
Таблица 5
Корреляционная матрица (иностранные студенты)
|
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Им |
Из |
Р.в. |
а |
с |
г |
з |
н |
Ио |
1,00 |
0,80 |
0,23 |
0,74 |
0,75 |
0,63 |
0,76 |
-0,28 |
-0,39 |
-0,54 |
-0,03 |
-0,19 |
-0,59 |
Ид |
0,80 |
1,00 |
0,07 |
0,49 |
0,88 |
0,72 |
0,57 |
-0,07 |
-0,42 |
-0,47 |
0,07 |
-0,18 |
-0,43 |
Ин |
0,23 |
0,07 |
1,00 |
0,23 |
0,23 |
0,32 |
0,08 |
-0,06 |
-0,06 |
0,12 |
-0,29 |
0,10 |
0,02 |
Ис |
0,74 |
0,49 |
0,23 |
1,00 |
0,47 |
0,25 |
0,45 |
-0,08 |
-0,23 |
-0,28 |
-0,10 |
-0,19 |
-0,45 |
Ип |
0,75 |
0,88 |
0,23 |
0,47 |
1,00 |
0,63 |
0,57 |
0,11 |
-0,22 |
-0,30 |
-0,10 |
-0,03 |
-0,26 |
Им |
0,63 |
0,72 |
0,32 |
0,25 |
0,63 |
1,00 |
0,59 |
-0,32 |
-0,48 |
-0,56 |
0,30 |
-0,05 |
-0,53 |
Из |
0,76 |
0,57 |
0,08 |
0,45 |
0,57 |
0,59 |
1,00 |
0,03 |
-0,04 |
-0,39 |
-0,03 |
0,19 |
-0,38 |
Р.в. |
-0,28 |
-0,07 |
-0,06 |
-0,08 |
0,11 |
-0,32 |
0,03 |
1,00 |
0,77 |
0,62 |
-0,33 |
0,45 |
0,67 |
а |
-0,39 |
-0,42 |
-0,06 |
-0,23 |
-0,22 |
-0,48 |
-0,04 |
0,77 |
1,00 |
0,69 |
-0,12 |
0,35 |
0,75 |
с |
-0,54 |
-0,47 |
0,12 |
-0,28 |
-0,30 |
-0,56 |
-0,39 |
0,62 |
0,69 |
1,00 |
-0,51 |
0,24 |
0,73 |
г |
-0,03 |
0,07 |
-0,29 |
-0,10 |
-0,10 |
0,30 |
-0,03 |
-0,33 |
-0,12 |
-0,51 |
1,00 |
-0,02 |
-0,37 |
з |
-0,19 |
-0,18 |
0,10 |
-0,19 |
-0,03 |
-0,05 |
0,19 |
0,45 |
0,35 |
0,24 |
-0,02 |
1,00 |
0,00 |
н |
-0,59 |
-0,43 |
0,02 |
-0,45 |
-0,26 |
-0,53 |
-0,38 |
0,67 |
0,75 |
0,73 |
-0,37 |
0,00 |
1,00 |
Как видно из табл.5, у иностранных студентов прослеживается прямая связь между показателями тестирования, такими как «Ио» и «Ид», «Ис», «Ип», «Им», «Из»; «Ид» и «Ип», «Им», «Из»; «Ип» и «Ио», «Ид», «Им», «Из»; «Им» и «Ио», «Ид», «Ип», «Из»; «Из» и «Ио», «Ид», «Ип», «Им», «Из».
Прослеживается обратная связь между показателем «Ио» и «Им» с показателями «с», «н». Чем больше иностранные студенты несут ответственность за отношения с людьми, чем больше другие люди их уважают и симпатизируют им, тем меньше они склонны к провоцирующему виктивному поведению, сознательно подстрекающему и провоцирующему других.
У российских студентов, как видно из табл. 6, в группе показателей по методике «Уровень субъективного контроля» видна взаимосвязь между показателями «Ио» и «Ид», «Ин», «Ис», «Ип», «Им», «Из». У российских студентов присутствует обратная связь между показателем «Им – интернальность в области межличностных отношений» и «з – склонность к зависимому и беспомощному поведению». Можно сделать вывод, что у данных студентов, чем больше ответственности в межличностных отношениях, тем меньше беспомощность и зависимость от других людей и событий.
Таблица 6
Корреляционная матрица (российские студенты)
|
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Им |
Из |
Р.в. |
а |
с |
г |
з |
н |
Ио |
1,00 |
0,78 |
0,83 |
0,48 |
0,79 |
0,48 |
0,56 |
-0,34 |
-0,40 |
-0,23 |
0,11 |
-0,43 |
-0,32 |
Ид |
0,78 |
1,00 |
0,53 |
0,38 |
0,56 |
0,66 |
0,45 |
-0,33 |
-0,35 |
-0,19 |
0,06 |
-0,47 |
-0,24 |
Ин |
0,83 |
0,53 |
1,00 |
0,35 |
0,61 |
0,44 |
0,41 |
-0,35 |
-0,36 |
-0,32 |
0,14 |
-0,38 |
-0,35 |
Ис |
0,48 |
0,38 |
0,35 |
1,00 |
0,36 |
0,14 |
0,28 |
0,07 |
-0,06 |
0,09 |
0,40 |
-0,06 |
0,07 |
Ип |
0,79 |
0,56 |
0,61 |
0,36 |
1,00 |
0,23 |
0,30 |
-0,23 |
-0,36 |
-0,09 |
0,01 |
-0,37 |
-0,21 |
Им |
0,48 |
0,66 |
0,44 |
0,14 |
0,23 |
1,00 |
0,13 |
-0,25 |
-0,06 |
-0,12 |
-0,11 |
-0,53 |
-0,11 |
Из |
0,56 |
0,45 |
0,41 |
0,28 |
0,30 |
0,13 |
1,00 |
-0,37 |
-0,33 |
-0,10 |
0,25 |
-0,01 |
-0,32 |
Р.в. |
-0,34 |
-0,33 |
-0,35 |
0,07 |
-0,23 |
-0,25 |
-0,37 |
1,00 |
0,55 |
0,63 |
0,02 |
0,48 |
0,69 |
а |
-0,40 |
-0,35 |
-0,36 |
-0,06 |
-0,36 |
-0,06 |
-0,33 |
0,55 |
1,00 |
0,70 |
0,00 |
0,38 |
0,60 |
с |
-0,23 |
-0,19 |
-0,32 |
0,09 |
-0,09 |
-0,12 |
-0,10 |
0,63 |
0,70 |
1,00 |
-0,05 |
0,34 |
0,69 |
г |
0,11 |
0,06 |
0,14 |
0,40 |
0,01 |
-0,11 |
0,25 |
0,02 |
0,00 |
-0,05 |
1,00 |
0,37 |
-0,03 |
з |
-0,43 |
-0,47 |
-0,38 |
-0,06 |
-0,37 |
-0,53 |
-0,01 |
0,48 |
0,38 |
0,34 |
0,37 |
1,00 |
0,27 |
н |
-0,32 |
-0,24 |
-0,35 |
0,07 |
-0,21 |
-0,11 |
-0,32 |
0,69 |
0,60 |
0,69 |
-0,03 |
0,27 |
1,00 |
В результате данного исследования были изучены межличностные особенности иностранных и российских студентов, обучающихся по специальности «лингвистика». Была выявлена взаимосвязь между показателями, характеризующими личностные особенности иностранных и российских студентов с помощью корреляционного анализа. Выявлено, что у российских студентов преобладает реалистический стиль мышления, интернальный стиль субъективного контроля, склонность к виктимному поведению по некоторым шкалам, чуть больше нормы. Иностранные студенты имеют аналитический, идеалистический тип мышления, в большинстве своем экстернальный стиль субъективного контроля. Высокий процент проявления виктимности по исследуемым шкалам методики «Склонность к виктимному поведению» у иностранных студентов, возможно, говорит о скрытой агрессии или стрессе, который они испытывают в данной ситуации, несмотря на внешнюю доброжелательность.
Полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований по данной тематике, а также в работе кураторов учебных групп.
Рецензенты:Сапожков С.Б., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Естественно-научного образования», Юргинский технологический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга;
Мицель А.А., д.т.н., профессор кафедры Автоматизированных систем управления, Томский университет систем управления и радиоэлектроники, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Баловнева А.Н., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17622 (дата обращения: 15.10.2024).