Средний школьный возраст характеризуется физиологическими особенностями развития организма, что выражается интенсивным ростом и увеличением длины и массы тела. Интенсивное нарастание мышечной массы происходит у мальчиков в 13–14 лет, у девочек – в 11–12 лет. Данный возрастной период отличается началом полового созревания у мальчиков и девочек. Физиологические изменения, характерные для 12–14-летних школьников отражаются и на развитии физических качеств. Это период продолжительного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств средствами физического воспитания [1, 3, 10].
Физическая подготовленность лежит в основе саморазвития организма и психики человека, является результатом физической подготовки, целенаправленно организованного педагогического процесса по развитию физических качеств, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой [1, 7, 8, 9].
Оценка уровня развития физических качеств и контроль двигательной подготовленности школьников производится с помощью упражнений-тестов. В большинстве случаев тестируется и оценивается определенный набор показателей физической подготовленности детей: выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем (использование беговых тестов от 500 до 3000 метров), работоспособность определенных мышечных групп при различных режимах мышечного сокращения (результаты прыжка в длину с места, бега 30–100 метров, подтягивания на перекладине, подъема туловища из положения лежа на спине), подвижность в определенных суставах, координация, ловкость и способность сохранять равновесие (показатели данной группы носят дополнительный характер). Итоговая оценка тестирования должна быть определена при наличии не менее 3 тестов [1, 10].
Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся каждого возрастного периода. В то же время результаты отдельных тестов не отражают уровень готовности детей к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому необходим комплексный, интегральный показатель, характеризующий уровень физической готовности и гармоничность развития физических качеств ребенка.
Цель исследования – оценить индекс физической готовности и гармоничность развития физических качеств школьников 12–14 лет.
Материалы и методы. В рекомендациях о проведении общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся В.Ю. Давыдова, А.И. Шамардина [2] представлена структура оценки физической подготовленности. Итоговая оценка тестирования выводится по каждому тесту в баллах с использованием пятиуровневой шкалы оценок: пятибалльной (5, 4, 3, 2, 1), процентной шкале (100 % и выше, 85–99 %, 70–84 %, 51–69 %, 50 % и ниже) и качественной («высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего», «низкий») (табл.).
В основу оценочной шкалы положены данные тестирований, обработанные общепри-
нятыми методами математической статистики с нахождением основных параметров и оцениванием их с учетом закона нормального распределения по стандартным отклонениям. Оценочная шкала представляет собой классы (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), которые являются непересекающимися множествами, поэтому различия между ними учитываются при построении шкалы нормативов.
Структура оценочной шкалы физической подготовленности
Возраст, лет и месяцев |
Уровень физической подготовленности |
||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
|
100 % |
85–99 % |
70–84 % |
51–69 % |
50 % и ниже |
|
5 баллов |
4 баллов |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
По результатам тестов определяют индекс физической готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов. При индивидуальной качественной оценке ИФГ принимался: менее трех баллов – физическая подготовленность ниже средней, три балла – физическая подготовленность средняя, более трех баллов – физическая подготовленность выше средней.
Кроме ИФГ определялось развитие физических качеств, которое оценивается как равномерное – «гармоничное», когда между максимальным и минимальным результатом нет свободного коридора (уровня), «недостаточно гармоничное» – разрыв в один уровень и «дисгармоничное» – разрыв более чем в один уровень.
Исследование проводилось в общеобразовательных учреждениях города Омска в 2013–2014 учебном году. Развитие физических качеств изучалось у 226 школьников, из них 117 мальчиков и 109 девочек в возрасте 12–14 лет.
Для изучения двигательных качеств были использованы следующие тесты: бег 30 м (быстрота), прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности), бег 1000 метров (выносливость), подтягивание на перекладине – мальчики (сила), поднимание туловища из исходного положения лежа на спине – девочки (сила, быстрота, выносливость). Математическая обработка фактического материала проводилась с помощью пакета Microsoft Office Excel.
Результаты и их обсуждение. Анализ результатов распределения школьников по ИФГ показал, что преобладающее число мальчиков (43 %) имеет средний показатель, треть мальчиков – выше среднего (36,4 %) и 20, 7 % – ниже среднего (рис.1).
Особенностью распределения ИФГ у девочек являлось преобладание оценок выше средних и средних (61,7 % и 35,75 % соответственно) и минимальное количество ниже средних.
Рис. 1. Распределение школьников по индексу физической готовности (%)
ИФГ позволяет оценить в целом уровень готовности ребенка к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности.
Результаты контрольных испытаний школьников по каждому из четырех тестов, характеризующих основные физические качества, свидетельствуют, что качество быстроты у мальчиков и девочек развито недостаточно (дефицит развития в среднем составляет 40,6 %). Дефицит развития качества силы у мальчиков наблюдается свыше 66 % случаев. У девочек скоростно-силовая выносливость находится на оптимальном уровне, дефицит развития качеств встречается в 4,3 % случаев. Выносливость и скоростно-силовые качества у мальчиков и девочек соответствуют оптимальному уровню развития. Дефицит развития качества выносливости составляет 12,7 % у мальчиков и 5,2 % у девочек, скоростно-силовых – 24,8 % и 13,9 % соответственно.
По мнению В.Ю. Давыдова, А.И. Шамардина, развитие физических качеств можно характеризовать как «гармоничное», «недостаточно гармоничное» и «дисгармоничное» [2].
Настоящим исследованием установлено, что количество детей, имеющих гармоничное развитие физических качеств, не превышало 2 % у мальчиков, недостаточно гармоничное – 16 %, дисгармоничное – 82 % (рис. 2).
Рис. 2 .Распределение мальчиков по развитию физических качеств (%)
Анализ уровня развития физических качеств у девочек показал отсутствие детей, имеющих гармоничное развитие физических качеств. Количество девочек с дисгармоничным развитием физических качеств составило 95 % (рис. 3).
Рис. 3. Распределение девочек по развитию физических качеств (%)
Полученные результаты подтверждают, что данная классификация не отражает в полной мере развитие физических качеств ребенка. Классификация предполагает установление различий между максимальной и минимальной оценкой при выполнении контрольных упражнений. Таким образом, в группу «гармоничных» могут попадать школьники, имеющие одинаковые высокие, средние или низкие оценки за выполнение всех тестовых упражнений. Например, школьник М., 12 лет по результатам контрольных испытаний получил оценки: «Бег 30 м» – 4 балла; «Бег 1000 м» – 4 балла; «Прыжок в длину с места» – 4 балла; «Подтягивание на перекладине» – 4 балла. В группу «недостаточно гармоничных» попадают школьники, имеющие разницу между максимальной и минимальной оценкой в 1 балл. Например, школьник К., 13 лет по результатам контрольных испытаний получил оценки: 4 балла; 5 баллов; 4 балла; 4 балла соответственно. В группу «дисгармоничных» попадают школьники, имеющие разницу между максимальной и минимальной оценкой более 1 балла. Например, школьник В., 13 лет по результатам контрольных испытаний получил оценки: 4 балла; 5 баллов; 3 балла; 3 балла соответственно.
Заключение. Таким образом, ИФГ является интегральным показателем готовности к физкультурно-спортивной деятельности ребенка в целом, но не отражает уровень развития отдельных физических качеств. Поэтому при оценке ИФГ в организованном коллективе педагогические воздействия средствами физической культуры рекомендуется направлять на развитие физических качеств, находящихся на низком уровне индивидуального развития ребенка.
По нашему мнению, использование предложенных терминов («гармоничное», «недостаточно гармоничное», «дисгармоничное») применительно к результатам физической подготовленности является некорректным, т.к. в группу «гармоничных» могут входить дети, получившие отличные и неудовлетворительные оценки за контрольные испытания.
Рецензенты:Ляпин В.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск;
Новикова И.И., д.м.н., профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания, обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Приешкина А.Н., Флянку И.П., Салова Ю.П. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17587 (дата обращения: 07.10.2024).