Реформирование содержания высшего образования подразумевает, прежде всего, необходимость осознания общекультурных и общефилософских процессов развития цивилизации, определяющих условия формирования нового гуманитарного мышления, обладающего всеобщностью и включающего в себя ответственность, понимание самоценности собственной и иной жизни, духовность, нравственность.
В таком контексте обеспечение высокого качества педагогического образования приобретает особое значение, поскольку главной целью и смыслом профессиональной деятельности выпускников является не научение, а воспитание личности, владеющей знаниями, стремящейся к познанию, сохранению и передаче культурных ценностей будущим поколениям россиян.
Педагогика гуманизма рассматривает обучение как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для ее творческой самореализации - все это определяет общий подход к практике гуманистического обучения.
Признание развития ученика как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности предполагает и соответствующую стратегию деятельности учителя, создающего условия для реализации творческих сил ученика в системе взаимодействия с другими учащимися и в конечном итоге для воспитания «человека гуманного».
Для саморазвития человека важно: опыт индивида, самость, конгруэнтность, тенденция к росту и самоактуализации, причем, источник и движущие силы развития находятся в самом человеке. К. Роджерсом выделены условия, необходимые для личностного роста: наполненность содержания общения жизненными проблемами обучающихся; реальность личности учителя, т.е. конгруэнтность; позитивное отношение учителя к ученику, принятие; возможность выбора и альтернативного решения проблемы обучающимся; в то же время создание учителям психологического климата, способствующего тенденции самоактуализации учащихся.
Центр внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуаций.
В.В. Сериков, В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская и др. обосновали концепцию гуманистического воспитания и парадигму личностно-развивающего обучения, основу которых составляют переосмысление ценностных оснований образования. Основными ценностями гуманистического образования выступают: человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве.
В концепции гуманистической позиции Е.В. Бондаревской, важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, к педагогической культуре, к детям, школе, к индивидуальности, творческому потенциалу студента. Теоретическим основанием для формирования социокультурных компетенций и гуманистической позиции будущего учителя выступает теория личности.
Сущность личности, согласно теории, разработанной С.Л. Рубинштейном, проявляется в ее способности занимать определенную позицию.
В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в определенной социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Люди не свободны в выборе объективных условий своей жизни, а свободны в выборе средств для достижения поставленных целей, которые зависят от ценностных ориентаций данной личности. По мнению А.В. Кирьяковой, восхождение личности к ценностям общества может продуктивно развиваться в заданном направлении только при определенных условиях, среди которых наиболее значима субъектная позиция личности. Согласно концепции А.В. Кирьяковой, человек меняет ценностное отношение к миру на основе расширяющегося жизненного пространства, круга общения, выхода в более широкую сферу социального контекста жизнедеятельности.
Задача педагогов - создание условий для становления позитивных для данной личности и общества ценностей, т.е. гуманистических ценностей. Позицию каждой конкретной личности определяют ее ценностные ориентации.
Гуманистические ценности учителя реализуются в «субъект-субъектных» отношениях в педагогической деятельности, развивая у учеников потребность быть человечными, справедливыми, ответственными. В обучении передается информация, текст, вопросы, а в воспитании передается состояние, что способствует проявлению «состояния каждого», которое в процессе воспитания может становиться «достоянием всех»».
Сущность личности составляет совокупность ее отношений. В основании отношений между людьми лежит потребность в общении и в деятельности, но не сама по себе потребность, а потребность в соотнесении с эмоциями, интересами, убеждениями, оценками.
Гуманистическое личностно ориентированное образование представлено в концепции Е.В. Бондаревской как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности.
Позиция педагога в основном трактуется как установка в структуре готовности выпускника педвуза; ингегративная личностно-профессиональная характеристика педагога; компонент педагогической культуры; индикатор культуры педагогической деятельности.
Если рассматривать педагогическую позицию как личностно-профессиональную интегративную характеристику, определяющую целостную систему отношений педагога к себе, другим людям, к педагогической деятельности, можно выделить ее составляющие, среди которых направленность, ценностные ориентации и профессиональные установки педагога [4].
Ценности профессиональной деятельности проявляются в том, есть ли у студентов профессиональный план, как они распределяют свое время на освоение общих и профессиональных основных и дополнительных образовательных программ и каким является понимание ими ценности различных стратегий подготовки к профессиональной деятельности.
Понимание представляет собой процесс, состоящий из двух частей: процедура осмысления - выявления и реконструкции смысла, а также смыслообразования. Осмысленными становятся те вещи, которые вовлечены в человеческую деятельность, являясь частью человеческой культуры. Так как человек одновременно существует в культуре и создает ее, понимание является двунаправленным: он выявляет те смыслы, которые есть, и создает новые. Существующие смыслы профессиональной деятельности студенты выявляют при изучении и оценке ее моделей и способов реализации.
Непрерывность подготовки студентов также имеет свои особенности. У студентов вуза она проявляется в преемственности общеобразовательной и профессиональной подготовки; в формировании профессиональной компетентности; во взаимосвязи когнитивного и ценностного аспекта подготовки; в освоении основных и дополнительных образовательных программ; в сочетании рационального и рефлексивного освоения профессиональной деятельности. Реализация субъектно-деятельностного подхода является тенденцией развития отечественного образования, влияние которой на процесс подготовки студентов университетов к социально-культурной деятельности может быть охарактеризовано как исходная базовая ориентация воспитательно-образовательного процесса.
Действительно, наличие ценностей, рефлексивная деятельность, личностный смысл профессии, выбор варианта своей профессиональной подготовки - все это показатели, характеризующие субъекта деятельности. В исследованиях Ю.В. Варданян отмечается, что на эффективность и профессионализм деятельности влияют как объективные, так и субъективные факторы.
Представители гуманистической психологии утверждали, что полноценное развитие личности возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребенка.
Основная идея К. Роджерса - абсолютизация уникальности, неповторимости личности, свобода ее самовыражения как высшая ценность.
Таким образом, гуманистический потенциал учителя: доброжелательность, внимание к мнению учащихся, стимулирование творческой деятельности, доступность объяснения материала учителем, умение сосредоточить учащихся на главном, возможность для учащихся реализовать свой выбор, способность выбирать стиль общения в зависимости от индивидуальных особенностей, ситуации, задачи и цели при взаимодействии с учащимися, эмоционально-творческий подход к учащимся, умение снять напряженность, соблюдение этики учителем, объективность оценивания знаний, создание ситуации успеха, способность к рефлексии, эмпатии, самопринятию, принятию, конгруэнтность.
Гуманистическая направленность включает мотивы, ориентированные на помощь другому человеку, терпимость и принятие точки зрения другого, высший уровень гуманистического типа профессионально-педагогической направленности составляют мотивы содействия учителя развитию личности ученика, установка на доброту и гуманное отношение к ребенку.
Е.К. Дворянкина говоря, «что социально-гуманистическая позиция человека проявляется в его активном отношении к миру и самому себе как творцу, как к субъекту», рассматривает это как необходимую логику профессиональной подготовки будущих учителей. Развитие гуманистической позиции происходит в том числе и в результате рефлексии учителем оснований своей деятельности, среди которых главной является ценностная ориентация учителя на ребенка.
Гуманистическая позиция студентов педагогического университета - это система их отношений, позволяющих отражать, осмысливать, преобразовывать педагогическую действительность и оценивать ее по гуманистическим критериям.
Гуманистически ориентированная деятельность - это владение умениями и навыками диалогического общения, умение строить свою деятельность с учетом субъектных отношений, рефлексии деятельности.
Эмоциональный компонент - способность сопереживать ученику, понимание, терпение, эмпатия, способность «заражать» эмоциями. Эмоции служат формой проявления потребностей, мотивов, сопровождают любые проявления активности субъекта, в форме переживания отражают значимость действующих на индивида событий и явлений. Эмоциональная жизнь - это прежде всего внутренняя жизнь человека, а осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему.
Стремление к самообразованию, самопознанию, саморазвитию, становление профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя происходит на основе рефлексии.
Выстроив собственный мир ценностей, войдя в мир знаний, овладев способами реализации этих ценностей через соответствующую систему отношений, открыв мир собственного «я», научившись рефлексировать, а затем и регулировать его, студент сможет осознать важность формирования гуманистической позиции.
Триада «задача - диалог - игра» образует базовый комплекс личностно ориентированного образования, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части целостного учебного процесса.
В процессе решения педагогических задач в ходе практики, участия в учебных диалогах, на семинарских занятиях, практических и лабораторных занятиях, спецкурсах, курсах по выбору студенты осмысливают систему ценностей, которая входит в содержание гуманистической позиции, сопоставляют эти ценности с теми, которые сложились у них до поступления в вуз, переосмысливают, корректируют эту систему ценностей.
Формирование гуманистической позиции студента происходит в процессе личностно ориентированного образования, чтобы процесс обучения в вузе отвечал внутренним потребностям студентов, способствовал творческому приложению усвоенных знаний, самоопределению, самоутверждению личности и ее самореализации.
Содержание педагогического образования должно охватывать различные виды знаний - это знания общепедагогические и специальные, относящиеся к тому предмету, который будет преподавать будущий учитель, а кроме того - знания о человеке, культуре, природе.
Важны практические умения и навыки организации учебно-воспитательного процесса, в котором учитель реализует ценности, составляющие содержание гуманистической позиции. Деятельно-творческий компонент содержания личностно ориентированного образования соответствует опыту творческой деятельности.
Чертами творческой деятельности являются самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности, альтернативное мышление - необходимы учителю, реализующему гуманистическую позицию в педагогическом процессе. Для приобщения студентов к будущей педагогической деятельности в условиях вуза следует шире использовать различные методы активного обучения: проблемные лекции, семинары, спецкурсы, учебную практику и др.
Контекстное обучение создает условия для наложения активности студента на канву его будущей профессии [2].
В контексте гуманистической парадигмы образования возможно формирование свободного, самостоятельного человека.
Ю.Н. Кулюткин выявил различия между традиционной парадигмой образования, направленной в основном на подготовку учащихся к выполнению социальной роли, и гуманистической парадигмой образования, приобщающей учащихся к ценностям, создающим условия для самореализации, саморазвития. Позиция учителя в рамках одной парадигмы существенно отличается от позиции в рамках другой парадигмы образования.
При традиционном обучении недооценивается свобода личности, являющаяся условием самовыражения, нередко игнорируется роль межличностных отношений учителя и учащихся. Традиционная парадигма образования обеспечивает формирование послушного исполнителя, «человека-винтика».
Гуманистическая психология выводит на первое место человека, его ценности, его личную свободу, способность прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Такой подход к образованию способствует развитию творческого потенциала личности.
Воспитать свободного и самостоятельного человека, создать «запас свободы», выводящий его в сферу мировоззренческого осмысления социальной действительности, может только гуманистически ориентированный учитель.
Ориентироваться будущий учитель должен на развитие и воспитание гуманной личности школьника в процессе совместной с ним деятельности, а не просто на передачу ему суммы знаний и умений, зафиксированных в программе по тому или иному учебному предмету. Это - учитель-гуманист.
Гуманистически ориентированный учитель позитивно относится к ученику, принимает ребенка таким, каков он есть, в исключительных случаях осуществляя коррекцию отдельных качеств, но лишь при общем положительном отношении к его личности. Такому учителю свойственна открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей. Он искренен в отношениях с учащимися. Учитель-гуманист воспитывает в каждом ребенке чувство собственного достоинства; развивает эмпатические тенденции, самоуважение; стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для его развития. В структуре социокультурных компетенций и гуманистической позиции ведущим элементом является направленность учителя на ребенка. Формирование гуманистической позиции происходит в результате рефлексии учителем своей деятельности. В структуре гуманистической позиции следует выделить когнитивный, деятельностный и эмоциональный компоненты. Для формирования гуманистической позиции субъектов образовательного процесса важными условиями являются способность к рефлексированию, эмпатические тенденции, конгруэнтность, способность принимать себя и «другого». Таким образом, это должен быть гуманистически ориентированный учитель, носитель и выразитель общечеловеческих духовных ценностей и общечеловеческой культуры.
Рецензенты:Оказова З.П., д.с.-х.н., доцент, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Черчесова С.С., д.б.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Чопикашвили З.М., Ревазова С.М. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17589 (дата обращения: 16.10.2024).